Муниципальное общеобразовательное учреждение

 

Холбонская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

                                                                  Принято педсоветом

 

                                                    Протокол №

 

                                                                       От «________»  2002 г.

 

                                                  Утверждаю:

 

                                                         Директор ДДЮ

 

                                                                                             Хасанова С.В.     

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

 

(адаптированная)

 

детского объединения «Куклы»

 

для детей 13-15 лет, рассчитанная на 3 года

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Составила: педагог дополнительного образования

 

                                          Калиничева Елена Александровна.

 

   Рецензенты:

 

     Буторин С.А.

 

      Климова С.А.,

 

                               преподаватели МОУ ХСОШ

 

Шилка 2002 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Театральное объединение – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку.  Занятия в театральном объединении способствуют внешней и внутренней социализации ребёнка, то есть помогают ему легко входить в коллективную работу, вырабатывают чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.

 

 

 

Занятия театральным творчеством активизируют и развивают интеллектуальные и одновременно образно-творческие  способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать  и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

 

Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.

 

 

 

Но главное - театр, как коллективное искусство, приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности, острая нехватка которой особенно стала ощущаться с внедрением в нашу жизнь компьютерных игр и всевозможной «виртуальной реальности», а также видеопродукции.

 

 

 

При этом театральная   деятельность подразумевает не только актёрское творчество, но и навыки самого разнообразного труда: пошив костюмов, рисование декораций и афиш, изготовление бутафории, умение обращаться с электроаппаратурой, навыки организационной и административной деятельности. В театре могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.

 

 

 

Детский театр во многом отличается от взрослого. И специфика его не только в "детской тематике". Детский театр должен быть зрелищнее, увлекательнее, радостнее, и в нем, разумеется, должны играть дети. Потому что каждому ребенку-зрителю приятно, когда перед ним выступает не взрослый актер, а его сверстник, решающий близкие ему проблемы. Любое наблюдение за сверстником-профессионалом (в спорте, музыке, театре) побуждает ребенка к деятельности, вдохновляет на новые свершения.

 

 

 

Ребенок – актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать их мотивы и поступки.

 

 

 

Театр становится воспитательным пространством и для зрителя, и для актера. Ребенок-актер учится побеждать смущение, активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, коммуникативные способности, и даже, если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность.

 

 

 

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

 

 

 

Как правило, все программы для педагогов, работающих с детскими театральными коллективами, в той или иной степени дублируют программы театральных ВУЗов. Программы эти направлены на обучение и воспитание актёра довольно жёсткими средствами, которые для детей малопригодны, если конечно, педагог не собирается травмировать детскую психику. Маленький жизненный опыт не позволяет ребёнку в полной мере использовать многие приёмы для работ по актёрскому мастерству.

 

 

 

Данная программа является адаптированной, при разработке её учитывался опыт различных образовательных объединений и театральных студий. В основе программы лежит система обучения актерскому мастерству, заложенная К.С.Станиславским и развитая его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является разделение всего курса обучения на СТУПЕНИ.

 

 

 

Содержание СТУПЕНЕЙ не является тематическим планом программы,   это попытка структурировать то большое количество информации, понятий, умений, необходимое современным детям для занятий театральным искусством в условиях учреждения дополнительного образования.

 

 

 

ПЕРВАЯ ступень вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью, а также даёт первые навыки актёрского мастерства. ВТОРАЯ ступень подразумевает чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Редкое в практике детских театральных студий направление ТРЕТЬЕЙ ступени  нацелено на  изучение и применение на практике всего того, что творится за кулисами театра - то есть сценографии и техники сцены.

 

 

 

Содержание всех трёх ступеней присутствует в программах всех лет обучения, но количество занятий по темам распределяется неравномерно и изменяется в зависимости от года обучения. Для групп 1-2 года обучения преобладают развивающие составляющие данной программы, для групп 3-5 года - обучающие.

 

 

 

Данная программа направлена на воспитание не профес­сионала, алюбителя театра, в лучшем понимании этого слова.

 

          Главный принцип программы – мы не воспитываем актёров и не готовим детей в творческие ВУЗы.

 

        Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение детей и подростков с 12 до 17 лет.

 

 

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПРОГРАММЫ:

 

 

 

(для  1 года обучения)

 

 

 

  1. Это Мы – изучение и характер объектов внимания, круги внимания
  2. Школа Театрального Зрителя - знакомство с историей театра, правилами поведения, традициями, театральными терминами, понятиями, профессиями.
  3. Внимательно! - упражнения на развитие зрительного, слухового и тактильного внимания (и памяти). Переключение внимания.
  4. Калейдоскоп – речевое и игровое фантазирование, этюды
  5. Пантомима – этюды без слов. Работа с партнёром
  6. Я правильно двигаюсь - снятие мышечного зажима, основы сценического движения и пластики
  7. Произносим правильно – комплекс упражнений для приобретения основ правильного сценической речи. Упражнения по орфоэпии, артикуляции и  дыханию.
  8. "Наконец-то я в театре!" - просмотр спектаклей в профессиональных театрах, а также видеозаписей.

