Аннотация к рабочей программе по ОБЖ

Предмет – ОБЖ

5-11 классы

Нормативно-методические материалы

 

·         федеральный компонент государственного стандарта    основного общего образования, среднего образования  и примерная программа по ОБЖ  2009 года.

·          программа под общей редакцией А. Т. Смирнова, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования

·         федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской   Федерации   к  использованию  в   образовательном   процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 - 2015 учебный год;

·         базисный учебный план гимназии на  2014-15 учебный год;

·         письмо №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089

·         требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта 

Реализуемый УМК

Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; «Просвещение» 2012г.

Цели и задачи

изучения

предмета

Изучение тематики данной программы в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

·                    Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

·                    Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

·                    Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

·                    Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

 

      Изучение тематики данной программы в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; о воинской обязанности и военной службе, об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.

Срок

реализации программы

7 лет

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Базовый курс

5 класс- 35 часов (1 час в неделю)

6 класс- 35 часов (1 час в неделю)

7 класс- 35 часов (1 час в неделю)

8 класс- 35 часов (1 час в неделю)

9 класс- 34 часа (1 час в неделю)

10 класс- 70 часов (2 часа в неделю)

11 класс-34 часа (1 час в неделю)

Результаты

освоения

учебного

предмета

(требования к

выпускнику)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах ученик должен знать:

.  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

.  основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

.  систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

.  наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

.  основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

.  законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

.  правила поведения при угрозе террористического акта;

.  государственную политику противодействия наркотизму;

.  основные меры по профилактике наркомании.

.  Ученик должен уметь:

.  предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

.  принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

.  действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

.  пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

.  оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

.  Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

.  обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

.  подготовки и участия в различных видах  активного отдыха в природных;

.  оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

.  выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Выпускники должны

знать/понимать:

•         основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

•         потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

•         основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•         предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•         предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

•         основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

•         порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

•         историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

•         состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

•         основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

•         основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

•         нормы международного гуманитарного права;

•         требования,   предъявляемые   к  уровню  подготовленности  при­зывников;

•         основные виды воинской деятельности;

•         строи отделения и порядок управления ими;

•         назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

•         правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

•         правила подготовки автомата к стрельбе;

•         приемы и правила стрельбы из автомата;

•         основы современного общевойскового боя;

•         общие обязанности солдата в бою;

•         основные способы передвижения солдата в бою;

•         способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

•         основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

•         государственные и военные символы Российской Федерации;

•         боевые традиции Вооруженных Сил России;

•         классы сходных воинских должностей;

•         общие требования к безопасности военной службы;

•         порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

•         общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

•         правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

•         средства массового поражения и их поражающие факторы;

•         защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

•         порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

•         применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•         пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

•         оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

•         выполнять строевые приемы на месте и в движении;

•         производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

•         вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

•         ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

•         пользоваться индивидуальными средствами защиты;

•         использовать приборы радиационной,  химической разведки  и дозиметрического контроля;

•         выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния