МУУО    Шилкинского    района                                                                                                                         Утверждаю.

                                                                                                                         Директор   школы:

                                                                                                                          Литвинцев С.Ю.

                                                                                                                         _________________

                                                                                                                          1 сентября   2013 г.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 

МОУ   Верх-Хилинской   средней

общеобразовательной   школы

 

                                                                                                                                                               

                                                                                Принята  на  заседании

                                                                                   педагогического  совета

01   сентября  2013г.

 

 

Оглавление

1. Введение.

2. Обоснование программы:

- организация учебно-воспитательного процесса,

- система воспитательной работы.

3. Концептуальные положения.

4. Прогнозируемый педагогический результат.

5. Учебный план.

6. Мониторинг  в школе.              

7. Управление реализацией программы.

 

  1. Введение.

   Образовательная программа МОУ Верх-Хилинской средней общеобразовательной школы представляет собой нормативно-управленческий  документ, характеризующий ее деятельность: содержание  обучения, воспитания и развития  учащихся; особенности организации учебно-воспитательного процесса  его методического и кадрового обеспечения.

      Верх-Хилинская средняя школа, являясь муниципальным общеобразовательным учебным заведением, ориентирована  на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных  /возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других/ особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

     Это достигается путем  создания в школе адаптивной педагогической системы и  благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития  каждого школьника. Педагогическая система базируется  на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей. Ведущие направления обучения, воспитания и развития – общеобразовательное, эстетическое, нравственное и физическое совершенствование учащихся.

     Управление школой осуществляется на основе гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом осуществляют директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной работе.

    Образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации, дифференциации  и  индивидуализации  обучения  и  воспитания школьников,  учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности.

   В состав МОУ Верх-Хилинской сош входили две малокомплектные школы из  рядом расположенных  сёл: Васильевка  и  Ульяновка.  С 2010 учебного года осталась одна малокомплектная школа в с.Васильевка. Обучаются в школе и дети из села Золотухино.

 

   2. Обоснование программы.

    На образовательную ситуацию  в МОУ Верх-Хилинской сош оказывает влияние ее расположенность в сельской местности – в 210 км. от областного центра г. Читы  и 30 км.от районного центра – г. Шилки. Непосредственная близость учеников к живой  природе, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников. В селе Верхняя Хила,  находится Дом Культуры, с работающими  в нем кружками по интересам учащихся (шашки, шахматы, теннис), с сельской библиотекой способными удовлетворить запросы учащихся школы. В школе имеется школьная библиотека.

     К положительным факторам по реализации образовательной программы школы относится  укомплектованность квалифицированными педагогическими  кадрами.    

 

 

Всего

Процент

к общему числу педагогических работников

Имеют образование:

- высшее педагогическое

- высшее непедагогическое

- незаконченное высшее

- среднее профессиональное (педагогическое)

- среднее профессиональное (непедагогическое)

- другое

21

13

2

-

5

-

1

 

65

9,52

-

23,8

-

4,76

Имеют квалификационные категории:

- высшую

- первую

 

-

4

 

-

19

 

  1 – имеет звание   «Учитель – методист».     Еще  один важный  фактор - все учителя, в основном местные, сами заканчивали  Верх -Хилинскую среднюю школу.

    Нет  перегрузки педагогов учебной  работой. Все  учителя  обеспечены  методической  литературой. Через ШМО  занимаются самообразованием. Курсы повышения квалификации проходят вовремя, посещают методические семинары, проводимые Управлением образования.

  Близость к областному  и районному центрам дает возможность продолжать образование и трудоустраивать  школьников.

    Педагоги школы учитывают негативное влияние социума на образовательный  процесс. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, злоупотребление алкоголем. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая  это на школу. Недостаточное бюджетное финансирование школы. Слабо пополняется база учебно-наглядных пособий, библиотечный фонд.

   Ухудшение экономического и социального положения семей ведет к их заметной  деградации. У многих школьников  нет  стимула для получения  образования. В высшие учебные заведения  поступить сложно на бюджетное обучение. Малообеспеченность семей делает невозможным  получение платного образования. Оканчивая  школу, не имея специальности,  дети  лишены перспектив трудоустройства. Поэтому в школе осуществляется подготовка юношей по профессиям: тракторист, водитель.

