СОДЕРЖАНИЕ

 

Вводная часть

 

  1. Аналитическое обоснование и назначение программы.

 

  1. Приоритетные направления развития образования в школе искусств.

 

  1. Нормативно-правовая основа.

 

  1. Общие сведения о школе.

 

  1. Правоустанавливающие документы.

 

  1. Образовательные программы.

 

  1. Основные задачи и мероприятия программы.

 

  1. Сроки и этапы реализации программы.

 

  1. Образовательная деятельность.

 

  1. Учебно-методическая деятельность.

 

  1. Учебно-исполнительская деятельность.

 

  1. Взаимодействие с организациями системы образования, творческими союзами и другими организациями.

 

  1. Кадровое обеспечение.

 

  1. Развитие материально-технической базы.

 

  1. Предполагаемые результаты.

 

 

 

 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» п.Первомайский  является образовательной организацией, реализующей дополнительные образовательные предпрофессиональные программы по видам искусств. Школа осуществляет свою деятельность в условиях перехода на новые Федеральные  государственные требования в соответствии с образовательной  политикой государства в сфере художественного образования.

      Концепция образовательного процесса строится на понимании необходимости постоянного целенаправленного развития школы в соответствии с основными парадигмами художественного образования и необходимостью удовлетворения социального запроса всех субъектов образовательного процесса и общества в целом.

      Управление процессом развития школы  за последние годы позволило реализовать модель адаптивной школы с разноуровневой и профильной дифференциацией, обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса. Достигнутые результаты определили  предпосылки для решения проблемы, особенно актуальной в настоящее время – проблема развития одарённости детей, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

       Работа с одарёнными детьми предполагает ориентацию на следующие ценности образовательной системы:

  • качество образования, которое можно рассматривать как высокий уровень требований к содержанию, технологиям и условиям образования, способных  обеспечить реализацию способностей ребёнка в высоком уровне его индивидуальных достижений;
  • современная образовательная среда как условие вариативности интересов ребёнка;
  • профессиональная компетентность преподавателя, способного обеспечить социально-психологическое сопровождение самостоятельной и инициативной деятельности ребёнка в процессе познания;
  • здоровье как условие позитивного восприятия ребёнком своей роли в окружающем мире;
  • духовная нравственность как условие созидательной позиции ребёнка по отношению к окружающим его людям.

    Стратегическое направление развития школы: личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, способность обеспечить каждому ребёнку высокое качество образования с учётом потребностей общества и его индивидуальной одарённости, духовно-нравственное развитие и воспитание качеств инициативной, творческой и  талантливой личности в современной инфраструктуре и здоровьесберегающей среде школы. Этот ориентир предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ДМШ в форме общественной составляющей управления и достижение цели успешной  реализации выпускника школы. Развитие образовательной среды будет строиться как повышение качества за счёт перехода на индивидуальные образовательные  маршруты обучения детей. Существующая база школы станет основной, на которой каждый ребёнок сможет воплотить  свою одарённость в высокие результаты деятельности. Таким образом, для МОУ ДОД «ДШИ» актуальны проблемы создания условий для обеспечения качественного образования учащихся,  формирования системы поддержки и  сопровождения талантливых детей, возможности их духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей. Программа развития школы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии. Программа как проект перспективного развития школы призвана консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения школы для достижения цели Программы, определить ключевые направления инфраструктуры школьной образовательной среды, совершенствование педагогического коллектива школы.

   В основу реализации программы положены методы, сочетающие управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны сотрудников.

1.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Программа определяет приоритетные направления развития  МОУ ДОД «Детская школа  искусств»  п.Первомайский  до 2019 года, а также описывает процесс  управления инновационными процессами в художественно – эстетическом предпрофессиональном образовании и ресурсное обеспечение развития учреждения. В программе определены цели, направления и сроки реализации основных задач в развитии детской школы искусств.

       Реализация Программы развития предполагает консолидацию усилий администрации,   педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей)  МОУ ДОД «ДШИ» п. Первомайский.

     Принципом образовательной политики в наше время является приобщение большинства детей, попадающих в сферу влияния школы, к культурным ценностям, развитие творческого потенциала детей, формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как будущую потребность «заниматься искусством», независимо от выбранной в жизни профессии.

Учитывая отдалённость нашего региона от культурных центров страны, а нашей школы от краевого центра, учитывая негативные процессы, происходящие в обществе, школа должна направить все усилия своей образовательной политики  на духовно-нравственное воспитание детей, на формирование устойчивого их интереса к культурным ценностям и традициям. Для успешной реализации этих задач дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях.