 

 

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПРОГРАММЫ

 

 

 

(для  2 года обучения)

 

 

 

  1. Игровые актёрские тренинги - комплекс специально подобранных занятий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психических процессов: внимание, память, воображение.
  2. Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки
  3. Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности
  4. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев
  5. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам
  6. Генеральные прогоны и как итог работы представления спектакля на суд зрителя
  7. "Прокат"  - многократные показы перед публикой
  8. "Разбор полётов" -просмотр видеозаписей собственных выступлений и этих же пьес, в постановке других коллективов

 

 

 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПРОГРАММЫ

 

 

 

(для  3 года обучения)

 

 

 

  1. Этюдный метод - тренинги по сценической речи и движению.
  2. Свободное творчество - импровизация на стихи и музыку этюдным методом
  3. Я - гримёр - учимся наносить театральный грим
  4. "Главное, чтобы костюмчик…" - подбор и создание театрального костюма. Способы содержания и ухода за костюмами
  5. Да будет свет!" - знакомство со световой партитурой спектакля
  6. Музыкальное оформление - знакомство с принципами музыкального оформления спектакля, подбора и "резки" фонограмм..
  7. Образ спектакля - основы сценографии, основные принципы создания декораций.
  8. Шедевры театральной классики -просмотр видеозаписей спектаклей ведущих театров России (МХТ, МХАТ, им.Вахтангова и др.)

 

Цель программы - воспитание гармонично развитых, эстетически грамотных людей, способных эффективно и творчески использовать свой театральный опыт в любой из профессий.

 

 

 

     Задачи программы:

 

 

 

Воспитательные:

 

  • Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

  • Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;

  • Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;

  • Воспитать художественный вкус;

  • Научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

     

    Развивающие:

 

  • Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

  • Развивать пластические и речевые данные воспитанников;

  • Развивать воображение, фантазию и память.

     

    Обучающие:

 

  • Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;

  • Отрабатывать правдивость и точность физических действий («Я в предлагаемых обстоятельствах»)

  • Расширить знания воспитанников  в области драматургии, сценографии, достижений современной театральной режиссуры

     

    Организационно-педагогические основы обучения

     

    В группах первого  года обучения - 12 -15 обучающихся;

    в группах 2 года обучения - 10 - 12 обучающихся;

    в группе 3 года обучения - 8 - 10 обучающихся.

     

    Занятия для групп 1- 3 года - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа)

     

    Группы формируются с учётом будущих постановок и могут быть наполнены близкими по возрасту детьми, что позволяет использовать в работе методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте, а также возможно интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития, что позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.

    Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов для проведения игровых актёрских тренингов.

     

    Эта программа построена на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. За время работы по данной программе осуществляется значительное количество творческих постановок, мини-спектаклей, больших спектаклей и программ, но на протяжении всего процесса обучения учебные и художественные задачи не разделяются.

     

    Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой  временной период учебного года.  Для этого необходимы ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

     

    Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между обучающимся и педагогом.

     

    Именно поэтому, программа подразумевает наличие индивидуальных  и мелкогрупповых занятий по текущим темам. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин.

     

    Каждый обучающийся имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства  и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из обучающихся не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у обучающихся оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы.

     

    Индивидуальные занятия проводятся по тем темам, которые вызвали особое затруднение у обучающихся. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного обучающегося.

     

    Создание образа – это очень сложный индивидуальный процесс. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути – это долгий путь на пути сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий. Для этого в учебном плане предусмотрены индивидуальные часы работы с воспитанниками для более кропотливого, вдумчивого разбора ролевого материала.

     

    Также требуется индивидуальная работа с воспитанниками по сценической речи, так как качество речи студийцев на сцене и в жизни – это один из самых остро стоящих проблемных вопросов в сфере театрального воспитания и обучения  детей.

 

 

 

Для работы по данной программе предпочтительны группы из 10 человек – это наиболее мобильная группа; на выезд такой группы легче найти финансирование и транспорт; площадки (сцены), на которых приходится работать, часто очень невелики и разместить на них декорации и 15 актёров за «задником» - задача, чаще всего нереальная.

 

 

 

Кроме того, в репертуаре для детских  театров нет сценариев, где было бы занято более 10 актёров, а играть «выходные», незначительные роли (например, «безмолвную роль Пятого Стражника в шестом ряду») или быть в запасных, рабочих сцены, «подавать декорации» и т.п.  дети не хотят, так как это снижает их самооценку и интерес к занятиям в объединении.

 

 

 

На 2 и 3 годах обучения основное время отводится актёрскому мастерству и постановке спектаклей, а также их показу.

 

 

 

Без разминки - артикуляционной гимнастики, упражнений на снятие мышечных зажимов, упражнений на внимание и координацию занятий – нельзя приступать к занятиям по актёрскому мастерству. Такая разминка и непосредственно этюды занимает 1 час. После этого начинается работа непосредственно над спектаклем – репетиция, которая также длится 1 час (кроме прогонов, генеральных репетиций и показов, которые длятся дольше).

 

 

 

Группы 2 и 3 годов обучения готовы к показу спектаклей для публики, выступлениям на различных площадках, гастролям, конкурсам.

 

 

 

 

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Первый год обучения посвящён знакомству с искусством Театра, процессу  познания, состоящий, с одной стороны, из накопления материала, с другой – из его творческого осмысления. Процесс этот находит  своё выражение в форме художественных образов, возникающих сначала в творческом сознании актёра (в его фантазии, воображении), а потом воплощающихся на сцене. Прежде всего, на начальной стадии обучения эти художественные образы обретают свою жизнь в простейших одиночных этюдах и этюдных упражнениях.

 

 

 

На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки работы обучающихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.

 

 

 

Итогом творческой работы группы на первом году обучения  являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.

 

 

 

Цели:

 

 

 

  • развитие изначальной природной одарённости воспитанников;

  • обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;

  • воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

     

    Задачи:

    - в развитии:

 

  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

  • развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при     выполнении сценического действия через психофизический тренинг;

  • развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

     

    - в обучении:

  • познакомить с театральной терминологией;

  • научить оценивать сценические события;

  • познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

     

    - в воспитании:

 

      • воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков  других  обучающихся;

      • привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;

        К концу первого года обучения обучающийся должен

         

        Знать:

        - понятия: «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я ...»;

        - индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

        - названия театральных помещений, элементов "одежды сцены", особенности театральных профессий, значение театральных терминов.

