Аннотация к рабочей программе по географии

5-9 классы

Статус документа

Рабочая учебная программа по географии разработана на основе Федерального Закона «Об

образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012. №273-ФЗ (с последующими изменениями),

Приказа МОиН РФ РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе

Образовательной программы основного общего образования, на основе программы основного общего образования по географии: 5-9 классы авторы И. И. Баринова, Т.П. Герасимова, В. П. Дронов, И. В. Душина, издательство Дрофа (серия «Стандарты второго поколения».

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Особенность по отношению к ФГОС ООО заключается в том, география – единственный

школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как

естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся целостное восприятие мира по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Школьный курс географии способствует выбору профессии учащихся.

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,

проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в

коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и

точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве

(паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,

вступать в диалог и т. д.

 

Структура документа

Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как

целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического

материала, и включает в себя следующие элементы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с

учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного

предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописываются на уровне

основного общего образования.

 

Изучение географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

- освоение системы географических знаний об основных географических понятиях,

географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту,

статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки

разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,

самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с

другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений

в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному

поведению в ней.

 УМК обучающихся:

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Учебник для 5 класса

общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2012

Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2011

В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. Учебник для 7

класса общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа» 2011

И.И. Баринова. География природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных

учреждений. М. «Дрофа» 2012

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России население и хозяйство. Учебник для

общеобразовательных учреждений.» 2011 Е.М. Домогацких. География экономическая и социальная география мира. Учебник для 10=11 классов. Русское слово 2011

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 274 часа для

обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего

образования. В том числе: в 6-х классах – по 34 часа, из расчёта 1-го учебного часа в

неделю; в 7, 8, и 9 классах – по 68 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю; в 10-11м – 68

часов (за два года обучения)

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических

исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и

территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и

стран; их различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций,

проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,

размещение его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов,

их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе

международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных

проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль

в международном географическом разделении труда;

уметь

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции

развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и

явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их

демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных

территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения

наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,

процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,

картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические

закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- составлять географические карты различной тематики;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические

материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, правильной оценки важнейших

социально-экономических событий международной жизни, геополитической и

геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их

возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях

глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и

образовательных программ, различных видов человеческого общения.