Образовательная программа
Принята на |
Утверждена |
педагогическом совете протокол № от г. |
Директор МОУ Мирсановская СОШ Г.Л.Томских. |
|
|
|
|
Образовательная программа МОУ Мирсановской ООШ на 2010 - 2011 уч г
Концептуальная записка
Образовательная программа МОУ Мирсановская ООШ является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей.
Назначение настоящей образовательной программы - организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования. Педагогический коллектив выявил общую, значимую для обучающихся научно-педагогическую проблему и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам.
Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Образовательная программа МОУ Мирсановской ООШнаправлена
на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
повышению уровня культуры личности школьников;
обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
воспитанию уважения к закону, правопорядку;
развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа школы предназначена удовлетворить потребности:
учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МО РФ, МО Забайкальского края, УО муниципального района «Шилкинский район»;
Конвенция о правах ребенка;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав школы и локальные акты ОУ;
Лицензия образовательного учреждения;
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МОУ Мирсановской СОШ
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает квалифицированный коллектив;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, спортивный зал; имеется скоростной выход в Интернет;
- традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в районных и конкурсах педагогического коллектива и т.д.
Такая миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы. Важная роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочному времени.
Собственно учебные цели:
-
выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
-
сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
-
постоянно повышать качество и уровень образования учащихся.
Социально-ориентированные цели:
-
формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
-
создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
Координирующие цели:
-
обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
-
установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
-
обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях.
Реализуемые образовательные программы
Виды программ
|
Срок освое- ния |
Кол-во классов |
Уровень образова-ния, получаемый по завершении обучения |
Документ, выдавае- мый по окончании обучения |
1.Программа начального общего образования |
4 года 1-4 кл |
12 |
Начальное общее образование |
|
2.Программа основного общего образования |
5 лет 5-9 кл |
15 |
Основное общее образование |
Аттестат об основном общем образовании |
|
|
|
|
|
Учебный план
Пояснительная записка к учебному плану на 2010 – 2011 учебный год. Учебный план школы составлен на основе Федерального базисного плана для образовательных заведений РФ, реализующих программы общего образования ( от 09.03.2004 приказ №1312) на 5 – дневную учебную неделю.
Учебный план образовательного учреждения ориентирован на требования государственного стандарта и состоит из предметов базового и вариативного компонента. Базовые компоненты включают в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень соответствующий государственному стандарту.
Вариативный компонент представляет учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями
В 9 классе ввели дополнительные часы на предпрофильное обучение ( за счёт технологии и часов ШК).
2. Математика 9 кл - 1 час: «Способы решения уравнений» - 17 часов;
«Исследование функций» - 17 часов.
3. На русский язык 9 кл -1 час;
«Комплексный анализ текста» - 34 часа;
3. «Черчение» - 34 часа.
За счёт регионального компонента введён курс:
1. Физкультура и ОБЖ в 5, 6,7, 8 классах.
УП позволяет осуществлять школьный компонент, представленный:
4. Литературное чтение – 2 – 4 кл;
6. Черчение -8, класс;
7. ОБЖ -5, 6, 7 классы;
Учебный план на 2010 – 20011 учебный год ( 5 – дневка).
№ |
Образовательные области. |
Образоват компоненты. |
Количество часов в неделю. |
|
||||||
|
|
1 – 3 |
2 – 4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
1 |
Филология. |
Русский язык. |
5 |
5 |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
|
|
Литература. |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
|
|
Английск яз |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
2 |
Математика |
Математика. |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
|
Информат |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
3 |
Обществознание. |
История. |
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Обществозн. |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
География. |
|
|
|
1 |
2 |
2 |
2 |
|
|
4 |
Естествознание. |
Биология. |
|
|
|
1 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Физика |
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
Химия. |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
Окруж мир. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Природовед. |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Искусство. |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
МХК |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
6. |
Физ культура. |
Физ культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
ОБЖ |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
7. |
Технология. |
Труд обучение |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
- |
|
Обязательная нагрузка |
20 22 |
22 22 |
26 |
27 |
29 |
30 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8. |
Региональный компонент. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физкультура и ОБЖ |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
9. |
Вариативная часть. Школьный компонент. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информатика. |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Черчение. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
ОБЖ. |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обществознание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предпрофильная подготовка. |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
Предельно допустимая нагрузка |
20 22 |
22 |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
|
|
Дополнительное образование представлено в школе предметными кружками и спортивными секциями.
Кружки и секции МОУ мирсановская ООШ на 2010 - 2011 уч год
Название.
|
ФИО учителя.
|
Классы.
|
Спортивная секция для младших классов.
|
Томских Александр Сергеевич. |
5 - 6 классы.
|
Спортивная секция для старших классов. |
Томских Александр Сергеевич. |
7; 8; 9 классы.
|
Технология. Девочки. |
Подшивалова Светлана Александровна. |
5 - 8 классы
|
Технология. Девочки. |
Подшивалова Светлана Александровна. |
5 - 8 классы
|
Технология Мальчики. |
Мирсанов Николай Николаевич. |
5 - 8 классы
|
Особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс, в школе строится по пятидневной рабочей неделе. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается 34 учебные недели во 2- 9 классах, 33- в 1-х классе..
