ПАМЯТКА

по измерению и оценке результатов

дистанционного обучения школьников на профильном и базовом уровне

 

Проверка осуществляется на основе сравнения знаний, умений и навыков школьников с требованиями, изначально предъявляемыми к результатам обучения. Применяется критериально-ориентированный подход к определению соответствия результатов обучения требованиям государственных образовательных стандартов и программ, реализуемых сетевыми преподавателями.

Большинство уже разработанных учебных курсов, представленных на портале СДО do.zabedu.ru содержат контрольно-измерительные материалы, называемые тестами, упражнениями, заданиями и домашними заданиями. Все они могут быть использованы сетевыми учителями для проведения промежуточных и итоговых оценок качества дистанционного обучения. Кроме этого, по необходимости, СДО позволяет учителю добавить необходимый контрольно-измерительный материал по выбору учителя (тест, задание, упражнение и т.п.) 

 

Этапы подготовки и проведения мероприятий

 

  1. Четкое формулирование сетевым учителем (разработчиком курса) требований к знаниям, умениям и навыкам школьников. Требования формулируются в письменном виде до начала обучения и должны соответствовать содержанию и методам обучения. Все требования нумеруются.

 

  1. Разработка сетевым учителем контрольно-измерительных материалов. Материалы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся (п. 1.). Для каждого задания указывается, какому требованию (требованиям) оно соответствует.

В качестве заданий могут использоваться:

  • тестовые задания с выбором одного ответа из предложенных, задания на установление соответствия, задания с выбором нескольких ответов из предложенных,
  • тестовые заданий с конструируемым ответом,
  • произвольные вопросы, на которые обучаемые могут давать развернутые ответы, создавая соответствующие текстовые или иные электронные документы, пересылаемые для оценивания сетевому преподавателю,
  • задания или поручения, выполнение которых требует от обучаемых проектной деятельности,
  • задания для лабораторных или практических работ,
  • задания, планы и материалы для проведения игр, дискуссий и т.п.,
  • темы для итоговых курсовых работ.

Допускается любое сочетание заданий разных типов. Задания с выбором ответа могут содержать произвольное число дистракторов.

Общее задание может состоять из нескольких вопросов, задач, поручений и т.п. Желательно, чтобы уровень сложности заданий варьировался. Возможно варьирование количества и сложности заданий, предоставляемых каждому обучаемому.         

 

  1. Разработка технологий и порядка тестирования.

Сетевым учителем составляется спецификация, содержащая нижеследующие основные сведения.

3.1. Назначение контрольно-измерительных материалов. Приводится краткое описание целей педагогического измерения с указанием тематики раздела дисциплины, изучаемой на профильном уровне.

3.2. Содержание контрольно-измерительных материалов. Приводится перечень документов, планов или учебных программ, определяющих содержание обучения.  

3.3. Описание частей контрольно-измерительных материалов.

Часть 1 (А) содержит задания с выбором ответа (ВО), задания на установление соответствия, задания с выбором нескольких ответов из предложенных. Отмечается количество таких заданий и их уровень сложности (базовый, повышенный, высокий – Б/П/В).

Часть 2 (В) содержит задания с краткой формой ответа (КО), подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Отмечается количество таких заданий и их уровень сложности (базовый, повышенный, высокий Б/П/В).

Часть 3 (С). Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа (РО).  Отмечается количество таких заданий и их уровень сложности (базовый, повышенный, высокий Б/П/В).

В контрольно-измерительных материалах указанные части могут отсутствовать или присутствовать в любом сочетании.

3.4. Время выполнения заданий. Сетевой учитель определяет время, отводимое учащимся для выполнения всех заданий проверочной работы. Сетевой учитель поручает педагогу-куратору ограничить время выполнения заданий обучаемыми (при проведении итоговых измерений), либо указывает временной диапазон для выполнения заданий. Сетевой учитель вправе указать точное время начала выполнения заданий, что может быть связано с сеансами общения с обучаемыми.   

3.5. Дополнительные материалы и оборудование. В спецификации отражается перечень и характеристики средств обучения, необходимых для проведения педагогических измерений.

3.6. Обобщенный план контрольно-измерительных материалов. Оформляется сетевым учителем в виде таблицы по следующей форме (в строках таблицы описываются все планируемые задания).

 

 

 

№№ п/п

Обозна-чение задания

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Итоговая работа или номер Интернет-пакета

Уровень сложности задания

 

(Б/П/В)

Тип задания

 

(ВО/

КО/

РО)

Количество дистракторов

 

(для заданий типа ВО)

Макси-мальный балл за задание и критерии оценки

 

 

Часть 1

 

 

 

 

 

1.      

А1

 

 

 

 

 

 

2.      

А2

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

 

 

 

 

 

3.      

В1

 

 

 

 

 

 

4.      

В2

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3

 

 

 

 

 

5.

С1

 

 

 

 

 

 

6.

С2

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

  

3.7. Отдельно в произвольном виде сетевым учителем описываются лабораторные или творческие работы, а также длительные проекты, не попадающие под формат вышеприведенного описания. В этом случае в спецификации отмечаются условия и средства проведения работы школьниками, временные рамки выполнения работы, ожидаемые результаты, критерии оценивания результатов, приведенные к четырехбалльной шкале, рекомендации педагогу-куратору по организации и проведению работы.

 

  1. Оценка качества контрольно-измерительных материалов. Проводится специально созданной группой экспертов. Проверка соответствия контрольно-измерительных материалов содержанию обучения и требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам школьников. Оценка полноты покрытия требований измерительными материалами.

 

  1. Проведение измерений. Оценка качества обучения может проводится, как в рамках текущего учебного процесса, так и в конце учебного года. Измерение проводится сетевым учителем. Идентификация тестируемых и общий контроль за проведением измерений на местах осуществляется педагогом-куратором. Педагог-куратор играет роль организатора занятия. Результаты выполнения задания каждым учеником передаются сетевому учителю (передаются в on-line режиме, либо отсылаются педагогом-куратором или самими обучаемыми посредством системы дистанционного обучения). Сетевой учитель имеет возможность видеть результаты выполнения заданий каждым учеником.

В качестве средств измерения используется автоматизированная система тестирования и опроса, встроенная в СДО, которая настроена так, что информация по каждому школьнику пересылается для анализа непосредственно сетевому учителю.

В качестве средств контроля могут использоваться модули СДО, обеспечивающие коммуникативное общение сетевых учителей, педагогов-кураторов и обучаемых (чат, аудио- и видеоконференции).

  1. Определение итогов измерений, шкалирование результатов, приведение их к одной системе оценивания, сравнение результатов, формулирование выводов по качеству обучения школьников.

Выполнение каждого задания Части 1 и Части 2, как правило, оценивается в один балл (выполнено – 1 балл, не выполнено – 0 баллов).

Выполнение заданий Части 3 оценивается произвольным количеством баллов. Количество баллов определяется сетевым учителем. Сетевой учитель в спецификации обязан указать четкие критерии выставления каждого возможного балла для каждого задания Части 3. Ответы на задания Части 3 оцениваются сетевыми учителями.

Итоговый балл выражается в единой четырехбалльной шкале (оценки: «неудовлетворительно» или «2», «удовлетворительно» или «3», «хорошо» или «4», «отлично» или «5»). Итоговые баллы, определяемые для каждого ученика по результатам  всех проводимых педагогических измерений, отмечаются сетевыми учителями и педагогами-кураторами в едином электронном журнале на сайте СДО.

Для пересчета полученных баллов в четырехбалльную шкалу рекомендуется использовать следующий подход:

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучаемый набрал менее 40% баллов от максимального балла, предусмотренного за выполнение всей работы;
  • оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучаемый набрал более 41%, но менее 60% баллов от максимального балла, предусмотренного за выполнение всей работы;
  • оценка «хорошо» выставляется, если обучаемый набрал более 61%, но менее 80% баллов от максимального балла, предусмотренного за выполнение всей работы;
  • оценка «отлично» выставляется, если обучаемый набрал 81% и более баллов от максимального балла, предусмотренного за выполнение всей работы.