Аннотация к рабочей программе по обществознанию

Для 5-11 классов базовый уронь

 5 класс

(базовый курс)

           Рабочая программа по обществознанию для основной школы предназначена для учащихся 5 классов, изучающих предмет на базовом уровне. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с  программой начального общего образования. Предлагаемая  рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданин

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений

Характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» по программе Л.Н.Боголюбова позволяет учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии, политологии, правоведения, помогает им ориентироваться в большинстве отраслей знаний. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Цель курса: сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной;

Способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, процесса самопознания и осознанию своего места в истории своей страны.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

. заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

убежденности в возможности важности для общества семьи и семейных традиций;

осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

. умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

. умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

.  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

. овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

. умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

Использование элементов причинно-следственного анализа;

Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

Оценку своих учебных достижений , поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

. относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

. знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

. умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей  (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества;

. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

. понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

. понимание значения коммуникации в межличностном общении;

. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Рабочая программа реализует УМК:

Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/  под редакцией  Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.– М.: Просвещение, 2013;

Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе по обществознанию

6 класс

(базовый курс)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений

РФ»), приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования», письма Министерства образования и

науки РФ от 07.07.2005 №3 – 1265 «О примерных программах по учебным предметам

федерального базисного учебного плана», примерной программы среднего (полного)

общего образования по обществознанию, программы основного общего образования по

обществознанию Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений

История. Обществознание 5-11/ М. «Просвещение 2011»),

 Программы курса

«Обществознание. 6 класс» Л.Н. Боголюбов (М.:,Просвещение, 2011)

Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
  • развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
  • освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

Начать формирование представлений об обществе и человеке как субъектах материального мира; гражданстве, моральных и правовых нормах как регуляторах жизни общества. Сформировать первичные знания о нашем государстве, его структуре и символах.

  • Развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, способности к самопознанию и самооценке; развивать потребность в соблюдении нравственных и правовых норм, важнейших регуляторах общественной жизни; формировать способности оценивать действительность и поступать с позиции гражданственности.
  • Воспитывать уважение к государству, нравственным и правовым нормам, людям разных национальностей и культур; формировать чувство сопричастности к истории, культуре, традициям малой и большой Родины; воспитывать толерантность и гуманизм.

. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознания, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;

9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапердметные результаты:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

Предметные результаты. Изучение предметной области «Общественно – научные предметы» должны обеспечить:

1) Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

2) Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;

3) Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

4) Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

5) Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нем, формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. При изучении общественно – научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать:

1) Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.

2. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2013.

3. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 6 класс : поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе по Обществознанию 7 класс

   Рабочая  программа по обществознанию для  7    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень),  Примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И.. Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.    Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.   В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей

Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической,  социальной, духовной.

Изучение  обществознания в 7 классе в курсе общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                     формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

·                     приобретения опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

·                     развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

·                     воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

·                     освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;

·                     овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания;

·                     освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

·      Знать основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;

·      Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,   характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; 

   Уметь:

·      Выделять главную мысль, составлять план;

·      Описывать изучаемый объект;

·      Сравнивать социальные объекты или источники;

·      Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять  взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

·      сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

·      объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

·      оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

·      решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·      для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·      общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·      нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·      реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

·      первичного анализа и использования социальной информации.

.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

-       Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф.  М: Просвещение, 2013.

-       Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2013.

-       Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012

 

-       Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику Обществознание. Человек, право, экономика. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.

-       Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.

-       Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

-       Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011

 

 

Аннотация к рабочей программе по обществознанию

                                                                8 класс

  Рабочая программа  по обществознанию для 8 класса представляет собой содержание обществоведческого курса, ядром которой является Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, Примерная программа основного общего образования по обществознанию МО РФ 2007 года, авторский курс Л.Н. Боголюбова Обществознание. 8 класс. - М.: Просвещение, 2009.. Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объеме 34 часа учебного времени (1час в неделю). Рабочая  программа  дает  примерное  распределение  учебных  часов по  разделам  курса  и  рекомендуемую  последовательность изучения  тем,  учитывая  возрастные  особенности  учащихся  и  логику  учебного  процесса.

