Муниципальное общеобразовательное учреждение
Размахнинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МОУ Размахнинской СОШ
______________ В.Н. Немеров
Положение
о внеурочной деятельности по ФГОС
в МОУ Размахнинской СОШ
- Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”;
Гражданским кодексом РФ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373"; 1. 2. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся 1-4 и 5-8 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса.
(далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.
1.3. Внеурочная деятельность – часть учебного плана. Учебный план является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, определяет введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём учебной нагрузки, объём максимальной аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, направления внеурочной деятельности.
1.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 5 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
1.5. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем опроса или анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
1.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательного учреждения могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
1.7. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся ( групповые формы, экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.).
1.8. При организации внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в каникулярное время.
1.9. Режим школы, реализующей внеурочную деятельность, способствует формированию
образовательного пространства учреждения, объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы
- 2.Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4 и 5-8 классов в соответствии с ООП НОО и ООП ООО.
2.2. Занятия внеурочной деятельности способствуют приобретению образовательных результатов, направленных на формирование первичных представлений о гражданственности и патриотизме, формирование нравственных чувств и этического сознания, формирование творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
2.3. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
- Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования . Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся..
3.2.Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное; по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.; в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
3.3. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в ОУ. может быть направлена на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение.
3.4. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности
3.5. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.
3.6. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.
3.7. Занятия внеурочной деятельности проводятся не ранее, чем через 30 мин. после окончания последнего урока, если этот урок не урок физической культуры или технологии.
3.8. Перемена между занятиями внеурочной деятельности продолжительностью не менее 10 мин.
- Организация внеурочной деятельности
4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются МОУ Размахнинской СОШ самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
4.2. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.
- Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
- Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
- Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
- Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
4.3. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами-предметниками ОУ, а также педагогами дополнительного образования ( при наличии)
- 5.Организация управления
Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
- 1. Требования к организации внеурочной деятельности.
5.1.1. Образовательное учреждение может реализовывать внеурочную деятельность по программам, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и основными концептуальными положениями УМК и по программам, разработанным образовательными учреждениями.
5.1.2. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
5.1.3. Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио достижений младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
5.1.4. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН.
5.1.5. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
5.2. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
5.3 Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.
5.3.1. При организации внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования, культуры, спорта заключается договор о реализации внеурочной деятельности.
5.3.2. Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
5.4. Классификация результатов внеурочной деятельности:
5.4.1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5.4.2.Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
5.4.3.Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.