ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ.

Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. Само понятие “кризис” следует рассматривать не как катастрофу, а как переломный момент, период, связанный с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Как  отмечал  выдающийся отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский, для  кризисов  развития  характерны ''резкие  сдвиги  и  переломы  в  личности'', когда  за  короткий  период  времени  ребенок  меняется  в  целом. Переживание  кризиса  дисгармонизирует  личность  ребенка,  делая  его  более  чувствительным, хрупким.  По  мнению  Л.С.Выготского, общими  чертами  всех  возрастных  кризисов  являются  непокорность  и  непослушание. Речь  идет  о  ситуации, когда  глубокие  изменения  в  личности, характере  и  поведении  ребенка  провоцирует  взрослого  к  стремлению  перевоспитать,  переделать,  исправить. Подобные  воспитательные  воздействия  в  период  кризиса  переживаются  ребенком  особенно  остро и могут глубоко травмировать.

Возрастные кризисы детства.

Кризис новорожденности - первые дни и недели жизни новорожденного.

Это промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жиз­нью, который является исходным моментом дальнейшего развития личности, возникновения психической жизни; улыбка; глазной контакт.

Кризис одного года - рубеж первого и второго года. Примерно до года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит накопление возможностей ребенка, возникновение автономной речи, прямохождение. В это время все или почти все требования, побуждения ребенка удовлетворяются. Более того, среда его обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь через несколько недель, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Например, в манеж советуют выкладывать ребенка уже после 4 мес, хотя это место поначалу становится аналогом кроватки, только к 6 мес. ребенок начинает пользоваться новым пространством по назначению.

Но с развитием активного ползанья возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

Именно с возникновением первого запрета, ограничения для ребенка впервые возникает его собственное стремление как таковое. Пока любое требование удовлетворяется, само это требование для ребенка существует лишь как часть желаемого. С появлением первого запрета собственное побуждение, стремление оказывается представленным ребенку. Невыполнение требования порождает стремление, которое ребенок эмоционально проживает, тем самым узнавая.

Фактически речь идет о моменте изменения отношения ребенка к среде. Расширение объективных возможностей ребенка провоцирует запрет со стороны взрослого; запрет делит окружающее ребенка пространство на доступное и недоступное. Пока стремление и среда однонаправлены, в сущности нет ни того, ни другого; как только они оказываются несовпадающими, они взаимно обнаруживаются - возникают.

Кризис трех лет - ру­беж раннего и дошкольного возраста. Поведение начи­нает носить протестующий характер, особенности поведения детей в кризисе трех лет – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи. Новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», гордость за достижение.

Возраст 3-х лет характеризуется как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять

просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.

Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится обидчивым, начинает хитрить и претендовать на равноправие со взрослым.

Суть кризиса в том, что через противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «Я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушения запретов. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Кризис семи лет - завершение дошкольного детства. Поведение  ребенка  резко  меняется – появляется  манерность, капризность, обидчивость, теряется непосредственность, в  поступках появляется интеллектуальный  компонент. Кризис  7  лет  также  характеризуется  физиологическими  изменениями: изменяются  пропорции  тела, которые  становятся  более  гармоничными  и  близкими  к  пропорциям  тела  взрослого  человека. Фигура  взрослого  для  него  приобретает  значение  старшего  товарища, учителя  и  на  первый  план  выходит  смысл  общения.

Кризисы отрочества.

Предподростковый кризис - переход от младшего школьного к подростко­вому возрасту, нижняя граница возраста не ниже 10-ти лет. В этом возрасте формируется чувство взрослости - стремление быть и казаться взрослым; самоопределение - центральная тенденция на­чала подросткового возраста. Кризис предподросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с бы­стрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста.

Подростничество - переход к взрослости. Это критический переход от под­росткового к юношескому возрасту. В этот период происходит интен­сивное развитие личности, возникают но­вые интересы, меняющие личность в целом. Эмоциональная неустойчивость, резкая смена настроения, неадекватная и нестабильная самооценка, страстное желание быть и казаться взрослым, душевная ранимость и неумение формулировать свои проблемы – вот далеко не полный перечень свойств подростка.

Едва ребенку исполняется двенадцать-тринадцать лет, в доме словно бы появляется другой человек. Прежде живой, болтливый, общительный ребенок становится замкнутым, молчаливым, стремится к уединению. Чувствительный, ласковый и застенчивый – превращается в резкого, хамоватого, не стесняющегося в выражениях. Взрослым сложно приспособиться к новой ситуации: они не успевают перестроиться. Все возникающие трудности прежде всего связаны с тем, что ваш ребенок переживает кризис.

Продолжитель­ность подросткового возраста по разным исследованиям весьма разнится..

Кризисы взрослости

Выделение периодов взрослости и кризисов - дискуссионная про­блема. Существуют разные взгляды на периодизацию взрослости.  Левинсон ввел представление не об одном (наиболее известном) кризисе, а о трех - переход к ранней взрослости, пере­ход к средней взрослости, переход к поздней взрослости. Характеристика кризисов взрослости - решение задач по­строения самостоятельности и независимости. Главная особенность развития в зрелом возрасте - мини­мальная его зависимость от хронологического возраста, в го­раздо большей степени оно определяется личными обстоятель­ствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установ­ками и т.д.

В целом можно высказать предположение, что чем младше ребенок, чем «древнее» возраст, тем определеннее и конкретнее его проявления. Напротив, чем выше продвигается индивид по «лестнице» возрастов, тем выше влияние конкретных обстоятельств индивидуальной жизни и социокультурных особенностей.

Какова же роль взрослого? Взрослый оказывается посредни­ком между ребенком и миром высших, идеальных культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими).

 «Наши дети – это наша старость…»

То, какой будет наша старость,  зависит от нас сегодня.

Любите своих детей, заботьтесь о своих детях, понимайте их!

 

Педагог-психолог: Сутырина Н.Ю.

…Все взрослые сначала были

детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

 

Если Ваш ребёнок – ПЯТИКЛАССНИК

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

 

  •  Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

 

  •  Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше

можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

 

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе.

 

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.

Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  •  Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

Кодекс истинного родителя: 

- Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

 - Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

 - Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

 - Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

 - Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

 - Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается  с ними в своем доме.

 - Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, связанные с переходом в среднюю школу

  •  Резкое снижение самооценки. Недовольство собой распространяется на общение с одноклассниками и учебную деятельность.
  • С переходом в среднюю школу резко возрастает объём информации, которую ребёнок обязан освоить. Он может просто не успевать – в буквальном смысле. И здесь ему требуется помощь родителей.
  • В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.

Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка?

Прежде всего – дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

 

Педагог-психолог: Сутырина Н.Ю.