Положение о внеурочной деятельности

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон N 273-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности.

1.1.         Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация занятий на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемых участниками образовательного процесса в формах, отличных от урочной системы обучения, по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющая в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов.

1.2.         Согласно концепции ФГОС и проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, внеурочная деятельность школьников – это обязательная и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

1.3.         Образовательное учреждение предоставляет учащимся, их родителям (лицам, их замещающим) возможность выбора внеурочных занятий, направленных на их развитие в формах  отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

1.4.         При организации внеурочной деятельности могут быть использованы возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта города с ориентацией на запросы учащихся и их родителей.

1.5.         Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-измерительных процедур. Фиксация личных достижений ребенка может осуществляться посредством технологии «Портфолио», но оценочным процедурам не подлежит.

2.     Цели и задачи

Цель внеурочной деятельности – расширение единого образовательного пространства школы, создание системы педагогического сопровождения, обеспечивающего достижение учащимися требований ФГОС (метапредметных и личностных результатов) посредством освоения различных видов развивающей деятельности.

Задачи внеурочной деятельности

Достижение личностных результатов образования, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Развитие способности осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных;

Обеспечение социализации школьника на всех этапах взросления;

Создание ситуации успеха и условий для самореализации  каждого ребенка.

3.     Содержание внеурочной деятельности

3.1.         Содержание внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта организуется в школе по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общественно полезная и проектная практика.

3.2.         Наполнение конкретным содержанием каждого из заявленных в ФГОС направлений внеурочной деятельности находится в компетенции образовательного учреждения. Основу содержания внеурочной деятельности составляют программы, рекомендованные муниципальными, региональными и федеральными органами управления образования, а также содержательные модули, разработанные самостоятельно участниками образовательного процесса школы и привлеченными специалистами системы дополнительного образования.

4.     Режим  и организация внеурочной деятельности

4.1.         Руководствуясь нормативным документом «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», образовательное учреждение реализует ООП через учебный план и внеурочную деятельность. Согласно рекомендациям регионального базисного учебного плана при осуществлении внеурочной деятельности класс делится на подгруппы, каждый ребенок имеет возможность выбора различных видов воспитывающих занятий в неделю. Каждый ученик в соответствии со своими интересами и пожеланиями родителей имеет возможность посещать от 2 (минимум) до 5 (максимум) занятий внеурочной деятельности в неделю. Родители имеют право написать заявление с просьбой об освобождении от внеурочных занятий в случае занятости ребенка в муниципальной системе дополнительного образования, предоставив соответствующую справку из учреждения дополнительного образования.

4.2.         Основные валеологические требования к осуществлению внеурочой деятельности – форма проведения занятий, отличная от урока, соблюдение динамической паузы (40-50 минут) между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

4.3.         В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе школы.

4.4.         Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в том числе и по внеурочной деятельности.

5.     Функции и обязанности учителя

5.1.         Учитель внеурочной деятельности назначается и освобождается от должности директором.

5.2.         Реализовывать внеурочную деятельность могут специалисты разной направленности: преподаватели дополнительного образования, учителя-предметники основной школы, учителя начальных классов. Он должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по воспитательной работе.

5.3.         Основными направлениями его деятельности являются

Разработка и реализация образовательной программы внеурочной деятельности

Контроль условий, процессов и результатов осуществляемой образовательной деятельности

Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности.

6.    Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.

6.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе Договора о совместной деятельности.

6.2. Механизмы интеграции:

• разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; 

• кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

• предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); 

• взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; 

• совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

7.  Делопроизводство

7.1.    Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости учащихся производится в классном журнале и специальном журнале внеурочной деятельности. 

7.2.    На форзаце журнала указываются следующие данные:

Название программы внеурочной деятельности 

Количество часов,

Ф.И.О. педагога, проводящего занятия,

Время проведения занятия

7.3. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с тематическим планированием.

7.4. Журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классных журналов.

8.       Оценка качества и утверждения программы внеурочной деятельности. 

Использование программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:

• согласование программ на школьных методических объединениях;

• внутреннее рецензирование;

• рассмотрение программы внеурочной деятельности на экспертном  совете школы;

• утверждение директором школы; 

• внешнее рецензирование, если программа авторская. 

 В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы.

Внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории.

При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по воспитательной работе

9.     Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности

Федеральный образовательный стандарт второго поколения (Федеральный закон N 273-ФЗ)

Основная образовательная программа начального общего и среднего общего образования школы

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Положение (настоящее)

Программы внеурочной деятельности (приложение)

Расписание внеурочных занятий.