Федеральная налоговая служба приступила к осуществлению отраслевого проекта в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания.
Целью отраслевого проекта «Общественное питание» является побуждение повсеместного применения контрольно-кассовой техники в установленных законом случаях, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и, как следствие, повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при реализации физическим лицам товаров, работ, услуг, в том числе услуг общественного питания, организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать (направлять) клиентам в момент оплаты кассовые чеки, содержащие обязательные реквизиты.
Налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания, нарушающих требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
При этом, основой контрольной работы налоговых органов является профилактика правонарушений и побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению обязанностей.
При организации контрольных мероприятий налоговые органы придерживаются риск-ориентированного подхода, направленного на максимальное сокращение избыточных проверок, отказ от проверок добросовестных субъектов, усиление контроля в отношении лиц, чья деятельность является высоко рискованной. Проверка является гарантированным следствием невыполнения закона.
Задачей отбора налогоплательщиков для проведения проверок является выбор таких субъектов, проверка которых позволит зафиксировать нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники, а также законодательства о налогах и сборах.
Отбор налогоплательщиков для включения в план контрольных мероприятий осуществляется на основании всестороннего анализа всей имеющейся у налогового органа информации из внутренних и внешних источников.
Важным источником информации о нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники являются сведения, поступающие от граждан.
Кассовые чеки можно быстро и удобно проверить на соответствие законодательству с помощью мобильного приложения «Проверка чека» (установка приложения возможна: для платформы Android через сервис Google Play, для платформы iOS через сервис AppStore), а также на сайте https://kkt-online.nalog.ru. При этом в случае обнаружения нарушения, в том числе в случае невыдачи чека, покупатель в рамках осуществления «гражданского контроля» может направить сигнал в налоговый орган.
Кроме того, сообщение о нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники можно направить посредством официального сайта ФНС России и личного кабинета налогоплательщика.
Помимо сведений, поступающих от граждан, налоговые органы используют информацию из внутренних источников. Сумма продаж, полученная с помощью автоматизированной системы контроля - АСК ККТ, сопоставляется с показателями налоговой отчетности, а также с фактом ее представления. Процесс автоматизации анализа данных, поступающих в налоговые органы, построен на алгоритмах, позволяющих выявить правонарушителя и однозначно квалифицировать нарушение.
Следует учитывать, что за неприменение контрольно-кассовой техники статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ) и приостановления деятельности (часть 3 статьи 14.5 КоАП РФ).
Обращается внимание, что лица, добровольно заявившие в налоговый орган в письменной форме о своем правонарушении, а также лица, направившие в налоговый орган кассовый чек коррекции, при соблюдении условий, установленных примечанием к статье 14.5 КоАП РФ, могут быть освобождены от административной ответственности.
В свою очередь, административное наказание в виде административного штрафа для лиц, признавших наличие события вменяемого налоговым органом административного правонарушения и добровольно устранивших допущенное нарушение, назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении (часть 3.4 статьи 4.1 КоАП РФ, часть 4 статьи 28.6 КоАП РФ).
По вопросам формирования кассовых чеков (кассовых чеков коррекции) следует руководствоваться Методическими указаниями по формированию фискальных документов при осуществлении отдельных видов расчетов, размещенными на сайте https://kkt-online.nalog.ru.

В связи с принятием  Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – НК РФ) с 01.01.2020 года в целях  применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) к розничной торговле не относится реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:
1) лекарственных препаратов, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
2) обувных товаров, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации";
3) предметов одежды, принадлежности к одежде и прочих изделий из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".
В отношении предпринимательской деятельности по реализации вышеуказанных товаров налогоплательщики вправе применять иные системы налогообложения.
Перейти с ЕНВД на иной режим налогообложения, предусмотренный НК РФ, можно только со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).
Снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при переходе на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней  со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, или со дня перехода на иной режим налогообложения (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Форма заявления о снятии с учета организации в качестве налогоплательщика ЕНВД - форма N ЕНВД-3 - утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@.
Форма заявления о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД - форма N ЕНВД-4 - утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@.
Для перехода с ЕНВД на общую систему налогообложения достаточно подать в инспекцию заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Дополнительного уведомления о переходе на общий режим не требуется.
При переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) необходимо подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН в срок не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Форма уведомления о переходе на УСН - форма N 26.2-1 (КНД 1150001)  - утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.
В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на иной режим налогообложения,  предусмотренный НК РФ, с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если в течение налогового периода налогоплательщиком, применяющим патентную систему налогообложения в отношении розничной торговли, была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.