Инновационными особенностями образовательного процесса в школе являются:
1. Введение предпрофильной подготовки в 9 классах.
2. Апробирование организации государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме.
5. Совершенствование структуры и содержания системы общего образования, в т.ч. внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий.
6. Внедрение в УВП информационных технологий .
7. Совершенствование воспитательной работы.
Инновационная деятельность педколлектива как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные образовательной программой. При такой организации образовательного процесса в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер. Таким образом, образовательная модель школы оказывается на пересечении интересов общества и личности, что доказывает её самоценность.
2. Общеобразовательная программа начального общего образования
I ступень (1-4 классы)
2.1. Целевое назначение
реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;
формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;
Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.
2.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования.
Возраст: |
6,5 – 10 лет |
Состояние здоровья: |
1-2 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы, |
Уровень готовности к освоению программы: |
школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению). |
Технология комплектования: |
заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в ГОУ |
Продолжительность обучения |
4 года |
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой ОП (родительские собрания в ДОУ, дни открытых дверей в школе, информационный стенд, беседа с учителями и администрацией);
выступления учителей начальной школы перед родителями детей, посещающих ДОУ, предшкольный класс по вопросам преемственности дошкольного и начального школьного образования;
выступление учителя с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;
ознакомление с Уставом ОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;
анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов)
Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ОУ, локальными актами ОУ.
2.3. Ожидаемый результат
Достижение уровня элементарной грамотности.
Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
Создание основ для формирования валеологической культуры на следующей ступени образования.
Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.
Формирование коммуникативной и эстетической культуры.
Формирование нравственных и эстетических начал личности.
Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.
Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.
Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Выпускник начальной школы
это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе
это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Учебная программа.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа перешла на работу по учебному комплекту «Гармония» в1 - 2 классах.
Программа по русскому языку значительно расширяет объем знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводится такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающие обучение, систематизация полученных знаний.
Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей уч-ся.
Программа по математике ставит перед учителем такие задачи: максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и управлений.
В соответствии с основными принципами дидактики адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.
2.6. Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02, занятия проводятся в 1 смену при 5-дневной учебной неделе.
Максимальный объем учебной нагрузки составляет:
1 классы – 20 уроков в неделю;
2,3,4 классы – 22 урока в неделю;
Классы -комплекты 1 - 3; 2 - 4.
Спаренные часы: музыка
изобразительное искусство
технология
физическая культура
Занятия начинаются в 8 часов 30 минут.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Продолжительность перемен: 2 перемены по 10 минут, 2 перемены по 20 минут.
на каждом уроке проводится 2-3 динамические паузы.
Наполняемость классов – 7 человек.
Организационные:
Основной формой организации обучения является классно-урочная.
Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные каникулы в феврале. Каникулы проводятся в сроки, установленные МО Забайкальского края.
В школе работает столовая, где учащиеся получают горячие завтраки. Учащиеся льготных категорий и дети из малообеспеченных семей получают бесплатные завтраки.
В основе учебно-воспитательной деятельности педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка, развитие устойчивого познавательного интереса к обучению.
Описание педагогических технологий
В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии
Традиционные технологии:системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные этапы на уроке:
проверка усвоения пройденного;
объяснение нового материала;
закрепление полученных знаний;
домашние задания
Технологии активных форм и методов:
уроки- путешествия;
дискуссии;
уроки-фантазии;
уроки-сказки;
игровые технологии;
технология опережающего обучения;
работа в парах и группах;
разработка и защита проектов (индивидуальных и групповых);
игра по станциям;
инсценировка;
путешествие.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной школы в рамках учебной и проектной деятельности, развитию которой в школе уделяется большое внимание.
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы. Программа направлена на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Технологии организации внеучебной деятельности:
технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;
формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;
ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (ответственные дежурные, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела);
школьные кружки и секции:
программы досуговых мероприятий, приуроченные к празднованию памятных дат и государственных праздников.
взаимодействие с сельской библиотекой и ДК
2.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
Текущие формы контроля
текущая успеваемость
устные ответы на уроках
самостоятельные и проверочные работы
контроль техники чтения
контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
годовые контрольные работы по русскому языку и математике
контроль техники чтения.
Изменяются функции оценки. Учитель индивидуально оценивает достижения детей. Начиная с первого класса каждый ребёнок формирует своё собственное «Портфолио». В «Портфолио» дети помещают дипломы, грамоты, сертификаты. Дети периодически представляют в классе своё «Портфолио». Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений собственного ребёнка.
