Принята на педагогическом совете
Протокол №3
от «28» февраля 2018г.
"УТВЕРЖДАЮ"
Приказ №___11__ от 28. 02. 2018г.
Заведующий МДОУ ЦРР
- детский сад №12 «Теремок»
Ю.М.Варламова
Основная образовательная программа
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
Центра развития ребенка –
детский сад №12 «Теремок»
I категории
п. Первомайский 2018г.
Оглавление
- Целевой раздел __________________________________________________4
- Паспорт программы_____________________________________________4
1.2. Пояснительная записка____________________________________________6
- Цели и задачи реализации Программы _____________________________9
А) Обязательная часть________________________________________________9
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________10
1.2.2. Принципы и подходы к формированию Программы_________________18
А) Обязательная часть_______________________________________________18
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________19
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста___________________________________________________________21
1.3.1.Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста___________________________________________________________21
- Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья_____________________________________________37
1.3.2.1...Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи______________________________________________________________37
1.3.2.2...Характеристика детей с общим недоразвитием речи_______________39
1.3.2.3.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФН_____________41
1.4. Планируемые результаты освоения Программы______________________41
1.4.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: __42
1.4.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: __54
- Содержательный раздел_________________________________________57
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка____________________________________________________57
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ___58
А) Обязательная часть_______________________________________________58
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________62
- Образовательная область «Познавательное развитие»_______________63
А) Обязательная часть_______________________________________________63
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________66
- Образовательная область «Речевое развитие»______________________67
А) Обязательная часть_______________________________________________67
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________69
2.1.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»____70
А) Обязательная часть_______________________________________________71
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________77
2.1.5.Образовательная область «Физическое развитие»____________________78
А) Обязательная часть_______________________________________________79
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений__________81
2.1.6. Развитие игровой деятельности__________________________________82
А) Обязательнаячасть_______________________________________________82
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов___84
А) Обязательная часть______________________________________________84
2.2.1.Формы, способы и методы работы для организации детской деятельности_______________________________________________________85
2.2.2.Виды детской деятельности______________________________________89
2.2.3. Методы образования дошкольников и их применение в образовательном процессе___________________________________________________________90
2.3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья________________________________________________94
А) Обязательная часть_______________________________________________94
2.3.1.Формы организованной образовательной деятельности:______________95
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений_______
2.4. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей___________________________________________96
2.5.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик___________________________________________________________99
2.6.. Способы и направления поддержки детской инициативы_____________103
2.6.1.Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников___106
2.6.2.Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников по возрастам_________________________________________________________107
2.6.3.Формы взаимодействия с семьями воспитанников__________________110
2.6.4. Модель сотрудничества детского сада и семьи_____________________113
2.7. Иные характеристики содержания Программы______________________116
2.7.1.Описание дополнительной образовательной деятельности в МДОУ ЦРР детский сад № 12» «Теремок»________________________________________116
2.7.2.Взаимодействие с социальными партнерами_______________________117
2.7.3.Преемственность ДОУ и школы_________________________________119
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение программы__________________121
3.2.Программно - методическое обеспечение образовательной деятельности125
А) Обязательная часть______________________________________________126
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений_________137
3.3.Режим дня_____________________________________________________138
3.4.Структура образовательного процесса в ДОУ_______________________149
3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий_______164
А) Обязательная часть______________________________________________164
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений_________166
3.6. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды ____________________________________________________________166
А) Обязательная часть______________________________________________166
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений_________169
- VI. Дополнительный раздел
4.1. Краткие сведения о дошкольной организации, возрастных и иных категорий детей___________________________________________________172
4.2.Используемые примерные программы ____________________________173
4.3. Система мониторинга и диагностики в МДОУ ЦРР детский сад № 12 «Теремок»________________________________________________________174
4.4.Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников____________________________________________________176
ГЛОССАРИЙ _____________________________________________________177
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________181
- I. Целевой раздел
1.1. Паспорт программы
Наименование программы |
Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №12 «Теремок» I категории |
Назначение программы |
Создание условий и реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
|
Сроки реализации программы |
2017-2022 г.г. |
Исполнитель программы |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 12 «Теремок» I категории |
Руководитель программы |
Варламова Юлия Михайловна, заведующий МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок» |
Цели образовательной программы |
1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 2. Обеспечение соответствия качества дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту через реализацию «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 г. протокол №2/15) и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. |
Задачи образовательной программы |
1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; 2. Обеспечивать равными возможностями для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3. Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. 4. Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром. 5. Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности. 7. Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей. 8. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9. Обеспечивать психолого - педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
1.2. Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада №12 «Теремок» I категории разработана в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09. 2013 г.)