   Основные педагогические проблемы вытекают  из проблем социума. Чтобы создать реальные  ориентиры  для жизненного самоопределения выпускников, необходимо проводить раннее диагностирование и определять склонности детей в самом раннем возрасте - с детского сада, начальной школы. Учителя работают  в контакте с воспитателями детского сада, с учителями малокомплектных школ. В штате школы есть социальный педагог.        

   Педагогический коллектив работает над изучением склонностей и психолого – возрастных особенностей учащихся, условий жизни в семье. Учителя владеют различными методиками обучения, тестирования и диагностики. Много времени отводится на индивидуальную работу с учащимися. На уроках осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход при организации работы с детьми. Для развития  индивидуальных интересов и склонностей созданы условия  в виде  элективных курсов и кружковых занятий. Школьники во внеурочное время посещают спортивные секции, кружки по интересам, тематические школьные дискотеки и вечера, участвуют в художественной самодеятельности.

   С целью повышения уровня развития, обученности, воспитанности учащихся в системе  учебно - воспитательного  процесса были проведены следующие преобразования:

-  коррекция содержания  учебного материала по предметам;

-  разработка рабочих программ по предметам;

-  дифференциация процесса  обучения  с учетом интересов, потребностей  и возможностей развития личности;

-  введение обучения по индивидуальным учебным планам;

-   выявления детей, способных  к изучению  гуманитарных  и точных  наук на основе бесед с учителями  начальных классов, учителей-предметников и анкетирования.

  Это способствовало повышению качества знаний по отдельным предметам.

     Для выявления уровня обученности в начале учебного года проводятся срезы знаний учащихся  по основным предметам по программе за предыдущий класс, тестирование по отдельным предметам после прохождения темы, административные контрольные работы по итогам за четверть, полугодие или год. В начале учебного года и по окончании проводится  контроль техники чтения в начальных классах и в 5-11 классах. Ведется работа по формированию общеучебных умений и навыков. Педагогический коллектив ознакомлен с общеучебными  умениями и навыками, которыми должны обладать учащиеся на каждой ступени обучения, методикой формирования ведущих умений и навыков, ролью самостоятельной работы  в  формировании ОУУН. Тем не менее, остаются  противоречия, на решение которых должна быть направлена образовательная деятельность школы. Не на всех уроках ведется  систематическая работа  по формированию общеучебных  умений и навыков. При проверке техники чтения все ещё наблюдаются случаи затруднений при воспроизведении слов, редко встречающихся в литературном тексте, но использующихся в научно - популярной литературе. В процессе чтения не происходит должного осмысления и понимания текста. Снижение качества знаний учащихся 5-х классов (из с.Золотухино и с.Васильевка) объясняется недостаточной работой учителей начальных классов этих сел по формированию ОУУН. Введена система по проверке уровня сформированности ОУУН. В школе проводится мониторинг успеваемости и обученности учащихся, мониторинг в разрезе учителей и предметов, введена графическая отчетность по предметам.

   В школе обучаются дети, имеющие справки медико-педагогической комиссии, по программам  8 вида. Проходят подготовку дети  6-ти  лет  в   подготовительной  группе, в группе предшкольной подготовки с 1 сентября по 25 мая.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА.

      Начало учебного года – 1 сентября. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель. Предшкольный класс, 1класс занимаются до 25 мая, 2 - 4 классы –  до 31 мая; 5-8 классы – до 31 мая; 9 класс – до25 мая; 10 класс - до 31 мая; 11 класс – до 25 мая.

  По графику учащиеся школы проходят летнюю практику на пришкольно – опытном участке. Продолжительность каникул регламентируется  районным управлением образования и администрацией школы. Для учащихся  предшкольной  группы и 1 класса в феврале – дополнительные каникулы – 6 дней. Режим работы шестидневная   рабочая неделя. Занятия проходят в одну смену с 9.00 часов.  Продолжительность урока – 45 минут. Среднее количество уроков в день: начальные классы – 4-5 уроков, среднее звено –  5-6 уроков, старшие классы – 6 уроков. В 5-11-х классах во второй половине дня могут проходить уроки по физкультуре и профориентации, элективные курсы, индивидуальные консультации и кружки. Обучающиеся дети из соседних  деревень, проживают в интернате. Подвоз детей организован, осуществляется школьным автобусом.