Рабочая  программа  предусматривает  выделение  двух  самостоятельных, связанных  между  собой  этапов.

Первый  этап ( 6 кл.) носит  преимущественно  пропедевтический  характер,  связанный  с  проблемами  социализации  младших  подростков.

Второй  этап (7-9 кл.)  ориентирован на  более  сложный  круг  вопросов, способствует  предпрофильной  подготовке  учащихся.

На  каждом  из  этапов  реализуются  межпредметные  связи  с  курсом  истории  и  другими  учебными  дисциплинами.

Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

Реализация рабочей программы способствует:

-    развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-    воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового са­мосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистиче­ским и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-    освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об общест­ве, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимо­действия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

-    овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, ана­лизировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, комму­никативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского обще­ства и государства;

-    формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных за­дач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличност­ных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами по­ведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите пра­вопорядка в обществе.

 

Общая характеристика курса

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой струк­туры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социоло­гические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подрост­кового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о че­ловеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, проис­ходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Рабочая  программа  составлена  с  учетом  воспитательных  и  образовательных  задач  школы.

Рабочая  программа  предусматривает  формирование  у  учащихся  общеучебных  умений  и  навыков:

- сознательно  организовывать  свою  познавательную  деятельность;

- владеть  такими  видами  публичных  выступлений  как  высказывания,  монолог,  диалог;

- выполнять  задания  на  поиск  нужной  информации  по  заданной  теме,

- умение  объяснять  изученный  материал  на  конкретных  примерах;

- оценивать  свои  учебные  достижения,  поведение,  мнения  других  людей;

- умение  определять  собственное  отношение  к  явлениям  жизни,  формировать  свою  точку  зрения;

Программа  призвана  помочь  осуществлению  выпускниками  основной  школы  осознанного  выбора  путей  продолжения  образования  или  будущей  профессиональной  деятельности.

При  проведении  уроков  используются  беседы,  работа  в  группах,  работа  с  учебником,  интегрированные  уроки,  деловые  игры  и  др.

Учебно - методический комплекс

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс.  М., Просвещение. 2013г

2. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс, М., Просвещение , 2013г

3. Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2013 год.

4. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2013 г.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2013г.

 

 

Аннотация к рабочей программе по обществознанию

9 класс

Базовый уровень

            Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образо­вания по обществознанию Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»)  Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познава­тельных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе эконо­мической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореа­лизации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к соци­альным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социаль­ной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом каче­ствах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основ­ах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа  часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

•             определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

•             объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

•             решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

•             применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•             умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

•             поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

•             выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

•             работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

•             самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

•             участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

•             формулирование полученных результатов;

•                      пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

•             владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

1)Обществознание: 8-9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2013;

2)Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание»: 9 класс. - М.: Просвещение, 2013;

3)Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под ре­дакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2013;

4)Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы / Под ре­дакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2013.

             5) Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по  учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. Авт.-сост. С.Н. Степанько._ Волгоград: Учитель, 2013.

 

Аннотация к рабочей программе по обществознанию

10 класс

(базовый курс)

Настоящая рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента

Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской

программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией

академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова), используемый учебно-

методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс». Авторы: Л.Н.Боголюбов,

Ю.И.Аверьянов -М.: Просвещение, 2011).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного

стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана

на 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. (34 нед х 2 ч =68 ч). Авторская

программа уменьшена на 2 часа за счет резерва.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные

формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы,

презентации, конференции, аукционы, брейн–ринги, КВН и др.; предусматривает

использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с

использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию

критического мышления.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·                 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

·                 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·                 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

·                 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

·                 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

                                 Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

 Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-       определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-       объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-       решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-       применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-       умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-       поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-       выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-       работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-       самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-       участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-       формулирование полученных результатов;

-       создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-       пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-       владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

  Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

 

  •  Обществознание.  Базовый уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.- 414 с.
  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова.  М. Просвещение, 2013г