МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51

 

                                                                                                                                                                                            

 

Утверждено    

Директор   МОУ Шилкинской СОШ № 51_______________Суюнда В.В.

Приказ №___от «___»_______2017г

 

 

Согласовано

Педагогический совет

МОУ Шилкинской СОШ № 51

от «___»_______2017г

 

 

 

 

 

 

Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения

          Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

          Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательной организации. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимися образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательной деятельности.

          Индивидуальное обучение на дому организовывается образовательным учреждением в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79

          Организация образовательной деятельности может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ; во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в образовательной организации, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана, а также в дистанционной форме, (полностью по всем предметам или частично по выбору обучающегося), при наличии необходимого оборудования.

          Выбор учебного плана осуществляется совместно  с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

 

  1. Организация индивидуального обучения на дому

 

          Организация обучения на дому осуществляется МОУ Шилкинской СОШ № 51. Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей (законных представителей) может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

          Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора МОУ Шилкинской СОШ № 51, а также заключение медицинской организации лечебного учреждения. На их основе издается приказ (или распоряжение) Управления  образования Администрации               муниципального района «Шилкинский район» и приказ директора МОУ Шилкинской СОШ № 51 об индивидуальном обучении на дому.

          При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном классе.

          Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

 

  1. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

 

          Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме рекомендованном медицинской комиссией.  В случае отсутствие рекомендации по часовой нагрузке, школа определяет количество учебных часов исходя из учебного плана и рекомендацией психолого-медико-педагогического консилиума (согласно СанПиНу).

          В случае болезни учителя администрация МОУ Шилкинской СОШ № 51 с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении  на дому,  другим учителем.

          В случае болезни  обучающегося, учитель,  труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

          Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе ответственный  за данное направление готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

          В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация МОУ Шилкинской СОШ № 51 представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки. 

 

 

  1. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

 

          Участникам образовательной деятельности, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

 

4.1. Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения на дому.

          Обучающийся  в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

-получать среднее (полное) общее образование в соответствии с государственным стандартом;

-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

-на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся  в форме индивидуального обучения на дому обязан:

-соблюдать требования, прописанные в Уставе и локальных актах школы;

-добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

-уважать честь и достоинство работников школы;

-соблюдать расписание занятий;

-находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

-вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

 

4.2. Права и обязанности родителей (законных представителей).

          Родители (законные представители) детей имеют право:

-защищать законные права ребенка;

-вносить предложения по организации образовательной деятельности и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации школы.

Родители (законные представители) детей обязаны:

-выполнять требования, прописанные в Уставе и локальных актах школы;

-поддерживать и стимулировать интерес ребенка к образовательной деятельности;

-своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а школа – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

-создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

-контролировать ведение дневника, тетрадей, выполнение домашних заданий.

 

4.3. Права и обязанности педагогических работников.

          Педагогический работник образовательной организации имеет права, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

          Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме  индивидуального обучения на дому, обязан:

     -знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних         

занятий;

     -выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей,          

интеллектуальных способностей и интересов детей;

    - развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и

художественной литературой;

     -контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником тетрадей, дневника  

(расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

-своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

-согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

-поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях обучающихся, состоянии здоровья и впечатлениях об образовательной деятельности;

-своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательной деятельности.

Администрация школы обязана:

-готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

-контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

-контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

-обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

-своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательной деятельности.

 

  1. Порядок управления образовательным процессом

 

Общее руководство образовательной деятельностью в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации школы входят следующие управленческие действия:

-принятие решения об организации образовательной деятельности;

-разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

-контроль  за организацией и осуществлением образовательного процесса;

-контроль за распределением и использованием денежных средств.

 

  1. Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»

 

В папку рекомендуется включить следующие документы:

-Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

-приказ (или распоряжение) Управления  образования Администрации               муниципального района «Шилкинский район»

-приказ директора школы (копия) «Об индивидуальном обучении детей на дому» на каждого обучающегося;

-справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации формы обучения;

-расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменно согласованное с родителями (законными представителями);

-список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

-учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);

-план внутришкольного контроля индивидуального обучения;

-справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;

-заявления родителей (законных представителей);

 

  1. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий

 

          На каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными директором школы, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий.

          В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из школы.

          В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам:  дневник, тетрадь обучающегося.

          Журнал индивидуального обучения на дому хранится  в архиве школы 5 лет.