С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный 

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 

 

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт 

дошкольного образования? 

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС 

ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 

части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об 

образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность 

требований, обязательных при реализации основных образовательных 

программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными 

учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным 

приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно 

познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. 

 

 

С чем связано введение ФГОС ДО? 

 

 Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации 

содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому 

 

ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. 

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает 

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не 

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. 

 

Для кого написан ФГОС, с какой целью? 

 

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, 

воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных 

партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей: 

 

• повышение социального статуса дошкольного образования; 

• обеспечение государством равенства возможностей для каждого 

ребенка в получении качественного дошкольного образования; 

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества 

дошкольного образования на основе единства обязательных 

требований к условиям реализации образовательных программ 

дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 

• сохранение единства образовательного пространства Российской 

Федерации относительно уровня дошкольного образования. 

 

 

 

 

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт? 

 

 

 

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том 

числе их эмоционального благополучия; 

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого 

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, 

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других 

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, 

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их 

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, 

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как 

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный 

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей 

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, 

семьи, общества; 

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей 

здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, 

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, 

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование 

предпосылок учебной деятельности; 

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и 

организационных форм дошкольного образования, возможности 

формирования Программ различной направленности с учетом 

 

 

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья 

детей; 

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, 

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям 

детей; 

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения 

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах 

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

 

 

 

 

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО? 

 

 Стандарт выдвигает три группы требований: 

 

1. Требования к структуре основной образовательной программы 

дошкольного образования; 

2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы 

дошкольного образования; 

3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы 

дошкольного образования. 

 

 

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО? 

 

 В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не 

является основой оценки соответствия установленным требованиям 

образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение 

образовательных программ дошкольного образования не сопровождается 

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 

 

 Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели 

образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит 

во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит 

сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа 

дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, 

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, 

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской 

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. 

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство 

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это 

наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном 

детстве. 

 

 

 

Какие требования к результатам освоения основной образовательной 

программы дошкольного образования устанавливает Стандарт? 

 

 Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в 

виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют 

собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных 

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

 

 

 

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие 

социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе 

завершения ДО: 

 

• инициативность и самостоятельность в разных видах 

деятельности; 

• способность выбирать себе род занятий; 

• уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно 

относится к себе и к другим; 

• обладание чувством собственного достоинства; 

• взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

• проявление в различных видах деятельности воображения, 

фантазии, творчества; 

• подчинение разным правилам и социальным нормам; 

• проявление творческих способностей; 

• способность контролировать свои движения (уровень развития 

крупной и мелкой моторики); 

• способность к волевым усилиям; 

• проявление любознательности; 

• склонность к наблюдению, экспериментированию; 

• способность к принятию собственных решений. 

 

 

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку 

достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а 

представляют собой социальные и психологические характеристики 

возможных достижений ребенка. 

 

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в 

детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к 

школе. 

 

 

 

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? 

 

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо 

создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, 

психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-

пространственной среды. 

 

Результатом реализации этих условий будет создание комфортной 

развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность 

качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и 

воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья. 

 

Как изменятся взаимоотношения с родителями? 

 

 Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны 

участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и 

своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить 

 

C:\Users\irina\Desktop\воспитатель.png

важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными 

участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, 

независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто 

сторонними наблюдателями. 

 

 В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: 

 

• информировать родителей (законных представителей) и 

общественность относительно целей дошкольного образования, общих для 

всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о 

Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, 

вовлечённым в образовательную деятельность; 

 

• обеспечить открытость дошкольного образования; 

 

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в 

образовательной деятельности; 

 

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, 

охране и укреплении их здоровья; 

 

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную 

деятельность, в том числе посредством создания образовательных 

проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и 

поддержки образовательных инициатив семьи; 

 

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, 

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной 

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) 

детей вопросов, связанных с реализацией Программы.