Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»

 

Утверждаю

Заведующий МДОУ ЦРР

Д/с № 12 «Теремок»

Ю.М.Варламова

_________________

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в компьютерный мир»
 

 Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Бордовская А.Б.

 

2019г.

 

Содержание

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  • Пояснительная записка…………………………………………………….3
  • Цель и задачи программы………………………………………………....6
  • Содержание программы…………………………………………………..7

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный  учебный график…………………………………………….15

2.2. Условия реализации программы…………………………………………...25

2.3. Формы аттестации………………………………………………….……….25

2.4. Методические материалы………………………………………………….25

2.5. Список литературы……………………………………………………..…..27

 

 Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  • Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать, не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Программа разработана на основе программ:

-Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколенок +компьютер»,

-«Перво Лого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),

-«Раскраська» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.

-А также «Пазлы для всей семьи» и игровые презентации для образования навыков по управлению мышью и клавиатурой.

Занятия проводятся в специально оборудованном компьютерном классе, который соответствует нормам СанПиНа.

Актуальность

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников.

 Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерный мир» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Особенностьпрограммы «Путешествие в компьютерный мир» в том, что предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства.Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, даже дошкольников.

Краткая характеристика обучающихся по программе

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Объем и срок освоения программы

Программа «Путешествие в компьютерный мир» рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность программы 2 года.

Форма обученияочная.

Особенности организации образовательного процесса- кружок.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество занятий в год - 200 часов;

Количество занятий в неделю – 25;

Периодичность и продолжительность занятий - проводятся по подгруппам,

ежедневно.

Продолжительность каждого этапа занятия 25 минут.

 

1.2.   Цель и задачи программы

Цель:обучение детей компьютерной грамотности с использованием современных информационных технологий.

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
  • формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;Развивать речь детей, расширять словарный запас и знания об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать конструктивные способности, воображение, тренировать память, внимание.
  • Развивать творческое, понятийно-образное, логическое мышление.
  • Развивать потребности к познанию.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
  • Приобщать детей к сопереживанию, сотрудничеству.

 

1.3.   Содержание программы

Учебно- тематический план 1 года обучения(старшая группа):

Цель:формировать элементарные знания о компьютерной грамотности.

Задачи:знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью.Знакомство с основными программами.

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I."Знакомство. Компьютер и его части"

1.

Здравствуй, класс компьютерный

1

 

1

2

Мониторинг

 

1

1

3

Правила техники безопасности в компьютерном классе

1

 

1

4

Правила работы в компьютерном классе. Дидактическая игра «Будь внимательным».

 

1

1

5

Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера. Развивающая игра «Найди отличия

 

1

1

6

Наш компьютер верный друг. Устройство «Монитор». Развивающая игра «Раскрась

 

1

1

7

Наш компьютер верный друг. Устройство «Системный блок». Развивающая игра «Найди отличия».

 

1

1

8

Наш компьютер верный друг. Манипулятор «Мышь». Развивающая игра «Найди пару»

 

1

1

9

Мышь» и ее устройство. Развивающая игра «Собери картинку».

 

1

1

10

«В зоопарке есть зайчишка, у компьютера есть «мышка». Перемещение объектов по экрану мышью. Развивающая игра «Составь картинку».

 

1

1

11

Средства управления. Клавиатура

 

1

1

12

Что входит в состав компьютера? Дидактическая игра «Части компьютера»

 

1

1

13

Рабочий стол. Развивающая игра «Пазлы».

 

1

1

14

Рабочий стол. Времена года.

Игра «Одень куклу по сезону»

 

1

1

15

Кнопка «Пуск». Развивающая игра «Раскрась».

 

1

1

16-18

Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок»

1

2

3

19

Введение в понятие «алгоритм». Развивающая игра «Раскрась»

 

1

1

20

Обобщение по теме

 

1

1

 

II.Что я знаю о компьютере и программах. Текстовый редактор «Word»

21-22

Текстовый редактор «Word».

В гости к дядюшке Ворд

1

1

2

23

«Word», или Лягушонок на клавиатуре. Развивающая игра «Буквы и звуки»

 

1

1

24

Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы. Развивающая игра «Раскрась картинку»

 

1

1

25

Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Развивающая игра «Составь слово»

 

1

1

26

Маленькие наборщики. Лингвистические игры

 

1

1

27

Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях

 

1

1

28

Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия. Развивающая игра «Десять обезьянок»

 

1

1

29

Практическая работа «Арифметика»

 

1

1

30-31

Мы с компьютером – друзья

1

1

2

32-34

Я знаю геометрические фигуры. Моделирование.

1

2

3

35-36

Я знаю цвета. Время красок. Дизайн.

 

2

2

37-38

Композиция из геометрических фигур

1

1

2

39

Рисунок «Солнышко»- Редактор «Word».

 

1

1

40

Рисунок «День всех влюбленных»- Редактор «Word».

 

1

1

41

Я - человек. Девочки и мальчики. Цвет вокруг.

 

1

1

42

Творческая мастерская: рисунок по выбору детей в подарок папе, дедушке, брату..

 

1

1

43-44

Закрепление материала о текстовом редакторе «Word». Как хорошо отдохнули у дядюшки Ворда

1

1

2

 

II.Что я знаю о компьютере и программах. Графический редактор «Paint»

45

Первое знакомство с программой Paint

 

1

1

46-47

В гостях у тётушки Пэйн, или «веселаярисовалка». Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку»

1

1

2

48-49

Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот»

1

1

2

50-51

Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Цветы». Игра «Составь картинку»

1

1

2

52

Творческая мастерская. Создание рисунка

 

1

1

53-54

Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.

1

1

2

55-56

Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.

1

1

2

57-58

 Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»

1

1

2

59

Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в зимний лес»

 

1

1

60

Закрепление материала о графическом редакторе «Paint».

 

1

1

61

Что я знаю о компьютере

 

1

1

62

Играем с любимыми героями.

 

1

1

63

Мониторинг

 

1

1

64

Любимые игры

 

1

1

 

Всего:

 

 

64

В результате изучения курса дети должны

знать:

  • название и функции основных частей компьютера;
  • правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;

уметь:

  • использовать в работе клавиатуру и «мышь»;
  • воспринимать и анализировать информацию с экрана;
  • осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом операторе «Paint»;
  • находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;
  • ориентироваться во времени и пространстве;
  • составлять целое из предложенных частей;
  • осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

Учебно- тематический план 2 года обучения (подготовительная группа):

Цель:продолжить формировать элементарные знания о компьютерной грамотности

Задачи:Элементы компьютерной грамотности. Называть основные элементы компьютера, уметь пользоваться клавишами управления курсором, умение моделировать в программах графического и текстового редактора.

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Мониторинг.

 

1

1

2-3

Компьютер и его части

1

1

2

4-5

Информация и её носители

1

1

2

6-7

В гостях у тетушки  Пэйн, или «PAINT» - Панель инструментов. Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные

1

1

2

8-9

Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы

1

1

2

10-11

Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.

1

1

2

12

Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки»

 

1

1

13-14

Построение линий и фигур: инструмент «Овал».

1

1

2

15-16

Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России

1

1

2

17

Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга».

 

1

1

18

Практическая работа. Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели.

 

1

1

19

Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь.

 

1

1

20

Практическая работа «Геометрические фигуры»

 

1

1

21-22

Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.

1

1

2

23

Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.

 

1

1

24-25

Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

1

1

2

26

Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт»

 

1

1

27-28

Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в страну безопасных дорог.

1

1

2

29

Рисунок «Поле ромашек». Маленький художник

 

1

1

30

Создание композиции «Домик»

 

1

1

31

Раскрасим черно-белый мир. Рисование фигуры Колобка с использованием фигуры

«Эллипс».

 

1

1

32

Раскрасим черно-белый мир. Рисование воздушных шариков с использованием фигуры

«Эллипс»

 

1

1

33

Творческая работа детей

Рисунок «Мой ночной город »

 

1

1

34

Ящичек с инструментами

 

1

1

35-36

Натюрморт

1

1

2

37

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Многоэтажный дом»

 

1

1

38

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Поезд».

 

1

1

39

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Светофор».

 

1

1

40

Я рисую сам. Творческая работа по желанию детей

 

1

1

41

Рисунок на тему «Весенняя фантазия»

 

1

1

42-43

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Лабиринт».

1

1

2

44

День и ночь - сутки прочь. Рисуем «Ночной пейзаж»

 

1

1

45

Открытка для мамы.

 

1

1

46

Рисование «Ковер с узорами».

 

1

1

47

Рисунок «Цветы для мамы». Работа а программе Paint

 

1

1

48

Домик для скворца.

 

1

1

49

Творческая мастерская: рисунок по выбору детей

 

1

1

50

Пейзаж «Весна идет, весне дорогу!»

 

1

1

51

Рисунок «Морской пейзаж»

 

1

1

52

Творческая работа по желанию детей.

 

1

1

53-54

До свиданье, компьютерный класс!

Я рисую сам!!

1

1

2

55

Принтер: назначение и устройство.

1

 

1

56-58

Лунтик. Подготовка к школе.

 

3

3

59-61

Трое из Простоквашино. Дядя Федор учится рисовать

 

3

3

62

Мониторинг

 

1

1

64

Любимые игры

 

1

1

 

Всего:

 

 

64

В результате изучения данного курса дети будут:

Знать:

  • названия и функции основных частей компьютера;
  • технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
  • понятие истинного и ложного высказывания;
  • понятие симметрии;

уметь:

  • использовать в работе клавиатуру и мышь;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • называть части компьютера;
  • определять истинные и ложные высказывания;
  • сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
  • находить закономерности в изображении предметов;
  • соотносить элементы двух множеств по признаку;
  • составлять целое из частей;
  • составлять симметричный узор;
  • расставлять предметы в определенной последовательности;
  • объединять множества.

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Первый год обучения (средняя группа)

 

п/п

Тема занятий

Содержание

Октябрь

1

Здравствуй, класс компьютерный

Правила поведения и техники безопасности, адаптация к компьютерному классу.

 

2

Мониторинг

Провести тестовые задания

 

3

Правила техники безопасности в компьютерном классе

Познакомить с техникой безопасности при работе на компьютере, с гимнастикой для глаз.

 

4

Правила работы в компьютерном классе. Дидактическая игра «Будь внимательным».

Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций

 

5

Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера. Развивающая игра «Найди отличия

Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? Познакомить с составными частями компьютера.

 

6

Наш компьютер верный друг. Устройство «Монитор». Развивающая игра «Раскрась

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации - мышь.

 

7

Наш компьютер верный друг. Устройство «Системный блок». Развивающая игра «Найди отличия».

Дать понятие системный блок, его назначение.

 

8

Наш компьютер верный друг. Манипулятор «Мышь». Развивающая игра «Найди пару»

Знакомство с манипулятором «Мышь». Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз, развивать навык работы с

«мышью».

 

Ноябрь

 

9

Мышь» и ее устройство. Развивающая игра «Собери картинку».

Научить выполнять двойной щелчок, перетаскивать элементы с помощью мыши

 

10

«В зоопарке есть зайчишка, у компьютера есть «мышка». Перемещение объектов по экрану мышью. Развивающая игра «Составь картинку».

Совершенствовать умения владением и управлением «мышкой». Продолжаем учить перетаскивать объекты с помощью мыши.

 

11

Средства управления. Клавиатура

Знакомство с названием и функцией основных клавиш

 

12

Что входит в состав компьютера? Дидактическая игра «Части компьютера»

Закрепить с детьми понятие о том, что входит в состав компьютера. Выявить уровень знаний и умений.

 

13

Рабочий стол. Развивающая игра «Пазлы».

Дать понятие «Рабочий стол», познакомить с его содержанием.

 

14

Рабочий стол. Времена года.

Игра «Одень куклу по сезону»

Знакомство с содержанием рабочего стола. Развитие временных представлений и пространственных ориентиров

 

15

Кнопка «Пуск». Развивающая игра «Раскрась».

Познакомить с кнопкой «пуск», панелью управления, объяснить принципы работы.

