Управление образованием муниципального района «Шилкинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верх-Хилинская средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании педагогического совета МОУ Верх-Хилинской сош Протокол № 1 31 августа 2016г
|
Утверждаю: Директор МОУ Верх-Хилинской сош
__________С.Ю. Литвинцев 01 сентября 2016г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
МОУ Верх-Хилинской средней
общеобразовательной школы
7-11 классы
Забайкальский край
с.Верхняя Хила
2016г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1.1. Основные цели и задачи Образовательной программы.
1.2. Цели и задачи школы по реализации основной образовательной программы основного общего образования.
1.3. Цели и задачи школы по реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
4.1. Характеристика подросткового возраста.
4.2. Характеристика юношеского возраста.
- ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ.
5.1. Виды деятельности подростка и решаемые задачи.
5.2. Виды деятельности старших школьников и решаемые задачи.
- ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
6.1. Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу основного общего образования.
6.2. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.
- СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
7.1. Педагогическая работа.
7.2. Воспитательная работа.
7.3. Методическая работа.
7.4. Психологическое сопровождение образовательного процесса.
- 8. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ШКОЛЕ.
8.1. Базовое образование в школе.
8.2. Дополнительное образование в школе.
8.3. Профилизация подготовки обучающихся.
- 9. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ.
9.1. Образ выпускника основной школы.
9.2. Образ выпускника школы, освоившего программу среднего (полного) общего образования.
9.3. Ожидаемый результат освоения образовательных программ.
- 10. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
10.1. Научно–методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса.
10.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
10.3.Реализация здоровьесберегающих технологий.
11.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
11.1. Ступени образования и режим образовательного процесса в школе.
11.2. Система аттестации обучающихся.
11.3.Управление реализацией образовательной программы.
11.3.2. Управление реализацией программы развития школы.
11.3.3. Измерители реализации Образовательной программы.
11.4. Первоочередные направления работы по реализации Образовательной программы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Одним из основных документов, определяющих направления образовательной деятельности, является образовательная программа средней общеобразовательной школы (далее Образовательная программа).
Образовательная программа разработана в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., регистрационный номер 1993, с изменениями на 29.06.2011);
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
- приказом Министерства образования Забайкальского края от 19 марта 2012 года №
Региональный учебный план на 2012/2013 учебный год для образовательных учреждений Забайкальского края, в которых реализуются программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- Уставом школы;
- Лицензией школы.
Образовательная программа определяет организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления образовательной деятельности. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию человеческого потенциала каждого обучающегося и направленного формирования основных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурном и социально-экономическом развитии общества.
Программа представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Структурно Образовательная программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Эти программы преемственны.
При разработке образовательной программы школы учитывалось, что школа является основной средой, в которой обучающиеся осваивают знания, формируют умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности в современном обществе. Большую активную часть дня обучающиеся проводят в стенах школы. Время обучения и пребывания в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно происходит формирование ценностных ориентаций личности ребенка, социальной активности, становление гражданской позиции.
Именно школа является системообразующим звеном в процессе развития детей и подростков, их социализации. Такая позиция обусловлена тем, что базовые компетентности формируются в школе на основе реализации основных взаимосвязанных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования, а с учетом их содержания, интересов и потребностей обучающихся, их родителей, потребностей среды жизнедеятельности выпускников школы, реализуются дополнительные образовательные программы.
При реализации образовательных программ в школе учитываются требования и потребности современного социума, воспитательные цели при реализации основных и дополнительных образовательных программ, а также организуется воспитательная работа в период внеурочной работы, решаются задачи становления и развития личности, формирование ценностных ориентаций личности, гражданско-патриотического воспитания личности, сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся, что отвечает современной общественно-экономической и социокультурной ситуации, социальном заказе общества к школе. Таким образом, образование превращается в действенный фактор развития общества.
При разработке Образовательной программы учитывались основные требования нормативно-правовых документов, в которых заложены основные принципы обновления системы образования в обществе, определены стратегические цели развития системы образования, определена государственная политика по обновлению содержания образования, задачи обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Образовательная программа учитывает, что образование выступает важнейшим средством самореализации человека как субъекта общества, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в мире, строящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Образовательная программа формирует цели и содержание образовательной стратегии школы и представляет собой комплексный документ, фиксирующий: образовательные цели школы; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития школы.
Мониторинг выполнения Образовательной программы и анализ ее результативности дают основу для оценки вклада каждого педагога в образовательный процесс, в достижения детей, а также составляет основу для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком о качестве реализуемых услуг.
Основная цель Образовательной программы:
– создание условий, способствующих становлению социально ответственной, мыслящей личности, члена общества, способного к адекватному целеполаганию и выбору жизненных позиций в изменяющихся социально-экономических условиях жизнедеятельности человека, учитывающего социокультурные аспекты развития личности, обладающей готовностью к личностно-профессиональному развитию в течение всей жизни;
- создание условий, позволяющих реализовать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся средней школы на основе самопознания, самоопределения, сохранения здоровья как основного ресурса самореализации личности.
Образовательная программа определяет основные задачи как создание условий:
- для получения школьниками качественного образования, позволяющего адаптироваться к современной социальной среде и успешно жить в ней, на основе обеспечения: выполнения образовательного государственного заказа, положительной динамики образовательных результатов;
- комфортности обучения и работы всего коллектива школы;
- удовлетворения обучающихся и их представителей условиями предоставления образовательных услуг;
- роста статуса школы в районе.
Критерием качества образования выступает уровень социальной и культурной зрелости выпускника школы, степень проявления его способностей к осмысленному продуктивному действию в интересах развития общества и личности.
Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
При этом обеспечивается:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории; - воспитание образованного человека, умеющего применять знания в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям;
- становление человека нравственного, способного к духовной самореализации в отношениях с людьми, к социальной адаптации и корректировке своего поведения в сложном меняющемся мире;
- формирование личностных качеств, связанных с мотивацией к непрерывному совершенствованию уровня образованности, развитием способности к личностному самоопределению и социальной адаптации, готовности к ценностному и профессиональному самоопределению.