       Несмотря на сложное экономическое положение, школа продолжает своё существование и развитие. Она накопила значительный педагогический опыт, традиции по обучению разным специальностям. В течение многих лет школа реализует общеэстетические программы по всем предметам учебного плана, а также с 2013 года перешла на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы.

       Цель школы сформулирована в её миссии: «ДШИ п.Первомайского является учреждением дополнительного образования для обычных детей, адаптированных к их возможностям и потребностям». В связи с поставленной целью школа обязана обеспечить необходимые условия для развития творческих способностей детей, для развития их личности, для возможного профессионального самоопределения, для адаптации их в обществе.

      Изменившийся за два последних десятилетия социум посёлка хорошо представлен в контингенте школы, где есть дети разные по способностям и даже, без ярко выраженных способностей. Исчезло понятие «конкурс» при наборе детей в школу. Но, слабые музыкальные, художественные или хореографические данные не являются препятствием для обучения детей. Здесь на помощь педагогам приходят общеэстетические  программы разработанные в школе, в которых глубоко анализируются возможности детей, учитываются их индивидуальные данные, пожелания родителей. В процессе обучения  по этим программам дети, имеющие разные способности, достигают определённых успехов, которые позволяют им получить документ об окончании ДШИ и использовать полученные в школе знания в дальнейшей жизни.

       Перед школой стоят задачи:

  • дать каждому ученику образование, соответствующее уровню его способностей и потребностей. Школа решает эту задачу с учётом её специфических особенностей на индивидуальных и групповых занятиях;
  • создать комфортно-психологический климат каждому ученику, чтобы, вне зависимости от их способностей он мог получить полноценные знания и имел бы стабильное желание учиться в нашей школе. Её можно назвать «сверхзадачей». Наверное, в полном объёме её могут решать учителя уровня В.А.Сухомлинского, но для ДШИ создание комфортно-психологического климата любому ученику – это залог педагогического успеха и сохранения контингента школы;
  • не менее важной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом ДШИ, является формирование творческой личности, способной нестандартно мыслить и нешаблонно решать жизненные ситуации. Формирование в ученике творческой личности – одна из главнейших задач школы искусств. Для этого нужно учесть много факторов:

                 - способность ученика

                 - его трудолюбие

                 - талант педагога

                 - союз педагога и родителей и т.д.

  • если учесть, что ежегодно из 25-30 выпускников Первомайской ДШИ, примерно 2-5 поступают в средние специальные и высшие учебные заведения, то можно оценить уровень  полученных в школе знаний как соответствующее требованиям времени;
  • многие выпускники школы , после её окончания продолжают интересоваться искусством: ходят на концерты, слушают музыку, приобретают художественные альбомы, посещают художественные выставки, продолжают танцевать в студенческих, самодеятельных хореографических коллективах, осваивают другой музыкальный инструмент, после окончания одного отделения получают образование на другом.

 

      Существует ряд факторов, которые оказывают положительное влияние на осуществление школьной политики в области образования. Это :

  • высокая квалификация педагогического коллектива;
  • помощь кураторов из краевого центра;
  • умение педагогов использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы;
  • высокий рейтинг образовательного учреждения среди населения;
  • регулярное обновление и укрепление материально- технической базы школы;
  • квалифицированный и опытный административно-управленческий персонал;
  • наличие оборудованных помещений для учебного процесса;
  • инновационная деятельность педагогов школы (введение в учебный процесс предметов: основы эстетических знаний и искусствоведения, декоративная композиция, художественная обработка дерева, эстрадный вокал, фольклорный вокал), открытие классов раннего эстетического развития, использование  на уроках видео- и аудиоаппаратуры;
  • здоровый морально-психологический климат;
  • творческий настрой коллектива;
  • сохранение школьных традиций.

                     Но существует ряд факторов, оказывающих отрицательное влияние на осуществление школьной политики в области образования. Наличие в коллективе педагогов инертных, работающих по-старому, методом «натаскивания» учеников. К счастью, таких педагогов мало, и не они формирую школьную политику. Отрицательным фактором является старение школьного реквизита (музыкальных инструментов, натурного фонда, хореографической обуви, библиотечного фонда). Усложняет работу недостаточное финансирование школы. А также наличие в посёлке конкурирующих организаций дополнительного образования детей: спортивные школы и дом детского творчества «Горизонт».

                    Есть объективные причины, сдерживающие развитие школьного образования. Находятся они как во внутренней среде школы, так и во внешней.

                  Изменения, происходящие в школе, теснейшим образом связаны  с изменением социума. Качественно изменить в связи с этим школьное образование в ДШИ – это значит приобрести новые интегративные свойства, которых в школе раньше не было. А в связи с этим перестроить мышление педагогов, ориентировать их на выполнение новых функций, решение новых задач, исходя из общей цели школы. Позитивное изменение мышления педагогов школы, приводящее к достижению качественно новых результатов в образовании и будет положительным фактором  в развитии школьного образования и приведёт к устранению причин сдерживающих развитие образования в школе  как в общем, так и в частном плане. Новое мышление педагогов – залог будущего школы искусств.

                      Во внешней среде фактором, сдерживающим развитие школьного образования, является поступление в школу детей не только с незначительными способностями, но и профессионально непригодных, родители которых, однако, достаточно обеспечены и имеют желание дать своему ребёнку дополнительное образование.

                     В любой школе есть свои педагогические проблемы. Есть они и в ДШИ п.Первомайского. Поскольку много лет набор в школу проходит без конкурса, то сложно работать с детьми, имеющими разные способности и разный уровень интеллекта, хотя миссия школы сформулирована так, что педагогический коллектив должен учитывать эти обстоятельства. Педагогической проблемой является работа с гиперактивными детьми и с детьми, у которых завышена самооценка. Таких учеников приходит в школу всё больше. Проблемы этих учеников проявляются на всех отделениях (т.к. в детском коллективе идёт борьба за лидерство). Педагогический коллектив эти проблемы решает, но успешнее всего происходит это на художественном отделении, где у детей равные возможности для самореализации и где педагоги умело  это используют в своей педагогической практике. В свете изменившегося социума меняются и наши ученики. Для педагогов школы стало проблемой выстроить отношения с детьми с учётом их психологических особенностей. Но для решения таких проблем администрация ДШИ приглашает на свои педагогические советы психолога из общеобразовательной школы.

                     Одна из проблем школы искусств – организация методической работы. Она проводится, но не всегда направлена на решение самых актуальных педагогических проблем. На методических занятиях необходимо более глубоко изучать программы и их практическое применение с учётом сложного контингента школы; рассматривать вопрос об умелом дозировании домашних заданий; изучать, анализировать профессиональное написание календарных и поурочных планов и грамотное их воплощение на теоретических уроках. На методических занятиях необходимо делать более глубокий анализ учёбы педагогов на КПК с последующим использованием этого опыта в практической деятельности. В рамках методической работы педагоги готовят лекции на педагогические темы, читают их и обсуждают на педагогических советах.

                    Существует педагогическая проблема при работе с мальчиками на отделении хореографии. Для успешного выполнения учебного плана на этом отделении, для сохранения контингента педагогам-хореографам необходимо учитывать интересы, психологические особенности мальчиков, необходим индивидуальный подход к каждому из них.

                     Педагогической проблемой является организация домашней работы учащихся, особенно на музыкальных отделениях. Эта проблема на разных отделениях решается по-разному.

 

2.ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

                    Главная цель образования в любой школе, а особенно в школе искусств – развитие духовной стороны жизни своих учеников независимо от их способностей. Эта цель всегда стояла перед образованием. А если педагогика опирается на искусство, то это даёт ей новые возможности приблизиться к идеалам, позволяющим развить в своих учениках всестороннюю яркую личность. Через художественное образование, являющееся самой доступной для ребёнка формой знакомства с окружающим миром, это сделать разумнее всего. Именно искусство способствует воспитанию бережного, своеобразного отношения к миру, учит ребёнка мыслить глубоко, видеть многообразие окружающего мира.

               Занятия искусством, изучение любого его вида под руководством образованного, увлечённого педагога, накопившуюся  в ребёнке отрицательную энергию трансформирует в энергию созидательного творчества. Личность педагога при этом играет решающую роль. Основные концептуальные подходы к обновлению школьного образования видятся в том, что современный педагог дополнительного образования должен обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки программ, использовать в своей педагогической деятельности разнообразные средства и приёмы, инновационные технологии. То есть современный  педагог дополнительного образования должен постоянно повышать профессиональный уровень. Ставя цель учить обычных детей с разными способностями, педагогический коллектив Первомайской ДШИ, помимо основных задач, сформулированных в миссии школы, ставит сверхзадачу: развить первоначальный интерес, увлечь свои видом искусства, вместе с ребёнком, пройдя через трудности, познать радость творчества, раскрыть в каждом ребёнке самобытные, присущие только ему способности, а значит – развить его духовно.

               Обновление содержания образования – требование времени. Процесс этот постепенный и идёт по нескольким направлениям с учётом образовательных потребностей учащихся и родителей. Обновление содержания образования тесным образом связано с изменением социума, финансированием школы, приходом в школу образованных, талантливых педагогов. Обновление происходит, в первую очередь, за счёт использования вариативной части примерных учебных планов. Это позволяет шире использовать интеллект и опыт педагогов, заинтересовать учеников, дать им новые знания. Вариативная часть учебного плана, а это предметы по выбору, является тем островком педагогической свободы и творчества, который официально предоставлен школе.

              Предметами, обновляющими содержание образования  Первомайской ДШИ является:

               Теория музыки, основы эстетических знаний и искусствоведения, аккомпанемент, композиция декоративная, художественная обработка дерева, эстрадный вокал, народный вокал, слушание музыки в 1-3 классах музыкальных отделений, ритмика в эстетических классах, другой музыкальный инструмент, импровизация в классе эстрадного вокала, индивидуальные занятия по сольфеджио с абитуриентами, ударные инструменты, эстрадная гитара, компьютерная графика.

                  В последние годы школа работает по общеэстетическим программам  и по дополнительным предпрофессиональным  образовательным программам.

                  В своей образовательной деятельности школа искусств использует несколько направлений:

  • развивает способности и готовит к поступлению в школу искусств детей дошкольного возраста (классы раннего эстетического развития);
  • ведёт обучение по общеэстетическим и дополнительным предпрофессиональным  образовательным программам основной контингент  учащихся;
  • профориентирует наиболее трудолюбивых и способных.

                   Коллектив ДШИ п.Первомайского имеет потенциальные возможности интенсифицировать педагогический процесс. Уровень образования большинства педагогов позволяет выполнять как традиционные задачи, стоящие перед школой, так и внедрять в работу новые программы, шире использовать имеющиеся в школе технические средства, т.е. заниматься нововведениями и инновационной деятельностью. Реализуя программу и работая в рамках учебного плана. Педагоги подходят творчески, вдумчиво к своему педагогическому труду, и это во многом интенсифицирует учебный процесс. Это: прослушивание записей выдающихся мастеров при разучивании произведений в инструментальных классах; использование методов и приёмов, развивающих потенциальные способности детей, при работе с дошкольниками на фортепианном отделении; создание музыкального фона на уроках рисунка и живописи с помощью аудиозаписи; иллюстрирование с помощью видеоматериалов уроков по истории искусства на художественном отделении;

  • использование творческих игр в младших классах хореографического отделения для развития фантазии детей и закрепление изученного материала; использование обширного иллюстративного материала при проведении предмета «Основы эстетических знаний и искусствоведения»;
  • создание собственных методических пособий по сольфеджио, иллюстрирование теоретического материала по сольфеджио в виде сказок, сочинённых педагогом, использование видеоматериалов на уроках музыкальной литературы, слушании музыки, эстетики;
  • занятия импровизацией в классе эстрадного вокала, развивающие детей и дополняющие предмет сольфеджио;
  • в рамках межпредметных связей в проведении совместных уроков-концертов на музыкальном и художественном отделениях для расширения концертной деятельности учащихся музыкального отделения (тренинг эстрадной выдержки) и воплощение художественных образов после услышанной музыки учащимися художественного отделения;
  • введение в учебный процесс предмета «художественная обработка дерева» для обогащения работы отделения и выявления наиболее способных к этой деятельности учеников;
  • введение дополнительного материала на уроках народно-сценического танца для обогащения выразительности исполнения и лучшего закрепления учебного материала.

                   В педагогическом коллективе понимают необходимость интенсификации учебного процесса и творческий подход к своей работе. Приоритетными задачами педагогического коллектива  является создание комфортно-психологического климата каждому ребёнку. Учитываются способности детей, их здоровье, загруженность в общеобразовательной школе. Всё это способствует воспитанию устойчивого интереса к учёбе.

                  Для этого в школе составляется удобное расписание, с учётом смены, нагрузки в общеобразовательной школе. Педагоги планируют  интересные уроки. Задаются продуманные, дозированные домашние задания. С этой же целью большинство учеников привлекаются к участию в концертах, выставках, школьных вечерах, что даёт возможность многим ученикам включиться в процесс художественного образования, реализовать свои творческие возможности, принять участие в социально полезной деятельности, самореализоваться, адаптироваться к жизни в обществе, научиться оценивать роль труда в своей собственной жизни.

              

         

3.НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012г.;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 3 124-фз с внесенными изменениями);
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р
  • Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. № 504);
  • Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
  • Устав  МОУ ДОД «ДШИ» п. Первомайский.
  • Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (Министерство культуры Российской Федерации, Российская Академия музыки им. Гнесиных) (Часть 1,часть 2)
  • Гладких В.Г. Технология разработки программы развития учреждения дополнительного образования: теория и практика. - Оренбург - 2003
  • Домогацкая И.Е. Школа искусств – назад в будущее?  К реализации Федерального закона №145-ФЗ.
  • Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителей. - М.,1994.

 

4.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ

    Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств » - одна из ведущих школ Забайкальского края. Более трёхсот детей обучаются на музыкальном, художественном, хореографическом отделениях.

