Отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 (далее Правила).

В соответствии с п. 33 Правил исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него
объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о
предоставлении коммунальных услуг;

б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении
коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг
потребителям;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое
обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых
предоставляются коммунальные услуги потребителю;

д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;

и) принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

л) при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;

н) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

Также Правилами определены и обязанности потребителя, в т.ч. своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

Отношения, возникающие между потребителями услуг и теми, кто их оказывает как и любые иные взаимоотношения, не всегда просто складываются, не всегда удаётся их урегулировать путём переговоров, В случаях, когда потребители услуг полагают, что их права нарушены, а исполнитель с данной позицией не согласен, объективную оценку ситуации может дать суд, статья 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает способы реализации данного права.

  1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

  2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по
    месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный
    предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он

может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей,
освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.

Законодатель обязывает до подачи искового заявления изложить в письменной форме и направить претензию лишь в случаях, если конфликт возник при оказании услуг связи, транспортных услуг или заявляются требования об изменении или расторжении договора.. В остальных случаях предъявление претензии не обязательно и исковое заявление будет принято судом к рассмотрению, если оно составлено с соблюдением требований, предъявляемых к нему ст.ст. 131,132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Форма и содержание искового заявления

  1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

  2. В исковом заявлении должны быть указаны:

 

  1. наименование суда, в который подается заявление;

  2. наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее
    место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление
    подается представителем;

 

  1. наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является
    организация, ее место нахождения;

  2. в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных
    интересов истца и его требования;

  3. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства,
    подтверждающие эти обстоятельства;

  4. цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых
    денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это
установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

 

3. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него

полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

К исковому заявлению прилагаются:

его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои

требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них

отсутствуют;

текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка

урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или

договором;

расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его

представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Составление претензии.

Как показывает практика, недопонимание, либо различное толкование сторонами условий соглашений об услугах, низкая правовая грамотность, сложившаяся практика делового оборота и ряд иных, как объективных, так и субъективных причин, могут выявляться и быть скорректированы на этапе досудебного разбирательства, после подачи претензии. Поэтому целесообразно её оформить и направить «обидчику» для выявления его позиции. Не исключена возможность её удовлетворения в добровольном порядке. В отсутствии спора, процедуры судебного разбирательства не потребуется. В случае, если противная сторона не согласится с вашими доводами, вы будете информированы о причинах отказа. Оценив аргументы и доводы в ответе на претензию, их обоснованность, соизмерив свои силы на участие в процессе, который может носить длительный характер, оформляйте иск. Процедура рассмотрения судебного иска

В составлении иска вам окажут помощь квалифицированные специалисты консультационного центра ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по Забайкальскому краю» или любой общественной организации.

Согласно со ст. 40 Закона Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей. Для этого Вам необходимо обратиться в Управление с соответствующим заявлением, сформулировав исковые требования, указав размер имущественного вред (необходимо подтвердить документально), а также определить размер морального вреда, обосновав нравственные и физические страдания. Так же Управление по ходатайству потребителя может принять участие в деле с целью дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

После подачи иска в суд, назначается день предварительного слушания дела, где судом ответчику вручается копия искового заявления и судья принимает меры к примирению сторон. Процедура рассмотрения дела в суде первой инстанции законодателем ограничена в пределах 2х месячного срока с даты регистрации иска при его подаче. Рассмотрение дела в суде завершается вынесением решения, обязательное исполнение которого обеспечивается государством. Но решение может быть оспорено в 10-дневный срок со дня его оформления в окончательной форме потребителем или ответчиком, не согласным с судебным решением, который вправе подать жалобу в вышестоящий суд через суд, принявший решение. Если жалоба не подаётся, по заявлению заинтересованной в результате стороны, выдаётся исполнительный лист, по которому служба судебных приставов производит принудительное исполнение решения в порядке, определяемом законом об исполнительном производстве. При подаче жалобы на решение, возбуждается кассационное производство по делу.

 

В Управлении сформировалась положительная судебная практика по данной категории дел. Это прежде всего взыскание с исполнителей услуг имущественного вреда нанесенного некачественной услугой (затопление квартиры, перенапряжение в электросети), а также в пользу потребителей взыскивался моральный вред (перерывы в подаче горячей воды, температура воздуха в квартире ниже нормативной и т.д.)

В Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (далее Управление) поступают письменные обращения потребителей, преимущественно это сельские жители, на нарушение их прав действиями ООО «РСП» (Российская социальная программа). Фирма зарегистрирована и расположена в г. Москве, в Чите же работает ее представитель, который не имеет ни каких полномочий и занимается только консультированием граждан.