Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ ЦРР детский
сад № 12 « Теремок»
___________Юлия Михайловна. Варламова
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по развитию логического мышления
«Умники и Умницы»
во второй младшего младшей группе № 13
возраста от 3 до 4 лет
Воспитатель: Лариса Ильинична Архипова
Высшая квалификационная категория.
2019 -2020г.
Содержание кружка
(средняя группа № 13)
- Пояснительная записка.
- Особенности развития детей среднего возраста
- Способы проверки результатов усвоения программы «Веселая логика»
- Использованная литература
5.Перспективно-тематическое планирование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умники и Умницы» разработана в соответствии с:
- Конституцией РФ от 12.12. 1993 (с изм. и доп.);
- Конвенцией о правах ребенка
- Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г;
- Приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительство РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 1008 от 29.08.2013 г. (Приказ Министерства образования РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва);
- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04. 07. 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект Минбрнауки от 18.11.2015 г. № 09-32
-Устав, образовательная программа МДОУЦРР д\с 12 « Теремок»
-Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
Пояснительная записка
Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в составе 27 человек.
Цель:
Овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Умники и умницы». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи:
Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Совершенствовать произвольное внимание, память.
Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Расширение спектра дополнительных услуг.
Формирование позитивного отношения к освоению логики.
Развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента
Ожидаемые результаты
В результате проведения кружка дети будут уметь:
Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
Срок реализации – 1 год
Октябрь 2019-Май 2020
Пояснительная записка.
Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МДОУЦРР д\с № 12 , в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе
Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
Кружок проводятся 4 раз в месяц, по вторникам.
Длительность – 20 минут
Количество рассчитано с учетом рождественских каникул
В неделю-2
В месяц-4
В год -72
Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей среднего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Умники иумницы» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
Все построены на игровых упражнениях и заданиях. Широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место в кружке занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. Включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Работа кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
Принципы проведения кружка:
*наглядность,
*цикличность построения кружка,
*доступность,
*проблемность,
*развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
констатация успеха;
поддержка ребенка в ситуации неудачи;
одобрение поведения;
анализ игровой ситуации расширение кругозора;
создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
безопасности, доверия;
демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
анализ образцов поведения сказочных героев.
прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
тематический просмотр видеозаписей;
эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
движение к открытию комплимент благодарность;
Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Умники иумницы» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем»,«Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МДОУ и семье,
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
данных планового педагогического обследования уровня развития детей в МДОУ (сентябрь и май);
бесед с воспитанниками и их родителями;
проведение консультаций для родителей
Формы подведения итогов реализации кружка:
1 этап – открытое мероприятие
Ожидаемы результаты освоения кружка:
Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
В результате проведения кружка дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
составлять алгоритм решения логических заданий.
Уровень детей посещающих кружок «Умники иумницы» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы.
Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:
*умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
*самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
*грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
*быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
*самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Вывод:
Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Используемая литература:
Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.
Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов / В. Воскобович - М.: Сфера, 2015. – 128 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.: - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.
Уроки для дошколят « Логика» - И. Светлова 2006 г.
Уроки для дошколят « Укрепляем память» - 2006 г.
Уроки для дошколят « Развитие речи» - 2006 г.
Энциклопедия « Развивалок ». Эксмо -2011г.
Развиваем память и мышление. Омма Медиа Групп – 2014г.
Большая книга – Развивающие игры. 2009 г.
« Знайка» В.Г. Дмитриева 2009 г.
Интернет ресурсы.
Диагностика развития ребенка Практическое руководство по тестированию 4-5 лет, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина С-П, «Паритет» 2007г.
Диагностика развития ребенка Практическое руководство по тестированию 5-7 лет, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина С-П, «Паритет» 2007
Перспективно-тематическое планирование.
Сентябрь
- «Цветные бега»
Цель: познакомить с основными цветами, расширить представления об окружающем мире .
- «Найди листочек».
Цель: развивать внимание, речь, мышление.
- «Сложи картинку».
Цель: развивать мышление, усидчивость, моторику рук, речь.
- «Бусы для мамы».
Цель: развивать умение классифицировать, восприятие, внимание, воображение, речь, моторику рук.
- «Собери капельки».
Цель: развивать умение классифицировать, внимание, память.
- «Найди игрушку».
Цель: развивать мышление, наблюдательность, воображение, речь, внимание.
- «Что изменилось».
