Аннотация

к рабочей программе по русскому языку.

6 класс

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский  язык» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку Данная рабочая программа   рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-языковедах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного  русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим рабочая  программа   направлена на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно -системный подход в обучении русскому языку, что предполагает формирование  системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Рабочая  программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, являющегося необязательным для усвоения всеми  обучающимися.

При обучении русскому языку в 6 классе  продолжается совершенствование      общеучебных   умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативную коммуникацию: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее содержания и адекватности поставленной цели;  развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное чтение — с целью определения основного содержания текста; изучающее — с целью полного понимания информации; просмотровое — с целью первичного ознакомления с представленной в тексте информацией; поисковое — с целью извлечения искомой информации и др.); оценка и редактирование текста; следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Таким образом, в процессе изучения русского  языка совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основная общеобразовательная школа должна сформировать у обучающихся базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях,  и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования.

В соответствии с этим цели  курса русского языка  в 6 классе состоят в следующем:

·         обеспечить лингвистическое образование, необходимое каждому выпускнику как база для последующего развития и совершенствования, для обучения и профессиональной деятельности;

·         сформировать у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно  пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, научить общению в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

·         воспитывать бережное  отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Данные цели обусловливают следующие задачи:

·         дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

·         обеспечить усвоение определенного круга знаний из области   синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

·         обеспечить повторение определенного круга знаний из разделов фонетики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, необходимых для успешной сдачи экзамена в новой форме;

·         развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, т.е.    формировать прочные умения и навыки во всех видах речевой деятельности;

·         способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

·         формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6  классе  204 часа. На основании базисного учебного плана школы № 51.

 

 

Печатные пособия.

ü  Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

ü  Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Учебник для   общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.

ü  Уроки русского языка.6 класс : пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»  / И.П. Васильевых : под редакцией С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.

ü  Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. М.: Творческий центр «Сфера», 2012.

ü  Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. М.: Просвещение», 2010.

ü  Тростенцова Л.А. Дидактические материалы: 6 кл. М.: 2011.

ü  Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 6 класс. М.: «Владос», 2009.

ü   

Мультимедийные пособия.

ü  «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и  

ü  абитуриентов.

ü  1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и

ü  абитуриентов.

ü  Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

ü  Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

ü  Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

ü  Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс. 

ü  Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков.

ü  Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.

 

 

Интернет-ресурсы:

Словари:

http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

 

Тренажеры:

 http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

 http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

  http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

 http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами