Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»
Утверждаю
Заведующий МДОУ ЦРР
Д/с № 12 «Теремок»
Ю.М.Варламова
_________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Путешествие в компьютерный мир»
Выполнил:
Педагог дополнительного образования
Бордовская А.Б.
2019г.
Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Цель и задачи программы………………………………………………....6
- Содержание программы…………………………………………………..7
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график…………………………………………….15
2.2. Условия реализации программы…………………………………………...25
2.3. Формы аттестации………………………………………………….……….25
2.4. Методические материалы………………………………………………….25
2.5. Список литературы……………………………………………………..…..27
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать, не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Программа разработана на основе программ:
-Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколенок +компьютер»,
-«Перво Лого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
-«Раскраська» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
-А также «Пазлы для всей семьи» и игровые презентации для образования навыков по управлению мышью и клавиатурой.
Занятия проводятся в специально оборудованном компьютерном классе, который соответствует нормам СанПиНа.
Актуальность
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерный мир» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Особенностьпрограммы «Путешествие в компьютерный мир» в том, что предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства.Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, даже дошкольников.
Краткая характеристика обучающихся по программе
В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Объем и срок освоения программы
Программа «Путешествие в компьютерный мир» рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность программы 2 года.
Форма обучения– очная.
Особенности организации образовательного процесса- кружок.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество занятий в год - 200 часов;
Количество занятий в неделю – 25;
Периодичность и продолжительность занятий - проводятся по подгруппам,
ежедневно.
Продолжительность каждого этапа занятия 25 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:обучение детей компьютерной грамотности с использованием современных информационных технологий.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
- формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»;Развивать речь детей, расширять словарный запас и знания об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать конструктивные способности, воображение, тренировать память, внимание.
- Развивать творческое, понятийно-образное, логическое мышление.
- Развивать потребности к познанию.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
- Приобщать детей к сопереживанию, сотрудничеству.
1.3. Содержание программы
Учебно- тематический план 1 года обучения(старшая группа):
Цель:формировать элементарные знания о компьютерной грамотности.
Задачи:знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью.Знакомство с основными программами.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
I."Знакомство. Компьютер и его части" |
||||
1. |
Здравствуй, класс компьютерный |
1 |
|
1 |
2 |
Мониторинг |
|
1 |
1 |
3 |
Правила техники безопасности в компьютерном классе |
1 |
|
1 |
4 |
Правила работы в компьютерном классе. Дидактическая игра «Будь внимательным». |
|
1 |
1 |
5 |
Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера. Развивающая игра «Найди отличия |
|
1 |
1 |
6 |
Наш компьютер верный друг. Устройство «Монитор». Развивающая игра «Раскрась |
|
1 |
1 |
7 |
Наш компьютер верный друг. Устройство «Системный блок». Развивающая игра «Найди отличия». |
|
1 |
1 |
8 |
Наш компьютер верный друг. Манипулятор «Мышь». Развивающая игра «Найди пару» |
|
1 |
1 |
9 |
Мышь» и ее устройство. Развивающая игра «Собери картинку». |
|
1 |
1 |
10 |