Образовательная программа предполагает, что вся учебно-воспитательная деятельность выступает средством достижения основной цели школы - развитие человека и гражданина, его человеческих и гражданских качества, сбережение здоровья обучающихся.
В социальном аспекте Образовательная программа является свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями, законными представителями детей) и образованием (образовательным учреждением, педагогическим коллективом) относительно развития компетентностей обучающихся. Это предполагает соучастие в управлении деятельностью школы таких органов как сообщества обучающихся, их законных представителей, педагогического коллектива школы, представителей органов управления образованием.
Таким образом, содержание Образовательной программы ориентировано на реализацию основных образовательных программ двух частей образования: 1 часть - основного общего образования (срок освоения – 3 года); 2 часть - среднего (полного) общего образования (срок освоения – 2 года). Образовательная программа каждой части общего образования содержит свои цели образования. Последовательное освоение указанных программ позволяет обучающемуся, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании. При этом обеспечивается усвоение обучающимся базового содержания образовательных программ, предоставление дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.
Деятельность школы направлена на то, чтобы дать каждому обучающемуся необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется с особенностями и условиями образовательного пространства школы:
- социальным заказом на качество образовательных услуг;
- индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся и их родителей, реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся;
- объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности;
- необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание, поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
- необходимостью противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг; эстетического и этического развития обучающихся.
В данной Образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
- осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, национальными, этническими, религиозными социальными группами;
- формирование личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, создание условий для перехода на освоение образовательных программ среднего и высшего профессионального образования;
- создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования;
- обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации обучающихся, создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
- создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся.
Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие ценностных ориентаций личности ребенка предполагает развитие системы сопровождения деятельности школы при решении приоритетных задач и выполнение взаимосвязанных направлений работы школы, исходя из единства целей и задач:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности, формирование у обучающихся качеств гражданина, отвечающего современным требованиям общества;
- социальная и социально-педагогическая работа по созданию условий жизнедеятельности и социализации обучающихся;
- методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности и качества уроков, профессионализма педагогов;
- психологическая работа, обеспечивающая комфортность обучающихся в рамках образовательного пространства школы;
- дополнительное образование как дополнение базового образования в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей, социума;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение задач:
- обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;
- выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся;
- обновление содержания образования с учетом потребностей обучающихся, родителей и социума к профилям обучения;
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
- создание условий для осознанного выбора профессии;
- создание условий, обеспечивающих приобщение обучающихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур на основе выбора целесообразных форм воспитания и обучения обучающихся; создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;
- воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье, толерантности к окружающим;
- создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Образовательное пространство школы должно обеспечивать обучение, воспитание, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и быть ориентированным на установление взаимосвязи обучающихся, педагогов, родителей и формирований социума. Школа должна стремиться максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Предполагается, что включение родителей в учебно-воспитательный процесс будет способствовать открытости школы в вопросах развития обучающихся, школы, социальных отношений.
1.2. Цели и задачи школы по реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Целью основной образовательной программы основного общего образования является создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Задачи школы по подготовке выпускника основной школы определяются как создание условий для достижения уровня функциональной грамотности, что предполагает формирование готовности обучающегося к адаптации для жизнедеятельности в современном обществе, к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности: умение адаптироваться в условиях современного общества; наличие интереса к конкретной области знания, определённой системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе.
1.3. Цели и задачи школы по реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Целью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования является выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию в обществе, поступить и успешно обучаться в выбранном образовательном учреждении.
Задачи школы по подготовке выпускника среднего (полного) общего образования является создание условий достижения обучающимся уровня общекультурной компетентности и допрофессиональной компетентности в избранном предмете, что предполагает:
- ориентацию в ценностях культуры (понимание роли и места различных областей знаний как элементов общечеловеческой культуры, взаимосвязей различных областей культуры друг с другом, особенностей различных ценностных позиций);
- готовность к оценочной деятельности, складывающаяся из умений давать аргументированную оценку различным взглядам, позициям, формулировать и обосновывать свою позицию, выводы;
- способность оценивать свой потенциал, границы собственной компетентности;
- освоение методов образовательной деятельности.
В старших классах осуществляется обучение по индивидуальным учебным планам. Такое обучение отвечает возросшим потребностям обучающихся и их родителей в расширении образовательного пространства школы, увеличения объема знаний и развития навыков реализации полученных знаний на практике, развития функциональной грамотности и индивидуальных способностей каждого обучающегося, дает возможность выбора образовательной траектории в соответствии с личностными потребностями.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач работы велось с целью создания условий необходимых для получения всеми обучающимися полноценного образования.
- 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Школа осуществляет свою деятельность и определяет общие направления развития исходя из Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации, основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.
Особенности построения образовательного процесса в школе связаны с территориальным расположением, сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися социальными группами семей обучающихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Верх-Хилинская средняя общеобразовательная школа открыта в 1956 году. Статус средней школы был присвоен в 1957 году. В школе обучаются дети из четырех сёл: Верхней Хилы, Васильевки, Ульяновки и Золотухино. На образовательную ситуацию в МОУ Верх-Хилинской сош оказывает влияние ее расположенность в сельской местности – в 210 км. от областного центра г. Читы и 30 км.от районного центра – г. Шилки. Непосредственная близость учеников к живой природе, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников. Является основным социокультурным центром в селе, поэтому оказывает значительное влияние на уровень образованности, воспитанности обучающихся.
Особенностями, влияющими на образовательный процесс, являются следующие: условия жизнедеятельности требуют освоения большего объема материала, научных знаний; сложный характер социальных отношений, многоаспектность взаимоотношений, необходимость воспитания толерантности; актуализируется проблема сохранения физического и нравственного здоровья, формирования стереотипа здорового образа жизни; наличие большого числа факторов, негативно влияющих на состояние обучающихся, их развитие.
