МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДЕНО ПРИНЯТО
Директор МОУ Галкинской СОШ Педагогический педсовет Протокол № __
___________Т.А. Апрелкова от « « _________ 20___
Приказ №____ от « »__________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного комитета
_________О.Г. Скоробогатова
« »____________2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», ст. 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения», ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ, Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения Галкинской средней общеобразовательной школы (далее–Учреждение) и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (далее – ВШК) администрацией Учреждения.
1.2. Внутришкольный контроль – источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности Учреждения.
Под ВШК понимается проведение наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования.
1.3. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации Учреждения и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.
1.4. В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься изменения и (или) дополнения.
2.Цели и задачи ВШК
2.1. Главной целью ВШК является установление соответствия функционирования и развития педагогической системы Учреждения требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию воспитательно - образовательного процесса.
Целью ВШК при осуществлении непосредственного контроля за воспитательно - образовательным процессом является:
- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования, воспитания на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности;
- выявление и реализация профессионально-деятельностного потенциала членов педагогического коллектива;
- выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, воспитанников, отслеживание динамики всестороннего развития личности;
- обеспечение функционирования Учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации воспитательно - образовательного процесса.
2.2. Задачи ВШК:
- осуществление контроля за исполнением законодательства в сфере образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения, воспитания;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации воспитательно - образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
- диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов;
- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.
3. Функции ВШК.
3.1. Функции ВШК:
– информационно-аналитическая;
– контрольно-диагностическая;
– коррективно-регулятивная;
– стимулирующая.
3.2. Объектами ВШК являются:
– образовательная, воспитательная деятельность;
– обеспечение воспитательно - образовательной деятельности.
3.3. ВШК воспитательно - образовательной деятельности включает в себя контроль:
– за воспитательно - образовательным процессом;
– внеурочной образовательной деятельностью;
– методической работой;
– научно-исследовательской работой;
– ведением документации.
3.4. ВШК обеспечения воспитательно - образовательной деятельности включает в себя контроль:
– за учебно-методическим и информационным обеспечением воспитательно - образовательной деятельности;
– материально-техническим обеспечением деятельности;
– санитарно-гигиеническим обеспечением воспитательно - образовательной деятельности;
– обеспечением безопасного режима обучения, воспитания;
– укреплением материально-технической базы Учреждения.
4.Направления, виды и методы ВШК
4.1. Руководитель Учреждения и (или) по его поручению, заместители руководителя вправе осуществлять ВШК результатов деятельности работников по следующим направлениям:
- соблюдение законодательства Российской Федерации и государственной политики в сфере образования по обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
- реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебных планов;
- использование методического и информационного обеспечения в воспитательно - образовательном процессе;
- соблюдение порядка проведения аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
- использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
- соблюдение Устава Учреждения, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Учреждения;
- своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального и социального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и правовыми актами органов местного самоуправления;
- осуществление научно-исследовательской деятельности, проведение опытно-экспериментальной работы.
4.2. При оценке деятельности педагогического работника в ходе ВШК учитывается:
- выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в полном объеме (прохождение (изучение) материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий, тематических вечеров, тематических занятий и т.д.);
- уровень знаний, умений и навыков, уровень развития обучающихся, воспитанников;
- уровень сформированности метапредметных знаний;
- уровень сформированности ключевых компетентностей;
- степень самостоятельности обучающихся, воспитанников;
- степень интеллектуального развития обучающегося;
- дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
- совместная деятельность педагогического работника и обучающегося, воспитанника;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- наличие учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися новых знаний);
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю результатов педагогической деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный, персональный, комплексный, документальный.
№ |
Вид ВШК |
Основное содержание ВШК |
1 |
Тематический |
Работа коллектива, части коллектива над определённой темой, проблемой. Уровень ЗУН обучающихся, воспитанников по какой-либо теме, проблеме. |
2 |
Классно-обобщающий |
Уровень ЗУН, воспитанности, сформированности ключевых компетентностей |
3 |
Фронтальный |
Состояние преподавания отдельных предметов во всех классах, части классов. Состояние работы педагогических работников во всех классах или части классов. |
4 |
Персональный |
Продуктивность преподавательской деятельности, уровень методической компетентности педагогического работника. |
5 |
Комплексный |
Проверка двух и более направлений деятельности |
6 |
Документальный |
Изучение документации педагогического работника. |
4.4. Методы контроля за деятельностью педагогического работника:
– анкетирование;
– тестирование;
– опрос;
– собеседование;
– наблюдение;
– изучение документации;
– анализ уроков, занятий;
– беседа;
– результаты деятельности обучающихся, воспитанников.
