- Общие положения
- Положение о системе оценивания (далее Положение) определяет структуру школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к организации и технологии оценивания на территории образовательного учреждения, разъясняет правила и порядок промежуточной и итоговой аттестации в школе.
- Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, Федерального государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательными программами школы, Устава МОУ Шилкинской СОШ №51, Основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования МОУ Шилкинской СОШ №51.
- Настоящее Положение является локальным актом образовательного учреждения, утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
В настоящем Положении используются следующие термины:
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в баллах (по 5-балльной системе).
Оценка - качественная (словесная) характеристика
Оценка результатов - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения обучающихся в учебной деятельности.
Система оценки — многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; оценку деятельности педагогов и школы.
Внутренняя оценка - это оценка самой школы (обучающегося, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; в решении педагогического совета школы о переводе обучающегося в следующий класс или на следующий уровень обучения.
Накопительная оценка («Портфолио достижений») - это коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата.
Диагностическая комплексная работа - это проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей, позволяет оценить уровень сформированности отдельных универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе в динамике.
- Целями системы оценки образовательных достижений обучающихся школы являются:
- создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся;
- получение объективной информации о состоянии образовательных достижений обучающихся, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; - принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы.
- Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:
- формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к его измерению;
- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
- проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации Стандарта и внесения необходимых корректив в образовательный процесс;
- обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательного процесса;
- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.
- Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации;
- реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
- открытость, прозрачность процедур оценивания;
- прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
- доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
- соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
1.7. Функции системы оценивания:
- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом,
утвержденным ФГОС;
- ориентирующая функция содействует осознанию обучающимися результатов процесса
деятельности и пониманию собственной роли в нём;
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях обучающегося;
- корректирующая функция способствует внесению поправок в
действия обучающегося, корректировке его установок, взглядов;
- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств, проявления чувств и т.д.;
- социальная функция влияет на самооценку;
- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность
надпредметных умений;
- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
1.8. Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется на критериальной основе. Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, заранее известными всем участникам образовательной деятельности критериями оценивания, соответствующими целям и содержанию образования. Для определения критериев оценивания учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2-3 занятия, 2-3 недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии оценивания), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения.
- Содержание оценки
- Личностные результаты обучающихся определяются в соответствии с ООП.
Личностные результаты учащихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:
- сформированность основгражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованиюна основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций,включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
- Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты обучающихся определяются в соответствии с ООП.
Метапредметные результаты учащихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний,их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблеми воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТв целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов по отдельным предметам - способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
- Для оценки предметных результатов устанавливаются пять уровней:
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно», отметка «зачтено».
Повышенный уровень - достижение планируемых результатов, оценка «хорошо», отметка «4».
Высокий уровень - достижение планируемых результатов - оценка «отлично», отметка «5».
Пониженный уровень - оценка «неудовлетворительно», отметка «2». Отсутствие систематической базовой подготовки, учащийся не освоил половину планируемых результатов. Большие пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Но не исключены случаи, когда учащийся может выполнить отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем -10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень - наличие только фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области.
Качество освоения программы |
Уровень успешности |
Отметка по 5-балльной шкале |
95-100 % |
максимальный |
«5» и «5» |
66-94 % |
программный/повышенный |
«5» |
программный |
«4» |
|
50-65 % |
необходимый/базовый |
«3» |
меньше 50 % |
ниже необходимого |
«2» |
- Критерии и нормы оценочной деятельности.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
– не раскрыто основное содержание учебного материала;
– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала;
– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «5» и «5», если он удовлетворяет требованиям на отметку «5» и следующим требованиям:
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. Отметка «5» и «5» выставляется двумя отметками в одной колонке (55).
- Критерии оценивания устного ответа.
- Отметка “5” ставится, если обучающийся:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;
- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания, умения и навыки в незнакомой ситуации;
- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответы в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводов наблюдения и опыты;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет при помощи учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
- Отметка “4” ставится, если ученик:
- показывает знание всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, допуская незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, при определении понятий допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допуская не более одной негрубой ошибки или не более двух недочетов, может их исправить самостоятельно при небольшой помощи учителя;
- в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует научные термины;
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками, допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
- Отметка “3” ставится, если ученик:
- освоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в освоении материала, не препятствующие дальнейшему освоению программы;
- материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных результатов освоения программы; выводы и обобщения аргументирует слабо, допуская в аргументации ошибки;
- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий;
- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская грубые ошибки;
- Отметка “2” ставится, если ученик:
- не освоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применить их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- полностью не усвоил материал.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2.3.4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Выполнил работу без ошибок и недочетов.
- Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится:
- Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
б) не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится:
1.Если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок;
б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
в) или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3"; - Или правильно выполнил менее половины работы.
2.3.5. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по учебным предметам.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2.Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
- Правильно выполнил анализ погрешностей.
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится:
- Если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
а) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета.
- Допустил не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Эксперимент проведен неполностью.
- В описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
З.Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9 класс).
4.Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1.Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
- Критерии оценки творческих работ по содержанию и речевому оформлению
Оценка «5» |
Критерии оценки |
Допускается |
|
- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение); - отсутствие фактических ошибок; - богатство словаря; - правильное речевое оформление; - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила) |
- не более 1 речевой неточности; - 1-2 исправления |
||
«4» |
- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - отдельные речевые неточности |
- не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста; - не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; - 1-2 исправления. |
|
«3» |
- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение); - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений; |
- не более 5 недочетов в содержании и построении текста; - беден словарь; - имеются речевые неточности |
|
«2» |
- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение); - допущено много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - отсутствует связь между частями текста; - беден словарь |
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста; - 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки; - 3-5 исправлений |
|
Учитывая достаточный объем изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая - за грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такие же, как при оценке за контрольный материал. При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочеты:
-несоответствие теме (сочинения), искажение содержания исходного текста (изложения);
-внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении; неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
2.3.7. Тестовые работы по учебным предметам оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. Количественные результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале, качественная оценка фиксируется учителем и учащимися в тетрадях «Портфолио ученика».
- Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта Школой для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности включают:
- положение о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и
руководителя проекта;
- тема проекта должна быть утверждена (приказом директора по школе назначается
руководитель проекта и утверждается тема проекта после согласования с заместителем директора по УВР, курирующим данную параллель классов, и Методическим советом Школы; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).
Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проект тов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов— описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоя- тельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы/плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии. Защита наиболее успешных проектов по представлению руководителей проектов проходит на школьной научно-практической конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Индивидуальный проект целесообразно оценивается по следующим критериям:
- Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматривае - мой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта описываются на основе интегрального (уровневого) подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности Содержательное описание каждого критерия.
Критерии |
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
|
Базовый |
Повышенный |
|
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и\или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и\или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета |
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки |
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Регулятивные действия |
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося |
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
Коммуникация |
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы |
Тема ясно определена и пояснена. Текст\сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа\сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
- такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий).
- Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне, если ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании - отметка выставляется в свободную строку.
- Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
Система оценивания включает аттестацию учащихся, технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, накопленных в Портфолио.
Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2 по 11 класс определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и максимальный).
- Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся 2-9 классов по четвертям, а 10-11 классов - по полугодиям. Основанием для перевода учащихся 2-8-х и 10-х классов в следующий класс являются результаты промежуточной аттестации за год. Внешней оценкой достижения планируемых результатов Обучающихся являются Всероссийские проверочные работы ВПР. Результаты ВПР не учитываются при выставлении годовых отметок по предметам; результаты ВПР в электронный журнал не выставляются и не влияют на результат годовой промежуточной аттестации.
- Итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах осуществляется соответственно в формате ГИА в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами и, таким образом, является внешней оценкой
- Промежуточная аттестация со 2 по 11 класс проводится в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ в форме контрольных и проверочных работ, диктантов, диагностических работ, тестирования, защиты проектов, собеседования или зачёта.
- Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающиеся обязаны ликвидировать в сроки, определяемые школой. Родители/законные представители несовершеннолетнего обучающегося обязаны создать условия и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
- Промежуточный и итоговый контроль осуществляют педагоги и администрация. Периодичность и формы текущего контроля определяются учителем в соответствии с рабочей программой по каждому курсу (см. Положение о рабочей программе).
- В системе оценивания определены следующие основные виды контроля:
- стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью;
- промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом;
- контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио);
- итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце полугодия и учебного года, а также в формате ГИА.
В системе оценивания приоритетными становятся новые формы контроля - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и Портфолио учебных и внеучебных результатов учащихся.
Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся.
Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные журналы, электронные дневники, портфолио.
Технология оценивания определятся в данном Положении на каждой ступени обучения.
- Технология оценивания на ступени начальной школы
- Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального обучения.
- Личностные результаты обучающихся определяются через сформированность личностных универсальных учебных действий:
- сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, эмоциональноположительное отношение обучающегося к образовательному учреждению;
- сформированность самооценки (способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, поиск и установление личностного смысла учения обучающимися; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
- Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление индивидуальной динамики развития школьников с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
- Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов по отдельным предметам:
- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
- Оценка результатов
- Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований и предметом оценки является эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы.
- В рамках системы внутренней оценки в школе используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая оценка осуществляется при поддержке службы сопровождения школы, направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:
- характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
- Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» рабочей программы по каждому предмету и внеучебной деятельности.
- Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем, классным руководителем совместно с психологом 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения.
- Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться) являются:
- уровень развития учебно-познавательного интереса;
- уровень формирования целеполагания;
- уровень формирования учебных действий;
- уровень формирования контроля;
- уровень формирования оценки.
- Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности образовательного учреждения так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняем обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
- Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются стартовые и итоговые проверочные работы; тестовые диагностические работы; текущие проверочные работы; комплексные (интегрированные) проверочные работы; портфолио ученика; публичное предъявление (демонстрация) достижений.
- Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону» ближайшего развития ученика. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика.
- Тестовая диагностическая работа (на «входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в портфолио.
- Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный и электронный журнал.
- Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля - мае) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развития компонентов учебной деятельности. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном и электронном журнале.
- Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводится в конце обучения по программе основного общего образования на ступени начальной школы. Её цель - оценка способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
- Комплексная характеристика личностных, предметных и метапредметных результатов составляется на основе Портфолио ученика. Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия и
достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Структура портфолио в положении о портфолио.
- Процедуры оценивания
- Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06.2003 №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков.
- Со 2 класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам триместра, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы.
- На начальной ступени обучения учителем используются разнообразные методы оценивания:
- наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением;
- оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах;
- тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
- оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободном форме - как устных, так и письменных;
- оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с коротким свободным ответом);
- оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы достижений, дневники учащихся и др.)
- За задачи, решённые при изучении новой темы, текущая отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной /контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
- Предметные четвертные оценки/отметки определяются как среднее арифметическое баллов. Итоговая оценка за ступень начальной школы выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем Портфолио, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
- Оценка предметных результатов ученика начальной школы производится на основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Программный уровень имеет две ступени - повышенный и просто программный. Предметные результаты обучающихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки.
- Технология оценивания на ступени основной школы
3.1 Цели оценочной деятельности
- Основными направлениями и целями оценочной деятельности на ступени основной школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности школы и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная цель диагностики - определить готовность выпускников основной школы к итоговой аттестации в форме ГИА.
- Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
- Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
- Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является:
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
- Оценка результатов
- На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:
- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА).
- В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария психологом. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
- Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов:
- стартовой и финишной диагностики (два раза в год);
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
- текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий;
- защиты индивидуального или группового проекта.
- Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
- В соответствии со Стандартом выделены следующие уровни достижений обучающихся:
- максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно» (отметка «5 и 5»);
- повышенный программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
- программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка «удовлетворительно» (отметка «3» или «зачтено»);
- ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2» или «незачтено»).
- Максимальный, программный и базовый уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области.
- Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
- Достижения обучающихся основной школы фиксируются в Портфолио. Основные разделы:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
- Процедуры оценивания
- Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
- Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
- Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации.
- Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в Портфолио ученика основной школы.
- Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется в классных журналах и дневниках обучающихся на бумажных и электронных носителях.
- Технология оценивания на ступени средней школы
4.1 Цели оценочной деятельности
4.1.1.Основными направлениями и целями оценочной деятельности на ступени старшей школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности школы и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).
Основная цель диагностики - определить готовность выпускников старшей школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- Основным объектом системы оценки результатов образования на ступени среднего (полного) общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
- Конечная цель контрольно-оценочной деятельности выпускников заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
- Личностные результаты выпускников старшей школы определяются на основе полной сформированности:
- гражданской идентичности;
- социальных компетенций;
- навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации;
- готовности к выбору дальнейшего профильного образования после окончания школы.