     Расписание составляется с опорой на санитарно - гигиенические нормы, с учетом  /в старших  классах /лекционно-семинарской системы занятий и профессионального обучения /механизаторы, водители/. Необходимой частью организации учебно-воспитательного процесса является целесообразное чередование в течение дня уроков по общеобразовательным  предметам  с занятиями  по творческим  дисциплинам и  физкультурой. В школе оплачивается 25% за внеклассную спортивную работу.

    Работа по оптимизации  урока, строящегося с учетом современных  методик преподавания  /с ориентацией не на словесные, а на поисковые, творческие методы/,  работа  на семинарах с небольшой группой учащихся снижает объём домашних заданий по многим предметам. Домашние задания, контрольные работы сводятся к минимуму. Высвобождающееся время используется на организацию индивидуальной работы с учащимися, на участие школьников в работе кружков и секций, для  внеклассной работы по предметам.

    В старших классах складывается лекционно-семинарская система занятий по физике, химии, истории, биологии, математике, литературе, которая отличается от занятий в вузах отсутствием «чистых» лекций /учитель работает с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся, продумывая методику активизации внимания класса/. Важнейшими формами  организации познавательной деятельности становятся наряду с фронтальными групповые, парные, индивидуальные формы работы, а также смешанные формы. Используются такие формы организации учебно - познавательной деятельности как: циклоблочная, модульная система обучения, обучение по индивидуальным учебным планам в старших классах.

    При выборе методики преподавания педагоги отдают предпочтение развивающим системам, учитывающим индивидуальные особенности учеников, способствующим формированию устойчивых  навыков самостоятельной работы (КСО, деловые игры, нетрадиционные формы уроков, экскурсии, исследовательская деятельность и т. д.).

 

                                   

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

   В школе разработана Программа воспитательной работы, основанная на ценностях русской культуры. Педагогический  коллектив опирается  на современные  психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности прежде всего зависит от развития мотивационной сферы личности, а  не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система  воспитания выстраивается на основе  интересов и собственного выбора учеников. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном  занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построения системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого школьника. Основные подходы в организации воспитательного процесса – системный, деятельностный и личностно – ориентированный.  Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использование  всех позитивных возможностей для всестороннего развития личности, которые представляет сельская местность.

    С этой целью в школе существует направление художественно- эстетического развития учащихся - приоритетного  направления в системе воспитания. Художественно-эстетический компонент в воспитании проходит через организацию кружковой работы. Учащиеся имеют возможность посещать кружки: танцевальный, фольклорный, изобразительного искусства и  умелые руки для мальчиков и девочек, другие. Учащимся предоставляется возможность выразить себя в художественно-эстетической сфере /пение, рисование, танец, выразительное чтение, инсценировка и т.д./

    Эстетическое воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты. Помимо художественно-эстетических кружков в школе работает кружок технический «Умелые руки», краеведческо - экологический, спортивные секции – баскетбол, волейбол, шахматы, шашки. В школе работает библиотека.

    Действует в школе ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально активной личности. Самоуправление приучает школьников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу /осознанию себя в деятельности/ контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста.

   Специфику воспитания в школе выражает созданное в ней детское объединение «Доброград», в состав которого вошли: «Цветики - семицветики» 0-4 классы, «Алые паруса» и «Романтики» 5-11 классы. По  развитию самоуправления  еще много нужно сделать. Необходимо учить школьников дискуссиям, где появляется возможность реализовывать навыки публичных выступлений, общения с аудиторией, выхода из нестандартных  ситуаций.

    Организация  всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет зам.директора по воспитательной работе. Он же обеспечивает консультационное и методическое содержание воспитательной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Он включает глубокое знакомство с особенностями личности каждого ученика, представление о зонах ближайшего развития, знание семейной ситуации, анализ учебной деятельности, своевременную корректировку личности, создание сплоченного классного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий, планирование работы  на год и т.д.