«В зоопарке есть зайчишка, у компьютера есть «мышка». Перемещение объектов по экрану мышью. Развивающая игра «Составь картинку». |
|
1 |
1 |
11 |
Средства управления. Клавиатура |
|
1 |
1 |
12 |
Что входит в состав компьютера? Дидактическая игра «Части компьютера» |
|
1 |
1 |
13 |
Рабочий стол. Развивающая игра «Пазлы». |
|
1 |
1 |
14 |
Рабочий стол. Времена года. Игра «Одень куклу по сезону» |
|
1 |
1 |
15 |
Кнопка «Пуск». Развивающая игра «Раскрась». |
|
1 |
1 |
16-18 |
Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок» |
1 |
2 |
3 |
19 |
Введение в понятие «алгоритм». Развивающая игра «Раскрась» |
|
1 |
1 |
20 |
Обобщение по теме |
|
1 |
1 |
|
II.Что я знаю о компьютере и программах. Текстовый редактор «Word» |
|||
21-22 |
Текстовый редактор «Word». В гости к дядюшке Ворд |
1 |
1 |
2 |
23 |
«Word», или Лягушонок на клавиатуре. Развивающая игра «Буквы и звуки» |
|
1 |
1 |
24 |
Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы. Развивающая игра «Раскрась картинку» |
|
1 |
1 |
25 |
Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Развивающая игра «Составь слово» |
|
1 |
1 |
26 |
Маленькие наборщики. Лингвистические игры |
|
1 |
1 |
27 |
Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях |
|
1 |
1 |
28 |
Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия. Развивающая игра «Десять обезьянок» |
|
1 |
1 |
29 |
Практическая работа «Арифметика» |
|
1 |
1 |
30-31 |
Мы с компьютером – друзья |
1 |
1 |
2 |
32-34 |
Я знаю геометрические фигуры. Моделирование. |
1 |
2 |
3 |
35-36 |
Я знаю цвета. Время красок. Дизайн. |
|
2 |
2 |
37-38 |
Композиция из геометрических фигур |
1 |
1 |
2 |
39 |
Рисунок «Солнышко»- Редактор «Word». |
|
1 |
1 |
40 |
Рисунок «День всех влюбленных»- Редактор «Word». |
|
1 |
1 |
41 |
Я - человек. Девочки и мальчики. Цвет вокруг. |
|
1 |
1 |
42 |
Творческая мастерская: рисунок по выбору детей в подарок папе, дедушке, брату.. |
|
1 |
1 |
43-44 |
Закрепление материала о текстовом редакторе «Word». Как хорошо отдохнули у дядюшки Ворда |
1 |
1 |
2 |
|
II.Что я знаю о компьютере и программах. Графический редактор «Paint» |
|||
45 |
Первое знакомство с программой Paint |
|
1 |
1 |
46-47 |
В гостях у тётушки Пэйн, или «веселаярисовалка». Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку» |
1 |
1 |
2 |
48-49 |
Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот» |
1 |
1 |
2 |
50-51 |
Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Цветы». Игра «Составь картинку» |
1 |
1 |
2 |
52 |
Творческая мастерская. Создание рисунка |
|
1 |
1 |
53-54 |
Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели. |
1 |
1 |
2 |
55-56 |
Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи. |
1 |
1 |
2 |
57-58 |
Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака» |
1 |
1 |
2 |
59 |
Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в зимний лес» |
|
1 |
1 |
60 |
Закрепление материала о графическом редакторе «Paint». |
|
1 |
1 |
61 |
Что я знаю о компьютере |
|
1 |
1 |
62 |
Играем с любимыми героями. |
|
1 |
1 |
63 |
Мониторинг |
|
1 |
1 |
64 |
Любимые игры |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
|
|
64 |
В результате изучения курса дети должны
знать:
- название и функции основных частей компьютера;
- правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;
уметь:
- использовать в работе клавиатуру и «мышь»;
- воспринимать и анализировать информацию с экрана;
- осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом операторе «Paint»;
- находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;
- ориентироваться во времени и пространстве;
- составлять целое из предложенных частей;
- осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
Учебно- тематический план 2 года обучения (подготовительная группа):
Цель:продолжить формировать элементарные знания о компьютерной грамотности
Задачи:Элементы компьютерной грамотности. Называть основные элементы компьютера, уметь пользоваться клавишами управления курсором, умение моделировать в программах графического и текстового редактора.
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Мониторинг. |
|
1 |
1 |
2-3 |
Компьютер и его части |
1 |
1 |
2 |
4-5 |
Информация и её носители |
1 |
1 |
2 |
6-7 |
В гостях у тетушки Пэйн, или «PAINT» - Панель инструментов. Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные |
1 |
1 |
2 |
8-9 |
Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы |
1 |
1 |
2 |
10-11 |
Редактирование компьютерного рисунка. Птицы. |
1 |
1 |
2 |
12 |
Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки» |
|
1 |
1 |
13-14 |
Построение линий и фигур: инструмент «Овал». |
1 |
1 |
2 |
15-16 |
Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России |
1 |
1 |
2 |
17 |
Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга». |
|
1 |
1 |
18 |
Практическая работа. Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели. |
|
1 |
1 |
19 |
Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь. |
|
1 |
1 |
20 |
Практическая работа «Геометрические фигуры» |
|
1 |
1 |
21-22 |
Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы. |
1 |
1 |
2 |
23 |
Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить. |
|
1 |
1 |
24-25 |
Моделирование в среде графического редактора. Транспорт. |
1 |
1 |
2 |
26 |
Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт» |
|
1 |
1 |
27-28 |
Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в страну безопасных дорог. |
1 |
1 |
2 |
29 |
Рисунок «Поле ромашек». Маленький художник |
|
1 |
1 |
30 |
Создание композиции «Домик» |
|
1 |
1 |
31 |
Раскрасим черно-белый мир. Рисование фигуры Колобка с использованием фигуры «Эллипс». |
|
1 |
1 |
32 |
Раскрасим черно-белый мир. Рисование воздушных шариков с использованием фигуры «Эллипс» |
|
1 |
1 |
33 |
Творческая работа детей Рисунок «Мой ночной город » |
|
1 |
1 |
34 |
Ящичек с инструментами |
|
1 |
1 |
35-36 |
Натюрморт |
1 |
1 |
2 |
37 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Многоэтажный дом» |
|
1 |
1 |
38 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Поезд». |
|
1 |
1 |
39 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Светофор». |
|
1 |
1 |
40 |
Я рисую сам. Творческая работа по желанию детей |
|
1 |
1 |
41 |
Рисунок на тему «Весенняя фантазия» |
|
1 |
1 |
42-43 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Лабиринт». |
1 |
1 |
2 |
44 |
День и ночь - сутки прочь. Рисуем «Ночной пейзаж» |
|
1 |
1 |
45 |
Открытка для мамы. |
|
1 |
1 |
46 |
Рисование «Ковер с узорами». |
|
1 |
1 |
47 |
Рисунок «Цветы для мамы». Работа а программе Paint |
|
1 |
1 |
48 |
Домик для скворца. |
|
1 |
1 |
49 |
Творческая мастерская: рисунок по выбору детей |
|
1 |
1 |
50 |
Пейзаж «Весна идет, весне дорогу!» |
|
1 |
1 |
51 |
Рисунок «Морской пейзаж» |
|
1 |
1 |
52 |
Творческая работа по желанию детей. |
|
1 |
1 |
53-54 |
До свиданье, компьютерный класс! Я рисую сам!! |
1 |
1 |
2 |
55 |
Принтер: назначение и устройство. |
1 |
|
1 |
56-58 |
Лунтик. Подготовка к школе. |
|
3 |
3 |
59-61 |
Трое из Простоквашино. Дядя Федор учится рисовать |
|
3 |
3 |
62 |
Мониторинг |
|
1 |
1 |
64 |
Любимые игры |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
|
|
64 |
В результате изучения данного курса дети будут:
Знать:
- названия и функции основных частей компьютера;
- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- понятие истинного и ложного высказывания;
- понятие симметрии;
уметь:
- использовать в работе клавиатуру и мышь;
- осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
- называть части компьютера;
- определять истинные и ложные высказывания;
- сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
- находить закономерности в изображении предметов;
- соотносить элементы двух множеств по признаку;
- составлять целое из частей;
- составлять симметричный узор;
- расставлять предметы в определенной последовательности;
- объединять множества.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Первый год обучения (средняя группа)
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание |
|
Октябрь |
|||
1 |
Здравствуй, класс компьютерный |
Правила поведения и техники безопасности, адаптация к компьютерному классу. |
|
2 |
Мониторинг |
Провести тестовые задания |
|
3 |
Правила техники безопасности в компьютерном классе |
Познакомить с техникой безопасности при работе на компьютере, с гимнастикой для глаз. |
|
4 |
Правила работы в компьютерном классе. Дидактическая игра «Будь внимательным». |
Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций |
|
5 |
Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера. Развивающая игра «Найди отличия |
Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? Познакомить с составными частями компьютера. |
|
6 |
Наш компьютер верный друг. Устройство «Монитор». Развивающая игра «Раскрась |
Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации - мышь. |
|
7 |
Наш компьютер верный друг. Устройство «Системный блок». Развивающая игра «Найди отличия». |
Дать понятие системный блок, его назначение. |
|
8 |
Наш компьютер верный друг. Манипулятор «Мышь». Развивающая игра «Найди пару» |
Знакомство с манипулятором «Мышь». Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз, развивать навык работы с «мышью». |
|
Ноябрь |
|
||
9 |
Мышь» и ее устройство. Развивающая игра «Собери картинку». |
Научить выполнять двойной щелчок, перетаскивать элементы с помощью мыши |
|
10 |
«В зоопарке есть зайчишка, у компьютера есть «мышка». Перемещение объектов по экрану мышью. Развивающая игра «Составь картинку». |
Совершенствовать умения владением и управлением «мышкой». Продолжаем учить перетаскивать объекты с помощью мыши. |
|
11 |
Средства управления. Клавиатура |
Знакомство с названием и функцией основных клавиш |
|
12 |
Что входит в состав компьютера? Дидактическая игра «Части компьютера» |
Закрепить с детьми понятие о том, что входит в состав компьютера. Выявить уровень знаний и умений. |
|
13 |
Рабочий стол. Развивающая игра «Пазлы». |
Дать понятие «Рабочий стол», познакомить с его содержанием. |
|
14 |
Рабочий стол. Времена года. Игра «Одень куклу по сезону» |
Знакомство с содержанием рабочего стола. Развитие временных представлений и пространственных ориентиров |
|
15 |
Кнопка «Пуск». Развивающая игра «Раскрась». |
Познакомить с кнопкой «пуск», панелью управления, объяснить принципы работы. |
|
16- |
Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок» |
Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ на рабочем столе. |
|
Декабрь |
|
||
17-18 |
Знакомство с программами. Дидактическая игра «Найди Ярлычок |
Продолжать учить различать ярлычки программ на рабочем столе. развивать навыки владения «мышкой». |
|
19 |
Введение в понятие «алгоритм». Развивающая игра «Раскрась»
|
Познакомить с понятием «алгоритм», объяснить принципы работы. |
|
20 |
Обобщение по теме |
Обсуждение ранее изученного |
|
21-22 |
Текстовый редактор «Word». В гости к дядюшке Ворд |
Обобщение темы «Текстовый редактор «Word». Развитие обобщающих категорий и знаний о различных профессиях |
|
23 |
«Word», или Лягушонок на клавиатуре. Развивающая игра «Буквы и звуки» |
Вставка «Рисунок», «Фигуры».Вставка готовой открытки из файла |
|
24 |
Школа волшебников. Строчные и заглавные буквы. Развивающая игра «Раскрась картинку» |
Рассмотрение вкладки «Фигуры». Выбор фигур, умение перетаскивать мышью, увеличивать и уменьшать размеры фигур
|
|
|
Январь |
|
|
25 |
Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд. Развивающая игра «Составь слово» |
Познакомить с устройством ввода - клавиатурой, учить пользоваться некоторыми кнопками. |
|
26 |
Маленькие наборщики. Лингвистические игры |
Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью», умения действовать по алгоритму |
|
27 |
Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях |
Знакомство с клавишей «Shift». Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста. |
|
28 |
Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия. Развивающая игра «Десять обезьянок» |
Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций |
|
29 |
. Практическая работа «Арифметика» |
Решение простейших арифметических примеров и задач. |
|
30-31 |
Мы с компьютером – друзья |
Закрепление знаний о клавиатуре. Развитие зрительного и слухового восприятия |
|
32 |
Я знаю геометрические фигуры. Моделирование. |
учить создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии. |
|
|
Февраль |
|
|
33-34 |
Я знаю геометрические фигуры. Моделирование. |
учить создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии. |
|
35-36 |
Я знаю цвета. Время красок. Дизайн. |
Умение заливать страницу , пользоваться фигурами-«Звезды», «Линии |
|
37-38 |
Композиция из геометрических фигур |
создавать простейший рисунок, используя геометрические фигуры и линии. |
|
39 |
Рисунок «Солнышко»- Редактор «Word». |
Умение изменять цвет фигуры, линии |
|
40 |
Рисунок «День всех влюбленных»- Редактор «Word». |
Умение создавать фигуру сердца , заливать, увеличивать |
|
Март |
|
||
41 |
Я - человек. Девочки и мальчики. Цвет вокруг. |
Умение создавать фигуру мальчика и девочки из геометрических фигур, заливать, увеличивать |
|
42 |
Творческая мастерская: рисунок по выбору детей в подарок папе, дедушке, брату.. |
Самостоятельная работа. Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера. |
|
43-44 |
Закрепление материала о текстовом редакторе «Word». Как хорошо отдохнули у дядюшки Ворда |
Проверка знаний и умений в даннойпрограмме |
|
45 |
Первое знакомство с программой Paint |
Знакомить детей с программой Paint, с инструментами, представленными в этой программе |
|
46-47 |
В гостях у тётушки Пэйн, или «веселаярисовалка». Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку» |
Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть», эстетического вкуса, творческого воображения |
|
48 |
Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот» |
Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать» |
|
|
Апрель |
|
|
49 |
Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму. Рисунок «Фоторобот» |
Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «ластик», с панелью команд: «файл» - «создать» |
|
50-51 |
Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Цветы». Игра «Составь картинку» |
Знакомство с палитрой, инструментом «заливка». Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире. |
|
52 |
Творческая мастерская. Создание рисунка |
Развитие знаний о растительном и животном мире. Выбор объектов меню и их фиксация на экране |
|
53-54 |
Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели. |
Закрепить знание детей инструментов рабочей панели программы Paint |
|
55-56 |
Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи. |
Закрепить знание детей инструментов рабочей панели программы Paint |
|
57-58 |
Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака» |
Развитие знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона |
|
|
Май |
|
|
59 |
Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в весенний лес» |
Закрепление навыков работы с инструментом «кисть», палитрой. Знакомство с инструментом «Распылитель». Расширение представлений о временах года |
|
60 |
Закрепление материала о графическом редакторе «Paint». |
Закрепить полученные знания о программе «Paint» |
|
61 |
Что я знаю о компьютере |
Закрепить знания о компьютере. |
|
62 |
Играем с любимыми героями. |
Познакомить с разновидностью компьютерных игр, учить детей принимать правильное решение во время игры. |
|
63 |
Мониторинг |
Провести тестовые задания |
|
64 |
Любимые игры |
Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы |
|
Календарный учебный график
2 года обучения (подготовительная группа)
№ п/п |
Тема занятий |
Содержание |
|
Октябрь |
|
1 |
Мониторинг. |
Провести тестовые задания |
2-3 |
Компьютер и его части |
Вспомнить устройства компьютера, Правила техники безопасности |
4-5 |
Информация и её носители |
Исторические сведения о информации. Как она переносится, где хранится. |
6-7 |
В гостях у тетушки Пэйн, или «PAINT» - Панель инструментов. Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные |
Познакомить со средой графического редактора «PAINT», учить копировать, удалять используя встроенные инструменты графического редактора, способствовать формированию наглядно-образного мышления, творческого рисования. |
8 |
Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы |
Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять |
Ноябрь |
||
9 |
Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Зимние подвижные игры и забавы |
Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять |
10-11 |
Редактирование компьютерного рисунка. Птицы. |
Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения. Закрепление навыков работы с панелью команд |
12 |
Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки» |
Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка |
13-14 |
Построение линий и фигур: инструмент «Овал». |
научить использовать фигуру овал, кисть, заливка |
15-16 |
Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Прямоугольник». Символика России |
Формирование представлений о символике России. Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования. |
|
Декабрь |
|
17 |
Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга». |
Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора |
18 |
Практическая работа. Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели. |
Знакомство с инструментом «кривая линия» и принципами работы. Развитие знаний об обитателях морей и океанов |
19 |
Тема: Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь. |
Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint, усвоение приемов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования. |
20 |
Практическая работа «Геометрические фигуры» |
Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint усвоение приемов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования. |
21-22 |
Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы. |
Классификация геометрических фигур по заданному признаку. |
23 |
Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить. |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность |
24 |
Моделирование в среде графического редактора. Транспорт. |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность |
|
Январь |
|
25 |