        - приемы разминки и разогрева тела;

        - несколько скороговорок на проблемные звуки;

        - 5-7 упражнений речевого тренинга.

         

        Уметь:

        - построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с

        завязкой, событием и развязкой;

        - целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

        - обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;

        - создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

        - участвовать  в воплощении  пластического  образа  в  этюде;

        - подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;

        - построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

         

         

        2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

         

        Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей обучающихся. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость обучающихся к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

         

        На этом этапе очень важно, чтобы обучающиеся приобрели навык актёрской «пристройки» к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия.

        Продолжается работа над психофизическим  и речевым аппаратом обучающихся: тренинги пополняются всё более усложняющимся упражнениям.

        На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

         По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться малый спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

         

        Цели:

 

  • Развитие актёрской психотехники воспитанников;

  • Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

  • Воспитание партнерских отношений в работе студийцев.

     

    Задачи:

     - в развитии:

 

  • развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

  • развить актёрское внимание, воображение и фантазию обучающихся через упражнения психофизического тренинга;

  • развить речевой аппарат обучающихся с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

     

    - в обучении:

 

  • научить обучающихся избавляться от неуверенности и страха перед работой   в сложных условиях сценического пространства;

  • научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

  • научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

  • научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

  • научить основам реализации пластического образа персонажа.

     

     - в воспитании:

  • воспитать чувство ответственности за партнёров;

  • привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

  • воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

     

    К концу второго года обучения обучающийся должен

    Знать:

    - приемы освобождения мышц;

    - правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе

    с текстом;

    - законы логического построения речи;

    - как развивать свой психофизический аппарат;

    - комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;

    - - текст и канву сценического действия своей роли;

    - понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт».

     

    Уметь:

    - тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;

    - устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

    - организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;

    - находить элементы характерного поведения персонажа;

    - давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;

     - самостоятельно проводить групповую разминку;

    - сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

    - произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

     

    3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

     

    На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к  этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как обучающихся, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

     

    Работа над ролью, её толкование предстают перед обучающимися как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Более глубоко и расширенно проходит процесс создания актёрского образа: обучающиеся сочиняют сценические биографии своих героев, чтобы более достоверно вжиться в свой персонаж; ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Обучающимся предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д.

     

    Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного учебного спектакля и одного чтецкого номера в репертуаре каждого обучающегося.

     

    Цели:

 

  • Развитие абстрактного творческого мышления;

  • Формирование профессиональных навыков и умений;

  • Объединение студийцев в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

     

    Задачи:

    - в развитии:

 

  • Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

  • Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

  • Развивать у студийцев способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

     

    - в обучении:

 

  • Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

  • Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

  • Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

     

    - в воспитании:

 

  •   воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

  •    привить культуру исполнительского мастерства;

  •    привить интерес к культуре речи.

     

    К концу третьего года обучения обучающийся должен

     

    Знать:

    - понятия: «сквозное действие», «аллегория», «метафора», «гипербола», «сверхзадача», «словесное действие», «факты жизни», «факты искусства», «пластический образ»;

    - правила орфоэпии и законы логического построения речи, а также способы их практического применения в работе над ролью;

    - правила  техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

    - организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

    - - 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.

     

    Уметь:

    - владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

    - применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

    - описать   эмоции, которые   испытывает   герой   этюда   или       драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

    - проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;

    - проводить на занятиях весь комплекс актёрского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;

    -  определять сквозное действие роли; раскладывать сквозное действие на простые физические действия;

    - произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

     

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

темы

тема программы

всего часов

теория

практика

1.       

Вводное занятие. Техника безопасности

«Театральные правила»

2

2

-

2.       

Знакомство. Тренинги на общение

4

 

4

3.       

«Театральный ритуал». Праздник первого посещения театра.

8

2

6

4.       

Просмотр спектаклей в театре и в видеозаписи, обсуждение.

20

-

20

5.       

Театральная «почемучка»

26

8

18

6.       

Ролевые игры, ток-шоу, беседы:

·         «Театральные профессии»

·         «Театральный билет» и «Афиши»

·          «Путешествие по театральным программкам»

·        «Без чего не может жить театр»

26

8

18

7.       

Итоговое мероприятие-игра «В гостях у Мельпомены».

4

2

2

8.       

Актёрское мастерство

20

10

10

9.       

Постановка этюдов, тематической зарисовки

34

14

20

ИТОГО:

144

46

98

 

 

 

 

 

ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

темы

ТЕМА ПРОГРАММЫ

всего часов

теория

практика

 

Вводное занятие. Техника безопасности. Театральные правила

3

3

-

 

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО

39

14

25

1

Многообразие выразительных средств в театре

9

3

6

2

Значение поведения в актерском искусстве

9

4

5

3

Работа актёра над собой

9

3

6

4

Подлинное действие. Органичность поведения

12

4

8

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

15

6

9

5

Дыхание, голос, дикция

6

2

4

7

Орфоэпия

3

2

1

8

Работа над текстом

6

2

4

 

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

15

5

10

9

Координация движений

4

1

3

10

Движение и музыка

6

1

5

11

Внутреннее движение

5

3

2

12

РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ

54

6

48

13

Просмотр спектаклей (в видеозаписи, в театре) и обсуждение

13

4

9

 

резерв

5

5

 

ИТОГО:

144

43

101

 

 

 

ТРЕТИЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

темы

ТЕМА ПРОГРАММЫ

всего часов

теория

практика

 

Вводное занятие. Техника безопасности. Театральные правила

2

2

-

 

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО

10

4

6

1

Словесные действия, подтекст

2

1

1

2

Логика действия и предлагаемые обстоятельства

2

1

1

3

Работа актёра над образом

3

1

2

4

Специфика актёрских задач

3

1

2

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

20

8

12

5

Дыхание, голос и дикция

6

2

4

7

Орфоэпия

6

2

4

8

Работа над текстом

8

4

4

 

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

15

4

11

9

Скорость и темп

4

1

3

10

Наблюдательность

3

           1

2

11

Пластичность и музыкальность

8

2

6

12

РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ

82

12

70

13

Просмотр спектаклей (в видеозаписи, в театре) и обсуждение

10

2

8

 

резерв

5

 

 

ИТОГО:

144

37

107

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

 

1 год ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

  1. Вводное занятие.  Права и обязанности  членов кружка. Техника безопасности. Театральные правила. (2 часа)

     

  2. Знакомство. Тренинг общения. Коммуникативные игры-тренинги («Снежный ком», «Крокодилы», «Конкурс актёрского мастерства» и другие) (4 часа)

     

 

Тема 1.  «Театральный ритуал». (8 часов)

 

Как родился театр? Для чего нам нужен театр?

 

Основные моменты театрального ритуала

 

  • Как входить в театр

  • Как сидеть во время действия

  • Что делать во время антракта

  • Как одеться в театр

  • Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку.

     

    Каждый участник выбирает одну из тем и придумывает маленькую сценку, набросок, эскиз. Каждому «не так»  должно соответствовать «так» - как предписывает театральный ритуал.

    Выбрав тему, надо придумать действующих лиц, план развития событий; решить – будет ли сценка со словами или без, подобрать актёров, выбрать режиссёра.

    Знакомство с  Театром Юного Зрителя. 

     

 

Тема 2. Просмотр  в видеозаписи, обсуждение (20 часов)

 

 

 

 

 

Обсуждение  по плану (примерно):

 

  1. «Образ» спектакля, идея, жанр.

  2. Персонажи и актёрская игра

  3. Декорации и оформление

  4. Своё мнение – что понравилось, не понравилось, не понял, показалось лишним и т.п.

     

 

Тема 3. Театральная «почемучка» (26 часов)

 

Ответ на вопрос подробно готовит заранее один из учащихся и педагог. Остальные учащиеся не знают вопрос «почемучки» - вопрос задаётся врасплох и дети отвечают так, как они знают. Составляется коллективный ответ. В конце подготовившийся учащийся вместе с педагогом озвучивает свой вариант ответа: полностью, или только то, что не прозвучало.

 

Лёгкие вопросы могут задаваться по 2-4 за один раз.

 

Вариант занятия – вопрос задаётся заранее и к следующему занятию дети приносят свои ответы, оформленные в виде небольшого сочинения (на ½ странички, можно с рисунком. Ответы будут в основном однотипны, но обязательно найдётся ребёнок, который украсит свой ответ примером, какой-то историей или любопытным фактом.

 

 

 

1.      Актёр – это кто?

2.      Антракт – он для чего?

3.      Аплодисменты – они для кого?

4.      Бутафория – это что?

5.      Бельэтаж – он где?

6.      Драматург – это кто?

7.      Диалог – он для чего?

8.      Декорация – она где?

9.      Жест – это что?

10.Жанр – он для чего?

11.Ложа – она где?

12.Лицедей – он кто?

13.Кулисы – они зачем?

14.Комедия – это что?

15.Конфликт – он для чего?

16.Монолог – он для кого?

17.Маска – это что?

18.Мизансцена – она для кого?

19.Партер – он где?

20.Премьера – это что?

21.Пантомима – она какая?

22.Роль – это что?

 

23.Режиссёр – это кто?

24.Реквизит – он какой?

25.Рецензия – она для чего?

26.Сцена – она какая?

27.Скоморохи – это кто?

28.Сюжет – он для чего?

29.Трагедия – что это?

30.Театр – какой он?

31.Музы – они какие? (Дочери Зевса и Мнемозины (богиня памяти) Их 9, каждая олицетворяет вид искусства или науки)

32.Имя музы театра – какое? (Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии)

33.Аполлон – это кто? Покровитель муз

34.Квадрига Аполлона – мчится куда? (На Парнас - гора, где обитают музы)

35.Маска Мельпомены – как выглядит?

 

 

Тема 4. Ролевые игры, ток-шоу, беседы (26 часов)

 

·        «Театральные профессии»

 

Понятие  «работники театрального цеха». Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей, монтировщиков.

 

Художник-СЦЕНОГРАФ. Актёры. Режиссёр. Драматург.

 

·        «Театральный билет» и «Афиши»

 

Выставка театральных рисунков. Программка – путеводитель к спектаклю.

 

Рисование декораций, какими они запомнились. Какими они могли бы быть.

 

Угадать – кто из авторов ходил в театр, а кто – нет. Что должно быть на афише?

 

Изготовление театрального билета: обычного, билета-рисунка, билета-символа.

 

·        «Путешествие по театральным программкам»

 

Театральные программки разных лет и разных спектаклей (можно позаимствовать у театралов со стажем) – ролевая игра. Ребёнок (или группа 2-3 человека) получает программку, изучает её и рассказывает так, если бы он видел спектакль – пользуясь своим воображением и программкой – не только название и перечисление персонажей, но и настроение, сюжет – если он смог почувствовать, разглядев и изучив программку.

 

 

 

·        «Без чего не может жить театр» - ток-шоу может быть по 1 из вопросов или по 2-3. Стороны должны обосновывать своё мнение, приводить примеры.

 

Без сцены?

Без пьесы?

Без актёров?

Без костюмов?

Без декораций?

Без зрителей?

 

Тема 5. Итоговое мероприятие-игра «В гостях у Мельпомены» (4 часа)

 

Учащиеся делятся на команды и, «путешествуя» по царству Мельпомены, отвечают на вопросы, выполняют задания (например, произнести монолог «Я – театральное кресло»; угадать музыку из спектакля, нарисовать маску и т.п.). В заключение праздника каждый участник продолжает фразу «Я и театр»:

 

 

 

Меня радует в театре _____________________________________

 

Меня огорчает в театре_____________________________________

 

Я бы хотел спросить о театре________________________________

 

Я хотел бы ещё раз пойти театр, потому что ___________________

 

Я не пойду больше в театр, потому что _____________________

 

 

 

Тема 6. Актёрское мастерство (20 часов)

 

 

 

Техника речи. Чистота произношения звуков. Звук «на опоре», «посыл» звука. Логика речи: логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия (изменение голоса по высоте в процессе произнесения текста)

 

Сценическое движение. Действие с воображаемым предметом. Хождение на счёт. Внутренний ритм и темп. «Стоп-кадр». Танец-пантомима.

 

     Этюдына «память физических действий», на взаимодействие.

 

Упражненияна внимание, наблюдательность и др.

 

 

 

Тема 7. Постановка тематической зарисовки (театральной миниатюры) - 

             34 часа

 

  1. Выбор пьесы, миниатюры – может длиться неопределённое время.

  2. Знакомство детей со сценарием, обсуждение. Распределение ролей. 2 часа.

  3. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или иное действие) – 6  часов

  4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен – 12 час.

  5. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим – 6 часов

  6. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны)– 4 часа.

  7. Генеральная репетиция – 2 часа

  8. Премьера – 2 часа

 

 

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Вводное занятие. Техника безопасности. Театральные правила (3 часа)

 

 

 

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО – 39 час

 

 

 

Тема 1. Многообразие выразительных средств в театре – 9 часов

 

Драма­тургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды.

 

 

 

Тема 2. Значение поведения в актерском искусстве – 9 часов

 

Возможно­сти актера «превращать», преображать место, время, ситуацию, партнеров с помощью своего поведения. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по на­блюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино, театральном искусстве, живописи.

 

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Роль декораций и костюмов «в превращениях».

 

Целесообразность поведения. Этюды.

 

Примечание. В этой теме учащиеся должны от­крыть для себя, что поведение на сцене является результатом актерского мастерства. Педагогу необходимо подвести учащих­ся к этой мысли на практических занятиях, во время выполне­ния специально продуманных упражнений и заданий. Прово­димые совместно с педагогом обобщения после практических за­нятий подведут учащихся к пониманию значения выразитель­ности поведения на сцене театра.

 

 

 

Тема 3. Работа актёра над собой – 9 часов.

 

Приёмы концентрации внимания, релаксации. Снятие мышечных зажимов. Энергетика. Выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия. Этюды

 

 

 

Тема 4.  Подлинное действие. Органичность поведения – 12 часов

 

Простое физическое действие. Предлагаемые обстоятельства «если бы». Событие, задача, простое психическое действие. Внимание, воображение. Эмоциональная память. Этюды.

 

Примечание. Понятие о предлагаемых обстоятельствах является в актерском исполнительском искусстве многомерным.

 

 Если сначала учащиеся знакомятся с первым из основополагающих навыков: место, время действия, общие представления об отношениях действующих лиц, то  в дальнейшем они должны будут включить заданный характер бессловесных действий (человек огорченный, человек удивляющийся и т.д.), особенности использования словесных действий персонажа (человек, любящий командовать; человек, любящий ворчать и т.д.) и особенности его поведения в целом (человек настойчивый, упорный, человек солидный, важный и т.д.).

 

 

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (15 часов)

 

 

 

Тема 5. Дыхание, голос, дикция – 6 часов

 

Беседа о содержании и задачах предмета "Сценическая речь". Элементарные сведения об анатомическом строении, фи­зиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата.

 

Выявление типа дыхания у учащихся. Упражнения, снима­ющие мышечные напряжения.

 

Краткие сведения о механизме голосообразования и некото­рых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе.

 

Выработка ровности, плавности и длительно­сти выдоха со звуком.

 

Упражнения, развивающие слух учащихся.

 

Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания.

 

Тренировка артикуляционного аппарата: комплекс упражнений, освобожда-ющих от мышечных зажимов верхнюю часть корпуса, руки, шею, челюсть, лицо, губы, язык.

 

 

 

Тема 7. Орфоэпия – 3 часа

 

Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.

 

  • Произнесение гласных звуков "о", "а" в ударном слоге.

  • Произнесение безударных гласных звуков "я" и «е».

  • Звук "и" после твердой согласной, предлога или при слитном произношении данного и предыдущего слов.

  • Произнесение согласных звуков "ч, щ, ж, ш, ц".

  • Произнесение звонких согласных в конце слова.

  • Произнесение сочетания согласных "сч" и "зч".

  • Произнесение звонких согласных перед глухими.

  • Произнесение глухих согласных перед звонкими.

    Все правила орфоэпии усваиваются сначала на примерах специально подобранных слов, затем слова для тренировки выписываются из текстов для развития дикции, голоса, логики, а также из ролей.

     

    Тема 8. Работа над текстом – 6 часов

    Беседа о выразительных возможностях звучащей речи.

    Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения.

    Выделение логическим ударением противоположных понятий.

    Выделение логическими ударениями однородных членов предложения.

 

Закон выделения нового понятия. Логическое ударение в предложениях, содержащих вопрос.

 

Чтение простейших нераспространенных предложений.

 

Работа над текстами (наизусть), воспитывающими речевую и голосовую выразительность.

 

 

 

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – 15 часов

 

 

 

Тема 9. Координация движений – 4 часа

 

Равновесие. Движение каждой части тела по отдельности в разных плоскостях. Движение в пространстве. Взаимодействие партнёров друг с другом. Этюды.

