Аннотация к рабочим программам по литературе для 5 -11 классов

 

 

Рабочие учебные программы по литературе для 5 – 11- х классов составлены  на основе:

  • Федерального  закона  от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта ООО второго поколения;
  • Основной образовательной программы ООО;
  • Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Г.И.Беленького (М. «Просвещение», 2009 г.);
  • Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.Я Коровиной М. «Просвещение», 2010г. (для 11 класса).

Для реализации Рабочей программы используются учебники:

Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия./Автор-составитель: Снежневская М. А., О.М. Хренова,, Э.Э. Кац, -М: Мнемозина,2011

Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия./Автор-составитель: Снежневская М.А., О.М. Хренова Э.Э. Кац, -М: Мнемозина,2011

Литература. Авт.- составитель Г.И. Беленький, М.А. Снеженевская.- М: Мнемозина 2013

Литература.8 класс. Авт.-составитель Г.С. Меркин, Москва,» Русское слово», 2014

Литература. 9 класс. Авт.составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, Москва, «Русское слово», 2014

Литература 10 класс, Авт.-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев Москва, «Русское слово», 2014

Литература 10 класс, Авт.-составитель С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев Москва, «Русское слово», 2014

 

Рабочая программа  рассчитана в 5-8 классах на 70 часов в год  (2 часа в неделю); в 10 классе -  на 105 часов в год (3 часа в неделю); в 9,11 классах - на 102 часа в год (3 часа в неделю).

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей; 

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

 Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

·         приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

·         сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

·         расширить читательский кругозор учащихся;

·         повысить качество чтения;

·         способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

·         активизировать художественно-эстетические потребности детей;

·         развить их литературный вкус;

·         подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;

·         стимулировать творческую активность детей;

·         формировать навык выразительного чтения.

 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

·         образную природу словесного искусства;

·         содержание изученных литературных произведений;

·         основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

·         основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·         основные теоретико-литературные понятия;

уметь

·         воспроизводить содержание литературного произведения;

·         анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·         соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

·         определять род и жанр произведения;

·         сопоставлять литературные произведения;

·         выявлять авторскую позицию;

·         выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

·         аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·         писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

·         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·         участия в диалоге или дискуссии;

·         самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.