Моделирование в среде графического редактора. Транспорт. |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность |
26 |
Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт» |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность |
27-28 |
Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в страну безопасных дорог. |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность |
29 |
Рисунок «Поле ромашек». Маленький художник |
Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире. |
30 |
Создание композиции «Домик» |
Продолжать работу с программой Paint, продолжить создавать и перемещать геометрические объекты. |
31 |
Раскрасим черно-белый мир. Рисование фигуры Колобка с использованием фигуры «Эллипс». |
Знакомить детей с инструментом «Заливка» и научить использовать для закрашивания замкнутых фигур. |
32 |
Раскрасим черно-белый мир. Рисование воздушных шариков с использованием фигуры «Эллипс» |
Повторять пройденный материал, продолжать знакомить с программой Paint |
Февраль |
||
33 |
Творческая работа детей Рисунок «Мой ночной город » |
Умение заливать страницу , пользоваться фигурами-«Звезды», «Линии» |
34 |
Ящичек с инструментами |
Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: прямая линия, кривая, эллипс, заливка, многоугольник, кисть, карандаш, распылитель, прямоугольное выделение, Рисование соприкасающихся кругов. |
35-36 |
Натюрморт |
Продолжать знакомить с разными способами заливки. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. |
37 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Многоэтажный дом» |
Научить моделировать рисунок встроенными средствами Paint, способствовать формированию навыков конструирования |
38 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Поезд». |
Учить создавать простейший рисунок, используя инструмент «Выделение прямоугольной области» |
39 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Светофор». |
Закреплять навык моделирования в среде графического редактора, составлении целого из частей. |
40 |
Я рисую сам. Творческая работа по желанию детей |
Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера. |
|
Март |
|
41 |
Рисунок на тему «Весенняя фантазия» |
Учить использовать знакомые ранее инструменты, создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение |
42-43 |
Моделирование в среде графического редактора. Рисунок «Лабиринт». |
Закреплять навык моделирования, развивать творчество, внимательность, самостоятельность. |
44 |
День и ночь - сутки прочь. Рисуем «Ночной пейзаж» |
Проверить знание инструментов рабочей панели программы Paint, усвоение приемов использования сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования. |
45 |
Открытка для мамы. |
Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. |
46 |
Рисование «Ковер с узорами». |
Учить использовать сочетания клавиш для удаления объектов и их копирования, а также проведения прямых линий. |
47 |
Рисунок «Цветы для мамы». Работа а программе Paint |
Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. |
48 |
Домик для скворца. |
Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. |
|
Апрель |
|
49 |
Творческая мастерская: рисунок по выбору детей |
Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. |
50 |
Пейзаж «Весна идет, весне дорогу!» |
Продолжать знакомить с программой PAINT. Закрепить умение использовать инструменты: Эллипс, кисть, распылитель, заливка. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. |
51 |
Рисунок «Морской пейзаж» |
Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия |
52 |
Творческая работа по желанию детей. |
Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера. |
53-54 |
До свиданье, компьютерный класс! Я рисую сам!! |
Проверить уровень усвоения и навык работы с программами компьютера. |
55 |
Принтер: назначение и устройство. |
Познакомить с понятием «Принтер», его назначением и возможностями |
56 |
Лунтик. Подготовка к школе. |
Продолжаем знакомиться с игрой, учить внимательно, слушать и выполнять задания, тренировать детей в счете до 10. |
|
Май |
|
57-58 |
Лунтик. Подготовка к школе. |
Продолжаем знакомиться с игрой, учить внимательно, слушать и выполнять задания, тренировать детей в счете до 10. |
59-61 |
Трое из Простоквашино. Дядя Федор учится рисовать |
Продолжать знакомство с развивающей компьютерной игрой, учить внимательнослушать и выполнять задания. |
62 |
Мониторинг |
Диагностика знаний и умений |
64 |
Любимые игры |
Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы |
2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение- характеристика
Имеется: 4 компьютера (рабочих мест детей) на базе процессоров, оборудованных устройствами чтения/записи на сменные носители FDD и CD-R(RW),.. Наличие доступа в Интернет.