 

 

 

Тема 10.  Движение и музыка – 6 часов

 

Мажор, минор. Темп, ритм, такт, сила звука. Развитие фантазии, попытки создания образа. Импровизация.

 

 

 

Тема 12.  Внутреннее движение –  5 часов

 

Импульс. Закрытие-раскрытие. Образы движения. Внутреннее движение.

 

 

 

 РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ – 54 часа

 

  1. Выбор пьесы.

  2. Знакомство со сценарием, обсуждение. Распределение ролей.

  3. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением

  4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен.

  5. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим.

  6. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны)

  7. Генеральная репетиция

  8. Премьера

  9. Показ спектакля для публики

 

 

 

ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЕЙ (в видеозаписи или в театре) и обсуждение – 13  часов

 

 

 

Резервное время – 5 часов.

 

 

 

 

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Вводное занятие. Техника безопасности. Театральные правила. (2 часа)

 

 

 

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО – 10 часов

 

 

 

Тема 1. Словесные действия, подтекст. – 2 часа

 

Психофизическая выразительность речи. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органичного воплощения каждого элемента логики действия. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия.  Этюды и упражнения на оправдание заданных словесных действий (подтекстов) и их цепочек.

 

 

 

Тема 2.  Логика действия и предлагаемые обстоятельства – 2 часа

 

Заданные  словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.

 

Простые словесные действия: приказывать-просить, объяснять-отделываться, упрекать-ободрять, намекать-удивлять, узнавать-отвечать

 

Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного).

 

 

 

Тема 3. Работа актёра над образом – 3 часа

 

Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Форма (законченность) и внешняя характерность.

 

Продолжительное поведение в заданном образе (характере, особенности) действия. Этюды.

 

 

 

Тема 4.  Специфика актерских задач – 3 часа

 

Формирование первоначального представления о специфике актерских задач в этюдах.

 

Действенный характер актерской задачи. Предлагаемые обстоятельства как импульс, активизирующий возникновение задачи. Этюды.

 

 

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – 20 часов

 

 

 

Тема 5.  Дыхание, голос, дикция - 6 часов

 

           Увеличивается число уп­ражнений, развивающих ровность, плавность, длительность выдоха, навыки повышения и понижения голоса по строчкам с одновременным использованием смены темпа (одна строчка произносится медленно, две другие в быстром темпе).

 

       Активно тренируются навыки правильно и быстро брать дополнительное дыхание. Для этого вводятся специально подобранные тексты

 

В течение второго года обучения продолжаются занятия по исправлению индивидуальных недостатков речи и тренировка речевого аппарата на примерах усложненных дикционных со­четаний и текстов.

 

Тренировочные тексты увеличиваются в объеме.

 

Четкостью и ясностью произношения учащиеся овладевают на материале пословиц, скороговорок и специально подобран­ных текстов с труднопроизносимыми сочетаниями звуков в трех темпах: медленном, среднем, быстром.

 

 

 

Тема  7. Орфоэпия – 6 часов

 

Речь бытовая, литературная, сценическая.

 

Произнесение числительных.

 

Произнесение сочетаний согласных "зж" и "жж" в корне слова.

 

Произнесение слов "кабы", "коль", "коли", "хоть", "чай", "мол", «стало быть», "дескать".

 

Орфоэпические правила отрабатываются в той же последо­вательности, что и на первом году обучения: в словах, трениро­вочных текстах по дикции, голосу, логике. Делаются орфоэпиче­ские разборы текстов. Прослушиваются записи литературных произведений в ис­полнении мастеров искусств.

 

 

 

Тема  8. Работа над текстом - 8 часов

 

Обращение. Место обращения в предложении и его различное прочтение.

 

Подготавливаются небольшие прозаические тексты для чте­ния наизусть. Во избежание механического запоминания тек­ста и для развития фантазии и видения следует использовать прием пересказа содержания отрывка своими словами. При этом развивается способность добиваться определенной реак­ции от слушателей.

 

В процессе анализа текста, состоящего из простых нераспро­страненных и распространенных предложений, учащийся под руководством преподавателя определяет содержащееся в нем событие, проверяет правильность найденных логических цент­ров, расставляет паузы. При этом уделяется внимание опреде­ленной интонации, присущей тому или другому знаку препина­ния. Приобретается навык живого контакта со слушателями.

 

 

 

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – 15 часов

 

 

 

Тема 9. Скорость и темп - 4 часа

 

Тренировка скорости, темпа и контрастности в движении. Непрерывное равномерное движение. Этюды.

 

    Тема 10. Наблюдательность - 3 часа

 

Умение уви­деть, запомнить и воспроизвести в определенный отрезок вре­мени то или иное движение, ракурс, мизансцену. Особенности походки. Этюды.

 

    Тема 11. Пластичность и музыкальность – 8 часов

 

Создание определенного сценического самочувствия, пластической выразительности. Понимание характера и ритма музыкального сопровождения. Упражнения «зеркало», «жидкое стекло» и другие.

 

 

 

РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ – 82 часа

 

  1. Выбор пьесы.

  2. Знакомство со сценарием, обсуждение. Распределение ролей.

  3. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением

  4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен.

  5. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим.

  6. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны)

  7. Генеральная репетиция

  8. Премьера

  9. Показ спектакля для публики

 

 

 

ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЕЙ (в видеозаписи, в театре) и обсуждение – 10 часов

 

 

 

 

 

Резерв – 5 часов

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

 

 

По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительногообразования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.

