МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШИЛКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51

 

 

 

Утверждено    

Директор   МОУ Шилкинской СОШ № 51_______________Суюнда В.В.

Приказ №___от «___»_______2017г

 

 

Согласовано

Педагогический совет

МОУ Шилкинской СОШ № 51

от «___»_______2017г

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о социально-психологической службе школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее положение

 

1.1. Положение о  организации социально-психологической службе школы

в МОУ Шилкинской СОШ № 51 (далее – Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»  (утверждена 04 февраля 2010 г.); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295). Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2020 годы» (утверждена Постановлением  Правительства Забайкальского края №225 от 24 апреля 2014 г.)

- Подпрограмма 8 «Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся»; Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 №867 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;  Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; Решение Коллегии Минобразования РФ от 09 февраля 1999 г. №3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»; Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;  Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации.

 

 

  1. Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития. Социально-психологическая служба содействует прогрессивному формированию личности обучающихся.
  2. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе в соответствии с настоящим Положением.
  3. В решении всех проблем социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами обучающихся и задачами их всестороннего и гармоничного развития.
  4. Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы.
  5. Деятельность социально-психологической службы осуществляется психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции,  социальной педагогике, медицинской деятельности.
  6. Социально-психологическая служба школы подчиняется директору школы
  7. Социально-психологическая служба школы ориентирована на всех участников образовательного процесса, их психолого-педагогическую поддержку.
  8. Социально-психологическая служба содействует созданию оптимальных социально-педагогических условий для развития личности несовершеннолетнего и его успешной социализации.
  9. Сотрудники социально-психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, обучающихся, администрации, педагогов и настоящим Положением.
  10. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией, родителями обучающихся и медицинскими работниками.
  11. II. Основные задачи и содержание работы:

Содержание работы социально-психологической службы определяется:

  • предупреждение безнадзорности, бродяжничества, правонарушений и антиобщественных действий обучающихся, коррекция девиантного поведения детей «группы риска», выявление причин и устранение условий, способствующих этому, в результате целенаправленного воздействия.
    • необходимостью полноценного психологического и социального развития обучающихся,сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;
    • важностью индивидуального подхода к каждому обучающемуся и в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения обучающихся на протяжении всего периода пребывания в школе;
    • необходимостью пропаганды ЗОЖ, в том числе профилактике наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребления наркотических веществ;
    • предупреждение негативных тенденций среди детей и подростков, в том числе агрессивного поведения, снижения уровня тревожности, неуверенности, суицидального поведения;
    • необходимостью предупреждения негативного семейного воспитания;
    • важностью охранно-защитной деятельности.
  • Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим направлениям:

                 диагностическое

  • выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место  в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);
  • сбор и накопление информации для составления социального паспорта школы, классов;
  • изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся;
  • анализ и принятие решений (планирование работы);
  • изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений;
  • изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала.

                   коррекционное

  • устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы обучающихся;
  • работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений;
  • работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды;
  • работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей).

             информационно-просветительское

  • руководство профилактической деятельностью;
  • методическая учеба (семинары, консультации, тренинги);
  • координация деятельности и контроля в профилактических целях;
  • налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума;
  • организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
  • проведение дней и недель правовых знаний.

               профориентационное

  • активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению.

                  профилактическое

  • разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ;
  • профилактика суицидального поведения среди участников образовательного процесса;
  • профилактика негативных тенденций среди детей и подростков, в том числе агрессивного поведения, снижения уровня тревожности, неуверенности, заниженной и завышенной самооценки;

 

  • пропаганда здорового образа жизни (участие в районных, краевых мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни);
  • профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями);
  • работа по сохранению положительного семейного воспитания;
  • использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем;
  • принятие мер к взрослым, вовлекающим детей и подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.

 

 

III. Структура социально-психологической службы

В состав социально-психологической службы входят:

- Заместитель директора по учебно - воспитательной работе;

-педагог-психолог;

- социальный педагог;

- классные руководители;

-медицинский работник, закрепленный за школой.

Состав социально-психологической службы утверждается приказом директора  МОУ «Шилкинская СОШ № 51» в начале учебного года.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- оказывает конкретную методическую помощь в планировании и организации внутришкольной коррекционно-развивающей работы.

 

Медицинский работник:

-отслеживает и корректирует процессы  физического здоровья  детей;

-формирует физкультурно-оздоровительные группы с учетом здоровья детей, их физических особенностей;

-осуществляет контроль за организацией и качеством питания обучающихся в школьной столовой;

-осуществляет контроль за санитарно- эпидемиологическим состоянием детей;

-организует санитарно-просветительскую работу с детьми, родителями.

 

Социальный педагог:

-осуществляет координацию деятельности педагогического коллектива по социальной защите обучающихся, их адаптации и интеграции в общество;

-участвует в формировании единых педагогических позиций школы и семьи;

-организует индивидуальную помощь детям, нуждающимся в особом педагогическом подходе;

-организует работу по профилактике правонарушений.

 

Классные руководители:

-изучают воспитательный потенциал семьи каждого ученика;

-осуществляет помощь в семейном воспитании детей;

-организует индивидуальную работу с дезадаптированными детьми.

 

Педагог-психолог:

-осуществляет психолого - педагогическую диагностику и конструирование индивидуального развития детей, коррекцию, психологическую помощь, работу по развитию личности;

-организует психологическое просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

  1. IV. Ответственность работников социально-психологической службы.
  2. Работники социально - психологической службы несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций.
  3. Работники социально - психологической службы несут установленную законом ответственность  за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке.
  4. V. Права и обязанности работников социально-психологической службы.

В своей профессиональной деятельности работники социально-психологической службы обязаны:

  1. Руководствоваться нормативными документами.
  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.
  3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
  4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
  5. В решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся, задач его полноценного психического развития.
  6. Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Педагог - психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
  7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.
  8. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.
  9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
  10. Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период – как по административной, так и по профессиональной линии.
  11. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
  12. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся;
  13. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией
  14. Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  15. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
  16. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  17. Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  18. Обращаться с запросами в медицинские учреждения;
  19. Ставить перед администрацией школы, органами управления образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательной деятельности;
  20. Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

VI.Психолог и социальный педагог имеет право:

  1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
  2. Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для обучения в школе.

 

VII. Заключительные положения.

      4.1.Положение вступает в силу с даты утверждения его директором школы и действует     бессрочно.