Оглавление

 

  1. Пояснительная записка

  2. Задачи воспитания и обучения

  3. Возрастные особенности психического развития детей

  4. Учебный план

  5. Раздел программы «Формирование элементарных математических представлений»

  6. Раздел программы «Развитие речи»

  7. Раздел программы «Художественно-эстетическое воспитание»

  8. Раздел программы «Урок общения»

  9. Раздел программы «Развивающие игры»

  10. Раздел программы « Музыкальное развитие»

  11. Раздел программы « Физическое развитие»

  12.  Раздел программы « Подготовка к обучению грамоте»

  13. Расписание

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

  Образовательная программа по Васильевой предполагает личностно-ориентированный комплексный подход к развитию и воспитанию ребенка от рождения и до 7 лет. Цель программы – создание необходимых условий для всестороннего гармоничного развития детей с учетом их индивидуальных особенностей в образовательном процессе. 

 

      В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается  развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

 

    С позиции гуманно-личностного отношения к ребенку программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

 

    При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укрепления здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных  видов детской творческой деятельности. В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Авторы программы основывались  на важнейшем дидактическом принципе- развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит  необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (Давыдов В.В.). Таким образом, развитие в рамках  программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

 

 

 

 

 

  В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы.

 

 

 

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

 

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

 

 

 

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

 

 

 

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной

     

     

  • школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, исключая давление предметного обучения.

     

    Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

     

 

                        2.  Задачи воспитания и обучения

 

Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

 

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.

 

Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

 

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи.

 

Развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).

 

 

 

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.

 

Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

 

 

 

      3.  Возрастные особенности психического развития детей

 

 

 

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

 

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

 

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

 

 

 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

 

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

 

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

 

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям —он важен для углубления их пространственных представлений.

 

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

 

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

 

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

 

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

 

 

 

Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

 

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

 

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

 

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

 

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

 

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 

 

 

 

4.Учебный план предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста МОУ Митрофановской ООШ на 2014-2015 учебный год

 

 

 

Виды занятий

Количество  занятий в неделю

1

Развитие речи

2

2

Подготовка к обучению грамоте

1

3

Познания окружающего мира

1

4

Формирование элементарных математических представлений

2

5

Ознакомление с искусством и изобразительным творчеством

2

6

Конструирование и аппликация

1

7

Музыкальное развитие

2

8

Физическое развитие

3

9

Урок общения

1

Всего

 

15

Вариативная часть:

Лепка

Развивающие игры

Школа этикета  «Золушкины советы»

5

2

2

1

Итого

20

 

 

 

  1. Раздел программы

 

« Формирование элементарных математических представлений»

 

Пояснительная записка

 

На седьмом году жизни у ребёнка развиваются способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно-действенное и наглядно0образное мышление. Главное направление в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста – развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

 

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста программы«Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой Обновление содержания осуществляется на основании методической разработки: Новиковой В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.

 

Целью раздела является – овладение умением обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

 

Задачи обучения:

 

         1. Формировать умение устанавливать связь между целью (задачей),   осуществлением (процессом) какого-либо действия и результатом.

 

 

 

         2. Формировать умение детально анализировать свойства и отношения

 

предметов, явлений окружающего мира, подмечать не только характерные,

 

но и менее существенные признаки в рассматриваемых фактах, умение

 

строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения и

 

т.д.

 

         3. Формировать умение находить нужный способ выполнения задания,

 

ведущий к результату наиболее экономным путём.

 

         4. Развивать навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти, 

 

умение сравнивать рядом стоящие числа. Познакомить с количественным

 

составом числа из единиц в пределах 5.

 

         5.  Учить сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один

 

к одному; различать и сравнивать параметры протяжённости (длину,

 

ширину, высоту); углублять понятие единицы, понимание отношений между

 

целым и его частью.

 

         6. Развивать основные пространственные и временные ориентировки.

 

В старшей группе проводится одно занятие в неделю.Курс содержит примерно 34 занятия в год.Длительность занятия колеблется от 25 до 30 минут, согласно нормам СанПиН.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т.д.

 

Список литературы:

 

  1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

 

 

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.

 

          Учебно-методическое пособие – М.: Мозаика Синтез, 2008

 

 

 

         Требования к уровню подготовки воспитанников

 

 

К концу года дети могут

Формирование элементарных математических представлений

- Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

- Считать (отсчитывать) в пределах 10.

- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?, «Который по счёту?».

- Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

- Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине); с помощью наложения, приложения и на глаз.

- Размещать предметы различной величины ( до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.

- Определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

- Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

- Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.

- Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.

- Называть текущий день недели.

 

6.Раздел программы

 

« Развитие речи»

 

Пояснительная записка

 

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их  интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

 

- обогащение и активизация словаря,

 

- воспитание звуковой культуры речи;

 

-совершенствование грамматической правильности речи;

 

- развитие связной речи.

 

 

 

         Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

 

Обновление содержания осуществляется на основании методических разработок: Л.Е.Кыласовой «Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста»; Е.В.Кузнецовой «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»; В.Н.Волчковой, Н.В.Степановой «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи ».

 

Целью раздела является - овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.

 

Задачи обучения:

 

1. Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.

 

2. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать  

 

переход из пассивного словаря в активный.

 

3. Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка:

 

фонетический, лексический, грамматический.

 

4. Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное

 

звукопроизношение.

 

5. Формировать умение пользоваться различными средствами интонацион-

 

ной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

 

6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его

 

коммуникативной функции.

 

7. Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых и

 

речевых    явлений.

 

8. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.

 

9.Развивать общеучебные умения: взаимодействовать в коллективе                                                                                  

 

сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать

 

инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.

 

10.Расширять представления об окружающем мире, явлениях действитель-

 

ности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максакова, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство», 1999

 

 

 

           Требования к уровню подготовки воспитанников

 

 

К концу года дети могут

Развитие речи

- Объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

- Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

- Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

- Определять место звука в слове.

- Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

- Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

 

 

 

7.Раздел программы

 

« Художественно-эстетическое воспитание»

 

                                                   Пояснительная записка

 

Художественно-эстетическое воспитание по программе осуществляется через изобразительную деятельность: изо, лепку, аппликацию, а также  через занятия по конструированию и ручному труду.

 

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления. Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают  художественные впечатления, приобщаются к искусству, умеют понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

 

Конструирование и ручной труд имеют большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности. Эстетическое воспитание осуществляется постоянно, поэтому широко используется содержание других разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду»М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой (игра, труд, художественная литература, развитие речи, предметный и природный мир, и др.). 

 

Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе обязательного минимума содержания похудожественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста программы «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с учетом тематического планирования предусмотренного программой для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

 

Изобразительная деятельность( изо, лепка, аппликация)

 

Цель:приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей.

 

Задачи:

 

1.Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный

 

опыт, развивая органы восприятия; закреплять знания об основных формах

 

предметов и объектов природы.

 

2. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

 

3.Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений

 

4.Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов

 

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их

 

частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

 

5. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и

 

объекты природы, замечать их изменения.

 

6.Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать обобщённые

 

способы изображения, художественно-творческие способности.

 

7. Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

 

8. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством

 

(Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных

 

игрушках. Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным

 

искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами

 

декоративно-прикладного  искусства (фарфоровые и керамические изделия,

 

скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе

 

коллективное).

 

9. Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все

 

необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать

 

материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить

 

его в порядок.

 

10. Научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

 

        Требование к уровню подготовки воспитанников

 

 

 

 

К концу года дети могут

 

Изо

 

Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знать особенности изобразительных материалов.

Изо

 

 

- Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

-  Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Лепка

 

 

- Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.

- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

- Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация

 

 

- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.

 

 

 

Конструирование

- Анализировать образец постройки.

- Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

- Создавать постройки по рисунку.

- Работать коллективно.

Ручной труд

- Правильно пользоваться ножницами.

- Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.

- Выполнять несложные поделки способом оригами.

- Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

 

 

 

Список литературы:

 

 

 

1. Галян Т.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую животных.-

 

   М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006

 

2. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М., 1985

 

3Кайдошко Н.Н., Малышева И.А., Ратникова О.И. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008.

 

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

 

5. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008

 

8.Раздел программы «Урок общения»

 

                                 Пояснительная записка.

 

   В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности -игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В  игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. А общение, как известно, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.

 

    Содержание программы направлено на достижение целей и овладения конструктивными способами и средствами  взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

 

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

 

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;  связной речи- диалогической  монологической форм) в различных  формах и видах детской деятельности;

 

- практическое овладение нормами речи.

 

     К концу года дети могут:

 

- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

 

- Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

 

- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

 

- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

 

- Передать образ, чувства, настроение с помощью мимики, жестов, телодвижений.

 

- Применять правила совместного общения.

 

Список литературы.

 

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Просвещение,1998

 

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.-М.: Совершенство, 1998

 

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года.- М.:АЙРИС- пресс,2009

 

Максимов А.А.,  Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом.- М.: Просвещение, 1993

 

9.   Раздел программы «Развивающие игры»

 

Пояснительная записка.

