Муниципальное общеобразовательное учреждение

Размахнинская средняя общеобразовательная школа

 

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол №    26   от «_31___» __08___20 _15__г.  

 

Утверждаю:

Директор школы

_______ /Немеров В.Н./

от «___»__________ 201    года

 

АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для обучающихся с задержкой психического развития

на 2016-2021 учебный год

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО

1.Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с задержкой психического развития муниципального общеобразовательного учреждения Размахнинской средней общеобразовательной школы  (далее - Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

АООП ООО ЗПР Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
  • СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
  • Уставом школы,
  • с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
  • с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования.

Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Цель АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы: создание условий для освоения содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи, реализуемые на уровне ООО:                     

  • Создание условий для адаптации обучающихся при переходе с первого уровня обучения на второй уровень основной школы;
  • Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательно-образовательной деятельности;
  • Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования, повышение мотивации обучения;
  • Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным предметам;
  • Освоение активных форм получения и использования информации;
  • Организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ;
  • Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР программы положены следующие принципы:

  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • Коррекционная направленность образовательной деятельности;
  • Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
  • Онтогенетический принцип;
  • Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
  • Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • Принцип сотрудничества с семьей.

АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в гимназии желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.

К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:

Учащиеся с задержкой психического развития обучаются по общеобразовательным программам массовой школы.

Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач:

  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной при помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.

В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом не менее 1 часа в неделю.

Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по логопедии вне школы.

В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны учитываться рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного руководителя об особенностях развития, организации познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности.

АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:

  • обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР;
  • обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;
  • организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.

АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы.

Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):

  • с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе;
  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.

Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет два года. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

АООП ООО

Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.

Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, соответствуют ООП ООО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.

Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы.

Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:

  • содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
  • оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),
  • объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ООО соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП ООО Школы.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).

Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны соответствовать требованиям:

  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
  • Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).
  • Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде.
  • Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
  • Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.
  • Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
  • Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
  • Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.
  • Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
  • Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.

  • Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.
  • Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
  • Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
  • Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
  • Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
  • Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
  • Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
  • Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.
  • Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
  • Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
  • Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
  • Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
  • Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
  • Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
  • Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
  • Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
  • Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
  1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:

-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.

  • Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
  • Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
  • Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
  • Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.

Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным предметам соответствуют ООП ООО Школы.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

АООП ООО

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ЗПР). Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.