МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1.Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ОВЗ) с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – рекомендации) разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137);
- Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
- Рекомендации созданы с целью оказания методической помощи при реализации адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ.
- Для обучающихся с ОВЗ, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.). Он может быть организован в следующих формах:
- учебные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
- индивидуальные дистанционные занятия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая проектную работу, вебинары, конференции);
- занятия с дистанционным включением обучающегося с ОВЗ в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);
- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронная почта, номер ICQ, номер SKYPE.
1.4. При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо регламентировать время работы за компьютером. Продолжительность непрерывных занятий за компьютером с жидкокристаллическим монитором определяется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся и составляет:
- для обучающихся 1 - 2-х классов – не более 20 минут,
- для обучающихся 3 - 4 классов – не более 25 минут,
- для обучающихся 5 - 6 классов – не более 30 минут,
- для обучающихся 7 – 11(12) классов – 35 минут.
- Алгоритмы действия при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования обучающихся с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. Администрация образовательной организации:
- разрабатывает и утверждает локальные акты (положения, приказы) о реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) или адаптированных образовательных программ (АОП) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых определяет, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля по учебным предметам;
- проводит мониторинг технического обеспечения педагогов и обучающихся с ОВЗ;
- определяет набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;
- формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом;
- планирует электронные занятия, не нарушая требования СанПиН 2.4.2.2821-10 о продолжительности непрерывного применения технических средств;
- информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам, консультаций;
обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса
в электронной форме;
- осуществляет контроль за проведением промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, осваивающих образовательные программы с использованием технологий дистанционного обучения, в соответствии с локальными актами учреждения;
- предусматривает возможность направления заявления от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося на «дистанционное обучение любым удобным способом, в том числе посредством электронных средств связи»[1].
2.2. Учителя, специалисты сопровождения (учителя-логопеды, учителядефектологи, педагоги-психологи):
- планируют свою педагогическую деятельность с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, создают, либо предлагают из имеющихся на различных информационных платформах, подходящие для обучающихся с ОВЗ ресурсы и задания с учетом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей;
- вносят корректировку в рабочие программы, при необходимости, в учебные планы, в которых обозначается форма обучения, технические средства обучения, способы взаимодействия;
- осуществляют выбор формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся (формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей);
- определяют допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- выясняют у родителей (законных представителей) методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (интернета, компьютера, планшета с подключением онлайн);
- проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся с ОВЗ, которые обучаются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- составляют расписание онлайн-уроков с учетом времени пользования обучающимся компьютером;
- обеспечивают смену видов деятельности, чередование режимов отдыха и учебной нагрузки в работе обучающихся онлайн и оффлайн;
- организуют продолжительные перерывы между уроками для отдыха глаз (от 15 до 20 мин);
- формируют файлы-задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам);
- разрабатывают рекомендации для родителей по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ;
- готовят дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удалено (материалы для проведения занятий по учебным предметам, коррекционным курсам, которые могут быть размещены на сайтах образовательных организаций во вкладках тех педагогов, специалистов, которые реализуют обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- осуществляют контроль полученных знаний: разрабатывают, либо используют уже имеющиеся на различных образовательных платформах задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала;
- дают родителям рекомендации по закреплению программного материала (предлагаемого учителем обучающимся в дистанционной форме) в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка;
- консультируют родителей по организации досуговой деятельности в условиях семьи, в том числе с использованием ресурсов социальных сетей и мобильных мессенджеров.
2.3. Родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- инициируют контакты с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребенка, через соответствующие форумы и через электронную почту;
- получают квалифицированную консультацию педагога по вопросам оказания помощи в планировании и организации учебного времени обучающегося, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, могут обсудить возможность корректировки организации учебного процесса;
участвуют в Интернет-конференциях, тематических семинарах педагогов, родителей и детей, посвященных стратегии развития применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, составлению индивидуальных учебных планов, подготовке к итоговой аттеста-
ции и т.п.;
- организуют деятельность обучающегося с ОВЗ в соответствии с порядком проведения учебных занятий, контрольных мероприятий и консультаций.
- Варианты организации надомного обучения при отсутствии подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет или при отсутствии персонального компьютера (на примере раздела 5, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий» ).
- Ведение педагогической документации (на примере раздела 6, см. «Инструктивно-методическое письмо по организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в условиях отмены очных занятий по причине карантина в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»).
- Ресурсы для организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий
- Основные образовательные порталы:
- Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение» https://digital.prosv.ru/, горячая линия методической помощи для учителей и школАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/ ) – интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс, которые строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС ОО) и примерной основной образовательной программе общего образования и могут быть использованы при реализации АООП основного и среднего общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
- Платформа новой школы http://www.pcbl.ru/. Цель – формирование в общеобразовательной организации парадигмы персонализированного компетентностного образования за счет внедрения ИТ-платформы, обеспечивающей автоматизацию ключевых процессов.
- Библиотека МЭШ (https://uchebnik.mos.ru/catalogue) – художественная литература, учебные пособия, тесты, приложения, иллюстрации, сценарии уроков.
- Фоксфорд https://foxford.ru/ – онлайн-платформа образовательных курсов.