Главным звеном в образовательном процессе является создание условий обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающих высокий уровень целостности образовательного пространства школы. Школа должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, учитывать реальное состояние здоровья обучающихся, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп обучающихся. Факторами, влияющими на формирование реального образовательного пространства школы, являются следующие:
- наличие культурно-исторических объектов, образовательных учреждений, потенциал которых может использоваться в образовательном процессе, в процессе социализации обучающихся;
- состояние социальной среды, негативно влияющей на поведение и развитие детей и подростков: нестабильность семьи и семейных отношений, большая занятость родителей или иных представителей детей, рост социальной агрессии, экономические проблемы и т.д.;
- ослабление в молодежной среде ценностного отношения к своему здоровью, низкий уровень развития культуры самосохранения; бесконтрольное влияние средств массовой информации на формирование у обучающихся социальных образов;
- наличие обучающихся с ослабленным здоровьем, вынужденных обучаться на дому, что создает специфические условия деятельности педагогов;
- внутришкольные тенденции, связанные с интенсификацией умственной деятельности обучающихся (повышенный объем учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени), постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации, чувство неуспешности у обучающихся, несформированность коммуникативных навыков общения), большой контраст уровней знаний обучающихся, требующий одновременно особого внимания к слабо и сильно успевающим обучабщимся;
- несмотря на то, что большинство родителей предъявляет достаточно высокие требования к образованию детей, стремятся дать ребенку не только образование, соответствующее государственным образовательным стандартам, но и создать условия для его дальнейшего развития, реализовать его индивидуальные способности, удовлетворить интересы и потребности в образовании, обеспечить социальную адаптацию ребенка, имеются дети, относящиеся к части социально дезадаптированных семей, не создающих необходимые условия для обучения и воспитания ребенка;
- в школе существуют группы детей, имеющие разный социальный статус, условия проживания и т.д.
Таким образом, в ходе реализации Программы школа должна взять на себя значительную часть усилий общества по подготовке детей и подростков к взрослой жизни, созданию условий физического, морального, духовно-нравственного, интеллектуального и культурного их развития, должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп обучающихся, и при этом обеспечить эффективное противостояние негативным факторам внешней и внутренней среды.
- 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии с основными целями и задачами Образовательной программы школа берет на себя ответственность за эффективность мероприятий по:
- обеспечению исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формированию культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннему и своевременному развитию детей и молодежи, их творческих способностей, формированию навыков самообразования, самореализации личности;
- формированию у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучению основным принципам и навыкам поведения на рынке труда;
- организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере образования, культуры, экономики, науки, техники и технологии;
- обеспечению индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания;
преемственности уровней ступеней образования;
- использование программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
- развитию традиций в работе с одаренными детьми и подростками, участию педагогических работников в научной деятельности;
- воспитанию здорового образа жизни;
- экологическому воспитанию, формирование бережного отношения к природе, окружающей среде.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
При реализации Образовательной программы учитываются возрастные особенности обучающихся при определении перечня и содержания основных видов их деятельности и решении основных задач образовательного процесса.
4.1. Характеристика подросткового возраста
Отношения подростка (11- 15 лет) к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений. Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Следует развивать комплекс способностей и компетентностей, формировать познавательную активность, навыки саморазвития.
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
4.2. Характеристика юношеского возраста
Специфика юношеского возраста (15-21 лет) связана с базовым возрастным процессом – поиском идентичности на мировоззренческом уровне. Ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают: внутренний мир и самопознание; любовь и семья; ценности и товарищество; интересы и профессия; мораль и общественная позиция. Для современного юноши сценарии образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, проект своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.
Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.
Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе становится проблема и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно - целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в мыслительное пространство для осмысления и прогноза деятельности.
- ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
При реализации Образовательной программы учитывается специфика видов деятельности школьников и решаемые ими задачи определяются исходя с учетом возрастных особенностей.
5.1. Виды деятельности подростка и решаемые задачи.
Основными видами деятельности подростка, связанными со школой при реализации Образовательной программы, являются:
- совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять функции взрослых людей – контроля, оценки, дидактической организации материала и т.д.);
- совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;
- исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
- деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;
- спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, саморазвитие.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в школе, определяются школой совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса – обучающимися, родителями или представителями учащихся, педагогическим коллективом.
Основными задачами, решаемыми подростками в разных видах деятельности, являются:
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности;
- научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности;
- освоить разные способы представления результатов своей деятельности;
- научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла;
- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности;
- выстроить собственную картину мира и свою позицию;
- научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства;
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
5.2. Виды деятельности старших школьников и решаемые задачи.
Основными видами деятельности старших школьников, связанными со школой при реализации Образовательной программы, являются:
- ознакомление с основными видами учебных занятий и образовательных технологий (лекции, семинары, тренинги, практикумы и т.п.);
- индивидуальная учебная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника;
- конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной теме;
- организационно-проектная социальная деятельность в рамках индивидуальной образовательной программы старшеклассника;
- деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.
Задачи, решаемые старшими школьниками в ходе разных видов деятельности:
- освоить стартовые формы получения высшего образования и связанные с этим способы личностной организации;
- выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний;
- выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые формы организации деятельности;
- овладеть стартовыми методиками организации коллектива;
- сформировать стартовые представления о сфере своих профессиональных интересов, оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.
6.1. Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу основного общего образования
Основными задачами педагогов по организации и сопровождению различных видов деятельности обучающихся при реализации программы основного общего образования, являются:
- реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей (эту задачу решает в основном учитель);
- подготовить обучающихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах (эту задачу решает социальный педагог);
- создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий (эту задачу совместно решают учитель, социальный педагог).
6.2. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Основными задачами педагогов по организации и сопровождению различных видов деятельности обучающихся при реализации программы среднего (полного) общего образования, являются:
- реализовать образовательную программу старшей школы в организационно-учебных базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги) (эту задачу решает преподаватель);
- подготовить обучающихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний);
- сформировать у обучающихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений (эту задачу преподаватель);
- организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий (эту задачу решает социальный педагог);
- организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция обучающихся.
- СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основным содержанием педагогической работы является:
- обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;
- обновление содержания образования;
- создание условий для развития обучения на повышенном образовательном уровне;
- индивидуализация процесса обучения;
- обеспечение работы с обучающимися, имеющими разный уровень мотивации к обучению;
- внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий;
- контроль и коррекция учебно-воспитательного процесса и содержания образования.
7.2. Воспитательная работа
Требования сегодняшнего дня обеспечить высокий образовательный, творческий и социальный уровень обучающихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, определяют необходимость создания единой воспитательной системы. Она выстраивается на основе интересов и собственном выборе видов и форм занятий обучающимися.
Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, внеурочная работа, которые служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются нравственное, гражданско–патриотическое и художественно–эстетическое воспитание. Воспитательные цели уроков предусмотрены и в рамках реализации основных образовательных программ по предметам.
Воспитательный процесс в школе связан как с основным, так и дополнительным образованием, развитием ученического самоуправления, включением семьи в педагогический процесс.
Основным ориентиром воспитательной работы в организации послеурочной деятельности обучающихся является учет требований к интеграции основного и дополнительного образования, санитарно-гигиеническому режиму, индивидуализации образования. В воспитательной системе главной ценностью является развивающаяся личность. Интеграция и самоуправление в школе обеспечивают эффект соединения детей по интересам, деятельности, жизненным ориентирам.
Основное направление воспитательной работы в школе обеспечение взаимодействия педагогов и школьников через занятия в кружках, секциях, клубах. Цель данного взаимодействия передача опыта ответственности от старших к младшим, создание основы социализации личности в форме сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками.
Именно через взаимодействие решаются вопросы воспитания толерантности, становления гражданско-патриотической жизненной позиции, формирования стереотипа здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе условно разделена на несколько блоков, включающих в себя работу с обучающимися, работу с родителями и работу с классными руководителями при обеспечении согласованности и взаимного дополнения этих блоков. Считается важным создание демократической основы взаимоотношений ученического и педагогического коллективов через развитие ученического самоуправления.
Одним из показателей эффективности воспитательной работы в школе является заинтересованность детей школьной жизнью, что обеспечивается формированием школьных традиций, вовлечением детей в общешкольные мероприятия, формированием системы досуговых мероприятий. Творческие занятия позволяют обучающимся реализовать и развить индивидуальные способности, способствуют их социализации. Через дополнительное образование решается вопрос участия в конкурсах, олимпиадах, ученических конференциях.
Работа с родителями организуется через психолого–педагогическую службу, систему родительских собраний, родительский комитет, непосредственный контакт родителей с педагогами, классными руководителями и администрацией школы. Важным считается соблюдение условия единства педагогического, родительского и ученического коллективов.
Работа с классными руководителями по организации воспитательной работы строится через систему методических и организационных мероприятий, обеспечивающих раскрытие содержания воспитательной работы, знакомство с современными достижениями педагогики, обсуждение программ по организации воспитательной работы и повышению её качества и эффективности.
7.3. Методическая работа
Основной задачей методической работы школы является обеспечение качества и эффективности реализации Образовательной программы и предполагает:
- изучение и реализация на практике инновационных технологий обучения, технологий системно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании, направленных на формирование у обучающихся информационной, коммуникативной, саморазвивающей культуры;
- создание системы работы по профессиональной ориентации обучающихся;
- изучение научно-педагогического опыта, анализ, апробация и внедрение научно-педагогических достижений, положительного инновационного опыта научно-педагогических кадров в учебно-воспитательный процесс;
- определение проблем, недостатков, факторов и условий, влияющих на реализацию Образовательной программы, и их учет в учебно-воспитательном процессе;
- анализ и систематизация психолого-педагогических, информационно-справочных и научно-методических материалов, способствующих развитию образовательной деятельности;
- акцентуация мероприятий на: формирование технологий у обучающихся самоанализа; профилизации и социализации, изучении проблем профессионального самоопределения обучающихся; стимулирование творческой и познавательной деятельности обучающихся, развитие способностей самоанализа; выявление и внедрение механизмов развития интеллектуальных способностей обучающихся; вовлечение обучающихся в процесс реализации методической темы, её интеграция с проектной деятельностью обучающихся; развитие учебно-методического комплекса предметной области, как элемента единой системы информационного обеспечения всех предметов;
- развитие системы информационного обеспечения образовательного процесса на основе актуализации новых информационно-коммуникационных технологий, развитие системы мониторинга и диагностики образовательной деятельности, системы информационного взаимодействия;
- использование потенциала социума при реализации методической темы, активизация профилактической работы, направленной на предотвращение негативного влияния социальной среды, предупреждение отклонений в поведении обучающихся, коррекцию выявленных асоциальных тенденций в жизнедеятельности обучающихся, повышение социальной активности и самостоятельности обучающихся на основе их привлечения к участию в общественных формированиях, творческой деятельности;
- развитие у обучающихся умений анализировать, выбирать и использовать сведения, представляемые в средствах массовой информации, для повышения уровня своего развития и обеспечения комфортных
условий жизнедеятельности.
7.4. Психологическое сопровождение образовательного процесса
Психологическое сопровождение в школе ориентировано:
- на обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении;
- на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения;
- на родителей, нуждающихся в психолого–педагогических знаниях и помощи в воспитании детей, установлении взаимоотношений в семье.
Школа ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих адаптацию в школьном коллективе, дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.
Основные направления психологического сопровождения и социальной защиты детей школы определяются, исходя из требований к созданию благоприятных психологических и социальных условий для эффективного функционирования школы.
