Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа
Принята на педагогическом «УТВЕРЖДАЮ»
совете № __________
от ____________ ______ г. Директор школы _________/И.В. Кривошеев/
Рабочая программа
по английскому языку для 8 класса
Составитель: учитель английского языка
Рохлецова Дарья Владимировна
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 3
Количество часов в год: 105
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Данная рабочая программа по английскому языку для основного общего образования составлена в соответствии с программой курса английского языка к УМК «Enjoy English» 2-11 классы и рекомендациями к разработке календарно-тематического планирования к УМК «Enjoy English» 2-11 классы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи учебной дисциплины:
1. Развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
2. Обучение овладению новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
3. Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
4. Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
5. Обеспечение преемственности в развитии приобретенных учащимися знаний, умений и навыков на предыдущих ступенях обучения.
6. Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Изучение английского языка в 8 классе осуществляется по учебнику авторского коллектива под руководством Биболетовой М.З. «Enjoy English» 8 класс.
Обучение ведётся по программе, рассчитанной на 3 часа в неделю. Общее число часов по учебному плану за год составляет 105 часов. Это достаточное количество уроков, чтобы дать учащимся представление о темах данного учебного предмета. Данная учебная программа предполагает проведение проверочных и контрольных работ, разработку проектов, отработку навыков диалогической и монологической речевых компетенций.
Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие общества. Происходящие во современном мире общественных отношений и в средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, а также совершенствования их филологической составляющей общей подготовки.
Иностранный язык характеризуется межпредметностью, многоуровневостью и полифункциональностью. Он расширяет лингвистический кругозор учащихся и способствует формированию культуры общения.
Программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004, примерной программой основного общего образования по английскому (базовый уровень), базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
· Примерные программы по иностранному языку, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Формы организации образовательного процесса:
· традиционные уроки,
· лекция,
· семинар,
· тестовая работа,
· практикум по решению тестовых заданий,
· проектные работы
· активные методы.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Основное содержание учебного курса
Название раздела |
Лексика |
Грамматика |
||
УРОК 1. Эта замечательная планета, на которой мы живём.
|
||||
Раздел 1. После дождя приходит хороша погода. |
Weather; the names of the countries and capitals. |
Повторение времён группы Simple; структуры «It`s …» |
||
Раздел 2. Мы – часть Вселенной. |
Space (galaxy, planet, star, spaceship, astronaut, the Earth, the Universe, the Solar System). |
Артикль «the» с уникальными объектами и явлениями. |
||
Раздел 3. Кто там? |
Space travels. |
Время Past Continuous. |
||
Раздел 4. Изучение космоса. |
Space and science (explore, exploration, research, researcher, launch, problem). |
Предлоги «for» и «since» в Present Perfect и Present Perfect Continuous. |
||
Раздел 5. Земля – опасное место? |
Natural disasters (earthquake, hurricane, tornado, volcano, flood, drought, disaster, damage, shake, hurt). |
Времена Past Simple и Past Continuous. |
||
Раздел 6. Шесть робинзонов и их гитара. |
Large numbers. |
Время Past Perfect. |
||
Раздел 7. Эта Земля – для тебя и меня. |
World`s geographical champions (human, amaze, attract). |
Времена Past Simple, Past Continuous, Past Perfect. |
||
УРОК 2. Самый лучший друг мира – это ты.
|
||||
Раздел 1. Планете Земля нужен друг, не так ли? |
Notices, geographical names, environmental problems (protect, waste, pollute, environment). |
Артикль «the», существ ильные с суффиксом –tion, прилагательные с суффиксом –al. |
||
Раздел 2. Условные предложения II и III типа. |
Environment. |
Условные предложения II и III типа. |
||
Раздел 3. Что с нами не так? |
Personal problems. |
Структура «be (get) used to smth/doing smth» |
||
Раздел 4. Зачем выбрасывать? Почему не переработать? |
Recycling (prohibit, recycle, litter, pack, to throw, can). |
Смешанный тип условных предложений. |
||
Раздел 5. Что мы можем сделать, чтобы спасти Землю? |
Environmental problems (avoid, least). |
Структура «avoid doing smth». |
||
УРОК 3. Средства массовой информации: хорошо или плохо?
|
||||
Раздел 1. Что такое СМИ? |
Mass Media, abbreviations, British / American English. |
Abbreviations ; uncountable nouns. |
||
Раздел 2. Что ты думаешь о телевидении? |
TV programmes, knowledge, quiz (quit, manage, prove). |
Структура «have/has always dreamed of doing smth». |
||
Раздел 3. Ты читаешь газеты по воскресеньям? |
Newspapers, magazines (national, local, daily, quality, tabloid). |
Повторение условных предложений I типа. |
||
Раздел 4. Опасно ли быть репортёром? |
Professions, biographies. |
Повторение Wh-questions (what, whom whenever, where, how). |
||
Раздел 5. Книги – это тоже СМИ? |
Kinds of books (wisdom, confess). |
Структура «enjoy/like/prefer/start/try doing smth». |
||
Раздел 6. Косвенная речь. |
Books; глаголы, вводящие косвенную речь. |
Вопросы и утверждения в прямой и косвенной речи. |
||
Раздел 7. Попробуй себя в качестве писателя. |
Writers, reference books (idea, book, find, conclusion, dictionary, manual, guidebook, textbook, cookbook, encyclopedia). |
Суффикс –less; who, that, which. |
||
УРОК 4. Пытайся стать успешным человеком.
|
||||
Раздел 1. Кто такой успешный человек? |
Characteristics, biographies (own, owner, equal, equally, unequal). |
Повторение времён Present/Past Simple, Past Perfect, Past Simple Passive. |
||
Раздел 2. Семья – хорошее начало. |
Characteristics, relationships. |
Сложное дополнение. |
||
Раздел 3. Что значит «bullying»? |
Bullying (threat, threaten, defend, abuse, blackmail, steal, pick on, bully). |
Сложное дополнение; повторение условных предложений II типа. |
||
Раздел 4. Почему важны семейные праздники? |
Holidays, congratulations. |
Повторение времён Past Simple, Past Continuous, Past Perfect. |
||
Раздел 5. Легко ли быть независимым? |
Saturday jobs. |
Выражения с глаголами «do» и «make». |
||
Календарно-тематическое планирование
8 класс
1 четверть
(27 часов)
Наименование раздела |
Кол-во часов по разделу |
Тема урока |
Самостояте- льная (практиче ская) работа |
Примечание |
Урок 1 «Эта прекрасная планета, на которой мы живём»
РАЗДЕЛ 1: «После дождя приходит хорошая погода» |
4 |
1. У природы нет плохой погоды
|
|
|
2. Типичная британская погода |
|
|
||
3. Прогноз погоды |
|
|
||
4. До встречи в России |
|
|
||
РАЗДЕЛ 2: Мы – часть Вселенной |
3 |
5. Наша планета Земля
|
|
|
6. Что вы знаете о космосе? |
|
|
||
7. Загадки Вселенной |
|
|
||
РАЗДЕЛ 3: Кто там? |
3 |
8. Что вы делали вчера? |
|
|
9. У страха глаза велики |
|
|
||
10. Пробы пера |
|
|
||
РАЗДЕЛ 4: Изучение космоса. |
3 |
11. Знаменитые космонавты |
Проверочная работа (контроль грамматики Past Continuous) |
|
12. Что такое Present Perfect (настоящее завершённое время) |
|
|
||
13. Путешествие в космос |
Диктант (проверка знаний изученных слов по теме «Исследуем космос») |
|
||
РАЗДЕЛ 5: Земля – опасное место? |
4 |
14. Стихийные бедствия |
|
|
15. Сравни: Past Simple и Past Continuous |
|
|
||
16. Торнадо – это страшно |
|
|
||
17. Осторожно: угроза стихийного бедствия! |
|
|
||
РАЗДЕЛ 6: Шесть Робинзонов и их гитара |
2 |
18. Знакомимся с Past perfect. |
|
|
|
19. Необитаемый остров |
Проверочная работа (контроль грамматики Past Perfect) |
|
|
РАЗДЕЛ 7: Эта Земля – для тебя и меня |
8
|
20. Богатства планеты Земля |
|
|
|
21. Прошедшие времена английского глагола |
|
|
|
|
22. Природа в разных уголках света |
|
|
|
|
23. Пишем сценарий фильма о природе |
|
|
|
|
24. Природа родного края
|
|
|
|
25. Готовимся к контрольной работе.
|
|
|
||
|
26. Контрольная работа |
Контрольная работа №1: выполнение заданий из раздела Progress check стр. 38 |
|
|
|
27. Телешоу «Земля – наша планета» |
|
|
2 четверть
(21 час)
Наименование раздела |
Кол-во часов по разделу |
Тема урока |
Самостояте- льная (практиче ская) работа |
Примечание |
Урок 2: Самый лучший друг мира – это ты
РАЗДЕЛ 1: Планете Земля нужен друг, не так ли? |
3 |
1. Как защитить нашу планету? |
|
|
2. Проблемы экологии |
|
|
||
3. Защитим планету вместе! |
|
|
||
РАЗДЕЛ 2: Условные предложения II и III типа |
1 |
4. Если бы да кабы |
|
|
РАЗДЕЛ 3: Что с нами не так? |
3 |
5. Что бы ты сделал, если …? |
|
|
6. Какой была наша планета? |
|
|
||
7. Читаем Джонатана Свифта |
|
|
||
8. Контрольная работа |
|
|
||
РАЗДЕЛ 4: Зачем выбрасывать? Почему не перерабатывать? |
3 |
9. Идеальный мир |
|
|
10. Откуда столько мусора? |
|
|
||
11. Куда девать мусор? |
|
|
||
РАЗДЕЛ 5: Что мы можем сделать, чтобы спасти Землю? |
10 |
12. О проблемах экологии по радио |
|
|
13. Несколько шагов к чистой планете |
|
|
||
14. Ты тоже можешь сохранить планету |
|
|
||
15. Фильм о защите планеты Земля |
|
|
||
16. Кинофестиваль документальных фильмов |
|
|
||
17. Контрольная работа |
Контрольная работа № 2: задания из раздела Progress check стр. 59 |
|
||
18. Подведём итоги |
|
|
||
19. Обсудим ошибки |
|
|
||
20. Конференция по проблемам окружающей среды |
|
|
||
21. Читальный зал |
|
|
3 четверть
(33 часа)
Наименование раздела |
Кол-во часов по разделу |
Тема урока |
Самостояте- льная (практиче ская) работа |
Примечание |
Урок 3 «Средства массовой информации: хорошо или плохо?»
РАЗДЕЛ 1: Что такое СМИ? |
4 |
1. Виды СМИ |
|
|
2. Радио и телевидение |
|
|
||
3. Пробуемся на роль радиоведущего |
|
|
||
4. Песня о радио |
|
|
||
РАЗДЕЛ 2: Что ты думаешь о телевидении? |
4 |
5. Новый год у телевизора |
|
|
6. Телевидение |
|
|
||
7. Ты любишь телевикторины? |
|
|
||
8. Почувствуй себя корреспондентом? |
Проверочная работа (контроль лексических навыков – задания по изученным словам) |
|
||
РАЗДЕЛ 3: Ты читаешь газеты по воскресеньям? |
4 |
9. Периодика в нашей жизни |
|
|
10. О чем вы читаете в газетах и журналах? |
|
|
||
11. Учимся писать статьи. |
|
|
||
12. Скромность – это хорошо? |
|
|
||
РАЗДЕЛ 4: Опасно ли быть репортёром? |
4 |
13. Каково быть репортёром? |
|
|
14. Хотел бы ты стать репортёром? |
|
|
||
15. Тайна гибели Артёма Боровика. |
|
|
||
16. Рассказ о хорошем человеке. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 5: Книги – это тоже СМИ? |
3 |
17. Роль книг в нашей жизни. |
|
|
18. Почему книги до сих пор популярны? |
|
|
||
19. Книги как часть СМИ. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 6: Косвенная речь. |
6 |
20. Учимся докладывать. |
|
|
21. Глаголы, вводящие косвенную речь. |
|
|
||
22. Вопросы в косвенной речи. |
|
|
||
23. Просьбы и команды в косвенной речи. |
|
|
||
24. Читать или не читать? |
Самостоятельная работа (контроль грамматики – Косвенная речь) |
|
||
25. Краткость – сестра таланта. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 7: Попробуй себя в качестве писателя. |
8 |
26. Любимый писатель. |
|
|
27. Герои книг британской литературы. |
|
|
||
28. Любимая книга. |
|
|
||
29. Справочник, словарь, энциклопедия … |
|
|
||
30. Готовимся к контрольной работе. |
|
|
||
31. Контрольная работа. |
Контрольная работа №3: задания из раздела Progress check стр. 91 |
|
||
32. Анализируем контрольную работу. |
|
|
||
33. Ток-шоу |
|
|
4 четверть
(24 часа)
Наименование раздела |
Кол-во часов по разделу |
Тема урока |
Самостояте- льная (практиче ская) работа |
Примечание |
Урок 4 «Пытайся стать успешным человеком» РАЗДЕЛ 1: Кто такой успешный человек? |
3 |
1. Успешная личность. Это о тебе? |
|
|
2. Что необходимо для достижения успеха? |
|
|
||
3. Портрет успешного человека. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 2: Семья – хорошее начало. |
4 |
4. Моя семья – мой путь к успеху. |
|
|
5. Проблемы в семье. |
|
|
||
6. Проблемы подростков решаемы. |
Самостоятельная работа (контроль грамматики – Сложное дополнение) |
|
||