 

Дети- пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка.

 

    Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

 

Как показали исследования ( А.П.Архипова, Н.А.Беляева, Л.И.Божович ) подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

 

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

 

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей:

 

- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

 

    Непременным условием развития детского познавательного интереса является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Основная цель использования развивающих игр – формирование представлений  и закрепление уже имеющихся знаний. Развивающие игры направлены на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми.

 

    Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный  эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе развивающих игр.

 

     Основные принципы:

 

- принцип последовательности и систематичности в работе с детьми;

 

- принцип воспитания и обучения в коллективе;

 

- принцип научности (направлен на познавательную активность через игру в шашки, шахматы);

 

- принцип развития ( определяет исходную позицию педагога  по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование для игр в шашки, шахматы);

 

- принцип ненасилия;

 

- принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

 

- принцип преемственности образования ( характеризуется содержанием и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие ребенка).

 

 Цель программы:

 

Развитие познавательного интереса у детей средствами развивающих игр.

 

  Задачи программы:

 

        1.Развивать познавательный интерес к учебным задачам и процессам ее решения в ходе развивающих игр.

 

        2.Учить проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции.

 

  1. Развивать умения задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их; умение выдвигать новую познавательную задачу;

 

        4.Воспитывать привычку самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

 

 

 

       Ожидаемый результат:

 

 

 

  1. Сформируется устойчивый интерес к развивающим играм.

  2. Проявится самостоятельность в процессе поиска решения поставленных задач, умение проводить разнообразные мыслительные операции.

  3. Проявится высокая активность в умении задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников, исправлять их;

  4. Появится умение выдвигать новую познавательную задачу;

  5. Появится привычка самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах;

  6. Увеличиться словарный запас детей, расширится кругозор.

 

 

 

   Характерные признаки познавательного интереса:

 

 

 

  1. положительные эмоции по отношению к деятельности;

  2. наличием познавательной стороны этой эмоции, радостью познания;

  3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).

     

 

Условия эффективности реализации программы:

 

Систематичность проведения работы.

 

Четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе.

 

Компетентность педагога в организации игровой деятельности.

 

Активное и ответственное отношение педагога.

 

Весь материал дается в доступной, интересной и легко запоминающейся форме.

 

Приступая к занятиям необходимо учитывать:

 

Возрастные особенности детей.

 

Уровень развития детей данной группы.

 

Индивидуальные особенности детей.

 

Добиться хорошего настроения и настроить детей на желание заниматься.

 

Методы и приемы:

 

Методы, используемые при проведении занятий органично сочетаются.

 

Используется наглядный метод, словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

 

 

 

Практический и игровой методы включают:

 

- упражнения и  игры для развития логического мышления;

 

- упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации;

 

- игровые упражнения на развитие  умения ориентироваться в плоскости листа и по клеточкам;

 

- игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания.

 

Показатели:

 

- проявление желания играть в развивающие игры;

 

- умение высказывать мысли, доказывать;

 

- наличие умений.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Вегнер В.А. Развитие познавательных  способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986

  2. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997

  3. Годовиков Д. Формирование  познавательной активности. Дошкольное воспитание, 1986.

  4. Гризик Т.Методологические основы познавательного развития детей. Дошкольное воспитание, 1998

  5. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников. Советская педагогика, 1991

  6. Никологородский А.С. «Игра и дети». Журнал для педагогов и родителей, 2010

  7.  Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост.Г.А.Урунтаева.- М.:Издательский центр «Академия», 1997

  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988

  9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971

  10. Раздел программы «Музыкальное развитие»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

 

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание  осуществляется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, В.В.Гербовой и Т.С.Комаровой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой. Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности , возрастных особенностей детей. Главная цель работы, , помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее. В связи с этим, помимо содержания программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, и т.д., решение задач музыкального воспитания осуществляется посредством технологий и содержания программы «Элементарное музицирование дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой, которая рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

  К концу года дети могут:

 

  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
  • Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
  • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выражен ные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию  пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя).  Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным  характером музыки, музыкальными образами; передавать не сложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать  движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно  и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений  в играх и хороводах.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

 

На основании вышеизложенного разрабатываются  календарные планы воспитания и обучения детей, которые предусматривают изменения и корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и темпов усвоения программного материала. Это позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности воспитанников.

 

  1. Раздел программы

 

«Физическое развитие»

 

Пояснительная записка

 

      На седьмом году жизни двигательный опыт детей заметно  расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности, крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. У детей в этом возрасте заметно улучшается устойчивость равновесия. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей шестого года жизни заметно расширяются, особенно при проведении занятий на открытом воздухе и применении беговых и прыжковых упражнений. При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

 

Занятия по физическому воспитанию на воздухе проходят один раз в неделю. В год предусмотрено 36 занятий. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение цели – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка.

 

Задачи:

 

 1. Приучать детей осмысленно относиться к достижению точности и

 

правильности выполнения движений, соответствия их образцу.

 

 2. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением

 

выполнения детьми всех видов движений.

 

 3. Учить детей анализировать ( контролировать и оценивать) свои движения

 

и движения товарищей.

 

 4. Формировать первоначальные представления и умения в спортивных

 

играх и упражнениях.

 

 5. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и

 

проводить подвижные игры и упражнения .

 

 6. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

 

 7. Целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

 

Требования к уровню подготовленности воспитанников.

 

 

 

Могут знать

Могут иметь представление

Могут уметь

Различные подвижные игры, правила игры.

О спортивных играх(бад-минтон, баскетбол, футбол

Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега. Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме. Ходить энергично, сохраняя правильную осанку, сохранять равновесие, энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге. Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой. Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча»). Спускаться и подниматься по гимнастической стенки.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

 2. План-программа педагогического процесса в детском саду:

 

         Методическое пособие для воспитателей детского сада / Под ред. З.А.

 

         Михайловой. СПб.: Детство- ПРЕСС, 2000. 

 

    3. Фролов В.Г.,Юрко Г,П, Физкультурные занятия на воздухе с детьми

 

дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.:

 

        Просвещение, 1983.

 

  1. Раздел программы «Подготовка к обучению грамоте»

 

Пояснительная записка.

 

       Программа курса по подготовке к обучению грамоте основана на Программе воспитания и обучения в детском саду, изданную под редакцией М.А.Васильевой, В.\В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В данном курсе так же используются частично логопедические методики и технологии для детей дошкольного возраста и элементы русской народной культуры.

 

      Общая цель данной программы:

 

Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;

 

  • Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;

  • Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;

  • Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.

          Программа курса по подготовке к обучению грамоте учит детей слушать свою речь, речь окружающих, обеспечивает потребность «…и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».*

        В программе курса учтены общедидактические принципы:

 

  • Научность;

  • Систематичность;

  • Постепенность усложнения;

  • Перспективность;

  • Доступность;

  • Связь с жизнью.

     

       Задачи обучения:

    1. Формирование интереса к процессу обучения.

    2. Развитие звуковой культуры речи.

    3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

    4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

    5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

    6. Обогащение словарного запаса детей.

    7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

       

      Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен Ушинским К.Д. Он считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

            Профессор Р. И. Лалаева в выступлении на I международной конференции РАД в сентябре 2004г (Российская ассоциация дислексии) отметила, что  для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического компонента языковой способности (умения дифференцировать гласные – согласные, твердые – мягкие и звонкие – глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

             Поэтому в системе данного курса по подготовке к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный.

              Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

 

  • Звуки окружающего мира;

  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

  • Гласны звуки;

  • Согласные звуки (без классификации);

  • Согласные твердые и мягкие;

  • Согласные звонкие и глухие.

      Параллельно даются понятия:

 

  • Слово;

  • Слог;

  • Предложение;

  • Заглавная буква;

  • Вопросительное предложение;

  • Ударение.

     

 

К концу года дети могут:

 

 

 

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
  • Выделять слова в предложении, определять их место.
  • Составлять предложение с заданным словом.
  • Иметь представление о вопросительном предложении.
  • Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
  • Составлять слова из готовых слогов.
  • Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
  • Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
  • Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
  • Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
  • Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
  • Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.

 

13.  Расписание

 

Понедельник

 

  1. Физическое развитие

 

      2.Формирование элементарных математических представлений

 

      3. Музыкальное развитие

 

      4. Развивающие игры.

 

Вторник

 

  1. Урок общения

  2. Подготовка к обучению грамоте

  3. Лепка

  4. Школа этикета

 

Среда

 

  1. Развитие речи

  2. Физическое развитие

  3. Познание окружающего мира

  4. Ознакомление  с искусством и изобразительным творчеством.

 

Четверг

 

  1. Формирование элементарных математических представлений

  2. Музыкальное развитие

  3. Физическое развитие

  4. Лепка

 

Пятница

 

1.Развитие речи

 

2.Ознакомление  с искусством и изобразительным творчеством.

 

3. Конструирование и аппликация

 

4. развивающие игры