Аннотация к рабочей программе по истории 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История» для 5-9 классов подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС)[i], Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт (далее ИКС)[ii], Примерной основной образовательной программой основного общего образования[iii].
Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Учебным планом МОУ Усть-Теленгуйской СОШ, согласно которому на изучение истории в 5 – 9 классах отводится 2 учебных часа в неделю (34 учебных недели). Итого на изучение истории в 5-9 классах отведено 340 часов.
В основу программы заложено два курса: «История России» (160 часов) и «Всеобщая история» (180 часов), которые изучаются синхронно – параллельно.
Класс |
Количество часов |
Всего |
|
Всеобщая история |
История России |
||
5 класс |
68 часов |
- |
68 |
6 класс |
28 часов |
40 часов |
68 |
7 класс |
28 часов |
40 часов |
68 |
8 класс |
28 часов |
40 часов |
68 |
9 класс |
28 часов |
40 часов |
68 |
|
180 |
160 |
340 |
Изучение истории в каждом классе начинается с курса «Всеобщая история». Некоторые темы, например, по истории международных отношений и внешней политики России рассматриваются интегрировано.
В рамках курса «Истории России» программа разработана на основе авторской программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций[iv], которая Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурному стандарту.
Указанная выше линия учебников входит в действующий Федеральный перечень учебников[v].
Относительно курса «Всеобщая история» программа разработана на основе авторской программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина, О.С. Сорока – Цюпы 5-9 классы[vi], которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Данная линия учебников также входит в действующий Федеральный перечень учебников.
В связи с переходом на линейную структуру исторического образования и введением историко – культурного стандарта произошло смещение по классам хронологии курса истории России.
Согласно новой хронологии построен и курс Всеобщей истории. В связи с чем, внесены следующие изменения в авторскую программу к предметной линии учебников А.А. Вигасина, О.С. Сорока – Цюпы 5-9 классы:
- в 7-8 классах изучается один учебник за 7-ой класс - История Нового времени. 7 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина (некоторые темы из учебника перенесены для изучения в 8-ой класс);
- в 9 классе изучается учебник истории за 8-ой класс - История Нового времени. 8 класс А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина и первых четыре параграфа учебника за 9 класс - Новейшая история. 9 класс О.С. Сорока – Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа.
Региональный компонент изучается последовательно, в соответствии с хронологическими рамками и темами курса истории России.
Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории с указанием линий учебников (согласно действующему Федеральному перечню учебников)
и литературы для изучения регионального компонента
Кл./курс |
Всеобщая история |
История России (согласно ИКС) |
5 |
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (с древнейших времен до середины V века н.э.) Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - М.:Просвещение, 2012.-303с.
|
-
|
6 |
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. Учебник: Всеобщая история.История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-2 –е изд. –М.: Просвещение, 2013 -288 с.
|
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Народы и государства на территории нашей страны в древности Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск последовательно включается в разделы, указанные выше) Учебник: История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций/ Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.-240с. (Инновационная школа) Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья с древнейших времен до начала XVI века: - Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования. – Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с. |
7 |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) Традиционные общества Востока в XVI—XVIII вв. Начало европейской колонизации Учебник: Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014. – 319 с. Изучается материал с § 1 по §17 включительно. Из §18-19 пункты 1, 2,3, 4, 5
|
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск последовательно включается в разделы, указанные выше) Учебник: История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций/ Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.-224с. (Инновационная школа) Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XVI-XVII веков: - Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие по региональному компоненту образования. – Чита: АНО «ЦНОП»; Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 248 с. - Забайкалье в XVII – XVIII вв.: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2002.- 126 с. |
8 |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVIII В. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных штатов Америки Великая французская революция Учебник: Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2014. – 319 с. Изучается материал §19 п.6 с §20-30 |
ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В. От начала правления Петра I до конца правления Павла 1 (1689 -1801) Культурное пространство Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск последовательно включается в разделы, указанные выше) Учебник: История России. XVIII век:учебник для 8 класса общеобразоват. организаций/ В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под ред. Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.-232с. (Инновационная школа) Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XVIII века: - Забайкалье в XVII – XVIII вв.: Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2002.- 126 с. |
9 |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (1801-1914 гг.) Становление индустриального общества Строительство новой Европы Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества Две Америки Традиционные общества в XIX веке Международные отношения: обострение отношений Мир к началу XX века Мир в 1900-1914 годах Учебники: -Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват.организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд.-М.: Просвещение, 2016. – 304 с. Изучаются все параграфы -Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Сорока – Цюпа, А.О. Сорока – Цюпа; под ред. А.А. Искендерова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с. Изучается материал с § 1-4 |
ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В. (1801 – 1914 гг.) Россия на пути к реформам (1801–1861) Россия в эпоху реформ Кризис империи в начале ХХ века Региональный компонент (учебный материал по истории Забайкалья, Чернышевского района, п. Чернышевск последовательно включается в разделы, указанные выше) Региональный компонент изучается в соответствии с материалами учебных книг по истории Забайкалья XIX – начала XX века: -Забайкалье в XIX веке: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита: 2004. – 178 с. - Забайкалье в начале XX –XXI вв. Часть I: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ. – ФГУП «Читинская областная типография», 2007. – 196 с. -История и география Чернышевского района: научно- популярное издание. – Чита- 2003. -328 с.
|
Нормативная база:
- Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цю- пы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
- Информационное письмо Института развития образования Забайкальского края от 25.05.2017 №432 «О переходе на линейную структуру исторического образования, «единый» учебник истории на уровне основного и среднего общего образования в Забайкальском крае»
- Концепция нового учебно- методического комплекса по отечественной истории/[ Электронный ресурс] Режим доступа: https://ipk.kuz-edu.ru/app/download/download.php?file=2015_2016/22.01.2016/Konsep_novogo_po_UMK.pdf . (Дата обращения: 26.08.17)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 2016 г. N 08-2655 "О рассмотрении обращения"
- Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 232 с. — (Инновационная школа).
