ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2016-2021 г.г.
- Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Ононской средней общеобразовательной школы( МОУ Ононской СОШ) Забайкальского края муниципального района «Шилкинский район» на 2016-2021гг.
|
Разработчик Программы |
Творческий коллектив, включающий в себя представителей администрации, педагогического и ученического коллективов, родительской общественности школы |
Исполнители и участники Программы |
Администрация, педагогические работники, учащиеся, семьи учащихся, Совет школы и социальные партнеры школы |
Управление Программой |
Управление реализацией программы осуществляет директор школы. Корректировка программы осуществляется Советом школы и педагогическим советом школы |
Научно-методические и нормативно-правовые основы разработки Программы |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях(СанПиН 2.4.2. 2821-10, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189); - Конвенция о правах ребёнка; - Локальные акты школы |
Контроль хода реализации Программы |
Обсуждение и подведение промежуточных итогов на административных совещаниях и педагогических советах, Совете школы и родительских собраниях |
Сроки реализации Программы |
Начало реализации – сентябрь 2016 г.; окончание – июль 2021 г. |
Этапы реализации Программы |
I этап: Организационный этап (сентябрь 2016 г–август 2017г.) - Изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС общего образования (всех уровней) с целью определения основных направлений обновления образовательной системы школы; - Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с ФЗ № 273-ФЗ и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. II этап: Основной этап (сентябрь 2017 г. – июль 2020 г.). - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Внедрение ФГОС ООО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. - Научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; - Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. III этап: Обобщающий этап (август 2020 г. – август 2021г.). - Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. |
Цели Программы |
|
Задачи Программы |
|
Ресурсное обеспечение реализации Программы |
Осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1.В системе управления:
-в школе будет действовать обновленная система управления; -нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики;
-система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы.
2.В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива: - 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; - не менее 30 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям; - не менее 10 % педагогов будут иметь опыт по обобщению собственного опыта на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах и т.д. 3. В организации образовательного процесса: - в штате школы будет находиться педагог- психолог и учитель-логопед; - школьники будут получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий; - не менее 50 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования; - 40 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); 4.В организации медико-психолого-социально-педагогического сопровождения образовательного процесса: - обновление системы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения образовательного процесса 5. В обновлении инфраструктуры: - инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; -учебные кабинеты школы будут иметь доступ к Интернет-ресурсам и объединены локальной сетью; 6.В расширении партнерских отношений: - не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.);
- с партнерами социума (учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) будет налажена атмосфера сотрудничества при реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.
|
Объем и источники финансирования Программы |
Бюджеты всех уровней (за счет вхождения в федеральные и краевые программы) |
ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
МОУ Ононская СОШ расположена в центре села Ононское. Здание школы – типовое, двухэтажное, сдано в эксплуатацию в 1973 году. Предельная наполняемость-420 человек.
У школы имеется филиал - начальная общеобразовательная школа села Усть-Ножовая (расположена в приспособленном деревянном одноэтажном здании). «Градообразующим предприятием» села является ГУП ОПХ «Ононское». Кроме этого на территории села Ононское функционируют: детский сад, Дом культуры, участковая больница, администрация поселения, торговые заведения, отделение почты.
Село расположено в 100 км от районного центра – города Шилка, в 280 км от краевого центра- города Чита и в 50 км от пункта сдачи ОГЭ и ЕГЭ- поселка Первомайский.
Большинство родителей учащихся школы являлись работниками выше названных предприятий и учреждений . Но за последние пять лет значительно сократилось число рабочих мест в ГУП ОПХ «Ононское», что привело к росту безработных родителей и родителей, работающих вахтовым методом. Образовательный уровень родителей: с высшим образованием- 3%; со средним специальным - 20%; со средним -17%; с начальным профессиональным или с основным общем -60%. В социальном заказе школе родители ставят на первое место: обеспечение подготовки учащихся для поступления в ВУЗы и ССУЗы -55%; развитие природных данных- 23%; чтобы ребенок находился в школьном пространстве до 16 лет-22%. Учащиеся школы: хотят получить качественное образование -50%; хотят иметь учебный успех -30%; хотят, чтобы было интересно в школе -20%.
Анализ итогов диагностики микросоциума школы позволяет выделить следующие его черты: недостаточный образовательный и культурный уровень значительной части населения; достаточно высокий процент неблагополучных (28%), многодетных (49%)и малообеспеченных семей (58%). Вместе с тем 50% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, но только 45% из них способны глубоко изучить способности и склонности ребенка, активно сотрудничать со школой. Наблюдается рост числа родителей, уклоняющихся от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу. Ухудшение экономического и социального положения семей ведет к падению рождаемости, а значит и к снижению числа учащихся школы. Также при наборе в первый класс наблюдается тенденция роста числа больных детей и детей с отклонениями в развитии.
Школа укомплектована квалифицированными кадрами (23 педагогических работника). Из них: высшее образование имеют-11 человек (48%); среднее специальное -10(43%). К настоящему времени сложился стабильный, работоспособный и опытный коллектив (82% имеют стаж педагогической работы 20 и более лет). Имеют звания и награды: «Почетный работник образования»- 5 человек; награждены Почетной грамотой министерства образования РФ-5 человек. Учителю представлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных планов и программ. Большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства учителей.
Внешние и внутренние экспертные оценки свидетельствуют о том, что наша школа пользуется авторитетом и популярностью в ряду образовательных учреждений Шилкинского района.
В школе обучается 193 ученика (из них – 22 учащиеся начальной общеобразовательной школы с. Усть-Ножовая).
Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1-х классах-33 недели, в остальных не менее 34 недели, без учета государственной (итоговой) аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года (сумарно)-30 календарных дней, летом-8 недель. Для учащихся 1-х классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Школа работает в одну смену, по пятидневной рабочей недели. Начало занятий в -8.30. Продолжительность урока -45 минут. Перемены между уроками – две по 15 минут, одна 5 минут, остальные по 10 минут. Внеурочная, внеклассная работа, работа кружков и спортивных секций проводится во второй половине дня с 16.00 до 19.00.
Учебный процесс, в школе, осуществляется в классно-урочной форме. В зависимости от дидактических целей, реализуемых на учебных занятиях, проводятся следующие виды уроков: формирование знаний; закрепление и совершенствование знаний; формирование умений и навыков; применение знаний на практике; повторение и систематизация знаний; проверка знаний; комбинированный урок. За последние годы в школьную жизнь вошли такие формы организации обучения: урок-КВН; урок-игра; урок-сказка, урок-смотр знаний; урок-зачет.
Это позволяет формировать у учащихся положительное отношение к учебе, чувства долга и ответственности, создает ситуации переживаний, познавательной новизны.
Выбирая методики преподавания, педагоги школы отдают предпочтение развивающим методикам, учитывающим индивидуальные особенности учащихся, способствующие формированию устойчивых навыков самостоятельной работы.
Расписание составляется с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, что позволяет не допускать перегрузки учащихся в учебной ситуации. В школе имеется 17 учебных кабинетов (5-кабинетов оборудованы лаборантскими), комбинированные мастерские для слесарных, токарных и столярных работ, спортивный зал и пришкольная спортивная площадка, библиотека. Занятия по информатике проводятся в специально оборудованном классе. За последние 4 года значительно пополнен и обновлен библиотечный фонд школы, но удовлетворить потребности школы полностью он пока не может. Так же приобретены: компьютеры, мультимедийные проекторы, оргтехника, лабораторное и демонстрационное оборудование, спортивный инвентарь. Сделан капитальный ремонт системы отопления, построена спортивная площадка для филиала. Организовано обучение больных детей, которые, согласно заключения краевого МППК, занимаются по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 и 8 видов. Питание школьников осуществляется в школьной столовой, горячими, бесплатными завтраками охвачено 42 % учащихся. На пришкольном и подсобном участках ежегодно выращиваются овощи (картофель, капуста, морковь, свекла и т.д.). Собранные овощи идут на удешевление питания детей. Медицинское обслуживание осуществляют работники Ононской участковой больницы и выездные бригады ЦРБ г. Шилка. Для детей проживающих в с. Новое, с.Усть-Ножовая и чабанских стоянках организован ежедневный подвоз на учебные занятия и обратно. Для этих целей имеются два автобуса, которые полностью соответствуют всем нормам безопасной перевозки детей. специально предназначен для перевозки детей. Актового зала в школе нет, поэтому все мероприятия проводятся в спортивном зале или в столовой.
