Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа Шилкинского района Забайкальского края
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _________/И.В. Кривошеев/
ПРОГРАММА
пришкольного лагеря
«ТОТЕМ»
( I сезон)
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 21 день
Авторы: Фёдорова Н.С., Рохлецова Д.В.
Содержание
- Информационная карта
- Пояснительная записка
- Основные принципы летнего лагеря
- Основное содержание программы
- Этапы реализации программы
- Этапы реализации программы
- Ожидаемые результаты
- Критерии эффективности программы
- Материально-техническое обеспечение
- Сведения об организаторах программы.
- Режим дня
- Основное содержание деятельности
- Правила поведения в лагере
- Информационная карта
1. Цель |
создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
2. Тип лагеря |
Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания |
3. Адрес |
Забайкальский край Шилкинский район с. Усть-Теленгуй ул. Советская, 20 |
4. Сроки реализации |
июнь 2017 г.
|
5. Количество детей, участников программы |
25 учащихся |
6. Направленность |
Летняя занятость детей
|
7. Направление деятельности / тематические блоки |
1. Физкультурно – оздоровительное: 2. Нравственно – эстетическое: 3. Трудовое: 4. Интеллектуальное: 5. Художественно – эстетическое: 6. Экологическое: |
8. Краткое содержание |
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей – инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере. Сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования. Воспитатели отрядов проводят инструктаж по ТБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности. Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучение истории родного края. Знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, разучивание музыкальных произведений. Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своём здоровье и активный отдых. Культурно – досуговая деятельность состоит из общелагерных мероприятий и отрядных дел. |
9. Особая информация и примечания |
Программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены. |
«ДЕТСТВО – ЭТО ЦВЕТУЩИЙ ЛУГ, ЗАЛИТЫЙ СОЛНЦЕМ,
ПО КОТОРОМУ БЕЖИШЬ БЕЗ ОГЛЯДКИ К ДАЛЁКОМУ ГОРИЗОНТУ.
И КАК ВАЖНО, ЧТОБЫ РЯДОМ С ТОБОЙ БЫЛ ЛЮБЯЩИЙ ОПЫТНЫЙ ПОВОДЫРЬ». А. И. БАРКИН
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятии накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Именно в пришкольном лагере ребёнок заполняет своё свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить своё здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Пребывание здесь для каждого ребёнка – время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
По продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей – инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления:
- Физкультурно – оздоровительное:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- совершенствование их физического развития;
- воспитание привычки к здоровому образу жизни;
- ежедневная утренняя зарядка с игровым сюжетом;
- ежедневно подвижные игры на свежем воздухе;
- минутки здоровья (беседы о первой помощи пострадавшим и о ЗОЖ);
- эстафеты.
- Нравственно – эстетическое:
- работа творческой мастерской;
- выставки рисунков;
- концерты;
- социально – значимые акции;
- Трудовое:
- освоение социально – трудовых ролей;
- развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности;
- воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда;
- формирование умений и навыков самообслуживания.
- Интеллектуальное:
- посещение библиотеки;
- викторины;
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением.
- Художественно – эстетическое:
- развитие творческой активности личности ребёнка;
- создание ситуации успешности для каждого ребёнка;
- формирование интереса к искусству и художественно – эстетическому творчеству.
- Экологическое:
- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
- выработка навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Программа разработано с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- устав МОУ «Усть-Теленгуйская» СОШ;
- положение о лагере дневного пребывания;
- приказ директора МОУ «Усть-Теленгуйская» СОШ «О работе лагеря дневного пребывания»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 31.12.2001 г. № 197 – ФЗ;
Целью программы является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, её индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
- Задачи программы:
- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- Развитие творческих способностей;
- Воспитание культуры поведения;
- Формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- Привитие навыков здорового образа жизни.
- Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- Начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере.
- Сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования.
- Воспитатели отрядов проводят инструктаж по ТБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Основные принципы летнего лагеря
- Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, стремлении привести его к успеху.
- Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
- Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены; - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Эффективность оценивается по результатам наблюдений и анкетирования.
- Основное содержание программы:
- образовательная деятельность: предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучение истории родного края. Знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, разучивание музыкальных произведений;
- оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своём здоровье и активный отдых;
- культурно – досуговая деятельность состоит из общелагерных мероприятий и отрядных дел.
- Этапы реализации программы:
- Подготовительный этап – подбор кадров, комплектование отрядов, работа с документацией.
- Организационный этап – знакомство, формирование отрядов, сплочение отрядов, знакомство с режимом лагеря и правилами поведения в летнем лагере, оформление уголков отрядов.
- Основной этап – реализация программы лагеря, работа творческих групп, формирование команд для участия в мероприятиях.
- Заключительный этап – подведение итогов и анализ реализации программы. Ожидаемые результаты:
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
- Укрепление здоровья детей.
- Критерии эффективности программы:
- Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах создаётся с помощью мероприятий и тренингов, направленных на знакомство, сплочение коллектива.
- Повышение двигательной активности, интереса к спортивно – оздоровительным занятиям, удовлетворённостью детей разнообразными видами деятельности, формами работы отслеживается с помощью мониторинга, анкетирования.
- Материально – техническое обеспечение:
- Компьютерный класс
- Мультимедийный проектор
- Спортивный зал, тренажёрный зал, спортивный городок, шведская стена
- Телевизор, видеомагнитофон, DVD – плеер, музыкальный центр, караоке
- Сведения об организаторах программы.
В разработке программы приняли участие:
- ЗДВР - Рохлецова Д.В.
- Воспитатель лагеря – Фёдорова Н.С.
Режим дня лагеря
8.30 – 9.00 - На линейку всем пора! Собирайся, детвора! (приём детей).
9.00 – 9.20 - Мы зарядкой начинаем заниматься по утрам, пусть болезни не бояться, пусть они не ходят к нам.
9.25 – 10.00 - Перед завтраком умойся! Всем за стол! Узнать пора, чем богаты повара! (завтрак)
10.00 – 12.00 - Лучше племя нет на целом свете.
Знают воспитатели и дети, Если ты час посвятишь сей
отряду, будет всем весело, будут все рады!
(спортивные соревнования, конкурсы, прогулки, игры)
12.00 – 13.00 – Сил своих ты не жалей. Пой, танцуй, рисуй и клей!
13.00 – 13.30 – Если хочешь быть здоров – закаляйся!
13.30 – 14.30 – Берём ложки, берём хлеб и садимся за обед!
14.30 – До свиданья, приходите ещё!
Основное содержание деятельности
Основным содержание программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
День
|
Проводимые мероприятия |
1-й день День открытия лагеря. 01.06. |
Знакомство детей с организацией работы лагеря. Анкета. Распределение поручений. Тренинг «Знакомство». Оформление уголка лагеря. День защиты детей – игровая программа «Праздник детства» Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес»
|
2-й день 02.06 |
Остров Здоровья. Если хочешь быть здоров –закаляйся. Конкурсно –развлекательная программа «Все работы хороши, выбирай на вкус» Конкурс рисунков на асфальте «Детство – это я и ты». Конкурс на лучшую эмблему смены |
3-й день 03.06 |
День друзей «Сто затей для ста друзей» конкурсно-игровая программа. Викторины, подвижные игры. Конкурс рисунков «Я и мои друзья»
|
4-й день 04.06 |
Выпуск газеты «Первые дни в лагере». Мультфутбол. Просмотр мультфильмов. Обсуждение увиденного. Подвижные игры, конкурсы.
|
5-й день 05.06 |
Остров Следопытов. Индейцы – карта – клад. Конкурсы, игры |
6-й день 06.06 |
Остров Безопасности. «Мы выбираем жизнь». Конкурсы, подвижные игры. |
7-й день 07.06 |
Остров Фантазёров. Конкурсы (рисунок – самое невероятное животное, растение), самые невероятные истории. Игровая программа «Если бы я бы звездой» |
8-й день 08.06 |
Остров Сирен. Игра «Угадай мелодию». Караоке. Эстафета, подвижные игры. |
9-й день 09.06 |
Остров Всезнаек. Конкурсы, развивающие игры. Отрядный час «Моя семья»
|
10-й день 10.06 |
Остров Сказок. Исполнение песен из любимых сказок под караоке. Просмотр сказок и мультфильмов. Постановка сценок и зарисовок. Проведение тренинга «Огонёк недели» |
11-й день 11.06 |
Путешествие на спортивный остров. Дружеский матч по футболу и другим видам спорта (бег, прыжки в длину, метание). |
12-й день 12.06 |
Остров Талантов. Кто во что горазд! Песни, танцы, стихотворения и собственное творчество. Конкурс рисунков, стихотворений, посвященный Дню России. |
13-й день 13.06 |
Остров Препятствий. Мы трудностей не боимся, мы их покоряем. Игры на свежем воздухе, соревнования. |
14-й день 14.06 |
Остров Чудес. Семь чудес света. Просмотр фильма и презентаций. Конкурсы, развивающие игры, соревнования. |
15-й день 15.06 |
Остров Экологов. Окружающая среда и мы. Акция «Сохраним Землю чистой». Конкурсы, игры, конкурс рисунков. |
16-й день 16.06 |
День Нептуна. Сказочный остров индейцев зовёт. Рад будет играм весёлым народ! |
17-й день 17.06 |
Остров невероятностей. «Каждый человек – это невероятное». Конкурсы, игры, викторины. |
18-й день 18.06 |
Остров малышей. Игровая программа «Дочки-матери». Просмотр мультфильмов. Караоке. |
19-й день 19.06 |
Остров дружбы. Анкета «Умеешь ли ты дружить?». Игра «Снежный ком». Игры, конкурсы |
20-й день 20.06
|
Остров Тотем. Что мы узнали, чему научились. Конкурс рассказов о днях, проведённых в лагере. Анкета. «Огонёк недели». Минутка здоровья «Мой рост, мой вес» |
21-й день 21.06 |
Прощальный концерт. Подведение итогов.
|
Правила поведения в лагере.
- Соблюдать режим дня. Приходить вовремя с 8.30 до 9.00. Уходить по разрешению воспитателя.
- Обязательно иметь головной убор.
- Подчиняться требованиям воспитателей.
- Соблюдать технику безопасности.
- Беречь имущество.
- Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.
- Соблюдать правила гигиены.
ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ
ЗАКОН свободы слова.
ЗАКОН доброго отношения.
ЗАКОН земли (охрана природы)
ЗАКОН здорового образа жизни.
Закон «ноль-ноль» (закон точности).
ЗАКОН поднятой руки (внимание, прошу слова).
ЗАКОН рука об руку (всё делать вместе, сообща).
ЗАКОН уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
ЗАКОН территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность)