image

  • I.Общие положения

 

1.1. Положение об организации и  порядке  ведения учёта детей и семей, находящихся в социально-опасном положении   разработано для МДОУ детский сад № 12 «Теремок» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120, Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ и Конвенцией о правах ребенка.

1.2. Данное положение  определяет порядок ведения учёта  семей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей - воспитанников ДОУ.

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители  (законные представили) ребенка не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) отрицательно влияют на его  поведение либо жестоко обращаются с ним.

Трудная жизненная ситуация – совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночеством, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, другие факторы и условия).

Социально опасное положение – совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми.

Учет в образовательном учреждении детей и семей, находящихся в социально опасном положении – система  индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении детей и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- предупреждение каких-либо  негативных проявлений в среде ребенка;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих каким-либо   негативным проявлениям;

-  социально–педагогическую реабилитацию детей и семей, находящихся в  социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и  (или) предупреждению совершения антиобщественных деяний.

  1. II. Основание постановки и снятия с внутреннего учета ДОУ семей,

находящихся в социально опасном положении

 

2.1.Постановка на внутренний учет ДОУ носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы с семьями воспитанников.

2.2.На внутренний учет ДОУ ставятся семьи, в которых родители (законные представители):

-демонстрируют эмоционально-конфликтные внутрисемейные отношения;

-пренебрегают санитарно-гигиеническими нормами (внешний вид ребёнка, наличие, достаточность и состояние одежды ребёнка);

-регулярно не забирают вовремя ребёнка из ДОУ;

-допускают систематическое и длительное (более 25%) непосещение ребёнком детского сада

-создают обстановку, которая негативно влияет на психологическое состояние ребенка и его самочувствие,

-отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (попрошайничество, воровство  и т.д.)

-применяют неконструктивные методы воспитания, оскорбляют и унижают личность ребёнка,

 -допускают  жестокое обращение с ребёнком, умышленно наносят ребёнку повреждения, представляющие угрозу его жизни и здоровью (побои, причинение вреда здоровью различной тяжести)  и различные формы насилия над ним.

2.3. Цели и задачи постановки семьи на внутренний учёт ДОУ

Основные цели постановки на учет:

  • защита интересов и законных прав детей (воспитанников ДОУ);
  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и противоправных действий в отношении несовершеннолетних детей (воспитанников  ДОУ).

Задачи:

  • выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;
  • обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.

2.4.Порядок постановки на внутренний учет ДОУ:

Постановка на внутренний учёт ДОУ осуществляется по решению педагогического совета учреждения на основании представленных воспитателем и специалистами ДОУ, осуществляющими взаимодействие с семьями воспитанников документов (психолого-педагогическая характеристика, акт обследования жилищных условий, анализ посещаемости, объяснительные и докладные и др.).

Воспитатель группы:

  • До принятия решения о постановке на учет проводит подготовительную работу: посещает семью, беседует с родителями (или лицами их заменяющими), выясняет все аспекты проблемы и возможные причины ее возникновения, организует консультацию психолога, проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за ними в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей в момент прихода и ухода из детского сада, составляет психолого-педагогическую характеристику.
  • Готовит представление по данной семье для постановки на внутренний учет ДОУ.

Социальный педагог:

  • собирает информацию по семьям от воспитателей;
  • готовит список неблагополучных семей для утверждения;
  • осуществляет контроль деятельности специалистов, взаимодействующих с семьями воспитанников, состоящих на внутреннем учёте ДОУ.

Список неблагополучных семей утверждается на заседании Педагогического совета с обязательной регистрацией в соответствующем протоколе заседания.

Ежеквартально осуществляется сверка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.5. Порядок снятия с внутреннего учёта ДОУ

Решение о снятии с учета принимается в случае положительного результата проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет.

Снятие с внутреннего учета ДОУ семей осуществляется по решению педагогического совета учреждения на основании совместного представления заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитателя, педагога-психолога, а так же при необходимости соответствующей информации из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  органов внутренних дел  о позитивных изменениях обстоятельств жизни семьи

Кроме того, с внутреннего учета ДОУ снимаются:

- дети, окончившие дошкольное образовательное учреждение;

-  дети,  перешедшие в другое дошкольное образовательное учреждение;

-  семьи,   сменившие место жительства;

-   а так же по другим объективным причинам.

2.6. Оформление документов

 На каждую неблагополучную семью заводится пакет сопроводительной документации, в который входят следующие документы:

  • представление о постановке на учет;
  • учетная карточка семьи;
  • социальный паспорт семьи;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий;
  • индивидуальный план работы с семьёй;
  • журнал проведённой профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи;
  • лист посещения детского сада;
  • карта наблюдений за ребёнком;
  • карта развития ребёнка;
  • педагогическая характеристика;
  • карта психологического здоровья ребёнка;
  • результаты педагогической и психологической диагностики ребёнка (информационная справка);
  • план индивидуальной работы с ребёнком по результатам диагностики;
  • журнал индивидуальной работы

 

III. Содержание работы с семьями, находящимися

в социально опасном положении и «группы риска».

 

  • Социальный педагог совместно с педагогом-психологом или иным представителем ДОУ в зависимости от степени неблагополучия семьи периодически посещает семьи для контроля ситуации и оказания помощи; каждое посещение оформляется контрольным актом с анализом доминирующего фактора в характеристике семьи.

- Не реже 1 раз в квартал -  посещение семей группы риска; посещение семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками, являются правонарушителями;

- Не реже 1 раза в 2 недели при длительном отсутствии воспитанника в ДОУ для уточнения причины отсутствия и благополучия ребёнка в семье.

  • Воспитатель планирует и контролирует занятость воспитанников во время зимних праздничных дней, летний оздоровительный период.
  • Воспитатель проводит педагогическую диагностику воспитанников с целью индивидуализации образования, по результатам диагностики проводит индивидуальную работу с детьми, согласно разработанному плану индивидуальной работы.
  • Педагог-психолог проводит психологическую диагностику развития детей с целью выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей, для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
  • Коллегиально составляется и при необходимости корректируется план индивидуальной профилактической работы с семьей;
  • Обо всех значимых изменениях (негативных и позитивных), о проведенных мероприятиях специалисты, осуществляющие работу с детьми и семьями группы социального риска, докладывают на педагогическом совете.

 

  1. IV. Ответственность и контроль за ведение   внутреннего учета семей ДОУ, находящихся в социально опасном положении.

 

3.1.Ответственность за организацию ведения внутреннего учета семей ДОУ, оформление соответствующей документации, а так же за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних возлагается приказом заведующего Учреждения  на социального педагога.

 

Социальный педагог:

-  оказывает организационно-методическую помощь воспитателям, педагогу-психологу в ведении внутреннего учета ДОУ;

-  ведет анализ условий и причин негативных проявлений среды ребенка и определяет меры по их устранению;

-  формирует банк данных образовательного учреждения о детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении;

-   готовит соответствующую информацию о деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактической работе с детьми и семьями, находящимися  в социально опасном положении.

3.2.Контроль над качеством исполнения проводимой в соответствии с настоящим положением работы возлагается на заведующего учреждением.