Аннотация к рабочим программам по литературе для 5 -11 классов
Рабочие учебные программы по литературе для 5 – 11- х классов составлены на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО второго поколения;
- Основной образовательной программы ООО;
- Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Г.И.Беленького (М. «Просвещение», 2009 г.);
- Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.Я Коровиной М. «Просвещение», 2010г. (для 11 класса).
Для реализации Рабочей программы используются учебники:
Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия./Автор-составитель: Снежневская М. А., О.М. Хренова,, Э.Э. Кац, -М: Мнемозина,2011 |
Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия./Автор-составитель: Снежневская М.А., О.М. Хренова Э.Э. Кац, -М: Мнемозина,2011 |
Литература. Авт.- составитель Г.И. Беленький, М.А. Снеженевская.- М: Мнемозина 2013 |
Литература.8 класс. Авт.-составитель Г.С. Меркин, Москва,» Русское слово», 2014 |
Литература. 9 класс. Авт.составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, Москва, «Русское слово», 2014 |
Литература 10 класс, Авт.-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев Москва, «Русское слово», 2014 |
Литература 10 класс, Авт.-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев Москва, «Русское слово», 2014 |
Рабочая программа рассчитана в 5-8 классах на 70 часов в год (2 часа в неделю); в 10 классе - на 105 часов в год (3 часа в неделю); в 9,11 классах - на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
· приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
· сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
· расширить читательский кругозор учащихся;
· повысить качество чтения;
· способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
· активизировать художественно-эстетические потребности детей;
· развить их литературный вкус;
· подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
· стимулировать творческую активность детей;
· формировать навык выразительного чтения.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· участия в диалоге или дискуссии;
· самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.