Переход от системы учета знаний к системе учета личностных достижений происходит по следующим критериям:
отношение к учебной деятельности
состояние учебных принадлежностей
систематическое выполнение домашних заданий
участие в конкурсах, олимпиадах
способность к деятельности
активность на уроках и во внеурочной деятельности
самостоятельность
стремление узнать новое, любознательность
участие в работе кружков, секций
общая культура
кругозор (начитанность, осведомленность, эрудиция)
приветливость, отзывчивость
тактичность
внешний вид
соблюдение этических норм поведения.
Широко используются формы общественной аттестации:
классные, школьные, районные конкурсы;
предметные олимпиады;
2.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
социально-педагогическую диагностику:
социальный статус семьи;
наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;
необходимость оказания различных видов необходимой помощи;
медицинскую диагностику: уровень здоровья ребенка;
психологическую диагностику:
сформированность произвольности психических процессов;
развитие мышления (владение приемами понятийного мышления, способность к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми учебными понятиями);
уровень сформированности мыслительных процессов (памяти, внимания, восприятия);
уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности, учебной мотивации;
педагогическую диагностику:
сформированность важнейших учебных действий;
уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;
развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас устной речи);
развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом);
взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).
3.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст: |
11-15 лет |
Уровень готовности к усвоению программы: |
Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения |
Состояние здоровья: |
1-2 группы здоровья, отсутствие медицинскихпротивопоказаний для обучения |
Технология комплектования: |
Комплектование 5 классов |
Продолжительность обучения |
5 лет |
3.6. Организационно-педагогические условия
Формы организации учебного процесса
Классно-урочная система
Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели
Продолжительность одного урока 45 минут
Учебный год делится на четверти
Наполняемость классов 8 человек
Спаренные часы: технология (девочки) 6,7, 8 классы - 2 часа
Технология (мальчики) ,6, 7,8 классы – 2 часа
Педагогические технологии
Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами обучения используются:
интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава, компьютерные технологии при выполнении коллективных и индивидуальных творческих заданий);
работа в режиме проектирования;
технология «Портфолио»
технология решения ситуационных задач
Технология организации внеучебной деятельности
Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы через:
взаимодействием с сельской библиотекой, ДК
работой школьных кружков и секций
программами досуговых мероприятий, приуроченным к празднованию памятных дат и государственных праздников.
3.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:
текущая успеваемость;
аттестация по итогам четверти, по итогам года;
рейтинговые проверочные работы;
олимпиады;
защита исследовательской и проектной работы.
творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках,.
Учет достижений учащихся фиксируется в «Портфолио», по итогам года - возможна защита «Портфолио».
В школе разрабатывается система оценивания включенности учащихся в уклад школьной жизни (активность при подготовке и проведении общешкольных мероприятий).
3.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
социальную диагностику:
наличие условий для домашней работы;
состав семьи;
необходимость оказания различных видов помощи;
медицинскую диагностику: показатели физического здоровья
психологическую диагностику:
уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка);
включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);
отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);
отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);
определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых формах деятельности)
педагогическую диагностику:
предметные и личностные достижения;
затруднения в образовательных областях;
диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;
диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);
диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым);
поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);
диагностика интересов.
Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора ( родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);
Коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.
3.3. Ожидаемый результат
Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Выход на начальный уровень функциональной грамотности, предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.
3.4. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.
Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.
Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений лит-ры и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, лит-ре, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями
3.5.Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.
Русский язык как учебная дисциплина на данной ступени лингвистическое мышление, обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией М.М. Разумовской,Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой.
Программа по литературе этого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется изучению литературоведческих понятий и терминов. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, В.Я Коровиной.
Цели обучения математике определяются только данной дисциплины в развитии общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Приоритетным направлением по-прежнему остается практическая направленность в преподавании предмета. Преподавание ведется по следующим учебникам: «Математика 5 9» А.Г. Мордкович, «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян.
Программа курса физики в 7, 8, 9 классах адаптирована с учетом работы школы в условиях уровневых классов. Традиционно особое внимание уделяется прикладной направленности преподавания. На данном этапе происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний. Автор А.В. Пёрышкин.
Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией О. С. Габриеляна.
Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. Преподавание ведется по следующим учебникам: В.М. Пакуловой,В.В. Пасечника, В.В. Латюшиной, А.А. Каменской.
«Физическая география» объединяет, расширяет и систематизирует знания уч-ся о взаимоотношениях человека и природы, полученные при изучении курса начального звена «Ознакомление с окружающим миром» В «Географии материков и океанов» идет перераспределение учебного материала между природными и социальным блоками в пользу последнего. Преподование ведётся по учебникам, авторов:Т.П. Герасимовой, В.А. Коринской, И.И. Бариновой, А.И. Алексеева.
Цель курса «История России» - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути страны и судьбы народов, ее населяющих, об основных этапах отечественной истории. Некоторой особенностью действующих программ по предмету является обращение к вопросам истории быта, Православной церкви, российской ментальности. Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Л. А. Вигасина, Е. В. Агибаловой, А. А. Преображенского, А. Я. Юдовской, А. А. Данилова.
Курс « Обществознания» на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова.