Методические рекомендации образовательной организации при переходе на дистанционную форму обучения
Организация дистанционного обучения потребует от администрации образовательной организации мобилизации всех профессиональных усилий. Необходимо продумать разработку и издание локальных нормативных актов, регламентирующих данный процесс, составление грамотного расписания, которое равномерно распределит учебную нагрузку учеников на время дистанционного обучения, а также позволит педагогам качественно выстроить процесс взаимодействия с каждым обучающимся. Важно выстроить систему отслеживания организации дистанционного обучения в школе. Предлагаем вам примерный шагов, которые позволят образовательной организации максимально эффективно перейти на дистанционную форму обучения.
ШАГ 1. Провести мониторинг готовности детей и учителей к дистанционной форме обучения (наличие устройств и возможностей интернета, установка необходимых приложений, разработка рекомендаций и памяток по использованию).
Выявить тех обучающихся, кто не сможет получать информацию и взаимодействовать онлайн, продумать форму работы с такими учащимися и родителями (вплоть до организации очно-заочного обучения на этот период с предоставлением графика проверочных/ контрольных работ).
ШАГ 2. Информировать обучающихся и их родителей о реализации учебных предметов в дистанционной форме, в том числе информирование о расписании занятий, графиков проведения проверочных/контрольных работ, консультаций.
Обучающиеся также как и их родители не должны находиться в изоляции от учебного процесса, получая обучение в дистанционной форме. В первую очередь, родители должны владеть графиком консультаций с педагогом, особенно, если это родители обучающихся начальной школы.
ШАГ 3. Организовать рабочее время учителя и учеников.
Особо хочется обратить внимание администрации на малую эффективность формальной отправки ежедневных домашних заданий как единственного варианта обучения.
Учитель физически не сможет уделить ежедневно время каждому ученику дистанционно, если речь идет об основной и старшей школе, но максимально обязательно обеспечить ежедневное общение учителя с каждым учащимся начальной школы.
Необходимо выделить время на составление графиков, включая графики общения с родителями, а главное - на обучение учителей работе с цифровыми инструментами, обратиться за помощью к наиболее подготовленным коллегам в коллективе, разработать с их помощью алгоритмы и инструкции.
ШАГ 4. Сформировать расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету. В расписании предусмотреть дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 мин.
ШАГ 5. По возможности предусмотреть и организовать время «face-to-face” взаимодействия учителя и групп учеников (в классе, параллели) для основной и старшей школы.
Посредством вебинаров, групповых скайп уроков, Zoom и тд. предусмотреть возможность индивидуальные видеоконсультаций (преимущественно кратких по продолжительности) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю.
При возможности определите время в общем графике-расписании для видеообщения всего класса один раз в день с классным руководителем.
Если подключение к интернету позволяет, постарайтесь включить камеру каждого, чтобы можно было общаться лицом к лицу и передавать новости, обсуждать результаты и задачи, делиться мыслями. Помните, что ключевой организатор сейчас - учитель! От построенного взаимодействия и договорённости учителей зависит успех всей организации.
ШАГ 5. Наладить обратную связь с учениками лучше посредством электронного дневника, либо электронной почты, через официальные ресурсы, сохраняя всю историю коммуникации, вопросов-ответов.
Сотрудничество, а не изоляция. Очень важно и очень непросто наладить сотрудничество учеников между собой в дистанционной форме. Хорошим решением для этого будут групповые задания, проекты и творческие работы, предусматривающие совместную работу в общем документе, например, в Google, в групповом чате в социальной сети, в групповой переписке в почте.
ШАГ 6. Активное взаимодействие с родителями.
Родители учащихся очень разные, как и сами обучащиеся.
Есть активные, готовые включаться в онлайн образовательный процесс, в дистанционное образование, кто готов помогать своему ребенку в условиях дистанционного обучения. С такими родителями достаточно просто наладить связь, организовать индивидуальный маршрут ребёнка, контрольные точки и регулярную коммуникацию посредством электронной почты (предпочтительно, чтобы сохранялась история переписки и хронология взаимодействия). С пассивными родителями, мало мотивированными сложнее работать, но информировать их об организации обучения в дистанционной форме с графиком и правилами необходимо, мотивировать их и вовлекать во взаимодействие. Поэтому следует включить в график и описать разные формы взаимодействия с родителями. Четко определить группы родителей (по активности и возможностям), подключить активных родителей к сотрудничеству и помощи, особенно для младших школьников, разработать график взаимодействия с разными группами родителей.
ШАГ 7. Гибкость и возможность быстрой адаптации. Учителям придётся учиться быстро и много. Учиться друг у друга, самостоятельно.
Необходимо осуществлять мониторинг активности обучающихся, родителей, возможностей и затруднений педагогов, перестраивать алгоритмы, максимально упрощая технические и организационные сложности, ради повышения эффективности общения учителей и обучающихся между собой, в малых группах. Здесь будет уместно организовывать онлайн опросы, своеобразную рефлексию (возможно ежедневную в первое время) с анализом организации, технических возможностей, комфорта, времени. В работе с младшими школьниками более активное подключать к обсуждению родителей.