Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

От «____» ___________

 Согласовано

Зам. директора по УВР

______________ Л.И. Метелёва

«____»____________2020 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

Усть-Теленгуйская СОШ

____________ И.В. Крвиошеев

 

 

  Рабочая программа

Основам духовно-нравственных культур народов России

(предмет)

предметная область: ОДНКНР

для 5 класса 

муниципального общеобразовательного учреждения

Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа

на 2020-2021 учебный год

 

 

Учитель: Метелёва Л.И.

                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

- примерной программы по Основам духовно-нравственной культуры народов России и учебно-методическому комплексу система учебников «Алгоритм успеха» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков 2017г.

- основной образовательной программы основного общего образования муниципального образовательного учреждения Усть-Теленгуйская средняя общеобразовательная школа;

В соответствии с учебным планом школы на изучение ОДНКНР в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год.).

Учебно - методический комплект: Учебник - Оновы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций (Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко ,А.В. Поляков – 2 –е издание исправленное – М.: Вентана –Граф, 2016г. Рабочая тетрадь-Оновы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс :рабочая тетрадь (Н.Ф. Виноградова, М.: Вентана –Граф, 2016;Методическое пособие -Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. –М.: Вентана – Граф, 2016. – 64с.

Цель программы:

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. 
  1. Планируемые результаты.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. 
  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры (5 ч)

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч)

«Береги землю родимую, как мать, любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (8 ч)

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (6 ч)

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир. (3 ч)

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. 

Практическая часть программы

Темы индивидуальных учебных проектов:

  1. «Традиции моей семьи»
  2. «Значение религии в жизни человека и общества»
  3. «Памятники религиозной культуры в моем селе»
  4. «Мое отношение к России»
  5. «С чего начинается Родина»
  6. «Герои России»
  7. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  8. «Моя малая Родина»
  9. «Спасти и сохранить
  10. «Христианские святыни России
  11. «Мечети в Росси
  12. «Библия – Книга Книг» 

                                              Тематическое планирование

 

Номер раздела

Наименование раздела

 

Продолжительность изучения раздела в часах

 

Лабораторные, практические работы,

экскурсии, контрольные работы

Раздел 1

В мире культуры

5 часов

 

Раздел 2

Нравственные ценности.

13 часов

 Проект-2

Раздел 3

Религия и культура

8 часов

Проект - 1

Раздел 4

Как сохранить духовные ценности

6 часов

Проект-1

Раздел 5

Твой духовный мир.

3 час

 

Итого:

 

 

35ч.

  Проект-4         

                                   Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

 Итого

В мире культуры (2 часа)

1

Величие многонациональной            российской культуры

2

2

2

Человек – творец и носитель культуры

2

2

Нравственные ценности (7 часов)

3

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

2

2

4

Жизнь ратными подвигами полна

2

2

5

В труде – красота человека

2

2

6

«Плод добрых трудов славен»

2

2

7

Люди труда

2

2

8

Бережное отношение к природе

2

2

9

Семья – хранитель духовных ценностей

2

2

 

Религия и культура (5 часов)

 

 

10

Роль религии в развитии культуры

2

2

11

Культурное наследие христианской Руси.

2

2

12

Культура ислама

2

2

13

Иудаизм и культура

2

 

14

Культурные традиции буддизма

2

2

Как сохранить духовные ценности (2 часа)

15

Забота

государства о сохранении духовных ценностей

2

 2

 

Хранить память предков

2

2

                                     Твой духовный мир (1 час)

   17

      Твой духовный мир

2

2

 

      Итоговый урок

1

1

 

      ИТОГО:

35

35

   

Лист внесения изменений в рабочую программу

 

Дата, № урока

Указывается тема, которая изучается на данном уроке и тема, которая корректируется или заменяется (если материал уплотняется, указываются темы, которые изучаются на данном уроке)

Основание для корректировки (№ приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.)