Аннотация к рабочей программе по истории 5-9 классы  

     Рабочая программа по курсу  «История» для 5-9 классов  подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС)[i], Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт (далее ИКС)[ii],  Примерной основной образовательной программой основного общего образования[iii].

    Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Учебным планом МОУ Усть-Теленгуйской СОШ, согласно которому на изучение истории в 5 – 9 классах отводится 2 учебных часа в неделю (34 учебных недели). Итого на изучение истории в 5-9 классах отведено 340 часов.

     В основу программы заложено два курса: «История России» (160 часов) и «Всеобщая история» (180 часов), которые   изучаются синхронно – параллельно. 

Класс

                Количество часов

Всего

Всеобщая история

История России

5 класс

68 часов

-

68

6 класс

28 часов

40 часов

68

7 класс

28 часов

40 часов

68

8 класс

28 часов

40 часов

68

9 класс

28 часов

40 часов

68

 

180

160

340

 

     Изучение истории в каждом классе начинается с курса «Всеобщая история». Некоторые темы, например, по истории международных отношений и внешней политики России рассматриваются интегрировано.

   В рамках курса «Истории России» программа разработана на основе авторской программы  к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций[iv], которая Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурному стандарту.

    Указанная выше линия учебников входит в действующий Федеральный перечень учебников[v].

   Относительно курса «Всеобщая история» программа разработана на основе авторской программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина, О.С. Сорока – Цюпы 5-9 классы[vi], которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

    Данная линия учебников также входит в действующий Федеральный перечень учебников.

    В связи с переходом на линейную структуру исторического образования и введением историко – культурного стандарта произошло смещение по классам хронологии курса истории  России.

   Согласно новой хронологии построен и курс Всеобщей истории.  В связи с чем,  внесены следующие  изменения в авторскую программу к предметной линии учебников А.А. Вигасина, О.С. Сорока – Цюпы 5-9 классы:

- в 7-8 классах   изучается один учебник за 7-ой класс - История Нового времени. 7 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина (некоторые темы из учебника перенесены для изучения в 8-ой класс);

- в 9 классе изучается учебник истории за 8-ой класс - История Нового времени. 8 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина и первых четыре параграфа учебника за 9 класс -  Новейшая история. 9 класс О.С. Сорока – Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа.

  Региональный компонент изучается последовательно, в соответствии с хронологическими рамками и темами курса истории России.

 

Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории с указанием линий     учебников (согласно действующему Федеральному перечню учебников)

                         и литературы для изучения регионального компонента

Кл./курс

Всеобщая история

История России (согласно ИКС)

5

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

(с древнейших времен до середины V века н.э.)

Первобытность.

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - М.:Просвещение, 2012.-303с.

 

-

 

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв.

Раннее Средневековье

Зрелое Средневековье

Страны Востока в Средние века

Государства доколумбовой Америки.

Учебник: Всеобщая история.История Средних веков.  6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-2 –е изд. –М.: Просвещение, 2013 -288 с.

 

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIIIXV вв.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Образование государства Русь

Русь в конце X – начале XII в.

Культурное пространство

Русь в середине XII – начале XIII в.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Культурное пространство

Формирование единого Русского государства в XV веке

Культурное пространство

Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск  последовательно включается  в разделы, указанные выше)

Учебник: История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций/ Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.-240с. (Инновационная школа)

Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья  с древнейших времен до начала XVI века:

- Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования. – Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с.

7

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв.

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Традиционные общества  Востока в XVI—XVIII вв. Начало европейской колонизации

Учебник: Всеобщая история.  История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014. – 319 с.

Изучается материал с § 1 по §17 включительно.

Из §18-19 пункты 1, 2,3, 4, 5

 

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Смута в России

Россия в XVII веке

Культурное пространство

Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск  последовательно включается  в разделы, указанные выше)

Учебник: История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций/ Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.-224с. (Инновационная школа)

Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XVI-XVII веков:

- Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования. – Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с.

- Забайкалье в XVII – XVIII вв.: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2002.- 126 с.

8

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVIII В.

 Эпоха Просвещения 

Эпоха промышленного переворота 

Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных штатов Америки

Великая французская революция 

Учебник: Всеобщая история.  История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014. – 319 с.

Изучается материал §19 п.6   с §20-30

ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В.

От начала правления Петра I до конца правления Павла 1 (1689 -1801)

Культурное пространство

Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск  последовательно включается  в разделы, указанные выше)

Учебник: История России. XVIII век:учебник для 8 класса общеобразоват. организаций/ В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под ред. Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.-232с. (Инновационная школа)

Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XVIII века:

- Забайкалье в XVII – XVIII вв.: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2002.- 126 с.

9

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (1801-1914 гг.)

Становление индустриального общества

Строительство новой Европы

Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества

Две Америки

Традиционные общества в XIX веке

Международные отношения: обострение отношений

Мир к началу XX  века

Мир в 1900-1914 годах

Учебники:

-Всеобщая история.  История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2016. – 304 с.

Изучаются все параграфы

-Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Сорока – Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа; под ред. А.А. Искендерова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.

Изучается материал с  § 1-4

ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В. (1801 – 1914 гг.)

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Россия в эпоху реформ

Кризис империи в начале ХХ века

Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск  последовательно включается  в разделы, указанные выше)

Учебник: История России. 1801–1914 гг.: учебник для 9 класса. К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв / под ред. Ю.А. Петрова

Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XIX – начала XX века:

-Забайкалье в  XIX веке: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2004. – 178 с.

