Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
(2016-2021)
1.Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, в школьных и районных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.
2.Концепция работы с одарёнными детьми.
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
В своей работе мы опираемся на следующее определение одарённых детей:
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях;
2) дети с признаками умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
3.Цели программы
1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
2.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Задачи программы
1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
- Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
- Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
4.Принципы программы
- Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
- Акцент на решающую роль теории.
- Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
- Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
- Поддержание интереса, любознательности.
- Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, диспутов, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.
- Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к творческой самореализации.
5.Основные направления работы
- Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
- Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
6.Стратегия работы с одаренными детьми
- Диагностика
- Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
- Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
- Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
- Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
- Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
- Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
- Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
- Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
7.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей
- Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
- Проведение школьных олимпиад.
- Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;
- выполнение проектов;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий.
- Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
- Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
- Отправление благодарственных писем родителям.
4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
7.Формы работы с одаренными учащимися
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- участие в олимпиадах.
8.Кадровое обеспечение программы
Группа |
Функции |
Состав |
Административно-координационная |
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор школы. |
Консультативная, Научно-методическая |
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Аналитическая деятельность. |
Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР. |
Педагоги школы |
Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся |
Классные руководители,
Учителя Учителя |
- Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности |
Содержание |
Информационное обеспечение |
Нормативно-правовое обеспечение:
|
Организационно-методическое обеспечение |
1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 2. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 3. Мониторинг работы системы. |
10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма |
Задачи |
Элективные курсы |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Кружки, секции, объединения |
|
- Этапы работы
1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2016-2017 годы)
* пополнение банка данных по одаренным детям;
* банка творческих работ учащихся;
* банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
2 этап: деятельностный (2017-2019 годы)
* Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
* Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
* Активное использование метода проектов.
* Проведение выставок детского творчества
3 этап: констатирующий (2020-2021год)
* Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
* Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».
- План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2016-2021 г.г.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Диагностика одаренных детей Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. |
ежегодно |
ЗДВР учителя- предметники |
2. |
Внедрение проблемно- исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление |
Ежегодно |
Учителя-предметники
|
3. |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
Октябрь
|
ЗДУВР |
4. |
Участие в районных, областных олимпиадах |
Ноябрь, декабрь
|
ЗДУВР
|
5. |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
Постоянно |
ЗДВР
|
6. |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
Ежегодно |
Администрация |
7. |
Проведение предметных недель и декад |
Ежегодно |
ЗДВР |
8. |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
Ежегодно |
учителя-предметники |
9. |
Аналитический отчет |
Ежегодно май |
ЗДУВР, ЗДВР
|
10. |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» |
Постоянно |
ЗДУВР, ЗДВР
|
13.Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
- Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми.
- Формирование интереса учащихся к творческой самореализации.
- Повышение качества образования и воспитания школьников.