Аннотация к рабочей программе по географии
5-9 классы
Статус документа
Рабочая учебная программа по географии разработана на основе Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ (с последующими изменениями),
Приказа МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе
Образовательной программы основного общего образования, на основе программы основного общего образования по географии: 5-9 классы авторы И. И. Баринова, Т.П. Герасимова, В. П. Дронов, И. В. Душина, издательство Дрофа (серия «Стандарты второго поколения».
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особенность по отношению к ФГОС ООО заключается в том, география – единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как
естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся целостное восприятие мира по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Школьный курс географии способствует выбору профессии учащихся.
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и
точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве
(паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т. д.
Структура документа
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с
учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописываются на уровне
основного общего образования.
Изучение географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
- освоение системы географических знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту,
статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с
другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений
в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней.
УМК обучающихся:
И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2012
Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2011
В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. Учебник для 7
класса общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа» 2011
И.И. Баринова. География природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных
учреждений. М. «Дрофа» 2012
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России население и хозяйство. Учебник для
общеобразовательных учреждений.» 2011 Е.М. Домогацких. География экономическая и социальная география мира. Учебник для 10=11 классов. Русское слово 2011
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 274 часа для
обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего
образования. В том числе: в 6-х классах – по 34 часа, из расчёта 1-го учебного часа в
неделю; в 7, 8, и 9 классах – по 68 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю; в 10-11м – 68
часов (за два года обучения)
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и
стран; их различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций,
проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещение его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов,
их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль
в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- составлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, правильной оценки важнейших
социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.