- 4 ПК,
- мультимедийный проектор, экран
- принтер «Conan »
- принтер «Epson»
- 4 компьютерных стола,
- 4 компьютерных кресла,
- шкаф для пособий,
- полка для дисков,
- созданамедиатека детских компьютерных игр и заданий
- картотеки зрительных и пальчиковых гимнастик.
На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, единая локальная сеть и выход в интернет.
2.3. Формы аттестации
Творческая работа, выставка, конкурс.
2.4. Методические материалы
Формы организации занятий
Групповой и индивидуальный способ организации образовательного процесса.
1 этап - подготовительный.
Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия.
Период подготовки к компьютерной игре идёт через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справится с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
2 этап – основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребёнка за компьютером.
3 этап – заключительный.
- провести релаксацию зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз)
- мышечного напряжения (физминутки, комплекс физических упражнений).
Методы и приемы обучения
В программе «Путешествие в компьютерный мир» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический, а так же интерактивный.
Занятия проводятся по подгруппам, 2 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия 25 минут.
Помещение проветривается после каждого занятия.
Программа построена на следующих основных принципах:
- Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
- Принцип воспитывающего обучения.
Обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий, и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
- Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
- Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
- Принцип индивидуального подхода к детям:
Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности.
- Принцип сознательности и активности детей в усвоении
знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, роль ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
- Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека.
В результате изучения курса дети знают:
- название и функции основных частей компьютера;
- правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе
умеют:
- использовать в работе клавиатуру и «мышь»;
-воспринимать и анализировать информацию с экрана;
- осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
- находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;
- ориентироваться во времени и пространстве;
- составлять целое из предложенных частей;
- осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
2.5. Список литературы
- . Дошколенок + компьютер : перспективно - тематическое планирование.
Конспекты занятий с детьми 5-7 лет/Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. - Волгоград :
Учитель, 2011. - Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М.,2011
- Основы компьютерной графики / О.А.Левкович и др.//ТетраСистемс - 2005 г, Минск.
- Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое
планирование, модели занятий /Л.К. Балабанова. - Волгоград: Учитель, 2012. - Зылевич И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38.
- Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет : планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / З.М. Габдуллина. - Волгоград : Учитель, 2011.
- Собираем пазлы! Я и моя семья / Носитель информации с программами для ЭВМ.
- Волшебные краски для малышей / Носитель информации с программами для ЭВМ.
- Волшебная азбука. Как гномы буквы искали /Андрей Усачев - аудиокомпакт- диск формата CD-DA.
- Лучшие развивающие игры для детей / аудиокомпакт-диск формата CD-DA.
Интернет -ресурсы
- http://pae-alina/narod.ro/
- http//children.kulichki.net./
- http //clublfastbb.ru/
- .htt/www.agakids/ru/games/
- KINDER.RU- Крупнейший российский каталог детских ресурсов Сети
- Киндерино - Увлекательный сайт о Киндерсюрпризе.
- Развлекательный детский сайт Интернетёнок