    Первомайская Детская школа искусств открылась в 1962 году, как музыкальная школа. На фортепиано, баяне, аккордеоне начало учиться более десятка детей. Это стало большим культурным событием для жителей  Первомайского.

  • В  1980 г. – открыто художественное отделение.
  • В 1983 г.- открыто хореографическое отделение.
  • В 1986г. Решением областного Управления культуры  Первомайской музыкальной школе присвоен статус Детская школа искусств. По инициативе областного управления культуры, школа стала базовым методическим центром для школ Шилки, Нерчинска. Балея, Кокуя, Жирекена, Могочи.
  • В 1995г. лицензирована деятельность подготовки детей в ДШИ.
  • В 2002 г. принят Устав школы в новой редакции, который приведен в соответствие с действующим законодательством. Изменено наименование школы на муниципальное  учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств».
  • В 2003 г. учреждение аккредитовано на I категорию.
  • В 2007 г. стал востребованным в социуме набор учащихся в группы раннего эстетического развития для детей дошкольного возраста.
  • С сентября 2010 г. в школе открыты класс ударных инструментов и шестиструнной гитары.
  • В 2012г. переоформлена лицензия на право  ведения образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности.
  • В декабре 2012 года принят Устав в новой редакции, определяющий новые цели, задачи, направления деятельности в связи с переходом на обучение по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным и общеразвивающим программам.
  • В 2013г. получена бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности по  дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства и дополнительным общеразвивающим программам для детей художественно-эстетической направленности № 244 от 25.10.2013г.
  • В 2014 году школа стала победителем  краевого конкурса «Лучшая детская школа искусств Забайкальского края». Приказ Министерства культуры Забайкальского края № 99/ОД от 16.10.2014г.
  • В декабре 2015 года принят Устав в новой редакции в связи с переименованием школы в Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

 

11.ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ  ДОКУМЕНТЫ

Название документа

Дата регистрации

Дата окончания действия

1.

Устав 

Распоряжение № 63 от 16.12.2015г.

-

2.

Лицензия  на право осуществления образовательной деятельности

№ 244 от 25.10.2013

Бессрочная

 

6.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОГРАММЫ

                В настоящее время учреждение реализует:

  • дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований, с целью профессионального самоопределения по видам искусств:
  • в области музыкального искусства:
  • «Фортепиано»;
  • «Ударные инструменты»;
  • «Гитара»;
  • «Домра»;
  • «Народные инструменты»;
  • «Музыкальный фольклор».
  • в области изобразительного искусства:
  • «Живопись»
  • в области хореографического искусства:
  • «Хореографическое творчество».
  • дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности по отделениям и специализациям:
  • инструментальное исполнительство:
  • отделение фортепиано;
  • отделение народных инструментов (баян, аккордеон, домра, ксилофон, гитара);
  • фольклорное искусство:
  • отделение фольклорного искусства
  • изобразительное искусство:
  • отделение изобразительного искусства
  • хореографическое искусство:
  • отделение хореографии (классическое, современное и бальное направление)
  • общее эстетическое образование
  • отделение эстетического образования.
  • общеразвивающие программы для классов раннего эстетического развития (музыка,

изобразительное искусство, ритмика с элементами гимнастики).

 

7.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

          Программа решает следующие задачи развития детской школы искусств, реализуемые в рамках  целевых программ и проектов:

  1. Усиление  роли педагогического коллектива, способного работать в условиях реализации новых программ предпрофессионального образования;
  2. Формирование  эффективного управления инновационными процессами в школе, позволяющими доводить проекты до режима активного функционирования;
  3. Усиление социального взаимодействия  школы с родителями, другими учреждениями и организациями, заинтересованными в решении проблем музыкального воспитания детей Данные программы находят свое отражение в рамках родительских собрании, проведении открытых уроков, концертов, выставок и спектаклей для родителей, дней семейного творчества, организации лекций. Организация посещений абонементных концертов и спектаклей детьми совместно с родителями.
  4. Сохранение  традиций  нравственно – эстетического и патриотического воспитания учащихся (в том числе и через репертуар);
  5. Подготовка  профессионально – ориентированных учащихся для дальнейшего продолжения образования в музыкальных учебных заведениях  за счет:
  • выявления одаренных детей в области искусства и их подготовки к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;
  • обеспечения качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
  • воспитания у детей любви к искусству;
  • повышения привлекательности, статуса творческих профессий;
  1. Формирование  будущей  аудитории  культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства за счет:
  • раскрытия творческого потенциала детей и подростков;
  • воспитания и развития у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  1. Создание  современной  образовательной  среды  для достижения поставленных целей.

