Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МДОУ ЦРР – детский сад №12 «Теремок» ____________Ю.М. ВАРЛАМОВА |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Шахматенок»
Вид программы: модифицированная
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Выполнила: педагог дополнительного образования
Кирина Н.Н.
2019-2020гг.
Содержание программы
Пояснительная записка _________________ 3-7
Учебно-тематический план_______________ 8
Содержание программы__________________ 9-11
Методическое обеспечение программы____ 12-13
Литература____________________________ 14-15
Приложение____________________________16-19
Пояснительная записка
«Шахматы - нечто большее,
чем просто игра»
Хосе Рауль Капабланка
Цель современного дошкольного образования - развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, застенчивость. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для дальнейшего обучения в школе), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматенок», разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 от 4 июля 2014 г. № 41.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа является модифицированной, в основе данной программы положены подходы следующих образовательных программ: И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и «Дошкольный шахматный учебник» А.К. Костенюк и Н.П. Костенюк. Предлагаемые в данных программах технологии позволяют совершенствовать у учащихся многие психические процессы и такие качества, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Программа дополнена игровой технологией. Игра в данной программе является органическим компонентом занятия, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в образовательном процессе и сделать своими руками.
Именно игра позволяет разбудить воображение детей, способствует формированию образного и логического мышления, повысить интерес к древней игре «Шахматы». Разные виды игр позволяют сделать программу занимательной и интересной для ее освоения учащимися, поскольку носит деятельностный характер, что отвечает современным требованиям к программам дошкольного образования. Образовательный процесс происходит с обязательным использованием сюжетного материала, дидактических игр, подвижных игр, физических упражнений, ритмических движений. Особое внимание уделено тому, чтобы игровые элементы физического воспитания имели место в двигательном опыте ребенка.
Следовательно, программа способствует всестороннему и гармоничному развитию личности учащегося через познавательно-игровую деятельность, что способствует формированию интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Таким образом, программа «Шахматенок» является актуальной и педагогически целесообразной для реализации дополнительного образования.
Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей учащихся посредством шахматной игры.
Задачи программы:
Обучающие
Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Способствовать овладению элементарными основами шахматной игры: правила хода и взятия каждой фигуры.
Развивающие
Способствовать развитию ориентации на шахматной доске (правильно расставлять фигуры перед игрой).
Формировать основные физические качества детей (выносливость, гибкость, усидчивость), координацию движений.
Воспитательные
Содействовать сохранению физического здоровья: формирование правильной осанки при игре в шахматы.
Программа разработана для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года. Максимальная численность групп не более 15 детей. Продолжительность одного занятия согласно СанПиН. Форма занятий: индивидуально - групповая.
Режим занятий:
Год обучения |
Общее количество часов |
Количество часов в неделю |
Количество занятий в неделю |
1 год |
72 |
4.5 |
2 |
2 год |
72 |
4.5 |
2 |
|
|
|
|
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное развитие умений и навыков детей, их более глубокое освоение путем последовательного прохождения по годам развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Занятия по данной образовательной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Возрастные особенности 5 – 6 лет
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности.
Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Методы воспитания
Методы по преимущественному источнику полученных знаний:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-показательные.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
-репродуктивные;
-исполнительские;
-объяснительно – иллюстративные;
-информационно – сообщающие;
-убеждения, упражнения, личный пример.
Формы обучения
Традиционные:
-занятия;
-практикум;
-творческое задание;
-домашняя работа.
0Не традиционные:
-соревнования;
-турниры;
-КВН;
-заочное путешествие.
Воспитательная работа
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей общеразвивающей программы «Шахматенок». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы. Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включены физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.
Организация:
-мероприятий, направленных на просвещение учащихся и их родителей в области безопасного поведения, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, табака, алкоголя, пропагандируя здоровый образ жизни, с привлечением медицинских работников и представителей специальных учреждений профилактики.
-физкультурно-спортивных мероприятий для всей семьи (семейные старты, соревнования, эстафеты, конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «За здоровьем всей семьей», «Клуб интеллектуальных игр» и др.);
-досугово - воспитательных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала воспитанников, приобретение ими социального опыта и развития коммуникативных способностей.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского отношения между учащимися, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого учащегося, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои успехи.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате освоения образовательной программы у учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:
1-й год обучения:
-умение ориентироваться на шахматной доске;
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять фигуры перед игрой;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;
-умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2-й год обучения:
-правила хода и взятия каждой фигуры;
-умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
-правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Педагогический контроль
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и учащиеся даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.
по окончании курса, в форме тестирования, выполняются тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.
Формы подведения итогов: участие учащихся в соревнованиях и турнирах различного уровня.
В ходе освоения программы учащийся получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
Учебно - тематический план
1год обучения
№ п/п |
Разделы и темы программы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. ТБ |
2 |
2 |
- |
2. |
Сказки и легенды о шахматах |
6 |
6 |
- |
3. |
Шахматная доска |
8 |
2 |
6 |
4. |
Шахматная нотация |
8 |
2 |
6 |
5. |
Шахматные фигуры |
8 |
2 |
6 |
6. |
Начальная расстановка фигур |
8 |
2 |
6 |
7. |
Ходы и взятие фигур |
8 |
2 |
6 |
8. |
Цель шахматной партии |
8 |
2 |
6 |
9. |
Ценность шахматных фигур |
8 |
2 |
6 |
10. |
Игра всеми фигурами из начального положения |
8 |
2 |
6 |
Итого: |
72 |
24 |
48 |
2год обучения
№ п/п |
Разделы и темы программы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Вводное занятие. ТБ |
2 |
2 |
- |
2. |
Сказки и легенды о шахматах |
6 |
6 |
- |
3. |
Шахматная доска |
8 |
2 |
6 |
4. |
Шахматная нотация |
8 |
2 |
6 |
5. |
Шахматные фигуры |
8 |
2 |
6 |
6. |
Начальная расстановка фигур |
8 |
2 |
6 |
7. |
Ходы и взятие фигур |
8 |
2 |
6 |
8. |
Цель шахматной партии |
8 |
2 |
6 |
9. |
Ценность шахматных фигур |
8 |
2 |
6 |
10. |
Игра всеми фигурами из начального положения |
8 |
2 |
6 |
Итого: |
72 |
24 |
48 |
Содержание программы
- Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
- Сказки и легенды о шахматах
Теория. Сказки и легенды о шахматах направлены на формирование интереса к древней игре. Использование сказок разных народов мира о шахматах, способствует развитию слухового внимания, умению слушать рассказчика, расширять кругозор детей и позволяет формировать речь. Сказки и легенды можно использовать в начале занятия или в конце его проведения.
Используемые сказки:
1-й год обучения: «История о Радже и Сиссе», «Мудрые сказки тетушки Совы», «Легенды о шахматной доске», «Обезьяна и шахматы», Легенда о Черном и Белом Принцах», удивительные приключения шахматной доски», «Котята-хвастунишки»
2-й год обучения: «Великанша и шахматы», «Мудрые сказки тетушки Совы», «Про китайские шахматы», «Алиса в стране чудес», «Лена, Оля и баба Яга».
- Шахматная доска
Теория. Игра является важным методом приобщения, активизации интереса детей к шахматам. В данном разделе широко используются дидактические игры для снятия напряжения и поддержания интереса к занятиям по обучению игре в шахматы. После краткого объяснения содержания игры учащимся предлагается самим начинать действовать.
Практика. Используемые игры:
1-й год обучения: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2-й год обучения: «Горизонталь», «Вертикаль, «Диагональ».
- Шахматная нотация
Для записи партий и разных положений на доске и ходов, делаемых в шахматной партии, существует определенный способ обозначения, с которым начинающему непременно нужно познакомиться. В первый год обучения дошкольников знакомим лишь с обозначением фигур, во второй год знакомим с тем, как можно делать записи. В процессе ознакомления с символами обозначающими названия фигур и ходов у детей формируются предпосылки познавательных УУД.
Используемые игры:
1-й год обучения: «Назови фигуру», «Почта», «Кто быстрее»
2-й год обучения: «Назови горизонталь», «Назови вертикаль, «Назови диагональ», «какого цвета поле», «Вижу цель».
5.Шахматные фигуры
Повысить интерес учащихся к шахматным занятиям поможет просмотр серии мультфильмов "Мудрые сказки тетушки Совы" и различные виды игр и упражнений.
Используемые игры:
1-й год обучения: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура».
2-й год обучения: «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
- Начальная расстановка фигур
Знакомим детей с начальным положением (начальная позиция); расположением каждой из фигур в начальной позиции; с правилом "ферзь любит свой цвет"; со связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Используемые игры:
1-й год обучения: «Волшебный мешочек», «Да и нет», «Секретная фигура».
2-й год обучения: «Угадай», «В чем ошибка?», «Мяч».
7.Ходы и взятие фигур
Повысить интерес детей к шахматным занятиям помогают дидактические игры и упражнения на ознакомления с правилами хода и взятия каждой из фигур, игры "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Используемые игры:
1-й год обучения: «Один в поле воин», «Игра на выбывание», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля», «Кратчайший путь».
2-й год обучения: «Сними часовых», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
8.Цель шахматной партии
Ознакомление дошкольников с правилами короткой рокировки, терминами шахматной игры происходит через следующие дидактические игры:
«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».
- Ценность шахматных фигур
Через различные игры и упражнения учащиеся осваивают способы защиты, узнают ценность каждой фигуры, их сравнительную силу и достижения материального перевеса: «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита».
- Игра всеми фигурами из начального положения
В данном разделе соединяются все представленные выше разделы. Дошкольники осваивают самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Используемые игры:
1-й год обучения: «Два хода».
2-й год обучения: «Терпеливая ладья», «Мудрый ферзь»
Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации
Для закрепления учебного материала после каждого занятия введена рубрика "Загадки из тетрадки".
Рекомендуем такую последовательность выполнения большинства заданий из этой рубрики:
-разрешите учащемуся двигать фигурами и водить пальцем по шахматной доске. Но при этом пусть обязательно говорит, что и зачем он делает. Передвигать шахматные фигуры молча позвольте только тогда, когда малыш научится рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий:
-если задача не решается, подскажите учащемуся.
Подсказка должна следовать после безуспешных попыток решить задачу, а не перед ней;
-если учащийся все же не может решить то или иное задание, не расстраивайтесь и не сердитесь на него, а покажите решение, и пусть он его повторит.
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Материально-техническое обеспечение:
на 1 группу (10 человек)
кабинет для занятий;
DVD, проектор, экран;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
шахматные часы;
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;
мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»;
цветные карандаши;
фломастеры;
бумага для рисования;
краски.
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
Список литературы
Для педагога:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
7.Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Для детей и родителей:
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
- Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1.Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3.Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4.Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5.Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6.Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
1.Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
2.Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
3.Раскатов М. Пропавшая буква.
4.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
5.Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
6.Томин Ю. Шел по городу волшебник.
7.Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
8.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.