Анализируя работу педагогического коллектива за последние годы, можно выделить следующие позитивные тенденции:
- стабильные показатели качества обучения учащихся, результатов ОГЭ и ЕГЭ -своевременное и в полном объёме (согласно графика) прохождение КПК учителями школы;
- укрепление материальной базы ОУ В тоже время анализ образовательной ситуации в школе позволяет выделить следующие, наиболее актуальные проблемы:
- при приёме в 1 класс наблюдается рост числа больных детей и детей с отклонением в развитии;
- проблемы преемственности при переходе учащихся с 1 ступени на 2;
-медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных технологий, прежде всего информационно- коммуникативных, личностно- ориентированных, проектных;
- увеличение числа педагогов предпенсионного и пенсионного возраста;
-недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования, участия общественности в управлении школой;
-необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения ее воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.
- износ инфраструктуры школы.
Именно на решение выше названных проблем направлена новая Программа развития школы на 2016-2021 годы.
- НОРМАТИВНАЯ БАЗА, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
Программа развития разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Реализация программы рассчитана на период с ноября 2016 г. по сентябрь 2021 г.
Первый этап (2016-2017г.г.) выполнения программы направлен на определение дальнейших путей развития школы в условиях действия ФЗ «Об образовании в РФ» и требований ФГОС.
Основной этап (2017-2020г.г.) направлен на осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды.
Обобщающий этап (2020-2021г.г.) предполагает анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
2.МИССИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
Наше учреждение – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся обычные и одаренные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно- развивающем обучении. Поэтому наша школа должна быть школой равных возможностей.
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся, свободно осуществляющих свой жизненный выбор, адаптивных к любым изменениям в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать социально ответственную, активную, творческую личность, гражданина и патриота. Данная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Обучение может быть эффективно тогда, когда оно строится на методах и формах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит развитию его субъектности.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;
- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
- стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.
Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
- ориентация содержания образования на приобретение учащимися основных компетентностей, особенно навыков самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
- развитие творческого потенциала учащихся, создание социально-психологических и здоровьесберегающих условий для их самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности ведения здорового образа жизни;
- создание системы диагностики и мониторинга образовательного процесса в ОУ;
- обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий;
- повышение профессионального мастерства педагогов и развитие их творческого потенциала.
Цель программы:
Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ.
Основные задачи программы:
- Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики социального заказа (анкетирования родителей), возможностей и потребностей педагогов, социально-психологической готовности учащихся к освоению новых программ и технологий.
- Сформировать пакет диагностических методик для проведения мониторинга основных показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.
- Разработать систему обеспечения качества образовательных услуг.
- Определить пути эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе.
- Совершенствовать экономические механизмы в сфере образования, укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации данной программы.
3.КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ.
Концепция развития школы:
- разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Федеральным Законом Р «Об образовании в РФ», с ФГОС, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами УО и Уставом школы;
- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;
- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.
Основные задачи программы развития нашей школы – это анализ возможностей развития индивидуальных способностей и наклонностей личности в рамках личностно-ориентированного образования с использованием современных образовательных технологий и введения профильного обучения.
Основным средством реализации предназначения нашего учреждения является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования у них базовых ключевых компетентностей.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
- Обновление образовательных стандартов.
- Система поддержки талантливых детей.
- Развитие учительского потенциала.
- Современная школьная инфраструктура.
- Здоровье школьников.
Переход к Новой школе потребует специально выстроенной системы управления изменениями, а также обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В концепции обозначено, в качестве приоритета школьной системы образования, формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение нового результата - формирования ключевых компетентностей - является приоритетной задачей педагогического коллектива школы
Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:
- российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
- современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач, стоящих перед человеческим обществом.
Эти ценности закладываются в основу образовательной программы, которая состоит из предметных программ, программ воспитания и социализации, школьных целевых программ.
Разработанная образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом и образованием для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы происходит уже сегодня.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:
- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.
Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.
Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ-инструменты деятельности.
Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.
Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
- Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы, совершенствование используемых методов обучения и воспитания, введение профильного обучения будут способствовать развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых ключевых компетентностей. Работа научного общества учащихся поможет реализовать творческий потенциал учащихся, сформирует навык научно-исследовательской работы, повысит их интеллектуальный уровень;
- Разработка школьных целевых программ, таких как : «Программа качества образования»; «Образовательная программа»; «Одаренные дети»; «Здоровое поколение»; «Программа по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании»; «Программа по профилактике правонарушений среди подростков» и других поможет структурировать подходы к содержанию образовательной деятельности школы и привлечь внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения;
- Создание условий для медико-психологического – социально-педагогического сопровождения детей будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению, обеспечит равные условия в получении образования;
- Программно-целевой подход к учебно-воспитательной работе школы позволит определить главные целевые ориентиры и повысит уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка через разработку соответствующих мероприятий;
- Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и учащихся, сохранению и укреплению их здоровья;
- Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации педагогической и учебно-воспитательной деятельности.
- Укрепление материально-технической базы школы будет способствовать эффективной реализации данной программы.
5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
- Создание образовательной программы, в том числе необходимых локальных актов и других нормативных документов, регулирующих развитие и функционирование каждой ступени школы.
- Освоение эффективных образовательных технологий:
- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения с использованием индивидуальных учебных планов и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий;
- коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов.
- Корректировка системы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Реализация программ «Программа качества образования»; «Образовательная программа»; «Одаренные дети»; «Здоровое поколение»; «Программа по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании»; «Программа по профилактике правонарушений среди подростков»
- Формирование пакета диагностических методик для мониторинга основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.
- Подписка на периодические методические издания, приобретение методической литературы и учебников нового поколения для школьной библиотеки.
- Укрепление материально-технической базы школы (приобретение современного оборудования для учебных кабинетов , спортивного зала, информатики)
- Совершенствование работы органов ученического самоуправления и общественности в управлении школой.
2017-2020 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
- Освоение эффективных образовательных технологий:
- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения с использованием индивидуальных учебных планов и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;
- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий;
- коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов.
- Развитие системы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Укрепление материально-технической базы школы ( оборудование места учителя, приобретение современного оборудования для учебных кабинетов , спортивного зала, учебных мастерских).
- Развитие школьной инфраструктуры ( участие в районной программе «Ветхая школа»)
- Организация диагностики и мониторинга образовательных процессов в школе.
- Совершенствование работы органов ученического самоуправления и общественности в управлении школой.
- Подписка на периодические методические издания, приобретение методической литературы и учебников нового поколения для школьной библиотеки.
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
1.Анализ освоения эффективных образовательных технологий:
- профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;
- методов дифференцированного обучения;
- информационно-коммуникативных технологий;
- итогов работы по преемственности в обучении между начальным и средним образованием.
- Анализ эффективности системы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
- Анализ реализации программ «Программа качества образования»; «Образовательная программа»; «Одаренные дети»; «Здоровое поколение»; «Программа по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании»; «Программа по профилактике правонарушений среди подростков»
- Анализ данных мониторинга образовательных процессов в школе для дальнейшего совершенствования деятельности школы.
- Обобщение опыта работы лучших педагогов школы.
6.ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, КАК ГЛАВНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Образ выпускника начальной школы (I ступень)
Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального образования должны:
— освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);
— овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Нравственный (ценностный) потенциал выпускника начальной школы включает в себя: восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», и «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Познавательный потенциал включает в себя: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию, готовность к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал включает в себя: умение говорить и слушать; способность говорить и слушать; способность сопереживать.
Эстетический потенциал включает в себя: эстетическую восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.
Физический потенциал включает в себя: соблюдение режима для и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким.
Образ выпускника основного общего образования (II ступень)
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
— освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана;
— приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
— овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
— знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
Нравственный потенциал выпускника второй ступени включает в себя: восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», знание и соблюдение традиций школы.
Познавательный потенциал включает в себя: сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроках.
Коммуникативный потенциал включает в себя: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность строить и вести неконфликтное общение в различных ситуациях.
Эстетический потенциал включает в себя: способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.
Физический потенциал включает в себя: развитие физических качеств.
Образ выпускника III ступени, как главный целевой ориентир в учебно-воспитательбной работе с обучающимися
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:
— освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
— изучил на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам;
— овладел основами компьютерной грамотности.
— знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
— готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;
— способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;
— ведет здоровый образ жизни.
При обучении и воспитании выпускников 10-11 классов следует учитывать
Нравственный потенциал выпускника третей ступени включает в себя: осмысление целей и смысла жизни, усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации, оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
Познавательный потенциал включает в себя: наличие желания и готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний.
Коммуникативный потенциал включает в себя: сформированность индивидуального стиля общения, владения коммуникативными умениями и навыками.
Эстетический потенциал включает в себя: умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира.
Физический потенциал включает в себя: стремление к физическому совершенству, привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
7.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание и организация начального общего образования.
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы.
Для организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса в начальных классах применяются следующие приемы, методы и технологии:
- приемы создания ситуации успеха;
- игровые ситуации;
- методы диалога, диагностики и самодиагностики;
- рефлексивные методы и приемы;
- методики развивающего обучения;
- технология развития проблемного обучения.
Содержание внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Содержание и организация основного общего и среднего (полного) общего образования.
Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им набор учебных предметов.
Элективные курсы позволяют развивать содержание базовых учебных предметов, являются «надстройкой» профильного учебного предмета, позволяют удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, а так же выполняют функцию предпрофильной подготовки.
Учебные предметы в учебных планах для 10-11 классов представлены для изучения на профильном уровне. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации, которое позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. В вариативную часть включены групповые и индивидуальные занятия, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся.
Используются программы профильного и базового уровня обучения.
9.ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы «Развитие школы» мы выделяем следующие приоритетные направления:
- обновление образовательных стандартов;
- внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к успеху и ведению здорового образа жизни
- широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий, способствующих успешному усвоению ЗУНов учащихся;
- введение предпрофильного и профильного обучения, разработка и реализация программ курсов по выбору и элективных курсов;
- развитие учительского потенциала;
- реализация программы «Одаренные дети», что обеспечит условия для работы учителей с одаренными детьми;
- развитие системы самоуправления учащихся;
- медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- реализация школьной программы по «Профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании», целью которой является обеспечение условий для пресечения незаконного потребления психоактивных веществ и создания условия для воспитания у учащихся негативного отношения к их потреблению;
- реализация школьной программы по «Профилактике правонарушений среди подростков», целью которой является предотвращение роста детских правонарушений в микрорайоне школы;
- реализация школьной программы «Парус» позволит ежегодно организовывать мероприятия по летнему отдыху и оздоровлению учащихся;
- реализация школьной программы «Здоровое поколение», что позволит создать условия для спортивно-массовой и оздоровительной работы и формирования здорового образа жизни учащихся, более эффективно использовать спортивные зал и площадку во внеучебное время;
- организация горячего питания учащихся ( 100% охват школьников);
- стремление к созданию современной школьной инфраструктуры.
10 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов представлена в таблице.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей. |
ежегодно |
Директор, зам.директора по УВР, руководители ШМО |
2. |
Повышение квалификации и переподготовка кадров на базе КИПКРО. |
По мере необходимости, согласно графика. |
Зам.директора по УВР
|
3. |
Заполнение вакансий педагогов. |
По мере необходимости |
Директор школы |
4. |
Повышение образовательного уровня педагогов |
По мере возможности. |
Директор школы |
5. |
Работа педагогов по самообразованию. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР |
6. |
Участие учителей в работе ШМО и РМО, педсоветах, семинарах. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
7. |
Организация курсов по обучению учителей компьютерной грамотности на базе школьного кабинета информатики. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
8. |
Создание проблемных творческих групп учителей. |
По мере необходимости |
Зам.директора по УВР
|
9. |
Взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий. |
По плану работы школы. |
Зам.директора по УВР, по ВР, руководители ШМО. |
10. |
Работа с молодыми специалистами. |
ежегодно |
Учитель-наставник |
11. |
Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности. |
ежегодно |
Зам.директора по УВР
|
12. |
Систематизация работы по анализу итогов предметных недель и других мероприятий. |
По мере необходимости |
Зам.директора по УВР Руководитель ШМО |
13. |
Повышение роли школьного кабинета в УВП. Смотр кабинетов. |
ежегодно |
Директор, зам.директора по УВР, зав.кабинетами |
14. |
Разработка и корректировка рабочих образовательных программ |
По мере необходимости |
Зам. директора по УВР учителя |
15. |
Участие педколлектива в разработке перспективного плана «развития школы» |
По плану работы школы |
Руководители творческих групп |