Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»

 

 

Утверждаю:

Заведующий МДОУ ЦРР детский

сад № 12 « Теремок»

                                                       ___________Юлия Михайловна. Варламова

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа по развитию логического  мышления

«Умники и Умницы»

во второй  младшего младшей группе № 13

возраста от 3 до 4 лет

 

 

Воспитатель: Лариса Ильинична Архипова

Высшая квалификационная категория.

 

 

 

  2019 -2020г.

 

Содержание кружка

(средняя группа № 13)

  1. Пояснительная записка.
  2. Особенности развития детей среднего возраста
  3. Способы проверки результатов усвоения программы «Веселая логика»
  4. Использованная литература

5.Перспективно-тематическое планирование

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Умники и Умницы» разработана в соответствии с:

- Конституцией РФ от 12.12. 1993 (с изм. и доп.);

- Конвенцией о правах ребенка

- Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г;

- Приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительство РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 1008 от 29.08.2013 г. (Приказ Министерства образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва);

- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04. 07. 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект Минбрнауки от 18.11.2015 г. № 09-32

-Устав, образовательная программа МДОУЦРР д\с 12 « Теремок»

-Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Пояснительная записка

Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в составе 27 человек.

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Умники и умницы». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи:

Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.

Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

Совершенствовать произвольное внимание, память.

Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Расширение спектра дополнительных услуг.

Формирование позитивного отношения к освоению логики.

Развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента

Ожидаемые результаты

В результате проведения  кружка дети будут уметь:

Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.

Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).

Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.

Срок реализации – 1 год

Октябрь 2019-Май 2020

 Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МДОУЦРР д\с № 12 , в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

Кружок проводятся 4 раз в месяц, по вторникам.

Длительность  – 20 минут

Количество  рассчитано с учетом рождественских каникул

В неделю-2

В месяц-4

В год -72

Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей среднего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Умники иумницы» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?

Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.

Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.

Все построены на игровых упражнениях и заданиях.  Широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место в кружке занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.  Включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

Работа кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения кружка:

*наглядность,

*цикличность построения кружка,

*доступность,

*проблемность,

*развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

констатация успеха;

поддержка ребенка в ситуации неудачи;

одобрение поведения;

анализ игровой ситуации расширение кругозора;

создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

безопасности, доверия;

демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

анализ образцов поведения сказочных героев.

прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

тематический просмотр видеозаписей;

эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения

движение к открытию комплимент благодарность;

Работа с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Умники иумницы» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем»,«Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МДОУ и семье,

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

данных планового педагогического обследования уровня развития детей в МДОУ (сентябрь и май);

бесед с воспитанниками и их родителями;

проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации кружка:

1 этап – открытое мероприятие

Ожидаемы результаты освоения  кружка:

Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

В результате проведения кружка дети будут уметь:

выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

называть главную функцию (назначение) предметов;

расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

проводить аналогию между разными предметами;

составлять алгоритм решения логических заданий.

Уровень детей посещающих кружок «Умники иумницы» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:

*умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

*самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

*грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

*быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

*самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Вывод:

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

 Используемая литература:

Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.

Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов / В. Воскобович - М.: Сфера, 2015. – 128 с.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.: - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.

Уроки для дошколят « Логика» -  И. Светлова 2006 г.

Уроки для дошколят « Укрепляем память» - 2006 г.

 Уроки для дошколят « Развитие речи» - 2006 г.

 Энциклопедия  « Развивалок ». Эксмо -2011г.

Развиваем память и мышление. Омма Медиа Групп – 2014г.

Большая книга – Развивающие игры. 2009 г.

 « Знайка» В.Г. Дмитриева 2009 г.

 Интернет ресурсы.

 Диагностика развития ребенка Практическое руководство по тестированию 4-5 лет, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина С-П, «Паритет» 2007г.

 Диагностика развития ребенка Практическое руководство по тестированию 5-7 лет, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина С-П, «Паритет» 2007

 Перспективно-тематическое планирование.

 Сентябрь

  1. «Цветные бега»

Цель: познакомить с основными цветами, расширить представления об окружающем мире .

  1. «Найди листочек».

Цель: развивать внимание, речь, мышление.

  1. «Сложи картинку».

Цель: развивать мышление, усидчивость, моторику рук, речь.

  1. «Бусы для мамы».

Цель: развивать умение классифицировать, восприятие, внимание, воображение, речь, моторику рук.

  1. «Собери капельки».

Цель: развивать умение классифицировать, внимание, память.

  1. «Найди игрушку».

Цель: развивать мышление, наблюдательность, воображение, речь, внимание.

  1. «Что изменилось».

Цель: развивать внимание, воображение, речь, самооценку.

