Анализ учебной работы за первую четверть 2018-2019 учебного года

            В соответствии с планом работы МОУ Казановской СОШ, в целях формирования объективной оценки работы образовательной организации в 2018-2019 учебном году проведен анализ состояния уровня обучения, выполнения государственных образовательных программ по итогам 1 четверти.

         В течение I четверти 2018-2019 учебного года коллектив школы  продолжил работу над приоритетными направлениями: повышение результативности учебной, воспитательной и профилактической работы - через различные формы сотрудничества между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

          В связи с этим первоочередными задачами были:

  • посещение уроков по плану на 1 четверть;
  • проверка документации;
  • организация самообразования учителей, повышения их квалификации;
  • активизация работы со слабоуспевающими обучающимся;
  • организация разноуровневого обучения школьников с целью повышения качества образования и во избежание неуспеваемости;
  • организация работы учителей-предметников с одаренными детьми с целью подготовки их к олимпиадам.

         По итогам 1 четверти результаты следующие:

Контингент обучающихся, движение.

         На начало 1 четверти 2018-2019 учебного года в школе обучались 286 обучающихся. В течение четверти движения не было. На конец четверти в школе численность обучающихся составила 286 человек.

Движение обучающихся по ступеням обучения

Ступени обучения

Число обучающихся на начало четверти

Прибыло

Выбыло

Число обучающихся на конец четверти

1 ступень

123

0

0

123

2 ступень

145

0

0

145

3 ступень

18

0

0

18

Итого

286

0

0

286

 

         Успеваемость, качество знаний.

         В соответствии с п.3. ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» школа обеспечивает доступность и бесплатность НОО, ООО и СОО.  Школа предоставляет очную форму обучения и обучение по индивидуальным учебным планам.

         На обучении по индивидуальным учебным планам в 2018-2019 учебном году находятся 5 человек:

  1. Селин Дмитрий – 1 класс
  2. Чернов Иван – 5 класс
  3. Туранов Дмитрий – 7 класс
  4. Панина Анастасия – 9 класс
  5. Матвеев Василий– 9 класс

С ними на дому работают 13 педагогов. Все занятия проходят по индивидуальному расписанию. Проведенные уроки фиксируются в специальных журналах. В течение I четверти проверка журналов была 1 раз – в конце четверти. Журналы индивидуального обучения не сдали: Решетова О. Л., Давыдова Н. В., Лопатина С. В., Атавина Е. В., Лабутина К. А., Комогорцев О. М., Четвертнева Ж. А.

    

В 1 четверти аттестации подлежали 235 обучающихся, из них:

1 ступень (2 - 4 классы)- 90 человек (2 с ОВЗ)

2 ступень (5-9 классы)- 145 человек (8 с ОВЗ)

Аттестовано- 231 человек. Не аттестованы 4 обучающихся: Пичуев Виталий 7 класс (история, обществознание), Матыгин Александр 9б класс (МХК), Кравченко Анастасия 9б (литература, геометрия, история, МХК), Шмыканова Нина 9б (обществознание).

По итогам I четверти не успевают: Косяков Степан 2а класс, Ланцев Александр 2б класс (чтение, русский язык), Филиппов Никита 2б (русский язык, математика, чтение, английский язык), Некрасова Света 3 класс (русский язык, математика), Миниахметов Сергей 3 класс (русский язык, математика), Селина Валерия 4 класс (математика), Тюменцев Егор 4 класс  (русский язык), Филиппов Дима 6 класс (русский язык), Шавров Антон 6 класс (английский язык), Рахлецов Иван 7 класс (английский язык), Дудниченко Алеся 9б класс (литература).

        

Успеваемость по итогам 1 четверти по школе составила 95,1%.

Сравнительный анализ успеваемости (уровень обученности)

Ступени обучения

1 четверть

2017-2018 учебной год

1 ч1 четверть

2018-2019 учебной год

Динамика

1 ступень

99%

94,3%

отрицательная

2 ступень

96,5%

95,2%

отрицательная

Всего по школе

97,1%

95,1%

отрицательная

 

 

 

 

 

Качество знаний

 

На «5»

На «4 и 5»

Качество знаний

С одной «3»

Предмет

% обученности

2а класс

1

15

68%

1

Рус.яз.

95%

2б класс

2

9

61%

1

Рус.яз.

89%

3 класс

2

12

54%

1

Рус.яз.

93%

4 класс

0

11

50%

4

Рус.яз., математика

91%

1 ступень

5

47

58,3%

7

 

92%

5 класс

1

12

52%

2

Англ.яз.

100%

6 класс

1

9

50%

1

 

90%

7 класс

1

5

27%

3

Биология, алгебра

92%

8а класс

0

6

37%

 

 

100%

8б класс

0

7

36%

 

 

100%

9а класс

0

9

40%

4

Химия, рус.яз.

100%

9б класс

0

0

0%

 

 

76,5%

2 ступень

3

48

37,2%

10

 

95,2%

По школе

8

95

43,2%

17

 

95,1%

 

         Как видно из приведенной таблицы на «отлично» закончили 8 обучающихся:

2 а класс: Четвериков Всеволод

2 б класс: Петровская Елена, Петровская Ксюша

3 класс: Галуза Арина, Пичуева Василиса

5 класс: Лапшина Даша

6 класс: Пешков Никита

7 класс: Аршинский Сергей

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ качества знаний

Ступени обучения

1 четверть

2017-2018 учебный год

1 четверть

2018-2019 учебный год

Динамика

1 ступень

56,6 %

58,3 %

Динамика положительная,

+ 1,7 %

2 ступень

28,8 %

37,2 %

Динамика положительная,

+ 8,4 %

Всего по школе

42,7 %

43,2 %

Динамика положительная,

+ 0,5%

 

Обучающиеся имеют одну «3» по предметам:

Косяков Костя 2 «а» класс – русский язык

Дудниченко Егор 2 «б» класс – русский язык

Аршинская Лиза 3 класс – русский язык

Варфоломеева Вероника 4 класс – русский язык

Карнаухов Антон 4 класс – русский язык

Комогорцев Дима 4 класс – русский язык

Мамон Данил 4 класс – математика

Евсеев Егор 5 класс – английский язык

Машкова Женя 5 класс – английский язык

Пичуев Ярослав 6 класс

Богомягков Данил 7 класс – биология

Дубровина Ксюша 7 класс – алгебра

Тюменцев Иван 7 класс – алгебра

Белькеев Иван 9 «а» класс – химия

Викулов Андрей 9 «а» класс – химия

Медведкова Дарья 9 «а» класс – химия

Гладких Александра 9 «а» класс – русский язык

     Это резерв обучающихся, с которыми  необходимо усилить индивидуальную работу, с целью повышения качества знаний по школе.       Классным руководителям необходимо работать с учителями – предметниками с целью повышения качества знаний по классу. Учителям необходимо в системе проводить индивидуально – групповые занятия по устранению пробелов в знаниях детей.

 

 

 

 

Качество знаний выше показателя по школе имеют классы:

Класс

Качество знаний

Классный руководитель

2 «а»

68 %

Тюменцева С. А.

2 «б»

61 %

Галуза Н. Н.

3

54 %

Ворфоломеева Н. Н.

4

50 %

Тюменцева Ю. А.

5

52 %

Лабутина К. А.

6

50 %

Решетова О. Л.

 

Качество знаний ниже показателя по школе имеют классы:

Класс

Качество знаний

Классный руководитель

7

27 %

Аршинская И. А.

8 «а»

37 %

Федорова Н. Г.

8 «б»

36%

Четвертнева Ж. А.

9 «а»

40%

Хакимова Н. В.

9 «б»

0 %

Филиппова Л. А.

 Из та блицы видно, что чем старше становятся обучающиеся, тем ниже качество знаний.

Одна из причин наличия детей со слабым уровнем заний – отсутствие дифференцированной и индивидуальной работы учителя с учащимися на уроке, невыполнение домашнего задания, пропуски уроков учащимися и как результат – не усвоение программного материала. Неуспеваемости способствовал также недостаточный контроль со стороны родителей.

Рекомендации:

  • Разработать план индивидуальной работы с обучающимися с низкими учебными возможностями;
  • Осуществлять педагогическую поддержку учащихся, имеющих по одной «3» за четверть для предотвращения снижения качества знаний.