2.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
3.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
6.Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908)
- Примерной основной образовательной программы(одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.15 г. №2/15)
- УставомМДОУ ЦРР детского сада №12 «Теремок»
Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №12 «Теремок» I категории
(далее - Программа) разработана в соответствии с федеральной и региональной нормативной базой и документацией, а именно:
- Законом «Об Образовании Российской Федерации». ФЗ от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ;
- Конвенцией о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Семейным Кодексом Российской Федерации;
- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
- Письмом Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года 08 - 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада №12 «Теремок» I категории
- Лицензией Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края на осуществление образовательной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада №12 «Теремок» I категории
Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада №12 «Теремок» I категории составлена с учетом:
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 г. протокол №2/15)
- Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Выбор данной программы обусловлен рядом причин:
- Примерная образовательная программа «Детство» разработана в соответствие с ФГОС ДО.
- Программа обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей от рождения до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям:
- социально - коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно - эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Основная образовательная программа МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок» состоит из двух взаимодополняющих частей:
Обязательная часть, далее (А часть) реализуется во всех группах общеразвивающей направленности и обеспечивает развитие детей во всех пяти образовательных областях;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, далее (Б часть) направленная на развитие детей в нескольких образовательных областях и отображающая особенности образовательного процесса МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок»
Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее общего объема, а части формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает принципы и подходы Программы и не противоречит ФГОС дошкольного образования.
В данную часть включены следующие программы:
- Программа «Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.
- Программа экологического воспитания «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А.
- Парциальная программа «Вместе учимся считать», Афанасьева И.П.
- Программа экологического образования "Мы" под редакцией Н.Н.Кондратьевой
- Программа "Физическая культура дошкольников" под редакцией Л.Д.Глазыриной
- Парциальная программа физического развития дошкольников «Ритмические сказки», Павлова Н.М.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи под редакцией Т.Б.Филичевой
- Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Нищеева Н.В.
- Программа «От звука к букве» (Из опыта работы), «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Колесникова Е.В.
- Программа "Обучение плаванию в детском саду" под редакцией Т.И.Осокиной
- Программа "Физическая культура дошкольников" под редакцией Л.Д.Глазыриной
- Парциальная программа физического развития дошкольников «Ритмические сказки», Павлова Н.М.
- Программа "Ладушки" под редакцией И.М. Каплуновой
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, «Цветные ладошки», Лыкова И.А.
Обоснование выбора парциальных программ:
Данные парциальные программы выбраны с учетом: кадровых, методических и организационных возможностей МДОУ ЦРР детского сада №12 «Теремок», а так же c учетом создания в дошкольном учреждении развивающей предметно - пространственной среды и потребностей родителей.
Данные парциальные программы направлены на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы.
Основная образовательная программа МДОУ ЦРР детского сада №12 «Теремок» реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении и может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность ДОУ;
- образовательного запроса родителей (законных представителей) воспитанников;
- видовой структуры групп.
1.2.1.Цели и задачи реализации Программы
А) Обязательная часть
Цель программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
В соответствии с целью, деятельность ДОУ направлена на решение следующих задач:
1.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- Обеспечивать равными возможностями для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
- Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
- Объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формировать предпосылки учебной деятельности.
- Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.
- Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечивать психолого - педагогической поддержкой семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Характеристика парциальных программ
Парциальная программа |
Цель, задачи программы |
Программа экологического воспитания «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. |
Программа отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников, изложенные в трудах ученых, представителей петербургской школы Л. М. Маневцовой, Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шиленок: - системное строение природы; - понятие «живое» как основа экологического образования; - единство живой и неживой природы; приспособление растений и животных к среде обитания и сезону; - единство человека и природы как основа экологического сознания. Цель программы - воспитание у ребенка основ экологической культуры. Задачи программы: 1.Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность; формировать представление о системном строении природы; 2.Воспитывать осознанное бережное отношение к ней. В основе программы лежит практико ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Интегративный принцип является ведущим, что соответствует ФГОС ДО. Парциальная программа реализуется в группах детей от трех до семи лет.
|
Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного Безопасность Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б.
|
Программа разработана на основе Проекта государственных стандартов дошкольного образования. Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. |
Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Нищеева Н.В.
|
данная парциальная образовательная про- грамма направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти. Задачи: Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве. Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли. Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями. Формирование понятий слог, слово, предложение. |
Программа «От звука к букве» (Из опыта работы), «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Колесникова Е.В.
|
цель программы - развитие интереса и способностей к чтению, что достигается системой игровых заданий и упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка. Работа с детьми по данной программе обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 3-4 лет пребывания ребенка в ДОУ. |
Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи под редакцией Т.Б.Филичевой |
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.
|
Программа «Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др. |
Программа воспитания ребенка от рождения до 3 лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено: что, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе — нашем доме — вот благородная задача взрослых. С первых шагов ребенка каждым своим действием необходимо закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой. |
Программа "Физическая культура дошкольников" под редакцией Л.Д.Глазыриной
|
Цель: обеспечение укрепления здоровья детей, социального формирования личности средствами физической культуры Задачи: 1. формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям 2. формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры 3. формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья 4. создавать условия для проявления положительных эмоций |
Парциальная программа физического развития дошкольников «Ритмические сказки», Павлова Н.М.
|
Цель: создание условий для развития двигательной, функциональной и познавательной активности, формирование здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего поведения детей дошкольного возраста через использование музыкально-ритмических игр-сказок. Основные задачи для достижения поставленных целей. Образовательные: — способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; — формировать правильную осанку; — содействовать профилактике плоскостопия; — совершенствовать основные виды движений; — совершенствовать двигательные способности (скоростно-силовые, координационные, гибкость и др.); — содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Развивающие: — развивать мышечную силу, гибкость, быстроту, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; — развивать чувства ритма, музыкального слуха; — развивать умение согласовывать движения с музыкой; — развивать выразительность движений, пластичность, грациозность; — способствовать эмоциональному развитию через двигательно-игровую деятельность; — развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; — развивать крупную и мелкую моторику. Воспитательные: — воспитывать желание научиться управлять своим телом под музыку; — воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности; — совершенствовать такие качества, как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность; — воспитывать чувство такта, умения вести себя в группе во время занятий. |
Программа "Обучение плаванию в детском саду" под редакцией Т.И.Осокиной
|
Цель: укрепление и оздоровление детей для их разностороннего физического развития, через обучение плаванию. Оздоровительные задачи: • Укрепить здоровье ребенка. • Совершенствовать опорно – двигательный аппарат. • Формировать правильную осанку. • Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Образовательные задачи: • Формировать двигательные умения и навыки. • Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле. Воспитательные задачи: • Воспитывать двигательную культуру. • Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе. • Воспитывать заботу о своем здоровье. Данная программа предусмотрена для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста детей |
· Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, «Цветные ладошки», Лыкова И.А.
· |
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности. 4.Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции - творца».
|
· Программа "Ладушки" под редакцией И.М. Каплуновой · |
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности Задачи - Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. - Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей). - Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. - Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. - Развивать коммуникативные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). - Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
|
Через данные задачи реализуются приоритетные направления МДОУ ЦРР детский сад № 12 «Теремок»
Приоритетными направлениями деятельности детского сада являются:
Физкультурно-оздоровительное
1.2.2. Принципы и подходы к формированию Программы
А) Обязательная часть
Программа МДОУ ЦРР детский сад № 12 «Теремок» разработана на основе принципов, обозначенных в ФГОС ДО:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своегообразования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей. Данная программа предполагает установление партнерских отношений не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости.
- Развивающее образование.
Образовательное содержание предлагается ребенку через различные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога на зону ближайшего развития ребенка, что способствует развитию и расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
- Принцип интеграции.
Данный принцип реализуется через:
- Интеграцию содержания образовательных областей и видов детской деятельности;
- Целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;
- Интеграция деятельности специалистов дошкольного учреждения;
- Интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего образования) и групп детей дошкольного возраста, представляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.
- Комплексно - тематический принцип.
Принцип предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.
- Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
Б) Часть, формируемая участниками образовательных отношени1
Принципы деятельностной педагогики.
При разработке Программы учитывались принципы и подходы деятельностной педагогики, направленных на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:
- принцип деятельности (предусматривает введение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми на предметной основе;
- принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);
- принцип вариативности (формирование у детей умения осуществлять собственный выбор, систематическое предоставление возможности выбора).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей.
Перечисленным принципам соответствуют подходы:
Системно - деятельностный подход, который предполагает, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания»
Культурно-исторический подход к проблеме развития ребенка, в котором подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть, прежде всего, присвоение культуры общества.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Событийный подход, реализуется в планировании и организации образовательной деятельности; образовательный процесс объединяет комплекс различных видов специфических детских деятельностей в рамках образовательного события вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать сезонные явления, события культурной жизни общества, праздники, традиции, юбилейные даты, содержание дошкольного образования (разделы программы «Детство», приоритетные направления деятельности). В качестве событий могут выступать любые, личностно значимые ситуации группы детей или одного ребенка.
Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностноориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребёнка.
Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
- 3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.3.1.Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Возраст детей |
Особенности развития |
Младенчество и ранний возраст |
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание). Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей: — сенсомоторной потребности; — потребности в эмоциональном контакте; — потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально - невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3 года). Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются: — легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения; — повышенная эмоциональная возбудимость; — сложность переключения процессов возбуждения и торможения; — повышенная эмоциональная утомляемость. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно нагляднодейственное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
|
Младший дошкольный возраст (3 - 4 года) |
На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основныхкомпонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является нагляднодейственным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкальнохудожественной деятельности (пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям). |
Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) |
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурногигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетноролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения |
Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет) |
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как ЧеловекПаук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). |
Ребенок на пороге школы (6 – 7 лет) |
Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. |