МОУ Шилкинской СОШ №51
п. Шилкинского муниципального района Зайкальского края
|
|||
|
|||
Учебный план
муниципального общеобразовательного учреждения Шилкинская средняя общеобразовательная школа
№ 51
на 2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
муниципального общеобразовательного учреждения
Шилкинская средняя общеобразовательная школа № 51
на 2017-2018 учебный год
Учебный план МОУ Шилкинская средняя общеобразовательная школа № 51 составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 31.12.2015 №1576);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» и документами, вносящими изменения в данный приказ ( в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015г. №1577);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 29 июня 2017 года);
Муниципальное общеобразовательное учреждения Шилкинская средняя общеобразовательная школа № 51 в 2017-2018 учебном году:
- работает в режиме 5 дневной рабочей недели (1 классы ), 6-дневной недели
(2-9 классы и 10- 11 классы)
Продолжительность учебного года:
- 1 классы - 33 учебные недели;
- 2-4 классы - 34 учебные недели;
- 5-8,10 классы - 34 учебных недель
- 9,11 классы - 34 учебные недели;
Реализация учебного плана на I уровне общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Обязательные предметные области учебного плана начальных классов, реализуемого в рамках нового стандарта:
№ п/п |
Предметные области |
|
Основные задачи реализации содержания |
||
|
||
1 |
Русский язык и литературное чтение |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
Иностранный язык |
Формирование знаний и умений общения на иностранном языке, коммуникативных умений, толерантности, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
|
3 |
Математика и информатика |
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
4 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
5 |
Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
6 |
Технология |
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
7 |
Физическая культура |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. |
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности;
- приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план 1-х классов включает в себя предметы обязательные для изучения: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академических часов и дополнительными недельными каникулами во втором полугодии. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов - 4 урока и 1 день в неделю - 5 уроков, за счет 3 часа физической культуры.
Обучение в 1 -м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый день, другие занятия проводятся в нетрадиционной или игровой форме с увеличением двигательного режима. В ноябре-декабре - по 4 урока (1 день - 5 уроков) по 35 минут каждый; во втором полугодии (январь-май) - по 4 урока (1 день -5 уроков) по 40 минут каждый.
В Учебном плане для начальных классов на изучение русского языка отведено по 5 часов в 1 -4-х классах (4 часа из обязательной части и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса). Литературное чтение изучается в количестве 4 часов в неделю в 1 -4 классах(3 часа из обязательной части и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса).
Изучение английского языка ведется со второго класса. Учащиеся 2-4-х классов изучают английский язык, в объеме 68 часов (по 2 часа в неделю).
Предметная область «Математика и информатика» в 1-4-х классах предполагает изучение математики 4 часа в неделю.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», которая представлена предметом (Основы религиозных культур и светской этики). На его изучение отводится 1 час в неделю в 4 классе. Изучение данного предмета проводится по безоценочной системе в соответствии с локальным актом школы.
Предметная область «Искусство» осваивается через изучение предметов Музыка и Изобразительное искусство по 1 часу в неделю.
Особенностью учебного предмета технология является практикоориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов - математики, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. На изучение технологии отведен 1 час в неделю в начальных классах.
Изучение физической культуры во всех начальных классах ведётся в объеме трёх часов в неделю. Два часа отводится на изучение стандарта образования, (3 час физкультуры отводится на ритмику).
Обучение в первых классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий.
Объем домашних заданий во 2-4-х классах по всем предметам предполагается таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали 1,5 часа (в астрономических часах).
Для учащихся 1 -х классов между урочной и внеурочной деятельностью организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут на отдых и питание. Продолжительность других перемен между уроками и занятиями не менее 10 минут.
За счет части формируемой участниками образовательных отношений в 2-4-х классах ведутся курсы «Шахматы», «Проектная деятельность» и «Элективные курсы» во 2-3 классах.
Содержание образования на II уровне осуществляется в режиме 6-ти дневной учебной недели в 5-11 классах.
Учебный план для учащихся 5-9-х классов разработан на основе федерального государственного стандарта основного общего образования.
В данном учебном плане определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального государственного стандарта общего образования (обязательная часть) и за счет части формируемой участниками образовательных отношений
Второй уровень общего образования обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлен на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Учебный план для 5-9-х классов ориентирован на 34 учебных недели в год, продолжительность урока - 40 минут.
Учебный предмет «Русский язык» изучается по 6 часов в неделю в 5-6 классах, 4 часа в 7 классе, 3 часа в 8-9 классах
Учебный предмет «Литература» изучается в 5-х классах по 2 часа, 6-х классах по 3 часа в неделю, в 7-8х классах 2 часа, 9-х по 3 часа.
Учебный предмет «Английский язык» изучается в 5-9-х классах по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6-х классах по 5 часов в неделю. В 7-9 классах на 2 предмета- алгебра 3 часа и геометрия 2 часа.
История изучается в 5 классах по 2 часа в неделю и представлена модулем «Всеобщей истории», в 6-8 классах изучается в объеме 2-х недельных часов и представлена двумя модулями «Всеобщая история» и «история России», в 9 классах - 3 часа.
Учебный предмет «География» изучается в 5-6х классах по одному часу в неделю, в 7-9 х классах 2 часа в неделю.
Учебный предмет « Обществознание » изучается в 5-9х классах по одному часу в неделю.
На учебный предмет «Биология» в 5, 6 классах выделен 1 час в неделю, в 7-9 классах выделено 2 часа в неделю.
В учебный план 7-9х классов вводится предмет «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю. В классах, где наполняемость превышает 25 человек, предусмотрено деление на группы.
Учебный предмет «Искусство» изучается в 5-8-х классах по два часа в неделю, построен по модульному принципу и включает разделы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Данные разделы изучаются как отдельные учебные предметы: «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю).
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 5-9-х классах по три часа в неделю.
Учебный предмет «Технология» изучается в 5-7-х классах по два часа в неделю, в 8 классе 1 час в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе школьных мастерских.
Работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится на бытовых швейных машинах. Школьные мастерские и кабинеты технологии имеют рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования.
В 5-9-х классах ведется курс «Основы безопасности жизнедеятельности»,
1 час в неделю
В 8-9-х классах на предмет «Химия»- 2 часа в неделю , Физика - на изучение отведено по 2 недельных часа в 7-8 классах, 3 часа в 9 классах.
За счет части формируемой участниками образовательных отношений в 5-7 классах вводится курс «Шахматы», в 5-8 «Проектная деятельность» и « Курсы по выбору»
В 9 классах реализуется курс «Реальная математика»,
За счет части формируемой участниками образовательных отношений в 8- 9-х классах вводится предпрофильная подготовка, которая осуществляется за счет введения в учебный план элективного курса: «Профессиональные пробы» (для лучшей адаптации учащихся в современном экономическом и социальном пространстве).
Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов - комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных учреждениях, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение.
Предметные области |
Учебные предметы |
Классы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1. Обязательная часть |
Количество часов |
|||||||||
Русский язык литературное чтение |
Русский язык |
3 |
4 |
4 |
3 |
6 |
6 |
4 |
3 |
3 |
Литература |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
– |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
Алгебра |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
3 |
|
Геометрия |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
Информатика |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Обществознание и научные предметы |
История |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Обществознание |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
География |
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Естествознание и научные предметы |
Физика |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
3 |
Химия |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
Биология |
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
Основы религиозных культур и светской этики |
– |
– |
– |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
– |
Изоб. искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
– |
Физическая культура и обж |
ОБЖ |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Итого при 6-дневной неделе |
17 |
21 |
21 |
21 |
29 |
30 |
32 |
31 |
32 |
|
Региональный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Русский язык |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реальная математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Литература |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Проектная деятельность |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Шахматы |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Элективные курсы |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
Социальное проектирование |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Курсы по выбору |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Курсы профориентации |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактическая нагрузка |
21 |
26 |
26 |
26 |
32 |
33 |
35 |
34 |
35 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
21 |
26 |
26 |
26 |
32 |
33 |
35 |
35 |
36 |
На III уровне продолжают обучение 4 класса: 10а, 10б, 11а, 11б классы. Все классы обучаются по полугодиям.
Предметные области |
Учебные предметы |
Классы |
|||||||
10а(с\г) |
10 б (ф\м) |
11а (с\г) |
11б (ф\м) |
||||||
|
|
б |
п |
б |
п |
б |
п |
б |
п |
1. Обязательная часть |
Количество часов |
||||||||
Филология |
Русский язык |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
Литература |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
Иностранный язык |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
|
Математика и информатика |
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
Алгебра |
2 |
|
|
4 |
3 |
|
|
4 |
|
Геометрия |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
|
Информатика |
1 |
|
1 |
3 |
1 |
|
1 |
|
|
Обществознание и научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
|
|
4 |
2 |
|
Обществознание |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
Экономика |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
Право |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
География |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
Естествознание и научные предметы |
Физика |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
5 |
Химия |
1 |
3 |
1 |
|
|
3 |
1 |
|
|
Биология |
1 |
3 |
1 |
|
|
3 |
1 |
|
|
Физическая культура и обж |
ОБЖ |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
Физическая культура |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
Итого при 6-дневной неделе |
21 |
15 |
19 |
12 |
20 |
15 |
18 |
14 |
|
Региональный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Реальная математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектная деятельность |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
Английский язык |
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|
Астрономия |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Элективные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальное проектирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсы профориентации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактическая нагрузка |
22 |
15 |
20 |
13 |
22 |
15 |
19 |
18 |
|
Фактическая нагрузка |
37 |
37 |
37 |
37 |
|||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
|
|
|
|
|
|
|
|