ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой

Причины повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников:

1.Нарушение детско-родительских отношений. Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

2.Тревожность возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками

Признаки тревожных детей:

- Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит

- Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой

- Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности

- Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы)

- У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.

Что могут сделать родители.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями:

«Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»

 

Необходимо ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.

 

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. “Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно

ПОМОГИТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ!

Рекомендации для родителей


Каждый ребенок приходит в этот мир особенным.  Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиваться согласно его потенциалу.

Есть дети, которые родились, чтобы тут же выскочить из колыбели и умчаться. Они не могут посидеть спокойно даже пять минут, они кричат громче всех и чаще всех рвут штаны. Они всегда забывают тетрадки, и каждый день пишут «домашняя работа» с новыми ошибками. Они перебивают взрослых, они сидят под партой, они не ходят за ручку.

 Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Родители, детей с СДВГ, то и дело слышат про своих детей:

 «Работаю 30 лет, но такого безобразия не видела». «Да у него синдром невоспитанности». «Ему нужно ремня».
             На самом деле этим детям  нужен не ремень и не стояние в углу, а помощь врачей и психологов, профессионализм педагогов, принятие и любовь родителей!

             Причиной СДВГ, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы.

             Несмотря на то, что причины СДВГ биологические, основные факторы, влияющие на проявление СДВГ, на психологическое развитие ребенка в  целом – психосоциальные.

             Обучение родителей специфическим методам управления поведением ребенка не изменит особенностей функционирования  его головного мозга, но может существенно повлиять на то, как функционирует ребенок в среде и как он развивается, и соответственно, каким будет его будущее


Рекомендации родителям гиперактивных детей:

1.В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя". 

2. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него. 

3. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. 

4. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой. 

5. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. 

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим. 

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь

придирчивы. 


8. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени. 

9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение. 

10. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным. 

11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. 

12. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие. 

13. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора. 

14. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым. 

15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. 

16. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. 

17. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. 

18. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали его уверенность в себе. 

      Положительный эффект применения родителями приемов управления поведением научно доказан – в результате существенно улучшается поведение ребенка, повышается уровень его функционирования, изменяется в положительную сторону самооценка как у детей, так и у родителей, снижается риск вторичных проблем.