«Декада психологии и здоровья»
С 13.11 по 25.11. 2017г. в школе проводилась традиционная Декада психологии под общей темой «Психологическое здоровье - уверенное будущее!». Это общешкольное мероприятие, организованное педагогом-психологом школы Сутыриной Н.Ю., которое проводилось в течение 2-ух недель и предлагало участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и родителей.
В настоящее время сохранение психологического здоровья обучающихся является важнейшей задачей, как школы, так и родителей. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье - баланс различных психических свойств и процессов. Психологическое здоровье - это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Таким образом, психологическое здоровье - это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Именно психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье школьников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательной организации; увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам.
Поэтому задачами Декады были:
- Создание в школе условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.
- Формирование благоприятного микроклимата в классных коллективах и в школе в целом через совместную творческую деятельность.
- Развитие эмоционально-волевой сферы личности учащихся.
- Профилактика проблем межличностного общения.
- Повышение психологической компетентности учащихся, учителей, родителей школы.
- Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.
Открылась неделя общешкольной Акцией «Цвет настроения». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого - педагогическими возможностями. Игра "Цвет настроения" использовалась для создания настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Цель игры: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов. Так 265 человек начали свой день с отличным настроением, 116 человек – со спокойным, у 51- день с утра не задался, что отразилось на их эмоциональном состоянии. Для эмоциональной зарядки на стенде для учащихся были оформлены позитивные статусы на каждый день.
На 3 этаже школы прошла презентация «Забора пожеланий». Каждый класс в течение недели оформлял свою импровизированную «дощечку». Тематика была разнообразной, направленной на развитие умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Так 5А сделали комплименты учителям, 5Б – одноклассникам, 6А- работникам школы, 6Б - ученикам школы, 7А – обратились с пожеланиями к учителям школы, 7 Б – к родителям, 8А - рассуждали о счастье для детей, 8Б – написали о том, что является счастьем для родителей, 9А – продолжали предложение «Я хочу, чтобы в нашей школе…», 9Б – делились рецептом счастья, 10 А – провели соц. опрос « О чём мечтают ученики», но почему – то не оформили его, а присоединились к пятиклассникам и поделились комплиментами для учителей, 10 Б – написали о чем мечтают наши учителя, выпускники 11 класса выразили свои мечты и желания. Пусть у них будет так, как они мечтают, возможно, сила мысли поможет им в этом.
Забор пользовался огромным успехом, на нем не осталось ни сантиметра свободного места, на переменах ученики и учителя школы читали его, улыбались, были приятно удивлены некоторым высказываниям и пожеланиям.
Для учащихся начальной школы и 5-ых классов были организованы интерактивные перемены «Здоровым быть здорово!» для поднятия настроения и двигательной активности. Под заводную детскую песню ученики повторяли танцевальные движения, которые им показывали учащиеся 10 Б класса Кочева Светлана и Чепченко Олеся. Всем понравились такие полезные и интересные перемены. Учителя выразили пожелание проводить их каждый день.
На второй неделе Декады рядом с «Забором пожеланий» были оформлены стенгазеты и коллажи, выполненные классами, отражающие тему «Психологического здоровья». Так 5А класс рассказал о том, что такое психологическое здоровье и какие компоненты жизнедеятельности человека оно включает. 5Б класс поделился рецептом хорошего дня. Учащиеся 6А класса считают, что важным для психологического здоровья человека является наличие у него хороших и верных друзей, об этом была их газета. 6Б класс советуют вести активный образ жизни для поддержания своего физического здоровья, их газета называется «Движение – это жизнь». 7А класс рассказали о здоровом питании. 7Б класс на странице своей стенгазеты «Режим дня» рекомендует его соблюдать, чтобы избежать цейтнота и научиться планировать свой учебный день. «Моя семья – моя крепость» - тема стенгазеты 8А класса. Учащиеся уверены, что поддержка и внимание родных и близких очень важны для любого человека независимо от ситуации. 9А класс считает, что наличие у человека жизненных ценностей, целей позволяет ему всегда идти вперед и реализовывать свой потенциал. Яркой и наглядной оказалась стенгазета учащихся 9Б класса под названием «Самооценка». Девятиклассники художественным способом выразили, что важно адекватно подходить к оценке себя и своих возможностей и гармонично жить в мире с самим собой и окружающими. 10А класс рекомендует всем мыслить позитивно, и тогда вам будет всегда сопутствовать успех. Одиннадцатиклассники поделились «Рецептами стрессоустойчивости», для них это крайне важно уметь накануне серьезных школьных испытаний – экзаменов.
Одним из ярких, увлекательных и познавательных мероприятий стал праздник «Посвящение в пятиклассники», который наилучшим образом реализовал все задачи Декады и способствовал укреплению психологического здоровья детей, родителей и педагогов, участвовавших в нём. Чтобы стать гордым обладателем звания «Я - пятиклассник», ребятам предстояло пройти «Лестницу знаний», показать свои таланты, знания и умения, дать клятву верности школе, которую поддержали их родители и тоже дали обещание о поддержке и помощи своим детям на время всего школьного обучения. Пятиклассники все испытания прошли на славу и доказали, что достойны высшей похвалы. Завершающим этапом стал танцевальный флеш-моб «Мы маленькие звезды». Посвящение запомнится школьникам, как интересное, важное и значимое событие школьной жизни.
Кроме этого, в начальных классах прошли занятия «Здоровому жить здорово!», целью которого было развитие у детей потребности в здоровом образе жизни. В процессе занятия учащиеся строили на бумаге «Дом здоровья» из кирпичиков, каждый из которых имеет особое значение. В завершении учащиеся сделали вывод: занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правил гигиены, правильное питание, положительные эмоции надолго обеспечат хорошее здоровье.
Учащиеся 5-8 классов на занятии рассуждали на тему «Психологическое здоровье», определяли его компоненты, выполняли упражнения на развитие самооценки. Просмотр видеоролика о важности позитивного мышления помог ребятам переоценить своё отношение к окружающему и понять, что мы своими мыслями притягиваем события в свою жизнь. «Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбалась, сначала сам улыбнись жизни!» - это замечательное выражение должно стать основным в отношении ко всему. В итоге все пришли к пониманию: для того, чтобы быть здоровым, необходимо научиться поддерживать психологическое благополучие своего организма.
Для родителей на 1 этаже школы оформлены «Добрые советы от школьного психолога» - «5 принципов влияния родителей на ребенка», «Оптимизм и здоровье или как мы думаем, так и чувствуем», «Как преодолеть капризы», «Искусство быть родителем».
По запросу классного руководителя, родителей в 4а классе состоялось родительское собрание по теме «Старший младший школьник или мой ребенок четвероклассник». 4-ый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка, четвероклассники – выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет особенности, которые необходимо учитывать родителям, при взаимодействии, общении с детьми данного возраста. Началась встреча с просмотра мотивационного видеоролика-притчи «Урок бабочки». Далее в ходе непринужденной беседы с родителями были обсуждены не только сложности, с которыми можно столкнуться в воспитании ребенка четвероклассника, но, и сделан акцент на положительных составляющих возраста. Видеоролики про маму и папу затронули эмоции родителей, помогли обратиться к их детству, а самое главное, показать важную роль родителей в жизни ребенка.
Несмотря на то, что наряду с декадой в школе проходило еще много разных событий, считаю, что она прошла на эмоциональном и творческом уровне. Хочется поблагодарить классных руководителей и учащихся за выполненную работу в ходе проведения декады.
Педагог-психолог: Сутырина Надежда Юрьевна.