Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №12 «Теремок»                                               

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ ЦРР –

детский сад №12 «Теремок»

 ____________Ю.М. ВАРЛАМОВА

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Шахматенок»

Вид программы: модифицированная

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 5-7 лет

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: педагог дополнительного образования

 Кирина Н.Н.

 

 

2019-2020гг.

                                            Содержание программы

          Пояснительная записка _________________ 3-7

     Учебно-тематический план_______________ 8

     Содержание программы__________________ 9-11

     Методическое обеспечение программы____ 12-13

     Литература____________________________ 14-15

     Приложение____________________________16-19

Пояснительная записка

«Шахматы - нечто большее,

чем  просто игра»

  Хосе Рауль Капабланка

       Цель современного дошкольного образования - развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

       Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, застенчивость.     Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.

       Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для дальнейшего обучения в школе), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

       Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматенок», разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 от 4 июля 2014 г. № 41.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

   Программа является модифицированной,  в основе данной программы положены подходы следующих образовательных программ: И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и «Дошкольный шахматный учебник» А.К. Костенюк и Н.П. Костенюк. Предлагаемые в данных программах технологии позволяют совершенствовать у учащихся многие психические процессы и такие качества, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

       Программа дополнена игровой технологией. Игра в данной программе является органическим компонентом занятия, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в образовательном процессе и сделать своими руками.

Именно игра позволяет разбудить воображение детей, способствует формированию образного и логического мышления, повысить интерес к древней игре «Шахматы».  Разные виды игр позволяют сделать программу занимательной и интересной для ее освоения учащимися, поскольку носит деятельностный характер, что отвечает современным требованиям к программам дошкольного образования. Образовательный процесс происходит с обязательным использованием сюжетного материала, дидактических игр, подвижных игр, физических упражнений, ритмических движений. Особое внимание уделено тому, чтобы игровые элементы физического воспитания имели место в двигательном опыте ребенка. 

       Следовательно, программа способствует всестороннему и гармоничному развитию личности учащегося через познавательно-игровую деятельность, что способствует формированию интегративных качеств детей дошкольного возраста.

       Таким образом, программа «Шахматенок» является актуальной и педагогически целесообразной для реализации дополнительного образования.

       Цель программы - развитие творческого мышления и умственных способностей учащихся посредством шахматной игры.

Задачи программы:

Обучающие

Ознакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Ознакомить с названием шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Способствовать овладению элементарными основами шахматной игры: правила хода и взятия каждой фигуры.

Развивающие

Способствовать развитию ориентации на шахматной доске (правильно расставлять фигуры перед игрой).

Формировать основные физические качества детей (выносливость, гибкость, усидчивость), координацию движений.

Воспитательные

Содействовать сохранению физического здоровья: формирование правильной осанки при игре в шахматы.

Программа разработана для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года. Максимальная численность групп не более 15 детей. Продолжительность одного занятия согласно  СанПиН. Форма занятий: индивидуально - групповая.

 Режим занятий:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Количество занятий

в неделю

1 год

72

     4.5

   2

2 год

72

     4.5

   2

 

 

 

 

 

        Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное развитие умений и навыков детей, их более глубокое освоение путем последовательного прохождения  по годам развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

       Занятия по данной образовательной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.

       Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности  создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;

принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого  ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире  при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности  у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества  процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

       Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития.

       Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

 

Возрастные особенности  5 – 6 лет

 

        В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.

       Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

       Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности.

       Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

 

Методы воспитания

 

Методы по преимущественному источнику полученных знаний:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-показательные.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

-репродуктивные;

-исполнительские;

-объяснительно – иллюстративные;

-информационно – сообщающие;

-убеждения, упражнения, личный пример.

Формы обучения

 

Традиционные:

-занятия;

-практикум;

-творческое задание;

-домашняя работа.

0Не традиционные:

-соревнования;

-турниры;

-КВН;

-заочное путешествие.

 

Воспитательная  работа

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей общеразвивающей программы «Шахматенок». Для решения этой задачи создана система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы. Учебная  нагрузка регулируется  в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в занятия включены  физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.

Организация:

-мероприятий, направленных на просвещение учащихся и их родителей в области безопасного поведения, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, табака, алкоголя, пропагандируя здоровый образ жизни, с привлечением медицинских работников и представителей специальных учреждений профилактики. 

-физкультурно-спортивных мероприятий для всей семьи (семейные старты, соревнования, эстафеты, конкурсы: «Мама, папа, я - спортивная семья», «За здоровьем всей семьей», «Клуб интеллектуальных игр» и др.); 

-досугово - воспитательных  мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала воспитанников, приобретение ими социального опыта и развития коммуникативных способностей.

       Создание  благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях, дружеского  отношения  между учащимися, взаимопонимания, наличие системы стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой каждого учащегося, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои  успехи.

 

Ожидаемые результаты

 

       Предполагается, что в результате  освоения образовательной программы у учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:

1-й год обучения:

-умение ориентироваться на шахматной доске;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-правильно применять шахматные термины: белое и черное поле, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;

-умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2-й год обучения:

-правила хода и взятия каждой фигуры;

-умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

-правильно применять шахматные термины: взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-умение рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Педагогический контроль

 

       Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

       Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие в форме тестов, различных весёлых заданий и упражнений. Обычно это Новогодний праздник и учащиеся даже «не подозревают», что подвергаются тестированию и опросу.

по окончании курса, в форме тестирования, выполняются  тестовые упражнения по определению уровня освоенных навыков.

       Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Наиболее способные и заинтересованные дети, передаются для  дальнейшего спортивного совершенствования в группы совершенствования.

       Формы подведения итогов: участие учащихся в соревнованиях и турнирах различного уровня.

       В ходе освоения программы учащийся получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

                        Учебно - тематический план

1год обучения

 

 

  № п/п

               

Разделы и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. ТБ

2

      2

-

2.

Сказки и легенды о шахматах

     6

      6

-

3.

Шахматная доска

8

      2

6

4.

Шахматная нотация

8

      2

6

5.

Шахматные фигуры

8

      2

6

6.

Начальная расстановка фигур

8

      2

6

7.

Ходы и взятие фигур

8

      2

6

8.

Цель шахматной партии

     8

      2

6

9.

Ценность шахматных фигур

     8

      2

6

10.

Игра всеми фигурами из начального положения

8

      2

6

Итого:

72

     24

48

   

2год обучения

 

 

  № п/п

               

Разделы и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. ТБ

2

      2

-

2.

Сказки и легенды о шахматах

6

      6

-

3.

Шахматная доска

8

      2

6

4.

Шахматная нотация

8

      2

6

5.

Шахматные фигуры

8

      2

6

6.

Начальная расстановка фигур

8

      2

6

7.

Ходы и взятие фигур

8

      2

6

8.

Цель шахматной партии

     8

      2

6

9.

Ценность шахматных фигур

     8

      2

6

10.

Игра всеми фигурами из начального положения

8

      2

6

Итого:

72

     24

48

   

 

Содержание программы

 

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

  • Сказки и легенды о шахматах

Теория. Сказки и легенды о шахматах направлены на формирование интереса к древней игре. Использование сказок разных народов мира о шахматах, способствует  развитию слухового внимания, умению слушать рассказчика, расширять кругозор детей и позволяет формировать речь. Сказки и легенды можно использовать в начале занятия или в конце его проведения.

Используемые сказки:

1-й год обучения: «История о Радже и Сиссе», «Мудрые сказки тетушки Совы», «Легенды о шахматной доске», «Обезьяна и шахматы», Легенда о Черном и Белом Принцах», удивительные приключения шахматной доски», «Котята-хвастунишки»

2-й год обучения: «Великанша и шахматы», «Мудрые сказки тетушки Совы», «Про китайские шахматы», «Алиса в стране чудес», «Лена, Оля и баба Яга».

  • Шахматная доска

Теория. Игра является важным методом приобщения, активизации интереса детей к шахматам. В данном разделе широко используются дидактические игры для снятия напряжения и поддержания интереса к занятиям по обучению игре в шахматы. После краткого объяснения содержания игры учащимся предлагается самим начинать действовать.