 

Пропуски уроков:

Одним из важных составляющих факторов успешного процесса обучения является контроль  посещаемости учащихся,  выполнения ими требований Устава школы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Класс

Всего пропущено уроков

Из них без уважительной причины

Пропуски по уваж.причине и болезни

172

159

13

 

 

 

2а, 2б

 

 

 

3

245

84

161

4

 

 

 

5

 

 

 

6

299

181

118

7

287

250

37

388

229

159

352

64

288

243

71

172

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

Итого

1986

1038

948

 

Классным руководителям, совместно с учителями-предметниками, необходимо усилить работу по предотвращению случаев пропусков занятий учащимися без уважительных причин и повышению качества знаний.

Имея такую ситуацию с успеваемостью и посещаемостью педагогическому коллективу необходимо принять меры по уменьшению числа пропусков, в том числе по неуважительной причине и устранению пробелов знаний, связанных с пропусками. Работать над повышением качества знаний через организацию урока, через реализацию принципа доступности обучения, через организацию индивидуальной работы с учащимися, в том числе слабоуспевающими.

 

Выводы и предложения:

  1. Отметить снижение успеваемости с 97,1% в прошлом учебном году до 95,1 % в 1 четверти 2018-2019 учебного года.
  2. Увеличилось количество обучающихся успевающих на «4 и 5» на 0,5%.

         Проблема: количество обучающихся с одной «3» остается большим 6 %.

  1. Учителям - предметникам: организовать индивидуальную работу с обучающимися, имеющими одну «3».
  2. Классным руководителям провести разъяснительную, просветительскую и профилактическую работу с обучающимися и родителями с целью повышения мотивации к обучению.
  3. Продолжить систематическую профилактическую работу с обучающимися, склонными к пропускам уроков без уважительной причины.
  4. Спланировать мероприятия по сокращению числа пропусков по болезни и по уважительной причине.
  5. Классным руководителям, совместно с учителями- предметниками провести работу по построению индивидуального графика ликвидации пробелов обучающимися, имеющими пропуски.

Выполнение программного материала.

Администрация школы  вела системный контроль за выполнением учебной программы. По этому вопросу изучались классные журналы, вёлся учёт пропущенных уроков и их замена.

 - Теоретическая и практическая часть программ по всем предметам в основном выполнена.

1 «А» Мязина А. В. не хватает 2 ч.  по музыке, 2ч. по ИЗО, 2ч. по технологии (Четвертнева Ж. А.), 4ч. физкультуры (Федорова Н. Г.), 1ч. окр.мир (Давыдова Н. В.). Причина: период адаптации.

1 «б» Очилова Т. А. не хватает 2 ч.  по музыке, 2ч. по ИЗО, 2ч. по технологии, 4ч. физкультуры (Федорова Н. Г.). Период адаптации.

2 «А», 2 «Б», 3, 4 классы: программа выполнена.

5 класс: не хватает рус.яз.10 ч. (Лабутина К. А. – б/л), история 6ч., ОДНКНР 3ч. (Решетова О. Л. - сессия), технология 2ч. (Комогорцев О. М.)

6 класс: рус.яз. 10ч. (Хакимова Н. В. - курсы), история 6ч. , обществознание 2ч. (Решетова О. Л. - сессия).

7 класс: рус.яз. 8ч., литература 4 ч. (Лабутина К. А. – б/л), история 4ч., обществознание 2ч. (Решетова О. Л. - сессия).

8 «А» класс: рус.яз. 6ч., литература 4ч., элективный курс по рус.яз. (Лабутина К. А.), история 2ч. (Решетова О. Л.), география 1ч. (Давыдова Н. В.).

8 «Б» класс: история 5ч. (Решетова О. Л.), география 1ч. (Давыдова Н. В.).

9 «А» класс: МХК 2ч. (Хакимова Н. В.), информатика 1ч. (Комогорцев О. М.).

9 «Б» класс: рус.яз.3ч., литература 6ч., МХК 2ч., элективный курс по рус.яз. (Хакимова Н. В.), история 4ч. (Решетова О. Л.), география 1ч. (Давыдова Н. В.).

10 класс: программа выполнена.

11 класс: рус.яз. 2ч., литература 3ч., МХК 4ч., элективный курс по рус.яз.2ч., эл.курс по литературе 2ч. (Хакимова Н. В.), обществознание 1ч. (Блохина С. А.).

На эффективность выполнения программ повлияло объективное выставление оценок учащимся и аналитическая система в виде мониторинга.

Мониторинг за I четверть

№ п/п

ФИО педагога

предмет

% качества

1

Аршинская И. А.

Английский язык

70%

2

Атавина Е. В.

Английский язык

48%

3

Блохина С. А.

История

обществознание

39,2 %

48,4 %

4

Бочков А. Ю.

Физическая культура

69,8 %

5

Ворфоломеева Н. Н.

3 класс нач.школы

информатика

69 %

81 %

6

Галуза Н. Н.

2б класс нач.школы

72 %

7

Галуза О. В.

биология

75 %

8

Гладких Н. А.

Русский язык

Литература

МХК

52,6 %

64 %

68,5 %

9

Давыдова Н. В.

География

информатика

83 %

24 %

10

Дудниченко Л. К.

Математика

Физика

60 %

48 %

11

Дудниченко К. Ю.

Химия

Физика

50 %

58 %

12

Калинникова Г. В.

Русский язык

Литература

64 %

78 %

13

Колесник М. И.

Математика

44 %

14

Комогорцева Е. А.

Математика

Физика

63,4 %

77,3 %

15

Комогорцев О. М.

Технология

Информатика

88 %

93,6 %

16

Лабутина К. А

Русский язык

Литература

 

17

Лопатина С. В.

Английский язык

43 %

18

Решетова О. Л.

История

Обществознание ОДНКНР

78 %

90 %

84 %

19

Тюменцева С. А.

2а класс нач.школы

78 %

20

Тюменцева Ю. А.

4 класс нач.школы

72,5 %

21

Федорова Н. Г.

Физическая культура

100 %

22

Хакимова Н. В.

Русский язык

Литература

МХК

63 %

16 %

 

23

Четвериков Г. Г.

ОБЖ

85%

24

Четвертнева Ж. А.

Биология

ИЗО

Технология

73,6 %

92,7 %

86 %

Разработана и утверждена дорожная карта по подготовке к ГИА 2019, проведены родительские и классные собрания по вопросам ЕГЭ, итогового сочинения, ОГЭ и итогового собеседования по русскому языку. Составлен банк данных учащихся 9 и 11 классов по выбору предметов по выбору.

По плану внутришкольного контроля в период с 20.09.18 – 23.09.18 г. была проведена административная проверка классных журналов с 1-11 класс.

Тема: Качество  и своевременность оформления журналов в соответствии с установленными требованиями на начало учебного года.

Проверка показала, что большинство классных журналов классными руководителями  заполняются согласно «Инструкции по заполнению классных журналов»:  аккуратно, синими ручками производятся записи, своевременно заполнены все страницы журнала.

Фамилии, имена и отчества учителей, преподающих во всех классах, записаны в каждом журнале  верно, четко и аккуратно.

Во всех журналах своевременно оформляются ведомости посещаемости учащимися занятий.

Журналы 1 «Б» (Очилова Т. А.),  2 «Б» (Галуза Н. Н.),  3 (Ворфоломеева Н. Н.), 8 «Б» (Четвертнева Ж. А.),  8 «А» (Федорова Н. Г.), 10 (Блохина С. А.) и 11 (Колесник М. И.) не имеют замечаний. Журналы 1 «А» (Мязина А. В.), 2 «А» (Тюменцева С. А.), 4 (Тюменцева Ю. А.) не были сданы на проверку.

Во время проверки были выявлены следующие нарушения «Инструкции по ведению классного журнала» классными руководителями:

  • На странице «Общие сведения об учащихся»: не заполнена или заполнена частично графа №6 (место работы родителей) в 6 (Решетова О. Л.), 9 «А» (Хакимова Н. В.), 9 «Б» (Филиппова Л. А);
  • Листок здоровья не заполнен в журнале 9 «Б» класса.
  • В журнале 7 класса (Аршинская И. А.) названия предметов в оглавлении записаны со строчной буквы (нужно с заглавной).

          Аккуратно, правильно, производят записи большинство учителей-предметников.

          Не своевременно заполнен журнал по технологии (Комогорцев О. М.).

 

В октябре 2018 года (31.10.2018.) по плану ВШК была проведена проверка классных журналов 1-11 классов.

Тема: состояние классных журналов на конец 1 четверти 2018-2019 уч.года, выполнение государственных образовательных программ, соблюдение единых норм ведения школьной документации.

Цель проверки:

  1. Выполнение государственных образовательных программ.
  2. Накопляемость оценок по предметам. Анализ объективности выставления четвертных оценок. Своевременность выставления оценок.

В ходе проверки было выявлено следующее:

  1. Большинство записей в журналах заполняется согласно Инструкции по заполнению классных журналов;
  2. Записи производятся аккуратно, в большинстве случаев без исправлений;

3.У большинства  учителей-предметников наблюдается достаточная накопляемость отметок;

  1. Своевременно и объективно выставлены отметки за I четверть;

5.Посещаемость занятий учащихся отражается классным руководителем и   учителями-предметниками.

Вместе с тем есть некоторые замечания по ведению журналов:

3 класс (Ворфоломеева Н. Н.): названия предметов в оглавлении пишутся с заглавной буквы, с. 15 – записать темы уроков, с.36 (информатика) – записать темы уроков.

5 класс (Лабутина К. А.): с. 3-4 рус.яз. Лабутиной К. А. записать названия месяца, с. 17 кл. рук. записать название предметов, Ф. И. О. учителя,

С. 35 ОДНКНР Решетовой О. Л. записать темы уроков,

С. 68 кл.рук. записать № личных дел учащихся.

6 класс (Решетова О. Л.): с. 28 кл.рук. записать Ф.И.О. учителя, с. 38 обществознание Решетовой О. Л. записать название месяца,

С.68 заполнить кл.рук. «Общие сведения об обучающихся»,

С.76-79 не заполнена «Сводная ведомость успеваемости»,

С.84 заполнить листок здоровья.

7 класс (Аршинская И. А.): с. 3, с. 9 Лабутиной К. А. записать названия месяца,

С. 31 кл.рук. записать Ф.И.О. учителя,

С.75 заполнить кл.рук.

8 «А» класс : с.60 заполнить Лабутиной К. А.

8 «Б» класс: с. 24 Комогорцеву О. М.,(информатика), с. 47 (технология) - записать название месяца.

9  «А» класс: с. 68 заполнить «Общие сведения об обучающихся» кл.рук.

9 «Б» класс: с. 6 Хакимовой Н. В. записать темы уроков по литературе 22.10 и 23.10,

С. 71, 75 заполнить кл.рук.

10 класс: с. 40 Ворфоломеевой Н. Н. записать темы уроков с 24.09.,

С.52 Дудниченко Л. К. записать темы уроков,

С.58 Четвертневой Ж. А. записать темы уроков.

РЕШЕНИЕ:

  1. Ознакомить учителей, допустивших нарушения в оформлении журналов.
  2. Более внимательно отнестись к работе с журналами: аккуратно делать записи, не допускать исправлений в датах и отметках, исправление отметок необходимо оформлять корректно: ставить печать и подпись директора.

 

 

          

         С целью отслеживания результатов обучения были проведены в конце первой четверти контрольные работы  по русскому языку и математике, по результатам которой составлены справки.

Рекомендации:

а) проанализировать на заседаниях МО результаты промежуточной аттестации за первую  четверть.

б) не допускать завышения оценок обучающимся, объективно оценивать знания согласно норм оценок.

в) наметить конкретные меры по исправлению типичных ошибок и ликвидации в пробелах знаний обучающихся:

 

Результаты работы с мотивированными обучающимися

Школьная олимпиада является первым этапом всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (факультативах, кружках и т.д.). Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.

