Аннотация к рабочей программе по истории 5 класс

 

Рабочая программа по  истории  5 класс составлены  на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы  общеобразовательных учреждений история обществознание 5-11 классы. (Авторы: А. А. Вигасин, доктор исторических наук; Г. И. Годер, кандидат педагогических наук; И. С. Свенцицкая, доктор исторических наук М.: «Просвещение», 2007)

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про­шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз­витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и осо­бенном при характеристике древних обществ, а также представле­ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо­долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цели и задачи обучения

Цели:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи:

формировать историческое мышление – давать представление об общем и особенном  при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир  от мира современного.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

· умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

· умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

· умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

· умения спорить и отстаивать свои взгляды;

· умения анализировать исторический источник;

· умения оперировать историческими датами, в том числе отно­сящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхрон­ность и диахронность событий и явлений;

· умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в V классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

 Согласно календарному учебному графику школы на 2014-2015 учебный год в 5 классах учебный план рассчитан на 35 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). В течение всего учебного года изучается материал по курсу истории древнего мира.

Учебно-методический комплекс:

1.Учебник для 5 класса «История древнего мира» Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. М. «Просвещение» 2008 г.

2.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Выпуск.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. М. «Просвещение» 2008 г.

 

 

Аннотация к рабочей программе по истории 6 класс

 

Рабочая программа по  истории  6 класс составлены  на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы  общеобразовательных учреждений история обществознание 5-11 классы. (Авторы: Агибалова Е. В., Донской Г. М.  Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2009). Программы  общеобразовательных учреждений история 6 – 11 классы. ( Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: «Просвещение», 2008)     

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В цели курса входят:  осветить взаимодействие человека с окружающей средой, ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе с древнейших времен до XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной истории и всеобщей истории Средних веков; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.  Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории России.

Историческое образование на ступени основного общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных.

Цели и задачи обучения

·        воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

·        развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

·        освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

·        овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

·        формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

·         

показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Задачи:

сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в VI классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

 Согласно календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год в 6 классе учебный план рассчитан на 35 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VI класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы   программы

Всеобщая история

Разделы   программы

История России

VI

70

История средних веков (34 часа)

История России (с древности до XV1 в.) – 36 часов

В первом полугодии изучается истории России – 36  часов; во втором полугодии –. всеобщая история (история средних веков) – 34 часов  

Учебно-методический комплекс

Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. – М.: Просвещение, 2010

Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»: 6 класс. – М.: Просвещение, 2009

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. - М.: Просвещение, 2007.

Данилов А. А., Косулина Л. Г.Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010       

 

 

Аннотация к рабочей программе по истории 7 класс

 

Рабочая программа по  истории  7 класс составлены  на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы  общеобразовательных учреждений история обществознание 5-11 классы. (Авторы: А. Я. Юдовская; Л. М. Ванюшкина, кандидат педагогических наук М.:«Просвещение», 2007). Программы  общеобразовательных учреждений история 6 – 11 классы. ( Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: «Просвещение», 2008)

Рабочая программа по истории для 7 класса состоит из двух частей: всеобщей истории (истории Нового времени XV – XVIII веков) и истории России с конца XVI в. по XVIII в. Одна из важнейших задач изучения истории в средней школе заключается в том, чтобы способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире. Необходимо научить учащихся понимать не только свои, но и иные традиции. В решении этой задачи важная роль принадлежит курсу истории Нового времени.

История Нового времени в 7 классе охватывает период с XV – XVIII вв., от Возрождения до Великой Французской революции. Изучение курса истории Нового времени не ограничивается только миром Запада. В данный курс так же включен материал по истории Азии, Америки. На изучении истории стран Востока, по сравнению с европейской историей, отводится меньше времени, при этом основное внимание уделяется наиболее важным характеристикам развития общества, государственности и культуры.

Одной из важнейших задач изучения истории России является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, о важнейших событиях и крупных деятелей отечественной истории.

История России в 7 классе охватывает период с конца XVI в. по XVIII в.: от правления Федора Ивановича до правления Екатерины II. Наряду с политической историей большое внимание уделяется проблемам развития русской культуры и быта народа.

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

 Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией  общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

 С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в VII классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

 Согласно календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год в 7 классах учебный план рассчитан на 35 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VII класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы    программы

Всеобщая история

Разделы  программы

История России

VII

70

Всеобщая история (Новая история (29 часов)

История России (XV1I-XVIII вв.) – 41 час  

В первом полугодии изучается истории России – 41 час; во втором полугодии – новая история  – 29 часов.  

Учебно-методический комплекс

1.      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVIXVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2007

2.      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVIXVIII век Поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

3.      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец XVIXVIII век рабочая тетрадь.

4.      А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история1500-1800:учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2006

 

 

Аннотация к рабочей программе по истории 8 класс

 

Рабочая программа по  истории  8 класс составлены  на основе  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы  общеобразовательных учреждений история обществознание 5-11 классы. (Авторы: А. Я. Юдовская; Л. М. Ванюшкина, кандидат педагогических наук М.:«Просвещение», 2007). Программы  общеобразовательных учреждений история 6 – 11 классы. ( Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: «Просвещение», 2008)

Новая  история  8 класса изучает XIX – н. XX вв. – сложный и интересный период в развитии человечества, главное в котором – формирование индустриального общества в процессе модернизации, ставшей основной тенденцией мирового развития. Учащиеся изучают процесс перехода от свободного капитализма к монополистическому, углубляют знания о неравномерности социально-экономического и технического развития различных стран, прослеживают дальнейшее развитие общественно-политических учений в XIX в., знакомятся с развитием материальной культуры и повседневной жизнью людей. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с достижениями художественной культуры и понять, что современная художественная картина мира берёт своё начало в поисках творцов искусства XIX в.

