ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 5 августа 2013 г. № 662

МОСКВА

Об осуществлении мониторинга системы образования

В соответствии с частью 5 статьи 97 Федерального закона

"Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской

Федерации п о с т а н о в л я е т :

  1. Утвердить прилагаемые:

Правила осуществления мониторинга системы образования;

перечень обязательной информации о системе образования,

подлежащей мониторингу.

  1. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего

постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством

Российской Федерации предельной численности работников

заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также

бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим

федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на

соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных

функций.

  1. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 августа 2013 г. № 662

П Р А В И Л А

осуществления мониторинга системы образования

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления

мониторинга системы образования (далее - мониторинг).

  1. Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки

разработки и реализации государственной политики Российской

Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и

оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части

эффективности деятельности организаций, осуществляющих

образовательную деятельность), усиления результативности

функционирования образовательной системы за счет повышения качества

принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления

нарушения требований законодательства об образовании.

  1. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе

образования, обработку, систематизацию и хранение полученной

информации, а также непрерывный системный анализ состояния и

перспектив развития образования, выполненный на основе указанной

информации (далее - сбор, обработка и анализ информации).

  1. Организация мониторинга осуществляется Министерством

образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по

надзору в сфере образования и науки, иными федеральными

государственными органами, имеющими в своем ведении организации,

осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы

государственной власти), органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в

сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации), и органами местного самоуправления,

осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы

местного самоуправления).

2

Показатели мониторинга системы образования и методика их

расчета определяются Министерством образования и науки Российской

Федерации в соответствии с перечнем обязательной информации о системе

образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением

Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662.

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации при

проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ

информации в отношении составляющих системы образования,

предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона

"Об образовании в Российской Федерации", вне зависимости от вида,

уровня и направленности образовательных программ и организационно-

правовых форм организаций, входящих в систему образования, за

исключением федеральных государственных организаций,

осуществляющих образовательную деятельность, указанных в статье 81

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее -

федеральные государственные организации).

Мониторинг образовательных организаций, подведомственных

Правительству Российской Федерации, осуществляет Министерство

образования и науки Российской Федерации.

Мониторинг федеральных государственных организаций проводится

федеральным государственным органом, осуществляющим функции и

полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при

проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ

информации в части контроля качества образования и выявления

нарушения требований законодательства об образовании.

Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в

своем ведении организации, осуществляющие образовательную

деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органы местного самоуправления при проведении

мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор,

обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом

"Об образовании в Российской Федерации".

По решению органов государственной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов

местного самоуправления организационно-техническое и научно-

методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с

3

привлечением иных организаций в установленном законодательством

Российской Федерации порядке.

  1. Мониторинг осуществляется на основе данных федерального

статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических

обследований, деятельности организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, информации, размещенной на

официальных сайтах образовательных организаций в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"),

информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также

информации, поступившей в органы государственной власти, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы

местного самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной

перечнем, указанным в пункте 4 настоящих Правил.

  1. Мониторинг проводится органами государственной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с

процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга,

устанавливаемыми указанными органами.

Порядок проведения мониторинга федеральных государственных

организаций устанавливается федеральным государственным органом,

осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих

организаций.

  1. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив

развития системы образования ежегодно публикуются на официальных

сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в

сети "Интернет" в виде итоговых отчетов по форме, установленной

Министерством образования и науки Российской Федерации (далее -

итоговые отчеты), не реже 1 раза в год в соответствии со сроками,

установленными органами государственной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами

местного самоуправления.

Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных

государственных организаций размещению в сети "Интернет" не

подлежат.

  1. Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября

года, следующего за отчетным, представляют в органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации итоговые отчеты.

4

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, иные

федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении

организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также

образовательные организации, подведомственные Правительству

Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года, следующего

за отчетным, представляют в Министерство образования и науки

Российской Федерации итоговые отчеты, за исключением итоговых

отчетов в отношении федеральных государственных организаций.

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации

ежегодно, не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным,

представляет в Правительство Российской Федерации отчет о результатах

мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив

развития образования, подготовленный на основании итоговых отчетов

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных

федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении

организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения информационной открытости отчет о

результатах мониторинга размещается на официальном сайте

Министерства образования и науки Российской Федерации в сети

"Интернет" не позднее 1 месяца со дня его представления в Правительство

Российской Федерации.

____________

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 августа 2013 г. № 662

П Е Р Е Ч Е Н Ь

обязательной информации о системе образования,

подлежащей мониторингу

  1. Общее образование
  2. Сведения о развитии дошкольного образования:

а) уровень доступности дошкольного образования и численность

населения, получающего дошкольное образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по образовательным программам дошкольного

образования;

в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций

и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

дошкольных образовательных организаций;

д) условия получения дошкольного образования лицами с

ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам

дошкольного образования;

ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том

числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих

образовательную деятельность);

з) финансово-экономическая деятельность дошкольных

образовательных организаций;

и) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в дошкольных образовательных организациях.

  1. Сведения о развитии начального общего образования, основного

общего образования и среднего общего образования:

а) уровень доступности начального общего образования, основного

общего образования и среднего общего образования и численность

2

населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее

общее образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по образовательным программам начального

общего образования, основного общего образования и среднего общего

образования;

в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных

организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части

реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка

уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

общеобразовательных организаций, а также иных организаций,

осуществляющих образовательную деятельность в части реализации

основных общеобразовательных программ;

д) условия получения начального общего, основного общего и

среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями

здоровья и инвалидами;

е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным

программам начального общего образования, основного общего

образования и среднего общего образования;

ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным

общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия,

условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях,

осуществляющих образовательную деятельность в части реализации

основных общеобразовательных программ;

з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе

ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих

образовательную деятельность);

и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных

организаций, а также иных организаций, осуществляющих

образовательную деятельность в части реализации основных

общеобразовательных программ;

к) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в общеобразовательных организациях.

3

  1. Профессиональное образование
  2. Сведения о развитии среднего профессионального образования:

а) уровень доступности среднего профессионального образования

и численность населения, получающего среднее профессиональное

образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по образовательным программам среднего

профессионального образования;

в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных

организаций и образовательных организаций высшего образования в части

реализации образовательных программ среднего профессионального

образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических

работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

профессиональных образовательных организаций и образовательных

организаций высшего образования, реализующих образовательные

программы среднего профессионального образования;

д) условия получения среднего профессионального образования

лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц

и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих

программы среднего профессионального образования;

ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по образовательным программам среднего

профессионального образования (в том числе ликвидация и реорганизация

организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

з) финансово-экономическая деятельность профессиональных

образовательных организаций и образовательных организаций высшего

образования в части обеспечения реализации образовательных программ

среднего профессионального образования;

и) структура профессиональных образовательных организаций

и образовательных организаций высшего образования, реализующих

образовательные программы среднего профессионального образования

(в том числе характеристика филиалов);

к) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

в части реализации образовательных программ среднего

профессионального образования.

4

  1. Сведения о развитии высшего образования:

а) уровень доступности высшего образования и численность

населения, получающего высшее образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по образовательным программам высшего

образования;

в) кадровое обеспечение образовательных организаций высшего

образования и иных организаций, осуществляющих образовательную

деятельность в части реализации образовательных программ высшего

образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических

работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

образовательных организаций высшего образования и иных организаций,

осуществляющих образовательную деятельность в части реализации

образовательных программ высшего образования;

д) условия получения высшего профессионального образования

лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и

профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих

программы высшего образования;

ж) финансово-экономическая деятельность образовательных

организаций высшего образования в части обеспечения реализации

образовательных программ высшего образования;

з) структура образовательных организаций высшего образования,

реализующих образовательные программы высшего образования (в том

числе характеристика филиалов);

и) научная и творческая деятельность образовательных организаций

высшего образования, а также иных организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, связанная с реализацией образовательных

программ высшего образования;

к) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

в части реализации образовательных программ высшего образования.

III. Дополнительное образование

  1. Сведения о развитии дополнительного образования детей

и взрослых:

5

а) численность населения, обучающегося по дополнительным

общеобразовательным программам;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным

программам;

в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих

образовательную деятельность в части реализации дополнительных

общеобразовательных программ;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части

реализации дополнительных общеобразовательных программ;

д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих

образовательную деятельность);

е) финансово-экономическая деятельность организаций,

осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения

реализации дополнительных общеобразовательных программ;

ж) структура организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные

программы (в том числе характеристика филиалов);

з) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

и) учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по

программам дополнительного образования детей.

  1. Сведения о развитии дополнительного профессионального

образования:

а) численность населения, обучающегося по дополнительным

профессиональным программам;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по дополнительным профессиональным

программам;

в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих

образовательную деятельность в части реализации дополнительных

профессиональных программ;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части

реализации дополнительных профессиональных программ;

6

д) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по дополнительным профессиональным программам

(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих

образовательную деятельность);

е) условия освоения дополнительных профессиональных программ

лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

ж) научная деятельность организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, связанная с реализацией дополнительных

профессиональных программ;

з) создание безопасных условий при организации образовательного

процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

в части реализации дополнительных профессиональных программ;

и) профессиональные достижения выпускников организаций,

реализующих программы дополнительного профессионального

образования.

  1. Профессиональное обучение
  2. Сведения о развитии профессионального обучения:

а) численность населения, обучающегося по программам

профессионального обучения;

б) содержание образовательной деятельности и организация

образовательного процесса по основным программам профессионального

обучения;

в) кадровое обеспечение организаций, осуществляющих

образовательную деятельность в части реализации основных программ

профессионального обучения;

г) материально-техническое и информационное обеспечение

организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части

реализации основных программ профессионального обучения;

д) условия профессионального обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидов;

е) трудоустройство (изменение условий профессиональной

деятельности) выпускников организаций, осуществляющих

образовательную деятельность;

ж) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную

деятельность по основным программам профессионального обучения

(в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих

образовательную деятельность);

7

з) финансово-экономическая деятельность организаций,

осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения

реализации основных программ профессионального обучения;

и) сведения о представителях работодателей, участвующих

в учебном процессе.

  1. Дополнительная информация о системе образования
  2. Сведения об интеграции образования и науки, а также образования

и сферы труда:

а) интеграция образования и науки;

б) участие организаций различных отраслей экономики

в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

  1. Сведения об интеграции российского образования с мировым

образовательным пространством.

  1. Развитие системы оценки качества образования

и информационной прозрачности системы образования:

а) оценка деятельности системы образования гражданами;

б) результаты участия обучающихся лиц в российских

и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также

в иных аналогичных мероприятиях;

в) развитие механизмов государственно-частного управления

в системе образования;

г) развитие региональных систем оценки качества образования.

  1. Сведения о создании условий социализации и самореализации

молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам

образования):

а) социально-демографические характеристики и социальная

интеграция;

б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных

достижениях;

в) образование и занятость молодежи;

г) деятельность федеральных органов исполнительной власти

и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

созданию условий социализации и самореализации молодежи.