Цель: развивать внимание, воображение, речь, самооценку.
- «Кто подходил».
Цель: развивать смекалку, умение догадываться.
Октябрь
- «Разноцветные фонарики» (обобщающее занятие).
Цель: упражнение в запоминании цветов, учить соотносить название цвета с предметом, наносит на темный фон бумаги мазки ярких цветов.
- «Танцор».
Цель: развивать фантазию, воображение, внимание, общую моторику.
- «Давай придумывать».
Цель: развивать абстрактное мышление, речь.
- «Часть целое».
Цель: развивать мышление, навыки общения, фантазию.
13.. «Назови одним словом»
Цель: развивать речь, навыки общения.
14.«Найди пару».
Цель: развивать внимательность, понимание окружающего мира, умение сравнивать.
- «Ква-ква-ква
Цель: развивать слуховую память, координацию, речь.
- «Разыгрывание фантов»
Цель: развивать смекалку.
Ноябрь
- «Сколько имен ты знаешь».
Цель: развивать логику, интеллектуальные способности.
- «Ты мне веришь или нет».
Цель: развивать логику.
(Занятие 19 - 24)
Общая цель - развитие внимания.
- «Запретное слово».
- «Горячо-холодно».
- «Запрещенное движение».
- «Разведчик».
- «Секретное письмо».
- «Шерлок Холмс».
Декабрь
- «Расскажи мне сказку».
Цель: развитие вербальных способностей.
(Занятия 26- 40)
Общая цель: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности.
- Что бывает…. Какое бывает…
- «Кто больше знает, тот больше называет».
- «Внимание, внимание».
- «Надо – не надо».
- «Что задумал, отгадай».
- «Подумай и не ошибись»
- «Оригинальные фигурки».
Цель: развивать способность мыслить творчески и оригинально.
Январь
- «Что сначала, что потом»
- «Что будет, если…»
- «Что можно делать с … С чем можно делать…»
- «Кто что делает».
- «Что где? Кто где»?
- «Что внутри»?
- «Угадай, кто это»?
- «Больше, чем… Меньше, чем»
Февраль
- «Один - много…»
Цель: развивать восприятие, моторику рук, концентрацию внимания.
- "Шарики - ниточки".
- "Радуга"
Цель: познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре.
Общая цель: развивать восприятие, мышление, мелкую моторику .
- "Склеим чайник".
- "Сложи геометрические фигуры из частей".
- "Назови лишнее".
- Рисование красками «Зима».
- «Найди пару».
Цель: развивать внимательность, понимание окружающего мира, умение сравнивать.
Март
- «Радио»
Цель: развивать связную речь, внимание и наблюдательность
- Игра с картинами.
Цель: развивать внимание, сообразительность, связную речь. Знакомство с классификацией предметов по разным признакам.
- «Жили-были»
Цель: развивать мышление, смекалку, закрепление знаний об окружающем мире.
- “Третий лишний”.
Цель: формировать умение классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
- «Найди картинку.
- «Изображалки».
Цель: развивать сообразительность и чувство юмора, ассоциативное мышление и находчивость.
- «Найди цвет».
Цель: развивать восприятие, внимание.
- Рисование «Обводилки».
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость.
Апрель
- «Сложи квадрат».
Цель: тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.
- «Ква-ква-ква».
Цель: развивать слуховую память, координацию, речь.
- «Какое слово длиннее»
Цель: развивать речь, внимание.
- Конструирование «Обезьянки»
Тема «Подготовка руки к письму».
- «Дорожки».
- «Обводки».
- «Задачки для детского ума» .
Цель - приучить ребенка думать,ставить перед собой вопросы: "Что будет, если. ?", "Почему?", "Как?" и пытаться на них отвечать.
- «Догадайся сам» .
Цель: развивать смекалку, ассоциативное мышление.
Май
- «Живое домино».
Цель: воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Закрепить понимание слов «одинаковые», «парные»
- «Поиграем в прятки с игрушками».
Цель: развивать у детей устойчивость внимания.
- «Давай придумывать».
Цель: развивать абстрактное мышление, речь.
- «Клякса»
Цель: развитие наблюдательности, проявление художественных дарований ребенка.
69.«Часть - целое».
Цель: развивать мышление, навыки общения, фантазию.
- «Назови одним словом».
Цель: развивать речь, навыки общения.
- «Третий лишний».
Цель: формировать умение классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
- Диагностика наглядно-действенного мышления.