- Забайкалье в начале XX –XXI вв. Часть I: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – ФГУП «Читинская областная типография», 2007. – 196 с.

-История и география Чернышевского района: научно- популярное издание. – Чита- 2003. -328 с.

 

 

Нормативная база:

  1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цю- пы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
  2. Информационное письмо Института развития образования Забайкальского края от 25.05.2017 №432 «О переходе на линейную структуру исторического образования, «единый» учебник истории на уровне основного и среднего общего образования в Забайкальском крае»
  3. Концепция нового учебно- методического комплекса по отечественной истории/[ Электронный ресурс] Режим доступа: https://ipk.kuz-edu.ru/app/download/download.php?file=2015_2016/22.01.2016/Konsep_novogo_po_UMK.pdf . (Дата обращения: 26.08.17)
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. N 08-2655 "О рассмотрении обращения"
  8. Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 232 с. — (Инновационная школа).
  9. ФГОС основного общего образования с изменениями (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014N1644)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ФГОС_ООО_с_изменениями.pdf. (Дата обращения: 26.08.17)

 

Контрольные работы и проекты по темам

 5 класс   

Раздел

Тема

Количество

часов

Введение

 

 

Жизнь первобытных людей

Проект «Значение эпохи первобытности для человечества»

1

Древний Восток

Контрольная работа  №1 по теме «Древний Египет»

1

Контрольная работа по теме  №2 «Древний Восток»

1

Древняя Греция

Контрольная работа  №3

1

Древний Рим

Контрольная работа №4

1

 

Итоговый проект

1

 

 

Контрольные работы и проекты по темам

 6 класс

Раздел

Тема

Количество

часов

 

Введение

 

 

 

1.Становление Средневековой Европы (VI – XI века)

 

 

 

2.Византийская империя и славяне в VI – XI веках

 

 

 

3.Арабы в VI – XI веках

 

 

 

4.Феодалы и крестьяне

 

 

 

5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе

 

 

 

6.Католическая церковь в XI –XIII  веках

Контрольная работа  «Средневековая Европа  в VI – XI веках»

1

 

7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI –XV века)

 

 

 

8.Славянские государства и Византия в XIV -  XV  веках

 

 

 

9.Культура Западной Европы и Средние века

 

 

 

10.Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

 

 

 

Заключительные уроки

Итоговая контрольная работа по курсу истории Средних веков

1

 

Итоговый проект «Живое Средневековье»

1

 

        История России с древнейших времен до начала XVI века

 

 

Введение

 

 

 

1.Древние жители нашей Родины

Проект «Моя Родина в древности»

1

 

2.Русь в IX – XII веках

Контрольная работа №1

1

 

3.Русские земли в середине XVII – начале XVIII века

 

 

 

4.Русь между Востоком и Западом

Контрольная работа №2

1

 

5.Русские земли в середине XIII - XV века

Контрольная работа №3

1

 

Заключительные уроки

 

 

Итоговый проект

1

 

 

Контрольные работы и проекты по темам

 7 класс

 

Раздел

Тема

Количество

часов

Всеобщая история. Новая история XV –XVII век

1.Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

Контрольная работа №1

1

2.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

Проект «Международные отношения в XVI –XVII веках»

1

3.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

 

 

Заключительные уроки

Контрольная работа по курсу Новой истории за 7-ой класс

1

Итоговый проект

1

        История России с древнейших времен до начала XVI века

 

Вводный урок

 

 

1.Создание Московского царства

Контрольная работа №1

1

2.Смутное время

Проект «Смута в сердцах и умах людей»

1

3.Россия при первых Романовых

Проект «Искусство в XVII»

2

Контрольная работа №2

 

Заключительные уроки

Итоговый проект

1

Диагностическая работа

1

 

 

 

 

Контрольные работы и проекты по темам

 8 класс

 

Раздел

Тема

Количество

часов

1.Эпоха Просвещения

Проект «Мир художественной культуры Просвещения»

2

Контрольная работа №1

1

2.Эпоха промышленного переворота

 

 

3.Война североамериканских колоний за независимость

 

 

4.Великая французская революция

Проект «Символы Великой французской революции»

2

 

Контрольная работа по курсу Новой истории за 8-ой класс

1

                               История России XVIII век

 

Вводный урок

 

 

1.Эпоха реформ Петра I

Контрольная работа №1

1

2.Россия в эпоху дворцовых переворотов

Проект «Дворцовые перевороты»

1

3.Расцвет Российской империи

Контрольная работа №2

1

4.Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

Проект «Русская культура XVIII века

2

Контрольная работа №3

1

 

 

График контрольных работ и проектов по темам

 9 класс   

Раздел

Тема

Количество

часов

Введение

 

 

Становление индустриального общества

 

 

Строительство новой Европы

Проект «Мир в первой половине 19 века»

(с использованием ИКТ)

1

 

Страны Западной Европы в конце 19 века. Успехи и проблемы индустриального общества

 

 

Две Америки

 

 

Традиционные общества в 19 в. Новый этап колонизации

 

 

Международные отношения: обострение противоречий

 

 

Мир в 1900-1914 годах

 

 

 

Итоговая контрольная  работа по курсу Новой истории за 9 класс

1

Вводный урок

 

 

Россия на пути к реформам

1801-1861 гг.

Проект «Культурное пространство в России в первой половине 19 века» (с использованием ИКТ)

1

Россия в эпоху перемен

Контрольная работа «Россия в эпоху перемен»

1

Кризис империи в начале 20 в.

 

 

 

Итоговая контрольная работа

1