4.5. Методы контроля за результатами образовательной деятельности:
– наблюдение;
– устная проверка знаний;
– письменная проверка знаний (контрольная работа);
– комбинированная проверка;
– беседа, анкетирование, тестирование;
– проектная деятельность;
– проверка документации.
5.Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы Учреждения на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на педагогическом совете.
ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об Учреждении и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
ВШК в виде административной работы осуществляется руководителем или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
- заявление педагогического работника;
- план ВШК, утвержденный руководителем Учреждения;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования, воспитания.
5.3. Правила осуществления ВШК:
- ВШК осуществляет руководитель Учреждения или, по его поручению, заместители по учебно-воспитательной работе;
- в качестве экспертов к участию в ВШК могут быть привлечены другие (компетентные в данной области) специалисты;
- при проведении проверок в соответствии с планом ВШК издается распорядительный акт (приказ) руководителя Учреждения;
- при проведении оперативных проверок в случае установления и подтверждения фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) руководителем Учреждения может издаваться распорядительный акт (приказ) о вынесении дисциплинарного взыскания работнику;
- плановые проверки проводятся в соответствии с планом-заданием, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного направления. План-задание должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического коллектива, педагогического работника;
- продолжительность проверок устанавливается Учреждением;
- члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагогического работника, если в месячном плане указаны сроки контроля. Руководитель и его заместители по учебно-воспитательной работе посещают занятия педагогических работников Учреждения с предварительным предупреждением не позднее 20 минут до начала занятия, урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и педагогического работника к уроку, занятию – без предварительного предупреждения.
5.4. Результаты ВШК оформляются в виде Протокола. Протокол должен содержать информацию о цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
5.5. Педагогический работник должен быть ознакомлен с результатами (Протоколом) ВШК под роспись в течении 5 рабочих дней после окончания контроля (проверки). При несогласии педагогического работника с итогами, результатами ВШК, он может обратиться в комиссию по урегулированию трудовых споров Учреждения (Педагогический совет, Профсоюзный коммитет) с целью проведения повторной проверки с созданием комиссии с привлеченными компетентными в данной области специалистами в качестве экспертов. Решение данной повторной комиссии является окончательным.
По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, заседания методических объединений, совещания при руководителе Учреждения.
5.6. Руководитель Учреждения по результатам ВШК принимает следующие решения:
- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении педагогических работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
6.Характеристика основных видов ВШК
6.1. Персональный контроль.
6.1.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, педагогического работника.
6.1.2. В ходе персонального контроля администрация Учреждения изучает:
- уровень знаний педагогического работника в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство работника;
- уровень овладения педагогическим работником современными технологиями эффективными формами, методами и приемами обучения, воспитания информационными технологиями;
- результативность учебной деятельности обучающихся по предмету (как учитель-предметник);
- результативность воспитательной деятельности (как классный руководитель, воспитатель);
- способы повышения профессионального мастерства педагогического работника.
6.1.3. При осуществлении персонального контроля администрация Учреждения имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами педагогического работника;
- изучать практическую деятельность педагогического работника Учреждения через посещение и анализ уроков, занятий, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования, внеурочной деятельности;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
6.1.4. Педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды и методы контроля;
- своевременно ознакомиться с выводами и рекомендациями администрации Учреждения.
6.2. Тематический контроль.
6.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения.
6.2.2. Темы контроля определяются в соответствии с планом работы Учреждения, проблемно-ориентированным анализом работы Учреждения по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в регионе, стране.
6.2.3. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности педагогического работника; посещение уроков, занятий, внеклассных мероприятий, занятий объединений дополнительного образования, внеурочной деятельности; анализ документации.
6.3. Классно-обобщающий контроль
6.3.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.
6.3.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
6.3.3. В ходе классно-обобщающего контроля администрация Учреждения изучает весь комплекс воспитательно - образовательной работы в отдельном классе или классах:
- деятельность всех педагогических работников Учреждения;
- включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;
- стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
- сотрудничество педагогического работника и обучающихся;
- социально-психологический климат в классном коллективе;
- посещаемость занятий обучающимися;
- результативность обучения, воспитания.
6.4. Комплексный контроль
6.4.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии воспитательно - образовательного процесса в Учреждении в целом или по конкретной проблеме. Основанием для проведения комплексного контроля является государственная аккредитация Учреждения, проблемы обеспечения безопасного и комфортного режима обучения, воспитания, соответствие обеспечения воспитательно - образовательного процесса санитарно-гигиеническим нормам и правилам, ФГОС, другие проблемы.
6.4.2. Для проведения комплексного контроля распорядительным актом (приказом) руководителя Учреждения создается рабочая группа, состоящая из членов администрации Учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих педагогических работников Учреждения под руководством одного из членов администрации Учреждения.
7.Заключительные положения
7.1 Изменения в положение о ВШК вносятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.