- 8. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ШКОЛЕ
8.1. Базовое образование в школе
Существенным моментом для школы становится то, что и инвариантная, и вариативная части учебного плана являются единым механизмом достижения цели и задач, поставленных перед педагогическим коллективом.
Учебный план призван обеспечить достижение следующих целей:
- обеспечение базового образования обучающихся;
- обеспечение углубленного изучения предметов по выбору обучающихся;
- расширение возможностей социализации обучающихся;
- установление равного доступа к образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями.
Структура учебного плана школы соответствует методическим рекомендациям по формированию учебного плана и основным параметрам, заложенным в региональном базисном плане. Учебный план позволяет реализовать принцип единого образовательного пространства и единовременно предоставляет педагогическому коллективу возможность дифференциации и индивидуализации обучения в рамках поставленных перед школой цели и задач.
На данном этапе развития образовательного пространства школы сохраняется предметное построение учебного плана.
Требования системы предпрофильного и многопрофильного образования, современных ценностных ориентаций в обществе, индивидуализации образования решаются через проектную деятельность и построение индивидуальных учебных планов для обучающихся.
На уровне базового образования решаются следующие задачи:
- усилить согласованность инвариантной и вариативной составляющей учебного плана;
- обеспечить раннее изучение иностранного языка;
- ввести предметы, обеспечивающие индивидуализацию обучения (предметы по выбору обучающихся);
- обеспечить преемственность курсов базовой и предпрофильной подготовки;
- обеспечить синхронизацию изучаемого материала;
- организовать проектную деятельность обучающихся по различным областям знаний на основе интеграции научных знаний и видов деятельности;
- введение предметов, обеспечивающих функциональную грамотность обучающихся.
В дальнейшем любая модификация учебного плана будет тесным образом связана с развитием в школе дополнительного образования, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
Учебный план составлен с учетом требований Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования РФ от 09.03. 2004 г. № 1312, в редакции приказа Минобрнауки от 3 июня 2011 года №1994, от 31 января 2012 года №69, от 1 февраля 2012 года №74; Федеральных государственных образовательных стандартов (ПриказыМинобрнауки РФ от 6 октября 2009г. №373, от 26 ноября 2010г. № 1241, от 17 декабря 2010г №1897) и в соответствии с приказами Министерства образования Забайкальского края от 07 апреля 2010 года №314, от 22 декабря 2010 года №990, от 26 января 2012 года №139, отражает особенности образовательной программы начального общего образования ОС «Школа 2100», образовательной программы начального общего образования ОС «Школа России», СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.02 г. №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» раздел 2.9.1 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»).
Учебный план состоит из предметов базисного и вариативного компонентов, что позволяет создать оптимальный уровень общей учебной нагрузки обучающихся. Федеральный компонент учебного плана полностью выполняется. Региональной спецификой плана является минимальный объем изучения укрупненных образовательных областей, интеграция информационных и коммуникационных технологий в различные школьные предметы.
Для углубленного изучения информатики и информационных технологий, адаптации обучающихся к их применению в процессе жизнедеятельности (при дальнейшем обучении, деятельности в профессиональной сфере) и совершенствования учебно-воспитательного процесса обеспечивается интегрирование предмета Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с другими дисциплинами учебного плана. Также предусмотрена интеграция предмета «Организация жизнедеятельности» (ОБЖ) с предметами естественнонаучного цикла, «Физическая культура» и «Технология».
Дополнительные образовательные программы призваны углубить содержание подготовки обучающихся по предметам основного учебного плана, а также обеспечить социализацию детей. В целях обеспечения прочного усвоения школьниками учебного материала, оказания помощи одаренным и отстающим детям организованы индивидуальные консультации по предметам.
В целом учебная нагрузка для каждого обучающегося не превышает максимальный объём обязательной учебной нагрузки. Предельно допустимые нормы учебной нагрузки строго соблюдаются.
С учетом требований к реализации здоровьесберегающих технологий и для физического развития обучающихся, укрепления их здоровья, предупреждения гиподинамии предусмотрены занятия активно-двигательного характера в рамках проведения динамических пауз для обучающихся начальных классов и проведения спортивных секций. Распределение часов школьного компонента направлено на формирование прочных ключевых компетенций обучающихся, овладение устойчивой речевой и математической грамотностью, а также на сохранение здоровья детей, удовлетворение биологической потребности школьников в движении.
Для повышения качества преподавания предметов, всестороннего развития обучающихся выделены часы на индивидуальные занятия с обучающимися с «высокой» и «низкой» учебной мотивацией, проектную деятельность, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия по подготовке обучающихся к сдаче экзаменов в новой форме.
Предполагается переход на новый уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий во всех структурных подразделениях школы и уроках на основе создания единого информационного пространства, чтобы:
- сформировать навык работы в информационной среде и работы с удаленными информационными системами;
- обеспечить профессиональную ориентацию и самоопределение обучающихся;
- развивать творческую самостоятельность, формировать систему представлений, ценных ориентаций, исследовательских умений и навыков.
Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством педагогических кадров соответствующей квалификации.
8.2. Дополнительное образование в школе
Обучение и развитие неразрывно связаны с дополнительным образованием. Поэтому работа кружков, секций, студий и клубов объединяется в систему общей задачи:
- расширение системы дополнительного образования, обеспечивающего культурно-эстетическогое гражданское, духовно-нравственное, патриотическое становление личности, повышение уровня культуры и эрудиции обучающихся; воспитание трудолюбия, привитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование у обучающихся качеств социально активного гражданина, адаптация к социальной среде.
Решая задачи обучения и воспитания педагогический коллектив в системе дополнительного образования:
- осуществляет выбор форм художественного, гражданско-патриотического, нравственного воспитания;
- реализует программы дополнительного образования, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся;
- организует экскурсионную и поисковую работу обучающихся, направленную на изучение культурного наследия народа, ценностей национальной культуры;
- создает условия для социокультурной адаптации обучающихся.
Организация дополнительного образования повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять подготовку обучающихся к успешной деятельности в школе и вне школы, дает возможность развивать потребность в самообразовании. На занятиях проводится профориентационная работа, здесь она строится планомерно с учетом индивидуальных интересов, способностей и прихофизиологических особенностей школьников.
Через дополнительное образование решаются задачи предпрофильной подготовки обучающихся. Организуя дополнительное образование в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Дополнительное образование по отношению к базовому является логическим его продолжением, несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию.
Содержание дополнительного образования отвечает требованиям по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, внедрению проектной и поисково–исследовательской форм образования, интеграции научных знаний и видов деятельности, становление их гражданско–патриотической позиции, нравственного здоровья.
8.3. Профилизация подготовки обучающихся
Учитывая современные тенденции развития образования в плане ориентирования его на предпрофильную и профильную подготовку обучающихся и индивидуализацию обучения в школе предусматривается формирование системы, обеспечивающей реализацию в Образовательном пространстве школы данного направления работы.
Школа берет на себя ответственность по организации предпрофильного и профильного обучения, разработке методики целевой подготовки в гуманитарные, технические, социологические, культурологические ВУЗы, в зависимости от реального заказа социума и выявленных приоритетов у обучающихся и родителей. Для обеспечения данного направления работы ученический и педагогический коллектив будет тесно взаимодействовать с целью выявления потребностей, способностей и склонностей обучающихся к решению задач по соответствующему направлению профиля. В настоящее время деятельность педагогического коллектива ориентирована на обучающихся и родителей, имеющих потребность целевой подготовки в ВУЗы, обучающихся, обладающих устойчивыми познавательными интересами в определенных областях знаний, сформированными общеучебными навыками, навыками самостоятельной, творческой и поисковой работы.
Для обучающихся мотивированных к обучению школа обеспечит:
- организацию преподавания отдельных предметов на повышенном образовательном уровне;
- разработку методики целевой подготовки в ВУЗы;
- создание условий для осознанного выбора профессии.
Для обучающихся с низкой мотивацией к обучению, социально дезадаптированных обучающихся предпрофильная и профильная подготовка заключается в оказании им помощи в самопознании и самоопределении.
Основными формами, способствующими самоопределению обучающихся являются психологические тренинги, психологические игры, тестирование, собеседование.
Реализация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся предполагает предоставление школьникам знаний о самом себе: своем темпераменте, типе мышления, ценностных ориентаций и т.д. Данная работа проводится социальным педагогом, ЗДВР и классными руководителями, учителями технологии с использованием следующей формы работы:
- анкетирование, тренинговые групповые занятия, индивидуальные беседы, тестирование;
- традиционная профориентация и проектная деятельность обучающихся;
- предоставление школьникам знаний о потребностях региона в кадрах (обеспечивается через сотрудничество с муниципальными службами занятости, органами местного самоуправления);
- организация работы с родителями через выявление интересов семьи в выборе профессии школьниками.
Обязательным условием организации профильной и предпрофильной подготовки является сохранение общеобразовательной подготовки и введение профильной подготовки, ориентированной на выявление интересов, потребностей и способностей обучающихся.
Образ выпускника школы является главным целевым ориентиром в организации учебно-воспитательного процесса и исходит из достижений обучающимися определенного потенциала в своем развитии. Поэтому реализация Образовательной программы направлена на формирование личностного потенциала обучающихся.
9.1. Образ выпускника основной школы
Образ выпускника основной школы является главным ориентиром при организации учебно-воспитательной деятельности.
Нравственный потенциал:
- восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор»;
- стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы;
- умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал:
- формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей;
- умение управлять подсознательными процессами личности;
- способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал:
- усвоение основ коммуникативной культуры личности (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения);
- способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.
Эстетический потенциал:
- способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности;
- знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;
- апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал:
- дальнейшее развитие основных физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости);
- знание и соблюдение режима занятий.
9.2. Образ выпускника школы, освоившего программу среднего (полного) общего образования
Нравственный потенциал:
- усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность»;
- воспитание чувства гордости за свою Родину;
- адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей;
- готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни;
- сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
Познавательный потенциал:
- желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы;
- сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования;
- наличие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- знание и понимание основных положений Конституции РФ.
Коммуникативный потенциал:
- наличие индивидуального стиля обучения;
- владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов;
- способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал:
- стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты;
- потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов;
- желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.
Физический потенциал:
- стремление к физическому совершенству;
- осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.
9.3. Ожидаемый результат освоения образовательных программ
Результат освоения программы:
а) обязательный минимум освоения программы:
- освоение обязательного минимума содержания основного общего образования, предусмотренного учебным планом;
- создание условий для достижения уровня функциональной грамотности в познавательной и практической сферах общеобразовательного профиля: наличие определенной системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить образовательную деятельность.
б) ожидаемый (планируемый) уровень освоения программы:
- 98-100% успеваемость классов;
- повышение качества знаний обучающихся до 25-30%;
- более 90% обучающихся обладают уровнем компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- более 90% обучающихся способны демонстрировать свои достижения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- повышенный интерес к изучению предметов дополнительного образования и активное участие во внеурочной деятельности (кружки, элективные курсы и т.д.);
- готовность к реализации знаний и умений, направленных на проектирование и моделирование жизненных ситуаций и решение учебных проблем;
- овладение навыками социального взаимодействия.
10.1. Научно–методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса
Научно – методическое обеспечение образовательного процесса складывается с учетом требований к реализации в общеобразовательной школе основных образовательных программ. С учетом того, что в системе дополнительного образования должны использоваться программы, ориентированные на творческое развитие обучающихся, развитие основных образовательных программ осуществляется на основе их научно-методического обоснования учителями путем разработки авторских, индивидуальных программ и планов, ориентированных на индивидуальные способности и возможности обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями.