 

16-

Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок»

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ на рабочем столе.

 

Декабрь

 

17-18

Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок

Продолжать учить различать ярлычки программ на рабочем столе. развивать навыки владения «мышкой».

 

19

Введение в понятие «алгоритм». Развивающая игра «Раскрась»

 

Познакомить с понятием «алгоритм», объяснить принципы работы.

 

20

Обобщение по теме

Обсуждение ранее изученного

 

21-22

Текстовый редактор «Word». В гости к дядюшке Ворд

Обобщение темы «Текстовый редактор

«Word». Развитие обобщающих категорий и знаний о различных профессиях

 

23

«Word», или Лягушонок на клавиатуре. Развивающая игра «Буквы и звуки»

Вставка «Рисунок», «Фигуры».Вставка готовой открытки из  файла

 

24

Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы. Развивающая игра «Раскрась картинку»

Рассмотрение вкладки «Фигуры». Выбор фигур, умение перетаскивать мышью, увеличивать и уменьшать размеры фигур

 

 

 

 

 

Январь

 

25

Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Развивающая игра «Составь слово»

Познакомить с устройством ввода - клавиатурой, учить пользоваться некоторыми кнопками.

 

26

Маленькие наборщики. Лингвистические игры

Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью», умения действовать по алгоритму

 

27

Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях

Знакомство с клавишей «Shift». Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста.

 

28

Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия. Развивающая игра «Десять обезьянок»

Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций

 

29

. Практическая работа «Арифметика»

Решение простейших арифметических примеров и задач.

 

30-31

Мы с компьютером – друзья

Закрепление знаний о клавиатуре. Развитие зрительного и слухового восприятия

 

32

Я знаю геометрические фигуры. Моделирование.

учить создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии.

 

 

Февраль

 

33-34

Я знаю геометрические фигуры. Моделирование.

учить создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии.

 

35-36

Я знаю цвета. Время красок. Дизайн.

Умение заливать страницу , пользоваться фигурами-«Звезды», «Линии

 

37-38

Композиция из геометрических фигур

создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии.

 

39

Рисунок «Солнышко»- Редактор «Word».

Умение изменять цвет фигуры, линии

 

40

Рисунок «День всех влюбленных»- Редактор «Word».

Умение создавать фигуру сердца , заливать, увеличивать

 

Март

 

41

Я - человек. Девочки и мальчики. Цвет вокруг.

Умение создавать фигуру мальчика и девочки из геометрических фигур, заливать, увеличивать

 

42

Творческая мастерская: рисунок по выбору детей в подарок папе, дедушке, брату..

Самостоятельная работа. Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера.

 

43-44

Закрепление материала о текстовом редакторе «Word». Как хорошо отдохнули у дядюшки Ворда

Проверка знаний и умений в даннойпрограмме

 

45

Первое знакомство с программой Paint

Знакомить детей с программой Paint, с инструментами, представленными в этой программе

 

46-47

В гостях у тётушки Пэйн, или «веселаярисовалка». Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку»

Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть», эстетического вкуса, творческого воображения

 

48

Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот»

Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать»

 

 

Апрель

 

49

Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот»

Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать»

 

50-51

Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Цветы». Игра «Составь картинку»

Знакомство с палитрой, инструментом «заливка». Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире.

 

52

Творческая мастерская. Создание рисунка

Развитие знаний о растительном и животном мире. Выбор объектов меню и их фиксация на экране

 

53-54

Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.

Закрепить знание детей инструментов рабочей панели программы Paint

 

55-56

Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.

Закрепить знание детей инструментов рабочей панели программы Paint

 

57-58

 Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»

Развитие знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона

 

 

Май

 

59

Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в весенний лес»

Закрепление навыков работы с инструментом «кисть», палитрой. Знакомство с инструментом «Распылитель». Расширение представлений о временах года

 

60

Закрепление материала о графическом редакторе «Paint».

Закрепить полученные знания о программе «Paint»

 

61

Что я знаю о компьютере

Закрепить знания о компьютере.

 

62

Играем с любимыми героями.