        В соответствии с приказом Комитета образования Муниципального района «Шилкинский район» №129 от 07.09.2018 «О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году»  с целью поиска, поддержки, развития творческого потенциала одарённых детей в школе в октябре 2018 года было организовано проведение школьного этапа олимпиад по 14 дисциплинам. Олимпиада проводилась по  общеобразовательным предметам, в установленные сроки.

       В олимпиаде по русскому языку приняли участие - 12 учеников (6 %) (5 уч. 4 класса – Тюменцева Ю. А., 7 уч. 9 «а» класса – Калинникова Г. В., не проведены олимпиады в 5, 6, 7, 8 «а», 9 «б», 10, 11 классах – учителя Лабутина К. А. (б/л), Хакимова Н. В. (курсы), Гладких Н. А. не сдала отчет)

- по литературе – 23 ученика (14%)

- по английскому языку -30 учеников (18%), в 9 «а» (подгруппа) и 10 классе олимпиада не была проведена (Лопатина С. В.)

- по обществознанию – 19 учеников (12%)

- по истории – 8 учеников (5%), не проведены олимпиады в 5, 6, 8 «а», 8 «б» - Решетова О. Л.,

- по математике – 30 ученика (16%) (из них 7 уч. 4 класса)

- по биологии – 45 учеников (28%)

- по географии – 7 учеников  (4%)

- по химии – 2 ученика (2%)

- по физике – 16 учеников (14%)

- по информатике – нет участия

- по МХК – не проведены

- по ОБЖ – 12 учеников (13%)

- по физической культуре – 14 учеников ( 9%)

- по технологии – 27 учеников (17%) , 11 не принял участие.

- по экологии – 6 учеников  (17%)

       

        В школьном туре победителями и призерами стали 133 учащихся, что составляет 53% от общего количества участников олимпиады.

       На основании отчетов была составлена заявка на участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

 

    Анализируя результаты, следует сделать вывод:

  1. Практически по всем предметам учащиеся показали низкий уровень выполнения заданий. Не желание участвовать в олимпиадах. Что указывает на недостаточную работу педагогов-предметников по выявлению талантливых детей на уровне школы.
  2. Необходимо мотивировать учащихся на изучение дополнительной литературы, целенаправленно работать в течение всего года.

 

К основным проблемам, выявленным при  подготовке школьников к олимпиадам в этом учебном году, можно отнести следующие:

- сложные задания, требующий более глубоких знаний;

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся при подготовке к проведению олимпиады (одни и те же дети участвуют в олимпиадах по нескольким предметам);

- скорость мыслительных процессов у детей не одинакова (одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие ориентированы на процесс длительного обдумывания и стрессовая ситуация, вызванная ограничением времени может ввести их в ступор);

Предложения:

  1. Обратить внимание учителей-предметников на слабые результаты школьных олимпиад .
  2. Руководителям школьных МО проанализировать результаты олимпиад на МО, сделать выводы о состоянии работы с одаренными детьми, выработать рекомендации по повышению качества данной работы и разработать конкретные рекомендации по подготовке учащихся к муниципальным  предметным олимпиадам.
  3. Учителям-предметникам:
    • 1. Особо уделить внимание победителям школьных олимпиад - повысить их олимпиадный уровень – для достойного участия в муниципальном этапе олимпиад.
    • 2. Более ответственно отнестись к подготовке и проведению школьного этапа ВОШ.
    • 3. Организовать регулярную внеклассную работу с одарёнными детьми, направленную на подготовку к олимпиадам разного уровня.

Рекомендации:

  1. Учителям необходимо активизировать работу над повышением качества обучения и степени обученности учащихся.
  2. Обязать классных руководителей выполнять положение по выявлению и учету обучающихся, склонных к пропускам уроков без уважительной причины и сдавать отчет ежемесячно социальному педагогу Филипповой Л. А.
  3. Классным руководителям по окончании каждой четверти проводить предварительный анализ успеваемости учащихся, претендующих на «4 и 5» по итогам текущей четверти для предотвращения снижения качества обучения и наличия учащихся, имеющих по итогам четверти одну «4» или «3».
  4. Организовать во 2 четверти дополнительные занятия с неуспевающими учениками.

По результатам анализа учебной деятельности коллектива школы, проведенную работу можно считать удовлетворительной.