- ФГОС основного общего образования с изменениями (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014N1644)/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ФГОС_ООО_с_изменениями.pdf. (Дата обращения: 26.08.17)
Контрольные работы и проекты по темам
5 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Введение |
|
|
Жизнь первобытных людей |
Проект «Значение эпохи первобытности для человечества» |
1 |
Древний Восток |
Контрольная работа №1 по теме «Древний Египет» |
1 |
Контрольная работа по теме №2 «Древний Восток» |
1 |
|
Древняя Греция |
Контрольная работа №3 |
1 |
Древний Рим |
Контрольная работа №4 |
1 |
|
Итоговый проект |
1 |
Контрольные работы и проекты по темам
6 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
|
Введение |
|
|
|
1.Становление Средневековой Европы (VI – XI века) |
|
|
|
2.Византийская империя и славяне в VI – XI веках |
|
|
|
3.Арабы в VI – XI веках |
|
|
|
4.Феодалы и крестьяне |
|
|
|
5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
|
|
|
6.Католическая церковь в XI –XIII веках |
Контрольная работа «Средневековая Европа в VI – XI веках» |
1 |
|
7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI –XV века) |
|
|
|
8.Славянские государства и Византия в XIV - XV веках |
|
|
|
9.Культура Западной Европы и Средние века |
|
|
|
10.Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
|
|
|
Заключительные уроки |
Итоговая контрольная работа по курсу истории Средних веков |
1 |
|
Итоговый проект «Живое Средневековье» |
1 |
|
|
История России с древнейших времен до начала XVI века |
|
|
|
Введение |
|
|
|
1.Древние жители нашей Родины |
Проект «Моя Родина в древности» |
1 |
|
2.Русь в IX – XII веках |
Контрольная работа №1 |
1 |
|
3.Русские земли в середине XVII – начале XVIII века |
|
|
|
4.Русь между Востоком и Западом |
Контрольная работа №2 |
1 |
|
5.Русские земли в середине XIII - XV века |
Контрольная работа №3 |
1 |
|
Заключительные уроки |
|
||
Итоговый проект |
1 |
|
Контрольные работы и проекты по темам
7 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Всеобщая история. Новая история XV –XVII век |
||
1.Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. |
Контрольная работа №1 |
1 |
2.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) |
Проект «Международные отношения в XVI –XVII веках» |
1 |
3.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. |
|
|
Заключительные уроки |
Контрольная работа по курсу Новой истории за 7-ой класс |
1 |
Итоговый проект |
1 |
|
История России с древнейших времен до начала XVI века |
|
|
Вводный урок |
|
|
1.Создание Московского царства |
Контрольная работа №1 |
1 |
2.Смутное время |
Проект «Смута в сердцах и умах людей» |
1 |
3.Россия при первых Романовых |
Проект «Искусство в XVII» |
2 |
Контрольная работа №2 |
|
|
Заключительные уроки |
Итоговый проект |
1 |
Диагностическая работа |
1 |
Контрольные работы и проекты по темам
8 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
1.Эпоха Просвещения |
Проект «Мир художественной культуры Просвещения» |
2 |
Контрольная работа №1 |
1 |
|
2.Эпоха промышленного переворота |
|
|
3.Война североамериканских колоний за независимость |
|
|
4.Великая французская революция |
Проект «Символы Великой французской революции» |
2 |
|
Контрольная работа по курсу Новой истории за 8-ой класс |
1 |
История России XVIII век |
|
|
Вводный урок |
|
|
1.Эпоха реформ Петра I |
Контрольная работа №1 |
1 |
2.Россия в эпоху дворцовых переворотов |
Проект «Дворцовые перевороты» |
1 |
3.Расцвет Российской империи |
Контрольная работа №2 |
1 |
4.Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого |
Проект «Русская культура XVIII века |
2 |
Контрольная работа №3 |
1 |
График контрольных работ и проектов по темам
9 класс
Раздел |
Тема |
Количество часов |
Введение |
|
|
Становление индустриального общества |
|
|
Строительство новой Европы |
Проект «Мир в первой половине 19 века» (с использованием ИКТ) |
1
|
Страны Западной Европы в конце 19 века. Успехи и проблемы индустриального общества |
|
|
Две Америки |
|
|
Традиционные общества в 19 в. Новый этап колонизации |
|
|
Международные отношения: обострение противоречий |
|
|
Мир в 1900-1914 годах |
|
|
|
Итоговая контрольная работа по курсу Новой истории за 9 класс |
1 |
Вводный урок |
|
|
Россия на пути к реформам 1801-1861 гг. |
Проект «Культурное пространство в России в первой половине 19 века» (с использованием ИКТ) |
1 |
Россия в эпоху перемен |
Контрольная работа «Россия в эпоху перемен» |
1 |
Кризис империи в начале 20 в. |
|
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |