МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51
Утверждено Директор МОУ Шилкинской СОШ № 51_______________Суюнда В.В. Приказ №___от «___»_______2017г |
|
Согласовано
Педагогический совет
МОУ Шилкинской СОШ № 51
от «___»_______2017г
ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-психологической службе школы
- Общее положение
1.1. Положение о организации социально-психологической службе школы
в МОУ Шилкинской СОШ № 51 (далее – Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утверждена 04 февраля 2010 г.); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295). Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края №225 от 24 апреля 2014 г.)
- Подпрограмма 8 «Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся»; Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 №867 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»; Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; Решение Коллегии Минобразования РФ от 09 февраля 1999 г. №3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»; Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации.
- Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития. Социально-психологическая служба содействует прогрессивному формированию личности обучающихся.
- Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе в соответствии с настоящим Положением.
- В решении всех проблем социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами обучающихся и задачами их всестороннего и гармоничного развития.
- Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы.
- Деятельность социально-психологической службы осуществляется психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции, социальной педагогике, медицинской деятельности.
- Социально-психологическая служба школы подчиняется директору школы
- Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.
- Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации.
- Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, обучающихся, администрации, педагогов и настоящим Положением.
- Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями обучающихся и медицинскими работниками.
- II. Основные задачи и содержание работы:
Содержание работы социально-психологической службы определяется:
- предупреждение безнадзорности, бродяжничества, правонарушений и антиобщественных действий обучающихся, коррекция девиантного поведения детей «группы риска», выявление причин и устранение условий, способствующих этому, в результате целенаправленного воздействия.
- необходимостью полноценного психологического и социального развития обучающихся,сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;
- важностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся и в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения обучающихся на протяжении всего периода пребывания в школе;
- необходимостью пропаганды ЗОЖ, в том числе профилактике наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребления наркотических веществ;
- предупреждение негативных тенденций среди детей и подростков, в том числе агрессивного поведения, снижения уровня тревожности, неуверенности, суицидального поведения;
- необходимостью предупреждения негативного семейного воспитания;
- важностью охранно-защитной деятельности.
- Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим направлениям:
диагностическое
- выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);
- сбор и накопление информации для составления социального паспорта школы, классов;
- изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся;
- анализ и принятие решений (планирование работы);
- изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений;
- изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала.
коррекционное
- устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы обучающихся;
- работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений;
- работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды;
- работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей).
информационно-просветительское
- руководство профилактической деятельностью;
- методическая учеба (семинары, консультации, тренинги);
- координация деятельности и контроля в профилактических целях;
- налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума;
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- проведение дней и недель правовых знаний.
профориентационное
- активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению.
профилактическое
- разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ;
- профилактика суицидального поведения среди участников образовательного процесса;
- профилактика негативных тенденций среди детей и подростков, в том числе агрессивного поведения, снижения уровня тревожности, неуверенности, заниженной и завышенной самооценки;
- пропаганда здорового образа жизни (участие в районных, краевых мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни);
- профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями);
- работа по сохранению положительного семейного воспитания;
- использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем;
- принятие мер к взрослым, вовлекающим детей и подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
III. Структура социально-психологической службы
В состав социально-психологической службы входят:
- Заместитель директора по учебно - воспитательной работе;
-педагог-психолог;
- социальный педагог;
- классные руководители;
-медицинский работник, закрепленный за школой.
Состав социально-психологической службы утверждается приказом директора МОУ «Шилкинская СОШ № 51» в начале учебного года.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- оказывает конкретную методическую помощь в планировании и организации внутришкольной коррекционно-развивающей работы.
Медицинский работник:
-отслеживает и корректирует процессы физического здоровья детей;
-формирует физкультурно-оздоровительные группы с учетом здоровья детей, их физических особенностей;
-осуществляет контроль за организацией и качеством питания обучающихся в школьной столовой;
-осуществляет контроль за санитарно- эпидемиологическим состоянием детей;
-организует санитарно-просветительскую работу с детьми, родителями.
Социальный педагог:
-осуществляет координацию деятельности педагогического коллектива по социальной защите обучающихся, их адаптации и интеграции в общество;
-участвует в формировании единых педагогических позиций школы и семьи;
-организует индивидуальную помощь детям, нуждающимся в особом педагогическом подходе;
-организует работу по профилактике правонарушений.
Классные руководители:
-изучают воспитательный потенциал семьи каждого ученика;
-осуществляет помощь в семейном воспитании детей;
-организует индивидуальную работу с дезадаптированными детьми.
Педагог-психолог:
-осуществляет психолого - педагогическую диагностику и конструирование индивидуального развития детей, коррекцию, психологическую помощь, работу по развитию личности;
-организует психологическое просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса.
- IV. Ответственность работников социально-психологической службы.
- Работники социально - психологической службы несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций.
- Работники социально - психологической службы несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке.
- V. Права и обязанности работников социально-психологической службы.
В своей профессиональной деятельности работники социально-психологической службы обязаны:
- Руководствоваться нормативными документами.
- Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.
- Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
- Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
- В решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся, задач его полноценного психического развития.
- Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Педагог - психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
- Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.
- Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.
- Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
- Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период – как по административной, так и по профессиональной линии.
- Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
- Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся;
- Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией
- Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
- Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
- Обращаться с запросами в медицинские учреждения;
- Ставить перед администрацией школы, органами управления образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательной деятельности;
- Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
VI.Психолог и социальный педагог имеет право:
- Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
- Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для обучения в школе.
VII. Заключительные положения.
4.1.Положение вступает в силу с даты утверждения его директором школы и действует бессрочно.