 

 

 

Методической   особенностью обучения   в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

 

 

 

В программе используются следующие методы и формы:

 

 

 

1. По источнику передачи и восприятию информации:

 

 

 

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

 

- наглядный (репродукции, видеоспектакли, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы,   показ   педагога,   индивидуальные    занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

 

- практический(постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

 

 

 

2. По дидактическим задачам:

 

 

 

- приобретение знанийчерез знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

 

- применение знанийчерез постановку спектаклей;

 

- закреплениечерез генеральные репетиции;

 

- творческая деятельность -показ спектаклей;

 

- проверка результатов обучениячерез открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, класс-концерты.

 

 

 

3. По характеру деятельности:

 

 

 

- объяснительно-иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;

 

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

 

- частично-поисковый -во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

 

 

 

В программе используются следующие педагогические:

 

 

 

1. Приемы:    

 

        

 

- исключения -умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

 

- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

 

- физического действия- выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;

 

- психофизического жеста -помогает актеру в работе над ролью.

 

 

 

2. Принципы:

 

- наглядности -использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

 

- активности и сознательности обучения -создание творческой атмосферы   в   студии   предполагает   развитие   всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

 

- сотрудничества -в процессе работы    педагоги  и  студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще   всего используется принцип работы творческой мастерской;

 

- организации  процессов  актерской импровизации  в условиях театральной образности;

 

- систематичности,   последовательности -обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

 

- индивидуализации -учитывая   психологические   особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

 

 

 

Организационные формы:

 

  • Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы­полнить работу.

  • Парная — работа рассчитывается на двоих; "партнёрство".

  • Индивидуальная — проводится с одним обучающимся, с  дополнительным объяснением задания, "проговариванием" цели и задач (так как выполнение задания в группе обычно проходит не­равномерно).

     

    Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

    Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

     

    При работе с детским коллективом  режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а потом уже обучающего и художественного.

     

    Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что обучающиеся совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: "не учили, не требовали". Нужно постепенно, планомерно приучать обучающихся к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести обучающихся к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.

     

    Основная цель работы группы каждого года обучения - СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА (тематической зарисовки, театральной миниатюры, учебного спектакля, "фестивального" спектакля).

    Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия остаются неизменными:

    - разминка;

    - речевой тренинг;

    - психофизический тренинг.

    Это является  необходимым условием готовности воспитанников к  включению в творческий процесс перевоплощения.

     

 

Основная форма работы  по разделам «Актёрское мастерство» и «Сценическое движение» - ЭТЮДЫ. Подробное описание заданий на этюды имеется в методической театральной литературе, также задания на этюды предлагаются педагогом и ребятами.

 

 

 

Форма работы в разделе «Сценречь» - упражнения и игры.

 

 

 

Системно-комплексное планирование уроков предполагает пересечение тем «актерского мастерства» со «сценическим движением» и «сценической речью», а также постоянной работой над спектаклями (РЕПЕТИЦИЯМИ) и повышением своего культурного уровня, расширением кругозора за счёт посещения театров и видеопросмотров записей спектаклей.

 

 

 

Обычно занятия строятся по примерной схеме:

 

 

 

  1. Подготовка сцены: установка аппаратуры, декораций, ширм –5 минут

  2. Артикуляционная гимнастика, разминка речевого аппарата – 5 минут.

  3. Сцендвижение: упражнения – 10 минут

  4. Знакомство с темой по актёрскому мастерству, беседа –5 минут.

  5. ЭТЮДЫ – 20 минут

     

    ПЕРЕМЕНА – 10 минут

     

  6. Работа над постановкой спектакля (РЕПЕТИЦИИ) – 40 минут.

  7.  «Разборка» сцены (костюмы – в костюмерную, сложить декорации, размонтировать ширмы) – 5 мин

     

    Примечание. Если нет репетиции, то увеличивается время на этюды, но время на подготовку и уборку сцены или репетиционного помещения (для занятия следующей группы) остаётся неизменным.

     

     

 

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

 

 

 

  • светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином;

  • костюмерная с зеркалом

  • зал со сценой не менее чем на 50 мест

     

  • Раздевалка, где учащиеся могут полностью переодеться (снять верхнюю одежду и костюм, в котором пришли и одеться в лёгкую одежду (обычно – чёрное трико, футболка и чешки)

     

  • ноутбук с выходом в интернет;

  • звуковое оборудование.

  • световое оборудование – боковые прожекторы; центральные выносные софиты, рампа и «световая пушка» с набором цветных фильтров;

  • утюг, швейная машина, электрический  шнур-удлинитель с тройной розеткой.

  • переносная ширма

  • материалы для изготовления декораций и костюмов (картон, ткань, бумага и пр.)

  • наличие методических пособий (сборники тренингов, сценариев);

  • наличие костюмов, декораций, реквизита;

  • наличие фонотеки с различной музыкой;

  • стулья для обучающихся;                    

  • музыкальный инструмент для концертмейстера;

  • возможности для документальной видео и фото съемки.

  • возможность тиражировать материалы (сценарии) на ксероксе для каждого исполнителя + режиссёра, концертмейстера, осветителя, звукооператора

     

     

     

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     

    Проигрывая различные ситуации, дети учатся ставить себя в самые неожиданные условия и естественно реагировать на них своим поведением в зависимости от собственных характеров и мировосприятия (действие в предполагаемых обстоятельствах)

    На сцене учащимся приходится ставить себя на место других людей,  живых существ или неживых предметов, входить в их положение (перевоплощение)

    В спектакле нужно вести себя в соответствии с поведением и отношением к себе партнёров (взаимодействие).  В игре дети учатся логически выражать свои мысли, последовательно действовать, быть наблюдательными и находить своим наблюдениям образное выражение.

     

 

  • К концу первого года обучения учащиеся осваивают поведение (действие) как основной материал актерского мастерства;

  • К концу второго года учащиеся осваивают выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителем;

  • К окончанию третьего года учащиеся осваивают технологию создания «характера» на сцене.

     

    Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе

 

  • правильно и доброжелательно оценивает свою и чужую работу;

  • выполняет организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции;

  • наблюдает окружающий мир, умеет анализировать его закономерности и использовать результаты этого анализа в создании сценического действия;

  • владеет своим телом в достаточной степени для воплощения пластического образа;

  • умеет делать разбор прозаического и поэтического текста;

  • проходит весь путь от замысла роли до его воплощения на сцене;

  • обладает навыком творческой работы, как самостоятельно, так и в коллективе;

  • приобретает высокий уровень культуры поведения и общения со сверстниками, младшими товарищами и  взрослыми.

  •  правильно оценивает произведения культуры и искусства;

  • умеет преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;

     

 

            ЗАДАЧИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Вовлечение подростков в совместную художественно-творческую деятельность.

§  Создание творческого коллектива

§  Расширение сферы интересов подростка

§  Удовлетворение социально-образовательных потребностей обучающихся

§  Анкетирование

§  Включение педагогического наблюдения

§  Рефлексия

 

Освоение основ актерского мастерства

§  Умение строить мизансцену

§   Соблюдение законов сцены

§   Умение войти в образ, найти смысл участия героя в действии

§  Развитие внимания, снятие психологических комплексов

§  Развитие чувства слова, выработка правильной, ясной, богато интонированной речи

§  Практическая работа при постановке спектакля

§  Анализ работы

Воспитание актёрской этики (достойное поведение  на репетициях, на сцене, за кулисами и в зале).

§  Выработка качеств характера:

§  надежности

§  ответственности

§  честности

§  доброты

 

§  Благотворительные акции

§  Коллективный досуг

§  Тренинги

Создание условий для позитивных изменений в личностной сфере подростка

§  Сформированное чувство собственного достоинства, импровизационного творческого мышления.

 

§  Рефлексия

§  Педагогическое наблюдение

 

Воспитание коммуникативных качеств

§  Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, умение разрешать конфликты.

§  Организация совместных дел, особенно по подготовке выпуска спектакля и гастролей

Воспитание креативных способностей

§  Участие всех подростков в творческом процессе, внутренняя потребность в этом

§  Творческие конкурсы, игры, «капустники», класс-концертаы

 

 

 

Итоги  подводятся в форме:

 

 

 

  • Зачёта по актёрскому мастерству (включая сценречь и сцендвижение) – в виде «театральных капустников», «конкурса этюдов».

  •  «сдачи» учебного спектакля администрации школы

  • выступлений перед публикой – конкурсные спектакли

  • участия в концертах, фестивалях, конкурсах.

     

    Качество спектакля можно оценить, проведя анализ восприятия публикой:

  • интерес к спектаклю: востребованность,  наполняемость зала; поведение публики в зале;

  • приглашения выступить ещё раз;

  • пожелания увидеть другой спектакль (на другую тему);

  • «заказ» спектакля (когда просят поставить спектакль на определённую тему)

  • постоянный «ангажемент» (приглашение к сотрудничеству)

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

 

 

1.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М, Русский язык, 1986

2.     Зверева Н.А, Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов. - М, РАТИ-ГИТИС, 2007

3.      Станиславский К. С. Работа актера над собой. - М., 1951.

4.      Лоза Ольга. Золотой фонд актёрского мастерства Актёрский тренинг по системе Станиславского - М.: АСТ, 2009

5.     Сборники "Я вхожу в мир искусств" за разные годы - Москва, ВЦХТ

6.     Сборник упражнений и заданий "Актёрское мастерство" - М.: Курсы "Репетитор" при Высшей научной школе языкознания, 1997

7.     Ли Бейган. Грим (практическое руководство в фотографиях) - М, Искусство - A.D&Т, 1997

8.      Костюм театральный - Онлайн Энциклопедия Кругосвет, http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KOSTYUM_TEATRALNI.html

9.     Видеозаписи спектаклей МХТ, МХАТ, ТЮЗа им. Киселёва, ТЮЗа им.Брянцева, самодеятельных детских коллективов; Записи собственных спектаклей.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

 

  1. Театр, где играют дети (под редакцией А.Б.Никитиной) М. : Владос, 2001

  2. Сборник Театр-студия «ДАЛИ» Образовательные программы. ВЦХТ, 1997

  3. Михайлова А.Б. Ребёнок в мире театра, М, 2004

  4. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.//В 2 т. Изд. 2-е. - Л.: Искусство, 1984.

  5. Цукасова Л.В. Волков Л.А. Театральная педагогика. - М, URSS, 2009

  6. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М.: Ис­кусство, 1972.

  7. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М.: Ис­кусство. 1978.

  8. Вербицкая А. В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС,1982

  9. Кудашева Т. Н. Руки актера. - М.: Просвещение, 1970

  10. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. -М.:Искусство, 1976.

  11. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. — М., 1974.

  12. Культура сценической речи. // Под ред. И.П. Козляниной. — М.,1979.

  13. Петрова А.Н. Сценическая речь. — М.: Искусство, 1981.

  14. Русское сценическое произношение. // Под. Н.И. Кузьминой. — М.,1986.

  15. Савкова З.В. Как сделать голос сценичным. - М.: Искусство,1975.

 

16.         Фильштинский Вениамин, Открытая педагогика. - С-Пб,

              Балтийские сезоны, 2006

17.        Базанов В.В. Технология сцены. - М, Импульс-свет, 2005

18.        Буткевич М.М. К игровому театру. - ГИТИС, 2005

 

  1. Гротовский Ежи, К Бедному театру. - М, Артист. Режиссёр. Театр"

    2009

    20.        Калинина Г. Давайте устроим театр! - М, Эксмо, 2007