8.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Задачи I этапа

1. Изучение реальных условий и готовность коллектива преподавателей, обучающихся и родителей.

Реализация программы развития

2. Подготовка  учебно – методической базы.

2014-2015 учебный год

Сбор педагогической информации

Создание информационно – аналитической системы:

-сбор информации, определение цели и задач программы;

-проведение анализа полученной информации;

-определение условий, при которых возможно достижение результатов;

-разработка методического обеспечения

Содержание деятельности педагогического коллектива

1. Изучение профессиональной готовности преподавателей по данной Программе.

Методы: собеседование, анкетирование на основе самоанализа и самооценки

2. Курсовая подготовка педагогических кадров.

3. Изучение опыта работы реализации аналогичных Программ

Работа с родителями

1.Выявление мнений родителей о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Методы: собеседование, анкетирование, родительские собрания.

2.Информирование родителей о состоянии учебно –воспитательного процесса, о разработке и внедрении данной Программы в образовательный процесс.

Работа с обучающимися

1.Анкетирование, собеседование с обучающимися по выявлению интересов и отношения к качеству образовательного процесса в ДШИ.

2.Выявление участия обучающихся в других творческих объединениях, кружках, секциях.

Комплекс организационных мероприятий

1.Изучение документов, на основе которых была разработана данная Программа:

-Устав ДШИ

-Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

-Положение Концепции художественного образования в Российской Федерации

-Концепция модернизации Российского образования

-Закон РФ «Об образовании в РФ»

-Конституция РФ

-Конвенция о правах ребёнка

2.Развитие материально – технической базы.

3.Обновление учебного плана.

4.Проведение контрольных, зачётов, академических концертов с обсуждением анализа качества успеваемости на заседаниях МО и педагогическом совете.

Анализ регулирования выполнения программы

1.Анализ итогов работы первого этапа, оценка деятельности педагогического коллектива.

Методы: методические советы, совещания при заместителе директора по учебной работе, административные заседания при директоре, педагогические советы.

2.Выявление проблем и пути их решения.

II этап. Работа в условиях реализации программы. 2015-2016 учебный год

1.Создать условия для развития образовательной среды ДШИ: эстетический образ школы, техническое обеспечение, комфортный психологический микроклимат, профессиональное развитие педагогических кадров, связь с внешней средой.

2.Развитие программно – методического обеспечения с использованием современных дидактических средств.

3.Внедрение инновационных педагогических, музыкально – компьютерных технологий в образовательное пространство школы.

4.Анализ работы педагогического коллектива в соответствии с целью дальнейшего развития школы.

Содержание деятельности педагогического коллектива

1.Проведение круглых столов, методических советов, открытых уроков, педагогических чтений, педагогических советов с целью изучения педагогического опыта работы преподавателей.

2.Продолжение изучения передового педагогического опыта.

3.Проведение аттестации педагогических кадров

4.Обсуждение проблем реализации Программы на заседаниях методических объединений всех отделений ДШИ.

Работа с родителями

1.Проведение родительских собраний с целью анализа и выявления недостатков работы школы в условиях реализации Программы.

2.Привлечение родителей к совместной работе по решению вопросов, связанных с учебной, воспитательной, концертной, конкурсной деятельностью ДШИ.

Работа с обучающимися

1.Индивидуальная работа с группой выявленных одарённых детей. Создание условий работы по индивидуальным планам.

2.Осуществление профориентационной работы на музыкальные, художественные, хореографические отделения профильных ОУ.

Комплекс организационных мероприятий

1.Доработка учебных планов, составление модифицированных программ по новым видам учебной деятельности.

2.Оснащение кабинетов техническими средствами обучения.

3.Создание эстетической среды в школе.

4.Создание психологически комфортного микроклимата в педагогическом коллективе.

Контроль за ходом выполнения программы

1.Систематическое подведение итогов работы методических объединений по проблемам выполнения Программы, совещания при директоре, завуче, на педагогическом совете.

2.Проведение тестов, итоговых контрольных работ, академических концертов с целью выявления творческой активности обучающихся.

3.Разработка и апробация новых форм контроля знаний.

Анализ и регулирование выполнения программы

1.Анализ итогов работы по выполнению плана реализации Программы, оценка деятельности педагогического коллектива и обучающихся.

2.Анализ итогов работы по второму этапу Программы.

Задачи III этапа

2016 – 2017 учебный год

1.Внедрение обновленных учебных планов, программ.

2.Пересмотр содержания преподавания ряда профильных дисциплин.

Содержание деятельности педагогического коллектива

1.Внедрение новых программ.

2.Корректировка содержания обучения.

3.Совершенствование методической работы.

4.Обмен опытом педагогической работы: семинары, конференции, круглые столы.

5.Проведение аттестации педагогических работников с целью присуждения им квалификационной категории.

Работа с родителями

1.Привлечение родителей для решения учебно-воспитательных задач.

2.Проведение родительских собраний.

3.Анкетирование родителей обучающихся для исследования проблем организации обучения.

4.Систематические творческие отчеты обучающихся и преподавателей перед родителями.

Работа с обучающимися

1.Создание творческих детских коллективов.

2.Систематическое выявление одаренных детей.

3.Создание условий творческого развития для всех обучающихся.

Комплекс организационных мероприятий

1.Проведение тематических педсоветов с целью проведения анализа выполнения этапов Программы развития.

2.Оснащение учебных кабинетов необходимыми техническими и учебными средствами обучения для реализации программных требований.

3.Дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства творческих коллективов преподавателей ДШИ.

Контроль за ходом выполнения программы

1.Создание целостной системы внутришкольного контроля.

2.Подведение итогов работы.

Анализ и регулирование выполнения программы

1.Анализ итогов работы и оценка деятельности педагогического коллектива, коллектива обучающихся и родителей.

2.Выявление основных проблем на перспективу и планирование путей их решения.

IVэтап.

2017-2018 учебный год

1.Создание авторских программ, методических пособий, разработок и т.д.

2.Сотрудничество с другими школами, работающими по разным направлениям художественно-эстетического образования.

3.Организация и проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей для развития творческого потенциала обучающихся.

4.Работа по подготовке к участию в конкурсах разных уровней (городских, районных, региональных и Всероссийских,Международных).

V этап.

2018 – 2019 учебный год

-контроль и оценка результатов педагогической и методической деятельности, их коррекция

-подведение результатов учебной работы по различным показателям (абсолютная и качественная успеваемость, количество поступающих в ВУЗы, профильные образовательные учреждения)

- результативность участия обучающихся ДШИ в конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня

- определение эффективности использования инновационной педагогической деятельности в условиях модернизации системы образования.

 

9.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Создание и реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по всем специальностям, согласно ФГТ, с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности (2014-2019г.г.);
  2. Сохранение контингента учащихся в период демографического спада (2014-2019г.г.);
  3. Взаимодействие с учреждениями и организациями культуры, с общеобразовательными школами, детскими садами, культурно-досуговыми учреждениями с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий (2014-2019г.г.);
  4. Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе (2014-2019г.г.);
  5. Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала детской школы искусств, совместного использования материально-технических ресурсов (2014-2019г.г.);
  6. Расширение географии деятельности, популяризация культурного образования среди населения за счет организации культурно-просветительской деятельности, интеграции форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной(2014-2019г.г.).  

 

10.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Повышение квалификации преподавателей и концертмейстеров по всем специальностям на базе  ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества; ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» (2014-2019г.г.);
  2. Посещение семинаров и мастер-классов, проводимых  ГУК «УМЦК и НТ г.Чита, ГОУ СПО «Забайкальский техникум искусств» ( 2014-2019г.г.);
  3. Подготовка и выдвижение кандидатур из числа учащихся на соискание премии Правительства  Забайкальского края  «Юные дарования» (2014-2019г.г.);
  4. Разработка  программ по работе с молодыми специалистами в целях их быстрой адаптации в Школе ( 2014-2019г.г.);
  5. Подготовка учащихся к  смотрам – конкурсам, фестивалям  по различным специальностям, проводимых  Комитетом культуры муниципального района «Шилкинский район, Министерством образования и Министерством культуры Забайкальского края  (2014-2019г.г.);
  6. Подготовка учащихся к международным и общероссийским  конкурсам и фестивалям по различным специальностям  ( 2014-2019г.г.);
  7. Участие преподавателей школы в работе жюри районных, городских и областных фестивалей и конкурсов (2014-2019г.г.);
  8. Проведение педагогических концертов с исполнением репертуара для учащихся детской школы искусств (2014-2019г.г.);
  9. Организация работы преподавателей над индивидуальными методическими темами, подготовка и участие в  семинарах различного уровня (2014-2019г.г.);
  10. Создание школьной научно-методической базы, содержащей инновационные разработки преподавателей школы (2014-2019г.г.);
  11. Ознакомление преподавателей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями (2014-2019г.г.);

 

11.УЧЕБНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Творческие отчеты исполнителей, ансамблей и коллективов в  зале ДШИ, на сценической площадке Дома культуры поселка.
  2. Приглашение в ДШИ  абонементных филармонических концертов с последующим обсуждением (ежегодно);
  3. Выступления учащихся и преподавателей школы на отчетных концертах по отделениям перед родителями и законными представителями: отделение народных инструментов, фортепианное отделение, хореографическое отделение, художественное отделение (выставки);
  4. Выступления с концертными программами:

в детских садах  поселка (4 учреждения);

в общеобразовательных школах ( 4 учреждения);

       в центральной  библиотеке  на мероприятиях для детей с ограниченными возможностями;

в зрительном зале Городского Дома культуры;

в домах культуры и клубах Шилкинского района.