Педагогический коллектив школы обладает достаточным уровнем профессионализма для эффективного сопровождения процессов реализации Образовательной программы. Повышению профессионально-педагогического мастерства учителей способствует аттестация на присвоение квалификационной категории или соответствие занимаемой должности, распространение положительного опыта работы, работа по изучению педагогической деятельности учителей, работа методических объединений и методического совета, педагогического совета. Научно-методический уровень учителей постоянно повышается через систему курсов Забкипкро, действующую в школе систему самообразования, школьный конкурс педагогического мастерства «Учитель года».
|
Всего |
Процент к общему числу педагогических работников |
Имеют образование: - высшее педагогическое - высшее непедагогическое - незаконченное высшее - среднее профессиональное (педагогическое) - среднее профессиональное (непедагогическое) - другое |
19
11 1 - 6 - 1 |
55 10 - 30 - 5 |
Имеют квалификационные категории: - высшую - первую |
- 1 |
- 5 |
Обучается заочно |
1 |
5 |
В школе кадровое обеспечение преподавания рассматривается как одно из важнейших задач по развитию у обучающихся, познавательной активности, творческого мышления, внедрению в образовательный процесс эффективных инновационных технологий, созданию атмосферы сотрудничества, обеспечению положительной мотивации к обучению, развитию индивидуальных форм обучения.
10.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально – техническое оснащение и дальнейшее развитие материально-технической базы школы позволяет говорить о создании необходимых условий для полной реализации основных и дополнительных образовательных программ, использования современных технологий в обучении, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проводимые в школе мероприятия по развитию материально–технической базы обеспечивают:
- создание в школе условий для организации учебно–воспитательного процесса;
- создание в школе учебно-методического комплекса для каждого предмета как при реализации основных, так и дополнительных образовательных программ;
- пополнение фондов школьной библиотеки;
- создание классов, кабинетов со специализированным оборудованием;
- обеспечение необходимыми учебными пособиями и дидактическими материалами.
10.3.Реализация здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии реализуются на учебных занятиях, на индивидуальных занятиях, в кружках, секциях, во внеурочной и внешкольной деятельности школьника.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы обеспечивает:
- развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей с учетом увеличения учебной нагрузки;
- проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, походов;
- организация мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Правильно выбранные формы урочной, внеурочной и внешкольной работы с обучающимися позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья, выравнивание нравственного здоровья:
- Учебные занятия.
Обоснованный выбор содержания образования, средств, форм и методов работы педагога позволяет решить следующий ряд задач, непосредственно связанных с сохранением и укреплением здоровья:
- восстановление положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежать стрессовых ситуаций для обучающихся;
- активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий;
- адаптация обучающихся в школе обеспечивает комфортное психологическое состояние обучающихся, исключение детей из группы социально дезадаптированных детей;
- выявление трудных детей и выправление их психолого-педагогической запущенности.
- Индивидуальные групповые консультационные занятия.
Индивидуализация занятий направлена на своевременную коррекцию психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом состояния физического здоровья обучающегося, его индивидуальных возможностей и способностей.
- Занятия двигательной активности, диагностический час обеспечивают общефизическое развитие обучающегося, позволяют увеличить спектр занятий физической культурой.
- Внеурочная деятельность обучающихся включает классные часы, тематические экскурсии, досуговые мероприятия и т.п. Данные формы работы ориентированы на приобщение обучающихся к ценностям мировой и национальной культуры, помогают становлению ценностных ориентаций, соответствующих современному прогрессивному обществу, способствует коррекции индивидуального поведения обучающегося с целью улучшения его нравственного здоровья. Включение обучающихся в систему демократических социальных отношений через развитие ученического самоуправления позволяет обеспечить социокультурную адаптацию.
- Туристическо–краеведческая работа рассматривается с точки зрения приобщения обучающихся к культуре отношений и взаимодействия с социальной и природной средой, осуществления практической общественно-значимой деятельности как основы воспитания у обучающихся нравственных ценностей. Освоение в рамках туристическо - краеведческой работы экологических знаний позволяют сформировать у обучающихся стереотип здорового образа жизни.
При реализации здоровьесберегающих технологий отслеживается:
- психофизиологическое состояние обучающихся, особенности из развития;
- обеспечивается коррекция поведения обучающихся группы риска;
- оказывается психологическая помощь обучающимся, имеющим трудности в обучении и общении;
- своевременное выявление социально дезодаптированных семей и оказание им помощи.
- 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
11.1. Организация образования и режим образовательного процесса в школе
Школа обеспечивает обучение детей и подростков с 6,5 -7 лет по трем направлениям: начальная школа (срок обучения - 4 года), средняя школа (срок обучения - 5 лет), старшая школа (срок обучения - 2 года):
I: 1 – 4 классы;
II: 5 – 9 классы;
III: 10 – 11 классы.
В рамках реализации Образовательной программы в школе предусмотрены: общеобразовательные классы; обучение на дому; обучение по индивидуальным учебным планам.
Продолжительность учебного года, сроки начала и окончания учебного года, продолжительность каникул и их периодичность определяется Советом школы в соответствии с Уставом школы.
Порядок комплектования первых, десятых классов регламентируется нормативными документами.
Режим работы школы:
- продолжительность рабочей недели – 5 дней; продолжительность урока – 40 – 45 минут; продолжительность перемен 10-20 минут, динамическая пауза – 30-40 минут; количество смен – 1; (определяется в соответствии с требованиями СанПиН);
- расписание уроков и занятий в системе дополнительного образования составляются с опорой на санитарно–гигиенические нормы предельно допустимой аудиторной нагрузки обучающихся и в соответствии с учебным планом школы;
- в школе может быть организована группа продленного дня.
