Муниципальное общеобразовательное учреждение
Размахнинская средняя общеобразовательная школа
|
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся с задержкой психического развития
на 2016-2021 учебный год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с задержкой психического развития муниципального общеобразовательного учреждения Размахнинской средней общеобразовательной школы (далее - Школа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП ООО ЗПР Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
- Уставом школы,
- с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
- с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Цель АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы: создание условий для освоения содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи, реализуемые на уровне ООО:
- Создание условий для адаптации обучающихся при переходе с первого уровня обучения на второй уровень основной школы;
- Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательно-образовательной деятельности;
- Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования, повышение мотивации обучения;
- Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным предметам;
- Освоение активных форм получения и использования информации;
- Организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ;
- Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР программы положены следующие принципы:
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- Коррекционная направленность образовательной деятельности;
- Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;
- Онтогенетический принцип;
- Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;
- Принцип преемственности;
- Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
- Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в гимназии желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
Учащиеся с задержкой психического развития обучаются по общеобразовательным программам массовой школы.
Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач:
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной при помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом не менее 1 часа в неделю.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по логопедии вне школы.
В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны учитываться рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного руководителя об особенностях развития, организации познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
- обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР;
- обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;
- организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников образовательных отношений):
- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в Школе;
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет два года. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
- Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП ООО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, соответствуют ООП ООО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы.
Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ООО соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны соответствовать требованиям:
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.).
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
- Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным предметам соответствуют ООП ООО Школы.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ЗПР). Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
- предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.