     Важной частью воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести: День знаний /1 сентября/, Праздник осени, Новый год, 8-е Марта, День Защитников Отечества, Последний звонок, Выпускной бал. Традиционными стали конкурсы: «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни»,  дни здоровья, дни самоуправления, смотры художественной самодеятельности. В  практике школы практикуются небольшие отчёты по художественной самодеятельности, по смотру работы кружков на общешкольных родительских собраниях. Системный и деятельный подходы к воспитанию  диктуют необходимость выхода за рамки школы, участие в сельских и районных мероприятиях. В летнее время  /в июне/ в школе открывается  пришкольный лагерь отдыха, некоторые дети отдыхают в детских лагерях района и области.

                                  

   3. Концептуальные положения.

   Цель образования в школе – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно – воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для раскрытия  творческого потенциала учителя, перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностно – ориентированный подход осуществляется в учебно – воспитательном процессе через создание оптимальных психолого – педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.

                 Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:

   1.Формирование физически здоровой личности

(предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе; оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей; привлечение учащихся к занятиям в спортивных кружках и секциях , создание групп здоровья для ослабленных детей и т.д.).

   2.Развитие творческих способностей учащихся

(выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам; создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, факультативов по предметам, проведение предметных олимпиад, недель; привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы и т. д.).

   3.Формирование творчески работающего коллектива учителей

(обеспечение оптимальной нагрузки учителей; совершенствование работы методического совета школы и школьных методических объединений; организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения; организация открытых уроков; изучение передового педагогического опыта; обобщение опыта учителей внутри школы; проведение семинаров по обмену опытом; организация школьного конкурса «Учител года»; стимулирование творчески работающих учителей и воспитателей; поощрения и т. д.).

   4.Организация учебно – воспитательного процесса

(совершенствование учебного плана и учебных программ; разработка оптимального сочетания  базового и дополнительного образования  / в старших классах особенно/, развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; использование /совершенствование/ лекционно-семинарской системы знаний, дифференцированного обучения; изучение и внедрение в практику технологии модульного и коллективного способа обучения, обучение по индивидуальным учебным планам; осуществление мониторинга учебного процесса и т.д.).

   5. Совершенствование воспитательного процесса

(создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива, формирование органов ученического самоуправления, совершенствование системы работы классных руководителей; формирование и закрепление традиций школы; усиление воспитательного потенциала уроков и т.д.).

   6.Совершенствование системы управления школой

(усиление  горизонтальных  и  вертикальных  связей  между  всеми управляющими звеньями; создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации, разработка и внедрение подпрограммы управления качеством образования и т.д.

 

 

 

Схема    управления   школой

 

                                                                                          педсовет

                                               Директор школы              родительский комитет                                                                               

                                                                                          совещания при директоре

 

 

 

Зам.директора        ЗДВР      Зав.интернатом          Зам.по АХЧ          Рук-ль        Соц.педагог

по уч-воспит.                                                                                             ОБЖ

  работе                                                                                                 

 

 

   М С                  МО кл.          Воспитатели.              Обслуживающ.    Кл.руководители

Ш М О               руковод.         Столовая                    персонал              

Учителя           

Совещания        Старшая

при завуче          вожатая

 

   ГПД

 

 

                                   

Цели образовательного процесса

 

 

Запланированные                                                                     Факторы, влияющие на

    результаты                                                                             образовательный процесс

 

                                   Условия, обеспечивающие получение

                                               запланированных результатов.

 

 

                                    

Взаимосвязь функций управления.

 

 

Информационно-                            Мотивационно-                      Планово-

аналитическая                                   целевая                                педагогическая

 

 

                                                         Регулятивно-

                                                       коррекционная

 

Контрольно-                                                                               Организационно-

диагностическая                                                                          исполнительская

 

 

   Для повышения качества общеобразовательной и допрофессиональной подготовки учащихся необходимо: уменьшить долю репродуктивности в процессе усвоения знаний,   расширить сферу продуктивного, самостоятельного творческого труда учащихся, развивая их общеучебные знания и навыки, теоретичекое мышление, перестроить учебную программу

 и методики, ориентируясь на принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения.

