МОУ Митрофановская ООШ
Федеральные государственные образовательные стандарты
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества' эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации!
1. Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности
получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях
к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление. услуг в области
общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования,
финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требовании к
образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов
Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным
предметам;
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам
на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории
Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской
Федерации;
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным
учреждением.
В настоящем документе представлен федеральной -компонент государственного стандарта общего
образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является
обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта
общего образования выстроен! по концентрическому принципу: первый концентр - начальное общее) и
основное общее образование, второй - среднее (полное) общее образование.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте
модернизации российского образования :
Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее федеральный
компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжение
Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с, учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
переход к 4-летнему начальному образованию;
введение профильного обучения на старшей ступени школы;
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и
психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям
и возможностям на каждой ступени образования;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих
учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной,
практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса
(учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99 гг.):
Русский и Иностранный языки - существенное изменение концепции обучения с ориентацией ра
речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный
вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка ,со
2-го класса начальной школы.
Литература - значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета,
существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.
Математика - впервые введены элементы теории вероятности и статистики.
Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить
всеобщую компьютерную; грамотность, вводятся со 3-го класса как учебный модуль, с -8-го класса - как
самостоятельный учебный предмет.
Естествознание - усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области, {Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.,
Биология - значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического к
психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).
География - реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от
раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.
История - полнее раскрываются историко-культурные аспекты,- причинно-следственные связи, роль
человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.
Обществознание - направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества
правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьногс
образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельны
учебные курсы Экономика и Право.
Искусство - увеличен; удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее
обязательное изучение в 9 классе, и по выбору - в старшей школе.
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности
что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так
деятельностному его освоению.
3. Структура федерального компонента
государственного Стандарта общего образования
Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта общего образования обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющие
государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся2, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней - по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
цели изучения учебного предмета;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному
предмету;
требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
представлен на базовом и профильном уровнях.
3.1. Цели :
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего
образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только не
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных, и
созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсалъных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество
образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школъников
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активное
адаптации на рынке труда».
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели
начального общего, основного; общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным
предметам. '
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости
всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями,
воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенций),
Все представленные цели равноценны.
3.2. Обязательный минимум содержания
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее - обязательней
минимум) - обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для! обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц).
включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуре,
фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека, и
обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся,
формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных
предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих
ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум обеспечивает устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных
(дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени,
отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум.представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание,
изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивам
выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается' в
требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учетного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.
3.3. Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников (далее - требования) - установленные стандартам
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке,
эпределяемом Правительством российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются' в соответствии! с
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5
цекабря 2002 г., регистрационный (номер 3997.
результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного
стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне
общего образования.
Требования разработаны; в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной aттестации стации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
4. Порядок реализации федерального компонента
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального
компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и
документы, обеспечивающие его реализацию:
федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение
учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам,а также объемы
регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего
образования и компонента образовательного учреждения;
примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников.
На ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам
федерального компонента государственного стандарта общего образования;
критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их
использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную
Аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного
стандарта общего образования.
При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе
федерального компонента допускается:
расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторное
нагрузкой обучающихся,. и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумам
сопредельных ступеней образования;
конкретизация и детализация дидактических единиц;
определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законны)
представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования,
том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонент
государственного стандарта общего образования.
При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта.
общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензш
соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российское
Федерации.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта
общего образования является обязательным и осуществляется форме
государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующие
программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начальной
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования,
имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки
абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего
образования.
Настоящий стандарт - стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») - возможностей сегодняшнего образования (материально-технических,- учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным. Очевидно, что вектор этого перехода направлен в завтра.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования.
В соответствии с Конституцией Российской Федераций основное общее образование
является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знание, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
-
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
-
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
-
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием
достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения,
предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Учебный предмет Русский язык представлен в двух вариантах: для образовательных
учреждений с обучением на русском языке и с обучением на родном (нерусском) языке,
Учебный предмет Литература построен с учетом возможности его изучения в
образовательных учреждениях с обучением на русском языке и с обучением на родном
(нерусском) языке. .
Учебный предмет Природоведение изучается в V классе и является пропедевтической
основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. В VI классе по решению
образовательного учреждения допускается интеграция учебных предметов Биология и География
и продление изучения курса Природоведение.
Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной ;
аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки
выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной ,
аттестации.
Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме
требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего
(полного) общего, начального или среднего профессионального образования.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных
средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.,
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение, общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить
способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.
Познавательная деятельность
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта
наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли
достичь поставленной цели?»).
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых
предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»).
Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как. такой же,
как.). Различение целого и части.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих
приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми
предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых
объектов.
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно
составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи,
создавать творческие, работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для
восприятия младшими: школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением
необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания)
и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном
предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному
вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
Использование простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..,то...», «не
только, но и...». Элементарное обоснование высказанного суждения.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по
алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Организация деятельности
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ
на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы , «Такой ли
получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих
трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности
могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой
вклад и общий результат деятельности.
1 января 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года.
Стандарт направлен на обеспечение:
-
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
-
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
-
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
-
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
-
единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
-
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
-
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
-
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
-
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности, мотивации к обучению и познанию, ценностно смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
-
межпредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
-
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования
Филология: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Литературное чтение: Литературное чтение на родном языке: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения для личного развития, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Иностранный язык: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора, формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Математика и информатика: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир): формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы духовно нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Искусство: развитие способностей к художественно образному, эмоционально ценностному восприятию произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология: формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
- метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
- личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
- предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.