Практика. Используемые игры:

1-й год обучения: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2-й год обучения: «Горизонталь», «Вертикаль, «Диагональ».

 

  1. Шахматная нотация

Для записи партий и разных положений на доске и ходов, делаемых в шахматной партии, существует определенный способ обозначения, с которым начинающему непременно нужно познакомиться. В первый год обучения дошкольников знакомим лишь с обозначением фигур, во второй год знакомим с тем, как можно делать записи. В процессе ознакомления с символами обозначающими названия фигур и ходов у детей формируются предпосылки познавательных УУД.

Используемые игры:

1-й год обучения: «Назови фигуру», «Почта», «Кто быстрее»

2-й год обучения: «Назови горизонталь», «Назови вертикаль, «Назови диагональ», «какого цвета поле», «Вижу цель».

 

5.Шахматные фигуры

Повысить интерес учащихся к шахматным занятиям поможет просмотр серии мультфильмов "Мудрые сказки тетушки Совы" и различные виды игр и упражнений.

Используемые игры:

1-й год обучения: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура».

2-й год обучения: «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

  1. Начальная расстановка фигур

Знакомим детей с начальным положением (начальная позиция); расположением каждой из фигур в начальной позиции; с правилом  "ферзь любит свой цвет"; со связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Используемые игры:

1-й год обучения: «Волшебный мешочек», «Да и нет», «Секретная фигура».

2-й год обучения: «Угадай», «В чем ошибка?», «Мяч».

7.Ходы и взятие фигур

Повысить интерес детей к шахматным занятиям помогают дидактические игры и упражнения на ознакомления с правилами хода и взятия каждой из фигур, игры "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Используемые игры:

1-й год обучения: «Один в поле воин», «Игра на выбывание», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля», «Кратчайший путь».

2-й год обучения: «Сними часовых», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры»,  «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

8.Цель шахматной партии

Ознакомление дошкольников с правилами короткой рокировки, терминами шахматной игры происходит через следующие дидактические игры:

«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».

  1. Ценность шахматных фигур

Через различные игры и упражнения учащиеся осваивают способы защиты, узнают ценность каждой фигуры, их сравнительную силу и достижения материального перевеса: «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита».

  1. Игра всеми фигурами из начального положения

В данном разделе соединяются все представленные выше разделы. Дошкольники осваивают самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Используемые игры:

1-й год обучения: «Два хода».

2-й год обучения: «Терпеливая ладья», «Мудрый ферзь»

Методическое обеспечение программы

Методические рекомендации

       Для закрепления учебного материала после каждого занятия введена рубрика "Загадки из тетрадки".

       Рекомендуем такую последовательность выполнения большинства заданий из этой рубрики:

-разрешите учащемуся двигать фигурами и водить пальцем по шахматной доске. Но при этом пусть обязательно говорит, что и зачем он делает. Передвигать шахматные фигуры молча позвольте только тогда, когда малыш научится рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий:

-если задача не решается, подскажите учащемуся.

 Подсказка должна следовать после безуспешных попыток решить задачу, а не перед ней;

-если учащийся все же не может решить то или иное задание, не расстраивайтесь и не сердитесь на него, а покажите решение, и пусть он его повторит.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная бумага, ватман, картон).

Шахматная матрешка.

Шахматные пирамидки.

Разрезные шахматные картинки.

Шахматное лото.

Шахматное домино.

Кубики с картинками шахматных фигур.

 

Материально-техническое обеспечение:

на 1 группу (10 человек)

 

кабинет для занятий; 

DVD, проектор, экран;                  

шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);  

демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;             

шахматные часы;                                                                                            

шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;

шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации;                                                                                         

мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»;         

цветные карандаши;                                                                                      

фломастеры;                                                                                                  

бумага для рисования;                                                                                 

краски.     

Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Список литературы

Для педагога: 

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

7.Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

  1. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  6. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Для детей и родителей:

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  3. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  5. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  6. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

1.Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

2.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

3.Добрыня, посол князя Владимира (былина).

4.Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.

5.Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

6.Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

1.Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

2.Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

3.Раскатов М. Пропавшая буква.

4.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

5.Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

6.Томин Ю. Шел по городу волшебник.

7.Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.

8.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.