   

  4. Прогнозируемый педагогический результат.

Цели и задачи школы позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников школы  в  разных

жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных общественных сферах.

            Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие:

-         смотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса /учащихся, учителей, родителей, администрации школы/;

-         готовность учащихся к самостоятельной образовательной деятельности /сформированность общих учебных умений и навыков/;

-         высокий уровень познавательных интересов у учащихся;

-         обученность, характерующаяся  прочностью знаний, умений и навыков;

-         сформированность нравственных качеств у учащихся;

-         готовность к самоопределению жизненного пути;

-         сохранение, упрочнение здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни;

-         повышение престижа школы.

    Критериями  достижения  прогнозируемых   результатов являются важные показатели готовности учащихся к самостоятельной жизни, а  именно:  устойчивость нравственных качеств ученика  /выпускника/, наличие  базы знаний, умений и  способности их переноса

в новые виды деятельности; умения не только использовать запас знаний, но и потребность обогащать его; быстрота адаптации к новым видам деятельности, трудовому режиму. 

    

     5. Учебный план.

      Образовательный процесс в школе осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования Забайкальского края. Конкретное содержание реализуется в учебном плане школы, который определяет приоритетные направления в образовательной подготовке учеников.

     Учебный план школы составлен на основании Закона Российской Федерации «Об Образовании», приказа Министерства образовании Российской Федерации в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

      Учебный план отражает специфику образовательной деятельности школы,  учитывает основные положения школьного Устава.

      В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность адаптации в современных социальных условиях и продолжения  образования. Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.

   Введен английский язык со 2 класса, ИВТ - как модуль в начальной школе и с 5 по 11 класс - как самостоятельный предмет, ОБЖ с 5 по 11 класс, отведены часы на профориентационную работу; черчение, «Зелёный мир» в 6 классе,  фольклор  в 5-7 классах, экологию в 8кл. 

  В школе осуществляется профессиональная подготовка учащихся по профилю тракторист – машинист 3 класса и водитель категории «В», «С». Занятия с учащимися проводит инструктор. Школа имеет лицензию на преподавание этих предметов и выдает после сдачи соответствующих экзаменов удостоверения тракториста – машиниста и водителя. Обучаются этим профессиям учащиеся, занимающиеся в 10-11 классе. Главная задача обучения в школе – не ранняя специализация, а общеобразовательное развитие, возможность более быстрой адаптации в социуме после окончания школы, формирование здорового образа жизни. Включение элементов профессионального обучения и углубление при изучении некоторых предметов в системе школьного образования дает возможность решения одновременно двух различных задач: профессиональная ориентация выпускников, которая позволит части из них более осознанно сделать выбор технической специальности, подготовка к физически и нравственно здоровой жизни  как органической части социализации в целом и как важное направление в формировании мировоззрения через показ общего /музыка, изо, окружающий мир, экология/ и особенного /фольклор, краеведение/ в развитии общества.

    В целях создания благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся и реализации уставных задач школы в учебный план вводятся дополнительные элективные курсы, индивидуальные занятия. Таким образом, содержание образования в школе составляет совокупность базисного, инвариантного и школьного компонентов, реализуемого в дополнительных образовательных циклах.

     Ведется работа по двум направлениям межпредметных связей: первое – стремление к системности знаний, основывающейся на цельном восприятии процесса развития человеческой культуры, второе – развитие у школьников способности к построению межпредметных  аналогий, нестандартному мышлению и творческому анализу.

   

 

    0-4 классы. На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений, создание условий   для  интенсивного общего развития.

   5-9 классы. Особенностью является освоение технического и математического направлений в обучении, выявление склонностей и способностей учеников для дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и интересов, профориентация.

  10-11 классы. Этот этап отличается большей ориентацией на будущую профессию за счёт элективных курсов, индивидуальных занятий, обучение по индивидуальным учебным планам,  целью обучения является подготовка к продолжению образования, профессиональное обучение юношей /профессии тракториста- машиниста и водителя/.

   Содержание учебно - воспитательного процесса сориентировано на усиление общеобразовательной подготовки учащихся. Увеличены часы русского языка, математики. Введены в 10–11классах курсы трактор, автодело. Необходимо синхронизировать и переработать курсы отечественной литературы и истории. Целью  изучения базисных дисциплин /истории, обществознания, физики, химии, биологии, географии/ является формирование у школьников цельной естественнонаучной картины мира, представления о системе научных знании

    Существующий вариант учебного плана систематически подвергается корректировке с тем, чтобы в нём нашел отражение устойчивый баланс между основным циклом, включающим общеобразовательные дисциплины, и дополнительными курсами.

                                                   Школьный учебный план:

        Образовательные области

      Образовательные компоненты

        Филология

Русский язык

 Литература

Английский язык

Фольклор

       Математика

Математика

Алгебра, геометрия

Информатика

       Обществознание

История

Обществознание

       Технология

Технология

      Естествознание

Окружающий мир

География

Природоведение

Физика, астрономия

Химия

Биология

Экология

Родное Забайкалье, Забайкаловедение

      Искусство

Музыка

И З О

М Х К

     Физическая культура

Физкультура

О Б Ж

     Часы регионального и школьного компонента используются на проведение элективных курсов по учебным предметам по выбору учащихся, на проведение индивидуальных консультаций по основным предметам.

      Содержание   учебных   курсов  может меняться  в зависимости от корректировки цели и потребности  учащихся. Непосредственной целью преподавания курсов является свободное развитие творческой,  самостоятельной, думающей личности и формирование необходимых для этого знаний и умений. Учителя школы, осуществляющие реализацию школьного компонента учебного плана обеспечены учебно-методической литературой. Основные формы, методы в системе обучения по школьному компоненту учебного плана: индивидуальные и дифференцированные задания и работы, требующие навыков самостоятельной работы, развития пространственного воображения, логики мышления, лекции, беседы, игры, зачеты, семинары, практикумы, групповые формы работы.

   

 

 6. Мониторинг  в школе.

  Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого –педагогические методики изучения уровня развития личности, контрольные работы, срезы. Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам раз в полугодие, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня знаний и умений школьников. Полнота и всесторонность обеспечиваются в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений.

  Систематичность контроля /периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление оценок за разные виды работ в течении четверти/ отражается в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля. При оценке знаний и умений учащихся используется пятибалльная система, а в старших классах допускается система зачетов.

   По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. В  преподавании предметов естественного цикла  используется лабораторно - практический контроль. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля – это административные, районные контрольные работы; по соответствию прогнозируемому результату – переводные контрольные работы / осенние переэкзаменовки/, выпускные экзамены; по форме проведения – устная, письменная и комбинированная формы. Итоговая аттестация в 9 классе проводится в форме ГИА и по билетам, в 11 классе проводится в форме  ЕГЭ. Проводится аттестация учащихся 3-8 кл,10 кл. Она включает в себя:

а) продуманный, педагогически обоснованный план контроля над уровнем  формирования знаний, умений, навыков по всем учебным предметам;

 б) переводные (итоговые) работы.

Система сбора и обработки педагогической информации о состоянии и качестве  образования в Верх-Хилинской средней школе представлена в таблице:

Содержание

информации

Методы сбора

информации

Материалы для

сбора информации

Способы

обработки

Контроль и учет

знаний учащихся

Проверка ЗУН. Срезы.

Тестирование.

Административные

контрольные работы.

Экзамены.

Тексты срезовых контр.работ.

Тесты.

Тексты письменных

работ. Билеты. Рефераты.

Сводные таблицы.

Диаграммы.

Анализ.

Схемы.

Сформированность

ведущих обще-

учебных умений и

навыков  /ОУУН/

 

Анализ и выделение

главного. Составление

плана. Сравнение и

аналогия. Систематизация

Классификация. Обобщение.

Тесты. Срезовые контр. работы

по предметам.

Схема анализа

ОУУН - выборочно.

Сводные

таблицы.

Схемы.

Диагностика

развития

личности.

Тестирование.

Психологические

 тесты.

Интерпретация.

Анализ.

Диагностика

обученности.

Отчеты по итогам четверти,

года.

Формы отчета по

классу, предмету.

Графики.

Диаграммы.

Диагностика

воспитанности.

 

 

 

Наблюдение.

Анкетирование.

Тестирование.

Воспитание в семье. Проявление

воспитанности

в учебной деятельности.

Взаимодействие

с окружающими

во внеурочной

деятельности.

Поведение в неформальной

среде общения.

Анализ.

Диаграммы.

Графики.

 

Изучение уровня

развития психических качеств личности

Наблюдение.

Анкетирование.

Тестирование.

Методики «карта-

алгоритмы для определения отри-

цательных качеств

личности», «познай себя»,

«самооценка черт

характера».

Анализ.

Диагностика специального профильного компонента

допрофессиональной

образовательной

подготовки.

Проверка навыков практических вождения трактора и автомобиля.

Зачет по правилам дорожного движения.

Анкетирование.

Тестирование.

Наблюдение. Экзамены.

Тесты. Анкеты.

Характеристики.

Материал для

итоговых работ, экзаменов.

Карточки-задания.

 

Анализ.

Таким образом, система управления качеством образования в Верх-Хилинской средней школе выстраивается по конечным результатам ее образовательной деятельности.

 

   7. Управление реализацией программы.

   Реализация образовательной программы развития школы зависит от  управления школой и от усилий всех учителей, воспитателей, их заинтересованности в своей работе. В ее реализации участвуют администрация, учителя, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, функциональные обязанности всех четко определены.

  Деятельность методического совета, школьных методических объединений, внутришкольные семинары и совещания   составляют основу методического обеспечения выполнения программы.

  Педагогический коллектив школы в основном составляют грамотные, владеющие научным содержанием предмета и методикой его преподавания педагоги, прошедшие через систему повышения квалификации. Есть учителя имеющие первую квалификационную категорию. Педагоги школы не отказываются от выступлений на районных методических объединениях, педсоветах, совещаниях при директоре и при завуче. В школе проводятся в системе открытые уроки с полным их самоанализом и анализом внутри ШМО. Большинство учителей люди творческие, нестандартно мыслящие, стремящиеся к непрерывному педагогическому поиску и самосовершенствованию.

 При работе с кадрами администрация школы:

1. изучает  индивидуальные особенности каждого педагога, его потенциальные возможности.

2.создает условия для творческой работы учителей, для их саморазвития и самореализации.

     С этой целью администрация своевременно обеспечивает педагогам курсовую переподготовку   и аттестацию, возможность участия в работе районных и школьных методических объединений. Педагоги обеспечены научно – методической литературой, возможности для ее приобретения есть у каждого.

     Индивидуальная работа с педагогическими кадрами способствует не только              выявлению положительных профессиональных качеств учителя, но и предупреждает затруднения в педагогической деятельности.

     Материально – техническое обеспечение программы связано с проведением учебных занятий на материально – технической базе школы, в оборудованных кабинетах / 5        кабинетов в начальной школе, 7 кабинетов в основном здании школы, автокласс, мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортзал, кабинеты химии и физики/. В школе имеется трактор, автомобиль.

    Учащиеся школы посещают спортзал, библиотеку в свободное время. Дети из ближайших сел, обучающиеся в школе и проживающие в пришкольном интернате, подвозятся школьным автобусом. Организовано  питание детей в столовой. Дети обеспечены горячими  завтраками.

     На сегодняшний день материально – техническое обеспечение  школы удовлетворительное. Дальнейшее укрепление и развитие материально – технической базы предусмотрено при опоре на помощь администрации Шилкинского района, Верх-нехилинского поселения, спонсорскую поддержку родителей обучающихся и некоторые доходы школы. Выделяются средства  на комплектование библиотеки. Библиотека не может полностью обеспечить потребности учащихся. В школе недостаточное количество химических реактивов.

    В школе предусмотрено проведение аналитических методик, срезов, анкет, тестов, что позволит  проследить развитие школы, а также эффективность управленческой деятельности, компетентность всех членов администрации.