11.2. Система аттестации обучающихся
11.2.1. Система промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по всем предметам инвариантной и вариативной частей учебного плана. В Школе принята 5-бальная система отметок. Требования, предъявляемые к обучающимся, согласуются с государственными образовательными стандартами и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков обучающихся, приведенных в программах по отдельным предметам. Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения обучающихся контролируются по плану внутришкольного контроля.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
- мониторинг знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
- административные контрольные работы;
- мониторинг уровня развития обучающихся и их состояния;
- мониторинг уровня мотивации к обучению обучающихся;
- мониторинг индивидуальных достижений обучающихся.
Особое место в системе промежуточной аттестации занимает подготовка обучающихся к сдачи экзаменов по отдельным предметам.
11.2.2. Система итоговой аттестации обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся проводится как в форме контрольных работ, тестирования, также может проводиться в форме зачетов, защиты творческих проектов и рефератов.
Итоговая государственная аттестация выпускников 9, 11 классов проводится в соответствии с нормативными документами через ЕГЭ и ОГЭ.
11.3.Управление реализацией образовательной программы
Управление реализацией Образовательной программы предполагает осуществление мониторинга состояния образовательной деятельности, выработку предложений по её совершенствованию и обеспечение их реализации.
11.3.1. Система внутришкольного контроля
Целью внутришкольного контроля является обеспечение уровня преподавания и качества обучения и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию. Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные о состоянии образовательного процесса в школе.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности обучающихся, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать технологию прохождения образовательных программ, содержание образования, выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществлять контроль за достижением обучающимся уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
-осуществлять контроль за выполнением образовательных программ;
- выработать требования по улучшению образовательного процесса и повысить его продуктивность;
- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
- осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи базового и дополнительного образования;
- осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарно–гигиенических требований к образовательному процессу.
Итог проведенного внутришкольного контроля - достижение всеми обучающимися минимального базового уровня обученности, соответствующего государственным образовательным стандартам, готовность обучающихся к освоению нового содержания образования по предметам определенного профиля, педагогическая диагностика.
Внутришкольный контроль способствует обеспечению преемственности между предметами на разных ступенях обучения. Анализ итогов внутришкольного контроля является базой для модификации учебного плана и содержания программ подготовки обучающихся.
Направления внутришкольного контроля:
- Контроль за качеством преподавания:выполнение учебных программ; эффективность урока; методический уровень учителя, рост профессионального мастерства; обеспеченность учебным и дидактическим материалом; индивидуальная работа с обучающимися; соответствие преподавания Программе развития школы; выполнение санитарно–гигиенических требований в процессе реализации Образовательной программы.
- Контроль за качеством обучения:уровень знаний, умений и навыков обучающихся; достижение государственных образовательных стандартов; навыки самостоятельного познания обучающихся; готовность к освоению содержания образования по предметам дополнительного образования и профильной подготовки.
- Контроль за ведением школьной документации:ведение школьных журналов; ведение ученических дневников; ведение ученических тетрадей; оформление личных дел обучающихся.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа диагностических данных, срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы.
План внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.
11.3.2. Управление реализацией программы развития школы
Реализация программы развития школы требует построения управления школой, исходя из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать образовательные программы, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управлении школой включаются методический совет (являющийся одновременно и экспертным советом) и методические объединения. Методические объединения и МС призваны проводить экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методические объединения должны давать обоснованные рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, социализации обучающихся.
Необходимость психологической поддержки обучающихся, психодиагностики и психокоррекции требует наличия в системе работы школы психологической службы, на которую возлагается ответственность за психолого-педагогическую диагностику способностей, возможностей обучающихся, с последующим определением уровня образовательных программ, которые обучающийся может реально освоить. Психологической службы в школе пока нет.
Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, клубов, члены администрации.
Принцип управления школой заключен в Уставе школы.
11.3.3. Измерители реализации Образовательной программы
Измерителями реализации образовательной программы являются:
- контрольные работы;
- текущий контроль знаний;
- проверка техники чтения;
- тестирование;
- участие школьников в конкурсах, марафонах, предметных олимпиадах, защита проектов и исследовательских работ;
- диагностические работы;
- промежуточная аттестация по предметам;
- пробные экзамены;
- государственная итоговая аттестация;
- результаты поступления в другие учебные учреждения.
11.4. Первоочередные направления работы по реализации Образовательной программы
- Создание и развитие инфраструктуры образовательной деятельности:
- создание научно – педагогической, нормативно – правовой и финансово – хозяйственной базы для осуществления образовательного процесса;
- создание образовательного пространства, включающего эстетически организованную материальную среду, создающую положительный эмоциональный фон и активизирующий мотивационную сферу обучающихся;
- развитие системы научно-методического сопровождения образовательной деятельности.
- Работа с субъектами образовательной деятельности и обучающимися:
- подготовка коллектива к работе в новых условиях, по новым программам в системе комплексного образовательного процесса (по реализации основных и дополнительных образовательных программ);
- корректировка технологии прохождения образовательных программ;
- подбор программ предпрофильной и профильной подготовки;
- определение перечня предметов, включаемых в учебный план и обеспечивающих дополнительное образование в соответствии с интересами, способностями и возможностями обучающихся, потребностями родителей;
- апробация авторских программ, программ дополнительного, предпрофильного и профильного образования;
- подготовка научно–методической и материально–технической базы для разработки и реализации индивидуальных образовательных программ;
- создание в школе психологической службы, отвечающей требованиям социокультурной адаптации обучающихся;
- создание условий для включения родителей в образовательный процесс, управление деятельностью школы;
- проведение анкетирования обучающихся, родителей, учителей с целью последующей коррекции образовательных программ, учебного плана;
- создание базы для инновационной деятельности педагогов, вовлечения обучающихся в исследовательскую работу
Работа педагогического коллектива строится с учетом данных, полученных при проведении диагностических мероприятий и анализа результатов деятельности педагогического коллектива по обучению, воспитанию, социализации обучающихся. Данные по анкетированию обучающихся должны быть учтены при выборе форм, средств и методов обучения и воспитания.
Ежегодно формируется план работы школы, который позволяет конкретизировать основные направления реализации Образовательной программы.