 

12.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ТВОРЧЕСКИМИ СОЮЗАМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

              В деле обучения и воспитания детей школа тесно сотрудничает:

  • с детскими садами, общеобразовательными школами по эстетическому воспитанию дошкольников и школьников средствами обучения видам искусств по образовательным программам эстетической направленности на базах детских садов и СОШ;
  • с Первомайским Домом культуры, регулярное участие детей ДШИ во всех мероприятиях и праздниках, проводимых в доме культуры.
  • со средними образовательными учреждениями. Неоценима помощь школе педагогов – кураторов. Примером взаимодействия служит и проведение совместных методических и концертных мероприятий с учреждениями дополнительного образования  :
  • ежегодный конкурс юных пианистов «Вдохновение» с приглашением для проведения конкурса и оказания методической помощи преподавателей училища искусств.
  • конкурс баянистов и аккордеонистов «Золотые планочки» на базе ГПОУ «Забайкальское краевое училище искусств» г.Читы.

Проведение рекламных акций, которые предполагают инициирование публикаций статей о школе в газетах и журналах (ежегодно);

Взаимодействие с учреждениями через Сайт «ДШИ» п. Первомайский.

 

13.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Обеспечение наличия высшего музыкального (специального) образования у всех преподавателей детской школы искусств.
  2.  Повышение  профессионального уровня преподавательского состава через систему курсов повышения квалификации, семинаров краевого и Российского уровней.
  3.  Участие преподавателей в смотрах- конкурсах методических работ и конкурсах профессионального мастерства  (до 2019 года);
  4. Ежегодная деятельность администрации школы по привлечению молодых педагогических кадров.
  5. Продолжение преемственности в работе школы за счет пополнения педагогического состава выпускниками школы, окончившими профильные ССУЗы и ВУЗы ( до 2019 года).
  6. Работа администрации с кадрами с целью подготовки руководителей отделов, создания резерва на замещение должностей заместителя директора по учебной работе и директора школы;
  7. Ходатайство перед Комитетом  культуры муниципального района «Шилкинский район» о поощрении сотрудников школы Грамотами Комитета и Министерства культуры Забайкальского края, Российской Федерации за высокие показатели в работе, а также выдвижение на звание Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Забайкальского края.

 

14.РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

  1. Капитальный ремонт кровли здания (2016-2017г.г.);
  2. Покрытие полов в  классах хореографии линолеумом (2014 г.);
  3. Капитальный ремонт электропроводки в здании школы (2014- 2015г.г.);
  4. Косметический ремонт помещений школы (ежегодно);
  5. Списание претерпевших физический износ музыкальных инструментов. Замена на новые высококачественные инструменты (ежегодно);
  6. Замена устаревшего оборудования школы (ежегодно);
  7. Оснащение школы современной оргтехникой (ежегодно);
  8. Подписка методической и периодической печати (ежегодно);
  9. Пошив сценических костюмов для хореографии (ежегодно);
  10. Установка тепловых счетчиков (2018 г.);
  11. Замена отопительной системы здания (батареи 2019 г.);
  12. Приобретение интерактивной доски для уроков сольфеджио и других музыкальных предметов (2018г.);
  13. Замена оборудования на художественном отделении (мебель ,мольберты 2018 г.);
  14. Приобретение компьютеров для открытия класса компьютерной графики (не менее 5 комплектов  2017г.)

15.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение качества обучения и воспитания обучающих, формирование их компетенций в сферах искусств и культуры;
  • Обеспечение комфортного психологического климата каждому ребенку, активизации его деятельности во внутреннем и внешнем плане;
  • Обеспечение высокого уровня освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ;
  • Использование информационных технологий преподавателями для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, при создании проектов;
  • Выявление и ориентирование одаренных детей на дальнейшее профессиональное обучение.
  • Формирование у обучающихся  способностей к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
  • Повышение мотивации учащихся на достижение успеха в формировании навыков саморазвития через освоение методов самопознания, самооценки, самоуправления, самопроектирования в процессе учебной, учебно-исследовательской и внеурочной деятельности учащихся с использованием мультимедийных и информационных технологий;
  • Повышение компетентности и методического мастерства преподавателей;
  • Повышение эффективности проводимых уроков и их практической направленности;
  • Интенсификация взаимодействия с общественными организациями и социумом;
  • Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги и программы у жителей п.Первомайский;
  • Улучшение условий обучения, развитие материально – технической базы Школы.