7. Со стороны виднее. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 3: Что значит «bullying?» |
3 |
8. Телефон доверия. |
|
|
9. Примеры из прошлого. |
|
|
||
10. Как выдержать натиск. |
Проверочная работа (контроль лексических навыков по изученным словам) |
|
||
РАЗДЕЛ 4: Почему важны семейные праздники? |
4 |
11. Праздник в доме. |
|
|
12. Британские, американские и русские праздники. |
|
|
||
13. Семейные традиции. |
|
|
||
14. Поздравь друга. |
|
|
||
РАЗДЕЛ 5: Легко ли быть независимым? |
9 |
15. Насколько ты независим? |
|
|
16. Как заработать на карманные расходы. |
|
|
||
17. Работа для подростков. |
|
|
||
18. Готовимся к контрольной работе. |
|
|
||
19. Контрольная работа. |
Контрольная работа №4: задания из раздела Progress check стр. 113 |
|
||
20. Подведём итоги. |
|
|
||
21. Как стать независимым? |
|
|
||
22-23 В читальном зале. |
|
|
||
24. Викторина |
|
|
Требования к уровню усвоения учебного материала.
· Овладение речевыми умениями: диалогическая речь, монологическая речь.
· Восприятие на слух и понимание разной сложности текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
· Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения)
· Овладение письменной речью для написания писем и сочинений.
· Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученных на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов.
· Овладение специальными учебными умениями:
Требования к знаниям и умениям
В результате изучения иностранного языка ученик должен
знать/понимать
· основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
· особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
· признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
· основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
· роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь
говорение
· начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
· расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
· вести беседу на заданную тему;
· делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
· выражать мнения о фильме, личные предпочтения в кино;
· использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
· понимать основное содержание коротких, аутентичных прагматических текстов на различные темы и выделять значимую информацию (интервью,инструкции, описание неловкой ситуации,описание жилища);
· понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
· использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
· ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
· читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
· читать разной степени сложности аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
· читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (журнальнаые и газетные статьи,рецензии на фильмы,сценарии).
письменная речь
· заполнять анкеты и формуляры;
· писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
· писать сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
· создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
· приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
· ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Учебно-методическое обеспечение
Учебный комплект для учащихся
· Книга для учащегося Enjoy English 8 класс. Биболетова М.З. Издательство «Титул» Обнинск 2012.
· Рабочая тетрадь Enjoy English 8 класс. Биболетова М.З. Издательство «Титул» Обнинск 2012.
Учебный комплект для учителя
· Поурочные разработки по английскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2013.
· Книга для учащегося Enjoy English 8 класс. Биболетова М.З. Издательство «Титул» Обнинск 2012.
· Рабочая тетрадь Enjoy English 8 класс. Биболетова М.З. Издательство «Титул» Обнинск 2012.
· Как сдать ЕГЭ по английскому на 100 баллов. Черкасова Л.Н. Издательство «Феникс» - Ростов н/Д, 2004.
· Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Критерии выставления оценок по английскому языку
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Участие в беседе
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Оценивание письменных (контрольных, тестовых) работ учащихся:
65% работы – «3»
80% работы – «4»
95-100% работы – «5»