XIX – н. XX вв. – это время насилия, войн и революций, но в то же время это эпоха бурных преобразований, которые испытывали европейские страны, но переживали они эти процессы по-разному. История нового времени XIX – н. XX вв. даёт возможность учащимся познакомиться с переменами в США, Латинской Америке, странах Азии и Африки. Учащиеся узнают, какими были международные отношения в конце XIX – н. XX вв. Программа данного курса позволяет учащимся увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционного общества, ощутить связь времён и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

Рабочая программа по курсу истории России в 8 классе предполагает изучение истории XIX – начало XX вв. Главной чертой этого периода было бурное развитие страны, непрерывная полоса реформ, которые во многом были противоречивы и непоследовательны. Двигателем реформ становилось набиравшее силу общественное движение – консервативное, либеральное и революционное. Наиболее разительными были перемены в экономическом развитии России. Россия стала великой мировой державой, это было завоевание народа в кровопролитной Отечественной войне 1812 г. И этот статус не смогли поколебать ни поражение в Крымской войне, ни горечь других военных неудач. Без России уже не мог решаться ни один вопрос мировой политики. Учащиеся, изучая историю России XIX – начала XX вв., узнают о серьёзных переменах в церковной жизни, о коренных проблемах, одной из которых стали взаимоотношения власти и общества. Новым важным обстоятельством становилось рабочее движение. Большую роль в жизни России стали играть земства. XIX столетие стало «золотым веком» русской культуры, науки, образования. Поистине грандиозными были изменения в городском быту и обычаях населения. Изучают учащиеся и историю родного края в XIX в. Россия вступала в XX век в надежде на решение трёх ключевых задач: создание действенной экономики, построение правового государства и формирование гражданского общества. Основы их решения были заложены в веке девятнадцатом. Изучая данный курс, учащиеся приобщаются  к национальным культурным традициям, воспитывают в себе чувство патриотизма. Одновременно у школьников формируются яркие исторические образы данной исторической эпохи. Узнавая исторический путь своего народа, учащиеся учатся понимать современные исторические процессы в своём Отечестве, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа, развивают навыки работы с различными типами исторической информации. Но самое главное, на что ориентирован данный курс – это личностное развитие учащихся, их социализация.

    Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в VIII классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

 Согласно календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год в 8 классах учебный план рассчитан на 35 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочаяая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для VIII класса:

Класс

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы    программы

Всеобщая история

Разделы     программы

История России

VIII

70

Всеобщая история (новая история (26 часов)

История России (XIX-в.) – 44 часов

В первом полугодии изучается  истории России – 44 часа; во втором полугодии –. всеобщая история (новая история)  – 26 часов  

Учебно-методический комплекс

  История Нового времени: учебник А.Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010; Настольная книга учителя истории. Составитель Т.И.Тюляева, М., «Астрель», 2003 год;  Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2007г

  История России: учебник А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009; Программа А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 6-9 классы. 2010 год; История России, ХIХ век, поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8-й класс, Волгоград, 2003;  рабочая тетрадь по истории России ХIХ век, 8-й класс; наглядные и игровые средства: История России ХIХ век.  

 

 

Аннотация к рабочей программе по истории 9 класс

 

Рабочая программа по  истории  9 класс составлены  на основе  Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ -  Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История.  М.: Просвещение, 2007).

          Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История 6-11классы» Программы общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2008.

Курс является частью концентрической системы исторического образования. Содержание учебного предмета «История» в 9 классе состоит из двух курсов – «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран (XX – начало XXI вв.)» и «История России (XX – начало XXI вв.)». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 9 классов, в ней реализуется синхронно - параллельный подход к изучению предмета.

Рабочая программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5—9 классов, в том числе «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.

 Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе временных требований к содержанию исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

 Особенностью предлагаемой рабочей программы является то обстоятельство, что она послужила основой для единой линии учебников по истории России для первого концентра, которые включены в Федеральный перечень: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. В 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVI в.; Ч. 2. Конец XVI—XVIII век: Учеб. для 6—7 кл.— М., 1998; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.— М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений.— 5-е изд., дораб. II доп.— М., 1999.

 Рабочая программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 9 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России, XX век. В 3 вып.; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России, XX век»; История России, XX век: Хрестоматия/Сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.   

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История»  в IX классах 102 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 102 учебных часов.

 Согласно календарному учебному графику школы на 2015-2016 учебный год в 9 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на  102 часа в год (из расчёта 3 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для IX класса:

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы   программы

Всеобщая история

Разделы  программы

История России

IX

102

Всеобщая история (34 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 68 часов

В первом полугодии изучается всеобщая история  – 34 часов; во втором полугодии – истории России – 68 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

-  А.А. Данилов,   Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс»  / - М: Просвещение, 2009;

 - О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2008

•дополнительных пособий для учителя:

Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Дани­лов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;

О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало  XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2008.

С.В.Парецкоа, И.И.Варакина . Новейшая история  зарубежных  стран.XX-началоXXI века. 9класс: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы .-Волгоград: Учитель,2007

• для учащихся:

Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009.