Познакомить с разновидностью компьютерных игр, учить детей принимать правильное решение во время игры.

 

63

Мониторинг

Провести тестовые задания

 

64

Любимые игры

Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы

 

 

Календарный учебный график

2 года обучения (подготовительная группа)

п/п

Тема занятий

Содержание

 

Октябрь

1

Мониторинг.

Провести тестовые задания

2-3

Компьютер и его части

Вспомнить устройства компьютера,

Правила техники безопасности

4-5

Информация и её носители

Исторические сведения о информации. Как она переносится, где хранится.

6-7

В гостях у тетушки  Пэйн, или «PAINT» - Панель инструментов. Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные

Познакомить со средой графического редактора «PAINT», учить копировать, удалять  используя встроенные инструменты графического редактора, способствовать формированию наглядно-образного мышления, творческого рисования.

8

Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы

Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять

Ноябрь

9

Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы

Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять

10-11

Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.

Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения. Закрепление навыков работы с панелью команд

12

Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки»

Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка

13-14

Построение линий и фигур: инструмент «Овал».

 научить использовать фигуру овал, кисть, заливка

15-16

Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России

Формирование представлений о символике России. Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования.

 

Декабрь

17

Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга».

Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора

18

Практическая работа. Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели.

Знакомство с инструментом «кривая линия» и принципами работы. Развитие знаний об обитателях морей и океанов

19

Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь.

Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint, усвоение прие­мов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования.

20

Практическая работа «Геометрические фигуры»

Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint усвоение приемов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования.

21-22

Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.

Классификация геометрических фигур по заданному признаку.

23

Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность

24

Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность

 

Январь

25

Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность

26

Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт»

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность

27-28

Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в страну безопасных дорог.

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность

29

Рисунок «Поле ромашек». Маленький художник

Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире.

30

Создание композиции «Домик»

Продолжать работу с программой Paint, продолжить создавать и перемещать геометрические объекты.

31

Раскрасим черно-белый мир. Рисование фигуры Колобка с использованием фигуры

«Эллипс».

Знакомить детей с инструментом «Заливка» и научить использовать для закрашивания замкнутых фигур.

32

Раскрасим черно-белый мир. Рисование воздушных шариков с использованием фигуры

«Эллипс»

Повторять пройденный материал, продолжать знакомить с программой Paint

Февраль

33

Творческая работа детей

Рисунок «Мой ночной город »

Умение заливать страницу , пользоваться фигурами-«Звезды», «Линии»

34

Ящичек с инструментами

Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: прямая линия, кривая, эллипс, заливка, многоугольник, кисть, карандаш, распылитель, прямоугольное выделение, Рисование соприкасающихся кругов.

35-36

Натюрморт

Продолжать знакомить с разными способами заливки. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка.

37

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Многоэтажный дом»

Научить моделировать рисунок встроенными средствами Paint, способствовать формированию навыков конструирования

38

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Поезд».

Учить создавать простейший рисунок, используя инструмент «Выделение пря­моугольной области»

39

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Светофор».

Закреплять навык моделирования в среде графического редактора, составлении це­лого из частей.

40

Я рисую сам. Творческая работа по желанию детей

Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера.

 

Март

41

Рисунок на тему «Весенняя фантазия»

Учить использовать знакомые ранее инструменты, создавать композицию, выби­рать цвета, передавать в картине настроение

42-43

Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Лабиринт».

Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность.

44

День и ночь - сутки прочь. Рисуем «Ночной пейзаж»

Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint, усвоение прие­мов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования.

45

Открытка для мамы.

Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты.

46

Рисование «Ковер с узорами».

Учить использовать сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования, а также проведения прямых линий.

47

Рисунок «Цветы для мамы». Работа а программе Paint

Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты.

48

Домик для скворца.

Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты.

 

Апрель

49

Творческая мастерская: рисунок по выбору детей

Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты.

50

Пейзаж «Весна идет, весне дорогу!»

Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты.

51

Рисунок «Морской пейзаж»

 Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия

52

Творческая работа по желанию детей.

Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера.

53-54

До свиданье, компьютерный класс!

Я рисую сам!!

Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера.

55

Принтер: назначение и устройство.

Познакомить с понятием «Принтер», его назначением и возможностями

56

Лунтик. Подготовка к школе.

Продолжаем знакомиться с игрой, учить внимательно, слушать и выполнять задания, тренировать детей в счете до 10.

 

Май

57-58

Лунтик. Подготовка к школе.

Продолжаем знакомиться с игрой, учить внимательно, слушать и выполнять задания, тренировать детей в счете до 10.

59-61

Трое из Простоквашино. Дядя Федор учится рисовать

Продолжать знакомство с развивающей компьютерной игрой, учить внимательнослушать и выполнять задания.

62

Мониторинг

Диагностика знаний и умений

64

Любимые игры

Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы


2.2. Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение- характеристика

Имеется: 4 компьютера (рабочих мест детей) на базе процессоров, оборудованных устройствами чтения/записи на сменные носители FDD и CD-R(RW),.. Наличие доступа в Интернет.

  • 4 ПК,
  • мультимедийный проектор, экран
  • принтер «Conan »
  • принтер «Epson»
  • 4 компьютерных стола,
  • 4 компьютерных кресла,
  • шкаф для пособий,
  • полка для дисков,
  • созданамедиатека детских компьютерных игр и заданий
  • картотеки зрительных и пальчиковых гимнастик.

На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, единая локальная сеть и выход в интернет.

2.3. Формы аттестации

Творческая работа, выставка, конкурс.

2.4. Методические материалы

Формы организации занятий

Групповой и индивидуальный способ организации образовательного процесса.

1 этап - подготовительный.

Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия.

Период подготовки к компьютерной игре идёт через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справится с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

2 этап – основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребёнка за компьютером.

3 этап – заключительный.

  • провести релаксацию зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз)
  • мышечного напряжения (физминутки, комплекс физических упражнений).

Методы и приемы обучения

В программе «Путешествие в компьютерный мир» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический, а так же интерактивный.

Занятия проводятся по подгруппам, 2 раза в неделю во второй половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия 25 минут.

Помещение проветривается после каждого занятия.

Программа построена на следующих основных принципах:

  1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий, и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

  1. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

  1. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

  1. Принцип индивидуального подхода к детям:

Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности.

  1. Принцип сознательности и активности детей в усвоении

знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, роль ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

  1. Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека.

В результате изучения курса дети знают:

- название и функции основных частей компьютера;

- правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе

умеют:

- использовать в работе клавиатуру и «мышь»;

-воспринимать и анализировать информацию с экрана;

- осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом редакторе «Paint»;

- находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;

- ориентироваться во времени и пространстве;

- составлять целое из предложенных частей;

- осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

 

 

 

 

 

2.5. Список литературы

 

  1. . Дошколенок + компьютер : перспективно - тематическое планирование.
    Конспекты занятий с детьми 5-7 лет/Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. - Волгоград :
    Учитель, 2011.
  2. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании  Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011
  3. Основы компьютерной графики / О.А.Левкович и др.//ТетраСистемс - 2005 г, Минск.
  4. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое
    планирование, модели занятий /Л.К. Балабанова. - Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Зылевич И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38.
  6. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет : планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / З.М. Габдуллина. - Волгоград : Учитель, 2011.
  7. Собираем пазлы! Я и моя семья / Носитель информации с программами для ЭВМ.
  8. Волшебные краски для малышей / Носитель информации с программами для ЭВМ.
  9. Волшебная азбука. Как гномы буквы искали /Андрей Усачев - аудиокомпакт- диск формата CD-DA.
  10. Лучшие развивающие игры для детей / аудиокомпакт-диск формата CD-DA.

Интернет -ресурсы

  1. http://pae-alina/narod.ro/
  2. http//children.kulichki.net./
  3. http //clublfastbb.ru/
  4. .htt/www.agakids/ru/games/
  1. KINDER.RU- Крупнейший российский каталог детских ресурсов Сети
  2. Киндерино - Увлекательный сайт о Киндерсюрпризе.
  • Развлекательный детский сайт Интернетёнок