- Lecta (https://lecta.rosuchebnik.ru) – доступ к электронным учебникам из федерального перечня, интерактивные сервисы для учителей.
- Яндекс-учебник (https://education.yandex.ru ) – сервис для учителей начальной школы с заданиями по математике и русскому языку для обучающихся 1-4 классов.
- Библиотека видеоуроков школьной программы
(https://interneturok.ru/), выверенная методистами и соответствующая ФГОС
ОО, – постоянно пополняемая коллекция видеоуроков по учебным предметам общего образования. Все материалы сайта бесплатны, свободны от рекламы и доступны любому желающему.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/ ) – электронные учебные модули, созданные по тематическим элементам учебных предметов, которые представляют законченные интерактивные мультимедиа продукты и нацеленные на решение определенной учебной задачи.
- Учи.ру (https://uchi.ru) – интерактивная образовательная онлайн платформа.
- Глобальная школьная лаборатория (https://globallab.org/ru/) – онлайн среда, в которой учителя, обучающиеся и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах.
«Урок цифры» (https://урокцифры.рф ) – возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru).
- Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru ) – подготовка к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
- Дополнительные образовательные порталы:
- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/ ) – содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий.
- Портал «Цифровое образование» (http://digital-edu.ru/) – Интернет справочник открытых и полезных для образования сетевых сервисов и цифровых ресурсов.
- Единый урок https://www.единыйурок.рф – выявление, оценка и распространение лучших практик и методик организации образовательного процесса в образовательных организациях, в том числе за счет использования новых техник, методик, инноваций и информационных технологий.
- МосОбрТВ https://mosobr.tv/ – московский образовательный интернет-теле-канал.
- Мои достижения https://myskills.ru/ – онлайн сервис самоподготовки и самопроверки.
- Мои достижения https://myskills.ru/ – онлайн сервис самоподготовки и самопроверки.
- Олимпиум https://olimpium.ru/ – платформа для проведения олимпиад и курсов.
- Билет в будущее http://bilet-help.worldskills.ru/– тесты для профессиональной ориентации.
- «Мобильное Электронное Образование» (МЭО) https://mob-edu.ru/ – онлайн курсы.
- Skyes https://edu.skyeng.ru/ – цифровая среда для изучения английского языка.
- Образовариум https://obr.nd.ru/ – интерактивная образовательная онлайн-платформа.
- Электронные тренажеры (электронные приложения к учебникам), цифровые носители информации.
3.3.Ресурсы для создания специальных образовательных условий:
- Электронный журнал АИС.
- Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров (Viber, Skype, WhatsApp). Официальный сайт образовательной организации.
- Личный сайт (блог) учителя. На личном сайте должна быть предусмотрена обратная связь для взаимодействия обучающихся и учителя, возможность размещения материалов для изучения новых тем, заданий для самостоятельной работы и др.
- Официальный сайт Института коррекционной педагогики Российской академии образования, https://ikp-ru/distancionnoe-obuchenie-detej-sovz.
3.4. Ресурсы для проведения онлайн уроков, занятий и видеоконференций:
- ru https://webinar.ru/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- com https://videomost.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Talky https://talky.io/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Zoom https://zoom.us/ – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Skype https://www.skype.com – ресурс для проведения онлайн- и видеоконференций.
- Технологий телевещания (телетрансляции видеозаписи уроков).
- Техническое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:
- автоматизированными рабочими местами учителей, по возможности web-камерами, микрофонами, звукоусиливающей и проекционной аппаратурой;
- программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
- Учебный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в общеобразовательной организации обеспечивается следующими техническими средствами:
бесперебойным доступом в Интернет с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
- Техническое обеспечение рабочего места обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- канал подключения к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Для детей с нарушениями зрения (в соответствии с состоянием зрительной функции и индивидуальными офтальмо-гигиеническими требованиями):
- дисплей-клавиатура Брайля;
- электронные видеоувеличители (стационарные, индивидуальные);
- программное обеспечение экранного доступа (функция экранного увеличения, поддержка речевого выхода и возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля;
- речевой синтезатор и поддержка брайлевского ввода/вывода текста;
- экранное увеличение и чтение содержимого экрана;
- программа экранного увеличения высокого разрешения (HD);
- принтер Брайля;
- аудиотехника (тифломагнитолы, диктофоны).
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей:
- клавиатура с клавишами увеличенного размера и изолированными в отдельную ячейку с помощью специальной накладки, что позволяет исключить возможность одновременного нажатия разных клавиш;
- адаптированный джойстик со сменными насадками, необходимыми для выбора захвата устройства;
- выносные кнопки увеличенного диаметра для выполнения функций кнопок компьютерной мышки.
Для детей с нарушениям слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей:
- наушники с костной проводимостью After Shokz Bluez 2;
- звукоусиливающая аппаратура.
5.Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2]
- Образовательная организация обеспечивает реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана АООП, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и предусматривает участие специалистов сопровождения (учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов и др.) в процессе обучения.
