Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шилкинского муниципального района Забайкальского края
Ононская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО начальных классов Протокол №_____от_____________ Руководитель МО ______________ (………………………….) |
«Принято» педагогическим советом Протокол №____от __________
|
«Утверждено» Директор_________________ (Голобоков Ю.В.) Приказ №_____от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Родной (русский) язык и литература»
1-4 класс
начальное общее образование
2015-2019 учебный год
Срок реализации программы: 4года
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Планируемые результаты освоения предмета «Родной (русский) язык и литература»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является сформированность следующих умений:
- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками.
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения.
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов.
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста.
- редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова,
- распространять предложение и так далее.
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк.
- Создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
2 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметнымирезультатамиизучениякурса«Родной (русский) язык и литература»являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
РегулятивныеУУД
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
Уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
3 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатамиизучениякурса«Родной (русский) язык и литература»являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
4 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметнымирезультатамиизучениякурса«Родной (русский) язык и литература»являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
Регулятивные УУД
Выпускник научатся:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УУД
Выпускник научатся:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
Коммуникативные УУД
Выпускник научатся:
- задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Выпускник должны знать:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- иностранные заимствования;
- речевой этикет: формы обращения;
- предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
- композицию текста.
Уметь:
- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;
- редактировать простое и сложное предложение;
-исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Содержание тем учебного курса
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и литература» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
2 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи.Слово.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Основные виды деятельности:
Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звуко-буквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные
слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и
составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание.Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Основные виды деятельности:
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлятьих на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонациейпредложения.
Читать предложения с разной интонацией.
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Вести диалог с автором при чтении текста.
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы.
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
3 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи.Слово.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Основные виды деятельности:
Повторить материал изученный во 2-ом классе.
Знать опознавательные признаки изученных орфограмм и грамотно писать слова с данными орфограммами.
Иметь представление о значении слова, словах синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся должны знать:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
- композицию текста.
Обучающиеся должны уметь:
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Основные виды деятельности:
Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.
4 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. Фразеологизмы. Диалектизмы. Сравнение, эпитеты, олицетворение. Метафора. Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Основные виды деятельности:
У выпускника будут сформированы:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
-иностранные заимствования;
- речевой этикет: формы обращения;
-исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Художественный стиль. Общее понятие. Рифма. Диалог и монолог. Драматические импровизации. Композиции текста. Основные элементы композиции. Работа с деформированным текстом. Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль.
Официально-деловой стиль. Тезисы. Конспект. Аннотация. Я пишу письмо. Личный дневник. Лингвистический турнир. Работа с текстом.
Основные виды деятельности:
У выпускника будут сформированы:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
-композицию текста.
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).