- Основным объектом оценки метапредметных результатов выпускников является:
- готовность к самостоятельному проектированию;
- сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения;
- практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности;
- овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для её дальнейшей интерпретации;
- адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в Интернете для обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности;
- построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к получаемой информации.
- Оценка предметных результатов на ступени старшей школы представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
- Оценка результатов
- На итоговую оценку на ступени среднего общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты.
- Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 10-11 классах проводится в следующих формах:
- итоговая контрольная работа, тестирование, защита рефератов, творческих и исследовательских работ, защита проектов.
- тестирование по предмету проводится по готовым тестам, утверждённым педагогическим советом школы
- промежуточной аттестации в форме зачета по предметам, изучаемым на углублённом уровне в конце каждого полугодия. Зачет проводится в форме собеседования, комплексной контрольной работы, по билетам, разработанным учителем в соответствии с требованиями к образовательным достижениям обучающихся.
- Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 24 апреля по 15 мая. Данное решение утверждается директором общеобразовательного учреждения. В день проводится только одна форма контроля.
- Годовая отметка по учебному предмету в 10 переводном классе выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за полугодие и отметкой, полученной учеником по результатам промежуточной аттестации.
- Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ЕГЭ.
- Процедуры оценивания
- Оценка предметных результатов ученика старшей школы производится на основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки.
- Ведение документации
- Общие положения
- Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в классных и электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год до 25 мая.
- Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации.
- Письменные работы учеников в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года.
- Отметка ученика за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер.
- Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года - в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления.
- Ведение документации учителем
- Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу на год, которые являются основой планирования его педагогической деятельности.
- Электронный журнал является главным документом учителя и заполняется ежедневно в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием.
- Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
- При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу классный руководитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предметов.
- Ведение документации обучающимися:
- Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет проверку работ в данной тетради.
- Портфолио учащихся является формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио» и оценивает его материалы ученик.
- Основные разделы «Портфолио» отражены в положении «о Портфолио».
- Для записи домашнего задания и текущей информации обучающийся должен использовать школьный дневник.
- Ведение документации администрацией школы
- В своей деятельности администрация школы использует все необходимые материалы учителей, обучающихся и службы сопровождения для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в школе.
- Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора школы классифицирует по классам, по отдельным учащимся.
- По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического коллектива.
- Ведение документации администрацией школы
- Права и обязанности субъектов образовательного процесса
- Права и обязанности учащихся
- Обучающиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трудностей;
- участвовать в разработке критериев оценки работы;
- на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
- на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни.
- представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и публично их защитить;
- на ошибку и время на ее ликвидацию;
- Обучающиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней школе;
- освоить обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным стандартом.
- Права и обязанности учителя
- Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающегося;
- оценивать работу обучающегося по их запросу и по своему усмотрению. Оценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя;
- оценивать обучающегося только относительно его собственных возможностей и достижений;
- оценивать деятельность обучающегося только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.
- Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
- оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
- вести учет продвижения учащихся в электронном журнале в освоении УУД;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за полугодие и учебный год.
- Права и обязанности родителей:
- Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
- Родитель обязан:
- знать основные моменты данного Положения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
- Права и обязанности родителей:
- Права и обязанности учителя
- Права и обязанности учащихся
- Ответственность сторон
- Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.
- В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация школы:
- организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее результатам;
- организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке к промежуточной аттестации.
- После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.
- МОУ Шилкинская СОШ №51 обязана:
- обеспечить обучающемуся получение бесплатного общего образования на ступенях: начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
- обеспечить обучающемуся организацию образовательного процесса в соответствии с Образовательной программой школы, регулируемой учебным планом, годовым календарным режимом работы и расписанием занятий;
- осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль за результатами освоения обучающимися образовательной программы и в доступной форме информировать о результатах родителей и обучающегося;
- обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам школы;
- обеспечить участие обучающегося в государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения программы основного и среднего общего образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Родители обучающихся обязаны:
- обеспечить условия для освоения детьми Образовательной программы, действующей в МОУ Шилкинской СОШ №51.
- обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения;
- обеспечить подготовку домашних заданий;
- ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) ученика;
- ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей/законных представителей.