Утверждаю:
Директор МОУ Размахнинская
СОШ _________ В.Н. Немеров
ПР № ___ от «___» ________ 20__г.
Положение о школе молодого педагога
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности «Школы молодого педагога» (далее – Школа), которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, настоящим Положением.
1.2. Школа действует при районном методическом кабинете комитета образования и взаимодействует с образовательными организациями района.
1.3. Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки и оказания методической помощи молодым педагогам, содействует повышению профессионального мастерства начинающих педагогов образовательных организаций Шилкинского района через систему занятий Школы и работы с наставником в рамках деятельности образовательной организации.
1.4. Решения Школы являются рекомендательными для начинающих педагогов.
1.5. Положение вступает в силу с момента подписания приказа, утверждающего настоящее Положение. Срок действия Положения не ограничен.
2. Цели и задачи Школы.
Цель: организация и создание оптимальных условий для про-фессионального роста молодых педагогов.
Задачи:
• организация эффективного информационного, методического, научного, психологического сопровождения молодых и начинающих учителей по вопросам организации педагогической и учебной деятельности на муниципальном и школьном уровне;
• создание системы дифференцированной целенаправленной методической работы с молодыми педагогами на основе выявленных потенциальных возможностей и имеющихся затруднений;
• развитие творческого потенциала молодых педагогов и позитивной мотивации к профессиональной деятельности;
• вовлечение молодых педагогов в профессиональное взаимодействие,
• успешная социализация молодых педагогов в современном обществе и педагогическом сообществе.
• формирование потребностей у молодых педагогов в непрерывном самообразовании и создание необходимых условий для их реализации;
3. Состав Школы.
В состав Школы молодого педагога входят:
• куратор (методист комитета образования);
• педагоги образовательных организаций со стажем педагогической деятельности менее пяти лет;
• педагоги со стажем работы более пяти лет, если выбранная тема занятия их заинтересовала;
• наставники молодых педагогов в образовательных организациях из числа учителей первой и высшей категории;
• в работу Школы могут быть приглашены: родители, медицинский персонал, специалисты других учреждений.
4. Организация работы школы молодого педагога.
4.1. Деятельность Школы складывается из совместно проводимых занятий и мероприятий на муниципальном уровне и работы наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
4.2. Куратор Школы на основе анализа профессиональных запросов, возможностей и затруднений составляет план работы Школы на учебный год, который рассматривается на заседаниях Школы и утверждается приказом руководителя управления образования.
4.3. Наставники в образовательной организации составляют локальный план работы исходя из индивидуальных потребностей молодых педагогов образовательной организации с учетом существующих условий и возможностей образовательной организации.
4.4. Занятия Школы проводятся согласно плану работы (не реже 1 раза в четверть).
4.5. Формы деятельности: лекции, семинары, открытые уроки молодых учителей и наставников, творческие отчеты молодых учителей и их наставников, недели молодого специалиста, методические выставки, консультации, посещение уроков молодых специалистов с целью изучения педагогических затруднений, диагностирование молодых специалистов на основе самооценки, посещение уроков молодыми специалистами у наставников, аттестующихся учителей, работа с наставниками молодых учителей.
4.6. Формы работы Школы определяются исходя из тематики занятий на текущий учебный с учетом оптимальной результативности проведения мероприятии.
4.7. По результатам работы Школы за учебный год составляется Анализ работы Школы, который состоит из отчетов наставников о проделанной работе в образовательной организации и отчета работы Школы на муниципальном уровне.
4.8. В Школе ведется следующая документация:
• Положение о Школе молодого педагога;
• план работы Школы на учебный год;
• материалы занятий;
• анализ работы Школы;
• протоколы заседаний;
• результаты мониторинговых исследований;
• приказы образовательных организаций о назначении наставника;
• план работы наставника и отчет о проделанной работе;
• банк данных о молодых педагогах и педагогах-наставниках: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий педагогический стаж).
4.9. Основная документация Школы размещается на сайте управления образования в разделе «Школа молодого педагога».
5. Основные направления и содержание деятельности Школы.
5.1. Содержание деятельности Школы определяется следующими направлениями:
• формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение инновационных образовательных технологий;
• оказание помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта работы лучших учителей;
• проведение опытными педагогами мастер – классов и учебно-методических занятий для начинающих учителей;
• привлечение молодых учителей к подготовке и организации районных мероприятий по проблемам образования;
• мониторинг результатов работы молодого учителя;
• диагностика успешности работы молодого учителя;
5.2. На занятиях Школы оказывается теоретическая и практи-ческая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образова¬тельною процесса:
• работа со школьной документацией;
• современные подходы к урочной и внеурочной деятельности.
• культура анализа и самоанализа урока.
• создание воспитательной системы класса, школы;
• проведение мониторинга и диагностики образовательного процесса, учебных возможностей школьников;
• обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
• создание системы работы с родителями и др.
6. Права и обязанности членов школы.
6.1. Члены Школы имеют право:
• принимать решения по вопросам, входящим в их компетенцию;
• приглашать на заседания Школы высококвалифицированных педагогов для оказания консультативной помощи;
• в необходимых случаях приглашать на заседания представителей общественных организаций, учреждений, родителей воспитанников;
• участвовать в работе методических объединений, семинаров на муниципальном уровне;
• стремиться к повышению своего профессионального мастерства;
• использовать имеющуюся материальную базу образовательных организаций района для адаптации и самообразования;
• обращаться заметодической, научной и другими видами помощи к куратору Школы; получать оперативную консультационную и иную помощь;
• творчески самореализовываться в рамках педагогической деятельности, участвовать в работах творческих групп, педагогических мастерских, профессиональных конкурсах и др.
6.2. Члены Школы обязаны:
• выполнять план работы Школы в установленные сроки; посещать занятия Школы;
• непрерывно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; учиться эффективным методам и формам работы.
7. Наставничество.
7.1.Учитель-наставник обязан:
• совместно с молодым педагогом анализировать его работу, выявлять проблемы и затруднения;
• оказывать помощь молодому педагогу в составлении рабочей программы;
• оказывать помощь начинающему учителю в планировании работы, в отборе учебного материала к конкретному уроку или по теме в целом;
• посещать уроки молодого учителя с последующим анализом; приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать;
• соблюдать педагогическую этику.
7.2.Учитель-наставник имеет право:
• знакомиться с документацией молодого учителя, посещать любой его урок;
• обращаться к администрации с запросом о предоставлении необходимой нормативной, статистической научно-методической документации;
• на дополнительные выплаты из стимулирующего фонда со согласованию с администрацией образовательной организации.
7.3.Учитель-наставник несет ответственность за:
• качество и результат контрольно-диагностических обучающих мероприятий;
• степень адаптации молодых и вновь прибывших в школу педагогов;
• улучшение качества образовательного процесса, который обеспечивают молодые учителя;
• достаточный уровень готовности к осуществлению учебного и воспитательного процесса с учетом специфики школы.
8. Планируемые результаты деятельности Школы.
Работа Школы обеспечивает непрерывный профессионально-личностный рост молодого педагога, выражающийся в следующих показателях:
• умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
• овладение методикой проведения уроков согласно требованиям федеральных государственных стандартов;
• умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
• умение проектировать воспитательную систему;
• умение работать с родительской общественностью;
• овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
• становление молодого учителя как учителя-профессионала;
• повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
• результативное участие в конкурсах профессионального мастерства, выступление на заседаниях методических объединений и мероприятиях разных уровней.