Консультация для родителей
«ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ»
Составитель: педагог – психолог
высшей квалификационной категории
Варламова Ю.М.
Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»
Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.
К. Д. Ушинский считал, что если семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед родителями никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если родитель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными»
«Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»
Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его) .
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку) .
Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Наказание лучше действует, когда:
оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;
наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;
у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим наказание. Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить? "
наказание часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения.
при полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание может оказаться лучшим решением.
отказ от наказаний. снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.
Аллан Фромм сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:
1. Грубо отчитывая ребенка, вы учите его бояться вас.
2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Последствия детских наказаний
Если с ребенком подолгу не разговаривать. Это самое суровое испытание. Ребенок и так не может справиться с чувством вины и нуждается в близком человеке, которому можно довериться. Поэтому во взрослой жизни может стать невыносимо болтливым, его пугает сама перспектива быть неуслышанным. Он как бы ожидает, что вот – вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Такого человека воспринимают как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.
Если родители применяют телесные наказания. Бьют в целях профилактики, решая две проблемы: устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач. Кара неизвестно за что. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Его природная спонтанность, не находя выхода, проявляется в всплесках неуправляемого возбуждения. Эта энергия могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ребенок и не будет приучен.
Если родители ограничивают свободу ребенка. Он поверит в то, что ни с чем не справиться сам, подрывается авторитет перед сверстниками. Жажда свободы вытесняет стремление убежать от зависимости любой ценой. Но, оказавшись в трудной ситуации будет надеяться на помощь всемогущих родителей, а не на себя.
Если часто кричат и ругают ребенка – это способствует развитию низкой самооценки. Во взрослой жизни он по поводу и без повода будет обрушиваться на окружающих с криками и руганью, вызывая ответный огонь на себя.
Если ребенка оставляют без десерта и сладкого, он привыкает наедаться впрок и иметь все необходимое на всякий случай под рукой. Зарождается страсть к накопительству и обжорству. Он будет сохранять достигнутые успехи, но не будет стремиться к новым.
Если ребенку часто читают нотации – чувство совести становится еще острее, усиливается чувство вины, что приводит к чрезмерным извинениям перед всеми подряд, но не придает ему веса в собственных глазах. Любовь он считает роскошью, а не нормальным явлением.
Если ребенка ставят в угол – он болезненно воспринимает все замечания в свой адрес, держится обособленно от других, большей частью молчит. Он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненность вряд ли кому–нибудь навеет мысль об этом.
Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Сколько детей, столько разных характеров, Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.