- Образовательная организация обеспечивает для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями анализаторных систем (нарушения слуха, нарушения зрения и др.) использование в процессе обучения специальных компьютерных программ, которые позволяют обучающимся с ОВЗ получать учебную информацию альтернативным способом и обеспечивают её доступность (программы автоматической транскрибации речи, программы трансформации текста в речь).
- Образовательная организация предусматривает увеличение продолжительности времени в процессе on-line занятий, отводимого на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение.
- Образовательная организация предусматривает ограничение объёма изучаемого материала обучающимися, его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с ОВЗ (с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей).
- Для обучающихся с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих).
- Проведение уроков на платформе программы Skype. Такой урок позволяет общаться с учеником в режиме реального времени (выслушать ответ, оценить ученика, построить диалог).
- Использование сервисов, построенных на основе чат-технологий, где обучающиеся имеют возможность обмениваться мнениями, вести переписку, участвовать в обсуждении проблемы при выполнении, например, проекта.
- Использование электронных учебных курсов, которые позволяют не только поддержать процесс обучения, но и в значительной степени разнообразить его, стать средством самообразования.
- Организация интерактивных конкурсов, викторин и соревнований с помощью сайта, имеющего базу тестовых и творческих заданий.
- Проведение виртуальных экскурсий (литературно-биографические, литературно-краеведческие, историко-литературные, литературнохудожественные и др.), сопровождаемых текстовым описанием экспонатов.
5.6. Для обучающихся с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих).
- Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов в форме прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудионосителях (для слепых обучающихся), аудио- и видео- носителях (для слабовидящих обучающихся).
- Соблюдение оптимальной нагрузки на зрение у слабовидящих учеников должно составлять не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения – 10 - 20 минут.
- Сопровождение словесными объяснениями ситуаций, обстановки, поведения героев в процессе занятия при просматривании визуального контента.
- Обеспечение наиболее комфортного для обучающихся с нарушениями зрения цвета фона экрана монитора – голубовато-серого или зеленоватожелтого. Одновременное использование не более трех цветов.
5.7. Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- Использование различных форм дистанционного обучения (чатзанятие, веб-занятие, телеконференция) и разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс) в соответствии с техническими возможностями образовательной организации и обучающегося.
- Учёт особенностей звуковой и смысловой стороны речи обучающихся с ТНР.
- Реализация коррекционной направленности в процессе учебных занятий.
- Обеспечение тщательного отбора учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояния фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации.
- Использование групповых и коллективных форм дистанционной работы (при соответствующих возможностях) с обучающимися.
- Учёт особенностей неречевых процессов данной категории детей (недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, произвольность поведения, пониженная познавательная активность в области языковых средств, неустойчивость внимания, недостаточная способность к переключению, сниженная работоспособность, повышенная психическая истощаемость, трудности проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы и др.).
- Постепенное введение новой информации, необходимость многократного повторения информации – возврата к ранее изученному материалу.
5.8. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Предоставление большего количества времени обучающимся для выполнения письменных работ, использование в качестве альтернативного варианта ответа в устной форме.
- Индивидуальный подбор для обучающихся объема и способов выполнения заданий в каждом конкретном случае.
- Использование схем, рисунков, картинок и других наглядных материалов, которые могут быть представлены с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.9. Для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
- Предоставление обучающимся с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционноразвивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ПМП-консилиума.
- Подготовка специалистами сопровождения материалов с описанием заданий и упражнений, которые высылаются обучающемуся по электронной почте или доставляются доступным для него способом в пространстве интернет-сети.
- Размещение материалов, необходимых для занятий, инструкций к заданиям и упражнениям, памяток, ссылок на другие ресурсы или файлы. Информацию для обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи.
- Проведение онлайн-консультирования родителей обучающихся по вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической поддержки.
5.10. Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- Обеспечение возможности личного контакта самого ребенка с учителем, тьютором, педагогом- психологом.
- Предоставление родителям (законным представителям) режима занятий с обучающимся, возможности личных консультаций.
- Согласование с родителями организации распорядка дня обучающегося.
- Обеспечение родителям (законным представителям) методической поддержки в ходе проведения учебных занятий с обучающимся с РАС.
- Поддерживание контакта с родителями (законными представителями) путём организации общения в чате, в социальных сетях.
5.11. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Составление расписания on-line занятий (консультаций) с обучающимися, с их родителями. Доведение данной информации до сведения родителей.
- Разработка индивидуальных заданий для обучающихся с учётом варианта образовательной программы, индивидуальных особых образовательных потребностей.
- Информирование родителей (законных представителей) о необходимости их присутствия на занятиях, обеспечения с их стороны технической части урока и контроля учебного поведения ребёнка.
- Соблюдение внешних границ занятия: его точное начало и точное окончание, предусмотрительность к внештатным ситуациям.
- Соблюдение внутреннего порядка занятия: разделение его на этапы; постановка для каждого этапа конкретной цели.
- Соблюдение в ходе занятия основных дидактических принципов обучения: наглядность, опора на изученный материал, доступность, последовательность и систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход.
- Осуществление рефлексии занятия: общий анализ, его позитивные и негативные стороны; оценка выполненных заданий обучающимся.
[1] Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания», п.1.6.
[2] Дистанционное обучение детей с ОВЗ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ikprao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/).