Кадастровая палата Забайкальского края сообщает, что в связи с отменой разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, гражданам необходимо обращаться в орган местного самоуправления. Причем сделать это нужно будет дважды: перед началом строительства или реконструкции, а также после их окончания. Кроме того, в указанный орган придется обратиться и тем, кто уже возвёл на своем участке садовый дом.
При обращении необходимо представить соответствующие уведомления, составленные по формам, утвержденным Минстроем России. Всего их семь, гражданам следует обратить внимание на следующие формы:
- форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- форма уведомления об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- форма уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
К уведомлению должны быть приложены документы, перечень которых предусмотрен законодательством.
Так, при направлении уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома необходимо приложить:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
По окончании строительства или реконструкции гражданин должен в течение месяца направить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, к которому должны быть приложены:
1) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление об окончании строительства направлено представителем застройщика;
2) технический план, составленный кадастровым инженером (в электронном виде);
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Уведомление об окончании строительства или реконструкции должно включать в себя, в том числе, сведения об оплате госпошлины за регистрацию права.
Уполномоченные исполнительные органы в течение семи рабочих дней после подачи уведомления об окончании строительства (при соответствии строительства градостроительным нормам и правилам) направят в электронном виде в орган регистрации документы для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав. Таким образом, гражданам не нужно обращаться через МФЦ в Росреестр Забайкальского края, за него это сделают муниципальные органы власти.
Следует отметить, что все требования и нововведения касаются исключительно жилых домов. Для тех, кто захочет построить баню, беседку или сарай, по-прежнему не потребуется разрешений и уведомлений. Жилой дом должен иметь не более трёх надземных этажей. Введено ограничение по предельной высоте такого объекта - не более 20 м. Исключено указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи. При этом индивидуальный жилой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты, например квартиры. Также члены СНТ имеют право возводить вспомогательные строения и сооружения, но не для предпринимательской деятельности.

В Кадастровую палату Забайкальского края нередко обращаются граждане с вопросами, касающимися сноса старых построек и возведения на месте сноса новых домов. И.о.ди⁠ректора региональной Кадастровой палаты Евгений Рогов разъяснил порядок оформления таких изменений.
В случае если в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости, который планируется снести, то после проведения сноса собственнику необходимо обратиться в многофункциональный центр с заявлением о снятии с кадастрового учёта такого объекта недвижимости.
Вместе с заявлением необходимо предоставить также акт обследования. Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания с учётом имеющихся сведений реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания в связи с его гибелью или уничтожением.
Если при этом зарегистрировано право собственности на снесённый объект недвижимости, правообладателю снесённого объекта недвижимости необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о снятии с кадастрового учёта и регистрации прекращения права и также предоставить акт обследования.
После завершения строительства нового домика следует обратиться в многофункциональный центр с заявлением о кадастровом учёте и регистрации права на созданный объект недвижимости в установленном федеральным законодательством порядке.
Зачастую с кадастрового учета снесённые объекты недвижимости снимаются с одновременным прекращением прав на них.