  1. «Кто подходил».

Цель: развивать смекалку, умение догадываться.

Октябрь

  1. «Разноцветные фонарики» (обобщающее занятие).

Цель: упражнение в запоминании цветов, учить соотносить название цвета с предметом, наносит на темный фон бумаги мазки ярких цветов.

  1. «Танцор».

Цель: развивать фантазию, воображение, внимание, общую моторику.

  1. «Давай придумывать».

Цель: развивать абстрактное мышление, речь.

  1. «Часть целое».

Цель: развивать мышление, навыки общения, фантазию.

13.. «Назови одним словом»

Цель: развивать речь, навыки общения.

14.«Найди пару».

Цель: развивать внимательность, понимание окружающего мира, умение сравнивать.

  1. «Ква-ква-ква

Цель: развивать слуховую память, координацию, речь.

  1. «Разыгрывание фантов»

Цель: развивать смекалку.

 Ноябрь

  1. «Сколько имен ты знаешь».

Цель: развивать логику, интеллектуальные способности.

  1. «Ты мне веришь или нет».

Цель: развивать логику.

(Занятие 19 - 24)

Общая цель - развитие внимания.

  1. «Запретное слово».
  2. «Горячо-холодно».
  3. «Запрещенное движение».
  4. «Разведчик».
  5. «Секретное письмо».
  6. «Шерлок Холмс».

Декабрь

  1. «Расскажи мне сказку».

Цель: развитие вербальных способностей.

(Занятия 26- 40)

Общая цель: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности.

  1. Что бывает…. Какое бывает…
  2. «Кто больше знает, тот больше называет».
  3. «Внимание, внимание».
  4. «Надо – не надо».
  5. «Что задумал, отгадай».
  6. «Подумай и не ошибись»
  7. «Оригинальные фигурки».

Цель: развивать способность мыслить творчески и оригинально.

Январь

  1. «Что сначала, что потом»
  2. «Что будет, если…»
  3. «Что можно делать с … С чем можно делать…»
  4. «Кто что делает».
  5. «Что где? Кто где»?
  6. «Что внутри»?
  7. «Угадай, кто это»?
  8. «Больше, чем… Меньше, чем»

Февраль

  1. «Один - много…»

Цель: развивать восприятие, моторику рук, концентрацию внимания.

  1. "Шарики - ниточки".
  2. "Радуга"

Цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре.

Общая цель: развивать восприятие, мышление, мелкую моторику .

  1. "Склеим чайник".
  2. "Сложи геометрические фигуры из частей".
  3. "Назови лишнее".
  4. Рисование красками «Зима».
  5. «Найди пару».

Цель: развивать внимательность, понимание окружающего мира, умение сравнивать.

 Март

  1. «Радио»

Цель: развивать связную речь, внимание и наблюдательность

  1. Игра с картинами.

Цель: развивать внимание, сообразительность, связную речь. Знакомство с классификацией предметов по разным признакам.

  1. «Жили-были»

Цель: развивать мышление, смекалку, закрепление знаний об окружающем мире.

  1. “Третий лишний”.

Цель: формировать умение классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

  1. «Найди картинку.
  2. «Изображалки».

Цель: развивать сообразительность и чувство юмора, ассоциативное мышление и находчивость.

  1. «Найди цвет».

Цель: развивать восприятие, внимание.

  1. Рисование «Обводилки».

Цель: развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость.

Апрель

  1. «Сложи квадрат».

Цель: тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.

  1. «Ква-ква-ква».

Цель: развивать слуховую память, координацию, речь.

  1. «Какое слово длиннее»

Цель: развивать речь, внимание.

  1. Конструирование «Обезьянки»

Тема «Подготовка руки к письму».

  1. «Дорожки».
  2. «Обводки».
  3. «Задачки для детского ума» .

Цель - приучить ребенка думать,ставить перед собой вопросы: "Что будет, если. ?", "Почему?", "Как?" и пытаться на них отвечать.

  1. «Догадайся сам» .

Цель: развивать смекалку, ассоциативное мышление.

Май

  1. «Живое домино».

Цель: воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Закрепить понимание слов «одинаковые», «парные»

  1. «Поиграем в прятки с игрушками».

Цель: развивать у детей устойчивость внимания.

  1. «Давай придумывать».

Цель: развивать абстрактное мышление, речь.

  1. «Клякса»

Цель: развитие наблюдательности, проявление художественных дарований ребенка.

69.«Часть - целое».

Цель: развивать мышление, навыки общения, фантазию.

  1. «Назови одним словом».

Цель: развивать речь, навыки общения.

  1. «Третий лишний».

Цель: формировать умение классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

  1. Диагностика наглядно-действенного мышления.