МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51
Утверждено Директор МОУ Шилкинской СОШ № 51_______________Суюнда В.В. Приказ №___от «___»_______2017г |
|
Согласовано
Педагогический совет
МОУ Шилкинской СОШ № 51
от «___»_______2017г
Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому
- Общие положения
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательной организации. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимися образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательной деятельности.
Индивидуальное обучение на дому организовывается образовательным учреждением в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79
Организация образовательной деятельности может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ; во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в образовательной организации, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана, а также в дистанционной форме, (полностью по всем предметам или частично по выбору обучающегося), при наличии необходимого оборудования.
Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.
- Организация индивидуального обучения на дому
Организация обучения на дому осуществляется МОУ Шилкинской СОШ № 51. Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей (законных представителей) может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.
Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора МОУ Шилкинской СОШ № 51, а также заключение медицинской организации лечебного учреждения. На их основе издается приказ (или распоряжение) Управления образования Администрации муниципального района «Шилкинский район» и приказ директора МОУ Шилкинской СОШ № 51 об индивидуальном обучении на дому.
При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном классе.
Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому
Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме рекомендованном медицинской комиссией. В случае отсутствие рекомендации по часовой нагрузке, школа определяет количество учебных часов исходя из учебного плана и рекомендацией психолого-медико-педагогического консилиума (согласно СанПиНу).
В случае болезни учителя администрация МОУ Шилкинской СОШ № 51 с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.
В случае болезни обучающегося, учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).
Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе ответственный за данное направление готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).
В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация МОУ Шилкинской СОШ № 51 представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.
- Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому
Участникам образовательной деятельности, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).
4.1. Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения на дому.
Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:
-получать среднее (полное) общее образование в соответствии с государственным стандартом;
-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
-на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.
Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:
-соблюдать требования, прописанные в Уставе и локальных актах школы;
-добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;
-уважать честь и достоинство работников школы;
-соблюдать расписание занятий;
-находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;
-вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).
4.2. Права и обязанности родителей (законных представителей).
Родители (законные представители) детей имеют право:
-защищать законные права ребенка;
-вносить предложения по организации образовательной деятельности и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;
-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации школы.
Родители (законные представители) детей обязаны:
-выполнять требования, прописанные в Уставе и локальных актах школы;
-поддерживать и стимулировать интерес ребенка к образовательной деятельности;
-своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а школа – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);
-создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;
-контролировать ведение дневника, тетрадей, выполнение домашних заданий.
4.3. Права и обязанности педагогических работников.
Педагогический работник образовательной организации имеет права, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:
-знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних
занятий;
-выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей,
интеллектуальных способностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой;
-контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником тетрадей, дневника
(расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;
-своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.
Классный руководитель обязан:
-согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;
-поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях обучающихся, состоянии здоровья и впечатлениях об образовательной деятельности;
-своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательной деятельности.
Администрация школы обязана:
-готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;
-контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;
-контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;
-обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;
-своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательной деятельности.
- Порядок управления образовательным процессом
Общее руководство образовательной деятельностью в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.
В компетенцию администрации школы входят следующие управленческие действия:
-принятие решения об организации образовательной деятельности;
-разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;
-контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;
-контроль за распределением и использованием денежных средств.
- Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»
В папку рекомендуется включить следующие документы:
-Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;
-приказ (или распоряжение) Управления образования Администрации муниципального района «Шилкинский район»
-приказ директора школы (копия) «Об индивидуальном обучении детей на дому» на каждого обучающегося;
-справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации формы обучения;
-расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменно согласованное с родителями (законными представителями);
-список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;
-учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);
-план внутришкольного контроля индивидуального обучения;
-справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;
-заявления родителей (законных представителей);
- Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий
На каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными директором школы, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий.
В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из школы.
В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь обучающегося.
Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве школы 5 лет.